«Концепции развития России»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 05.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Иконка файла материала Кннцепция ГюШю.doc
«Концепции развития России»  Исследовательская деятельность.                                                            Авторская программа Пояснительная записка              Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой человечество   должно   согласовывать   свою   деятельность   с   законами   природы,   изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода   современного   общества   к   устойчивому   развитию   является   экологическое образование.   В   «Концепции   устойчивого   развития   России»   особо   подчеркивается необходимость   формирования   всеми   доступными   средствами   экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации   «Об  охране окружающей   и природной   среды»  и  «Об образовании»   созданы предпосылки   правовой   базы   для   формирования   системы   экологического   образования населения.   «Указ   Президента   Российской   Федерации   по   охране   окружающей   среды   и обеспечению   устойчивого   развития»   (с   учетом   Декларации   Конференции   ООН   по окружающей среде и развитию, подписанной  Россией),  соответствующие постановления Правительства   возводят   экологическое   образование   в   разряд   первостепенных государственных   проблем.   Указанные   документы   подразумевают   создание   в   регионах страны   системы   непрерывного экологического   образования,   первой   ступенью   которой является   дошкольная.   Именно   в   дошкольном   возрасте   закладываются   основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.    Анализ данной ситуации позволил выявить  противоречия  между:   необходимостью   внедрения  системы   непрерывного экологического   образования  в   ДОУ   и   отсутствием   программ   дополнительного образовательный   процесс   образования.  потребностью   образовательной   практики   в   высоком   уровне   экологической компетентности   всех   участников   образовательного   процесса   и   низким   уровнем просвещения педагогов и  родителей по данной теме. В   связи   с   этим   актуальным   представляется   решение  проблемы    ­   необходимости внедрения системы непрерывного экологического образования в образовательный процесс посредством использования дополнительной программа экологической направленности.  В целях решения обозначенной проблемы разработана   рабочая программа экологической направленности   для   воспитанников   старшего   дошкольного   возраста   «Лаборатория природы».    образовательным   Рабочая   программа   по   экологическому   воспитанию   «Лаборатория   природы» построена   в   соответствии   с   принципами   и   подходами,   определёнными   Федеральным государственным     и реализуемыми   образовательными   программами:   содержание   соответствует   основным положениям   возрастной   психологии   и   дошкольной   педагогики,   обеспечивает   единство воспитательных,   развивающих   и   обучающих   целей   и   задач   процесса   образования   детей дошкольного   возраста;   основывается   на   комплексном     построения образовательного   процесса;    предусматривает   решение программных образовательных задач в НОД, а также самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой   дошкольного     образования     стандартом     принципедошкольной   образовательной   организации;   предполагает   построение   образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс программы «Лаборатория природы» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира, помогает воспитаннику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного   отношения   к   миру   природы,   воспитывает   нравственно   и   духовно   зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать   в   созидательной   деятельности   на   благородного   города,   родной   страны   и планеты Земля. В   ходе     изучения   программного   материала   старшие   дошкольники   овладевают основами экологических знаний о природе и обществе, учатся осмысливать элементарные причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном материале   природы   и   культуры   родного   края.   Курс   программы   способствует формированию   у   старших   дошкольников   основ     экологической   грамотности   и соответствующих   компетентностей  ­  умений  проводить  наблюдения  в  природе,  ставить простейшие опыты, соблюдать правила поведения в мире природы   и правила здорового образа жизни.  Гипотеза рабочей программы:   применение рабочей программы экологической направленности   «Лаборатория   природы»,   позволит   повысить   уровень   экологической грамотности,   сформирует   основы   мировоззрения   воспитанников   старшего   дошкольного возраста. Цели   образовательной   деятельности   определены   требованиями   государственной   запросом   родителей   (социальный   заказ), политики   в   области   образования, профессиональными   интересами   педагогов,   накопленным   опытом   и   традициями   МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма». Изучение   курса   «Лаборатория   природы»   направлено   на   достижение   следующих целей: ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: образовательные: ­   дать   обобщенные   представления   о   жизни   животных   и   растений,   их   разнообразии;   о взаимосвязях живой и неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях; ­   учить   овладевать   умениями   ориентироваться   в   мире   физических   явлений   на   основе уточнения   представлений;   организовать   сбор   природного   материала   для   дальнейшей творческой работы с ним; ­ научить детей простейшим правилам поведения в природе; развивающие: ­ развивать внимание, память и мыслительные операции (сравнение, обобщение); ­ развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; ­ развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать    правильные решения по ее улучшению;воспитательные: ­ сформировать у детей чувство ответственности за жизнь животных и растений;  ­   сформировать   понимание   необходимости   охранять   природу,   проявлять   инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой; ­   научить   через   общение   с   природой   видеть   и   любить   ее   красоту   во   всем   проявлении многообразии форм и красок. Ожидаемые результаты:   Исследовательские умения: Приобретение  практических экологических и природоохранительных навыков; Выполнение простейших экологических исследований в условиях ДОУ.   Организационно – пропагандистские умения: Исполнение  практических дел по охране природы; Пропаганда здорового образа жизни.   Поведенческие умения: Формирование умений правильного поведения в природе.  Опознавательные умения: Распознание объектов природы. 5. Воспитанники должны уметь наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями  живых организмов и объяснять увиденное. 6. Воспитанники должны проявлять бережное отношение к живым организмам. 7.  Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление, эмоционально –  волевую сферу. Развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические  проблемы. Принципы   организации   образовательного   процесса,   реализующиеся   в   рабочей программе «Лаборатория природы», таковы:   Принцип единства (все мы являемся частью природы).   Непрерывности   и   системности содержания,   в   котором   материал   располагается   в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.  Развивающего   характера   обучения, основанного   на   детской   активности   в экспериментировании,   решении   проблемных   ситуаций,   усвоении   обобщенных способах действия.  Формирования   способностей: рефлексии,   коммуникативность,   самооценки, экзистенционализма и т. д.  Предоставления   самостоятельности   и   самоопределения в   соответствии   с индивидуальными способностями и интересами.  Рационального   сочетания   разных   видов   деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки.  Обеспечение   психологического   комфорта,   повышенного   внимания   к   здоровью детей, эмоциональную и мотивационную сферу.  Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.  Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).   Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании). Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).   Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь,  в конечном счете, идет  от Солнца  и Земли;  Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).    Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).   Принцип:   непосредственный   опыт   –   лучший   учитель   (чтобы   любить,   лелеять   и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание   и   чувственное   восприятие   воздуха,   воды,   почвы,   растений,   животных, бактерий и других компонентов природы).   Принцип: люби свой родной край, страну (изучайте и любите природу своего края, страны, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью. Основные направления рабочей программы «Лаборатория природы»:  Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются   следующие   формы:   дидактические   игры,   беседы,   путешествия, спектакли,   викторины),   которые   способствуют   более   глубокому   расширению экологических знаний воспитанников.    Познавательно­развлекательное   направление   работы   ставит   целью   знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические игры, игры­ путешествия.   Игровое   направление   предполагает   широкое   и   постоянное использование игровых обучающих ситуаций.   Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими   делами   (практическое   направление   работы)   –   совместные   с родителями   акции   по   озеленению   групповых   комнат,   территории   ДОУ, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.   Исследовательское   направление   работы   осуществляется   в   рамках   следующих мероприятий:   проектной деятельности,   опытов  которые   способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.   Эколого­оздоровительное направление реализуется через регулярные, экскурсии, походы в ближайшее природное окружение, экологические десанты.    Экологическая   безопасность   направление   –   широко   используются   различные ситуации, беседы, проблемные вопросы.  Система работы с детьми в старшей и подготовительной группе:  создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);   совместная деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой», «Насекомые ­ посланники природы», «Сохрани цветок», фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению кормушек для птиц и др.);    выращивание зелени в зимнее ­ весенний период («огород на окне»);   игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;   экология   здоровья  (физическое  здоровье  ­двигательная   активность,  закаливание, социально – нравственное здоровье, духовное здоровье, безопасное здоровье).С.Л.Новоселова,   М.Н.Полякова,   В.А.Петровский, Методологическую основу  рабочей программы составили:  ­концепция   системного   подхода   к   экологическому   воспитанию   старших   дошкольников (А.Г.Асмолов,   Л.П.Стрелкова, Р.М.Чумичева;   Л.В.Моисеева,   С.Н.   Николаева,   З.И.Тимасеева,   С.Д.Дерябо,   В.А.Ясвин, Л.В.Безрукова, П.Г.Саморукова, Е.Ф.Терентьева)  идеи ознакомления дошкольников с природой  (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд,  Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.).  методологическое   обоснование   процесса   экологического   воспитания   (И.Д.   Зверев,   И.Т. Суравегина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева),  теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).