Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
«Концепции развития России»
Исследовательская деятельность.
Авторская программа
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех
людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и
Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой
человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять
потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием
перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое
образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается
необходимость формирования всеми доступными средствами экологического
мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской
Федерации «Об охране окружающей и природной среды» и «Об образовании» созданы
предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования
населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по
окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления
Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах
страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой
является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы
мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
необходимостью внедрения системы непрерывного экологического образования в
ДОУ и отсутствием программ дополнительного
образовательный процесс
образования.
потребностью образовательной практики в высоком уровне экологической
компетентности всех участников образовательного процесса и низким уровнем
просвещения педагогов и родителей по данной теме.
В связи с этим актуальным представляется решение проблемы
необходимости
внедрения системы непрерывного экологического образования в образовательный процесс
посредством использования дополнительной программа экологической направленности. В
целях решения обозначенной проблемы разработана рабочая программа экологической
направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Лаборатория
природы».
образовательным
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Лаборатория природы»
построена в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным
государственным
и
реализуемыми образовательными программами: содержание соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста; основывается на комплексном
построения
образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных
задач в НОД, а также самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой
дошкольного
образования
стандартом
принципедошкольной образовательной организации; предполагает построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,
так и социальное благополучие. Курс программы «Лаборатория природы» представляет
детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого
мира, помогает воспитаннику в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к миру природы, воспитывает нравственно и духовно зрелых,
активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и
участвовать в созидательной деятельности на благородного города, родной страны и
планеты Земля.
В ходе изучения программного материала старшие дошкольники овладевают
основами экологических знаний о природе и обществе, учатся осмысливать элементарные
причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края. Курс программы способствует
формированию у старших дошкольников основ
экологической грамотности и
соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить
простейшие опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и правила здорового
образа жизни.
Гипотеза рабочей программы: применение рабочей программы экологической
направленности «Лаборатория природы», позволит повысить уровень экологической
грамотности, сформирует основы мировоззрения воспитанников старшего дошкольного
возраста.
Цели образовательной деятельности определены требованиями государственной
запросом родителей (социальный заказ),
политики в области образования,
профессиональными интересами педагогов, накопленным опытом и традициями МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма».
Изучение курса «Лаборатория природы» направлено на достижение следующих
целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
образовательные:
дать обобщенные представления о жизни животных и растений, их разнообразии; о
взаимосвязях живой и неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в
неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе
уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей
творческой работы с ним;
научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
развивать внимание, память и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные
решения по ее улучшению;воспитательные:
сформировать у детей чувство ответственности за жизнь животных и растений;
сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу
действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении
многообразии форм и красок.
Ожидаемые результаты:
Исследовательские умения:
Приобретение практических экологических и природоохранительных навыков;
Выполнение простейших экологических исследований в условиях ДОУ.
Организационно – пропагандистские умения:
Исполнение практических дел по охране природы;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе.
Опознавательные умения:
Распознание объектов природы.
5. Воспитанники должны уметь наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями
живых организмов и объяснять увиденное.
6. Воспитанники должны проявлять бережное отношение к живым организмам.
7. Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление, эмоционально –
волевую сферу. Развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические
проблемы.
Принципы организации образовательного процесса, реализующиеся в рабочей
программе «Лаборатория природы», таковы:
Принцип единства (все мы являемся частью природы).
Непрерывности и системности содержания, в котором материал располагается в
последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в
экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных
способах действия.
Формирования способностей: рефлексии,
коммуникативность,
самооценки,
экзистенционализма и т. д.
Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с
индивидуальными способностями и интересами.
Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные,
двигательные, эмоциональные нагрузки.
Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью
детей, эмоциональную и мотивационную сферу.
Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный,
чем другие).
Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с
природой, а не в ее завоевании). Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по
крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого
права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его
потенциального использования в будущем).
Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или
будем иметь, в конечном счете, идет от Солнца и Земли; Земля без нас может
существовать, а мы без нее – нет).
Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по
крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).
Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и
понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное
познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных,
бактерий и других компонентов природы).
Принцип: люби свой родной край, страну (изучайте и любите природу своего края,
страны, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью.
Основные направления рабочей программы «Лаборатория природы»:
Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий
(используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия,
спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению
экологических знаний воспитанников.
Познавательноразвлекательное направление работы ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека
на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические игры, игры
путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное
использование игровых обучающих ситуаций.
Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с
практическими делами (практическое направление работы) – совместные с
родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ,
оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек,
способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих
мероприятий: проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию
мышления, анализу полученных результатов.
Экологооздоровительное направление реализуется через регулярные, экскурсии,
походы в ближайшее природное окружение, экологические десанты.
Экологическая безопасность направление – широко используются различные
ситуации, беседы, проблемные вопросы.
Система работы с детьми в старшей и подготовительной группе:
создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
совместная деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Накормим птиц
зимой», «Насекомые посланники природы», «Сохрани цветок», фотоальбомы по
группам «Жизнь в солнечной стране», акции по очистке и озеленению территории
ДОУ, изготовлению кормушек для птиц и др.);
выращивание зелени в зимнее весенний период («огород на окне»);
игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
экология здоровья (физическое здоровье двигательная активность, закаливание,
социально – нравственное здоровье, духовное здоровье, безопасное здоровье).С.Л.Новоселова,
М.Н.Полякова,
В.А.Петровский,
Методологическую основу рабочей программы составили:
концепция системного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников
(А.Г.Асмолов,
Л.П.Стрелкова,
Р.М.Чумичева; Л.В.Моисеева, С.Н. Николаева, З.И.Тимасеева, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин,
Л.В.Безрукова, П.Г.Саморукова, Е.Ф.Терентьева)
идеи ознакомления дошкольников с природой (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А.
М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
методологическое обоснование процесса экологического воспитания (И.Д. Зверев, И.Т.
Суравегина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева),
теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).