Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ: И. о. руководителя БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.С. Метелёва _________________ 2019 год |
Коррекционно-развивающая
программа
для детей с синдромом Дауна
«Ступени солнечных детей»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов
Большие Уки
2019 г.
Содержание программы
1. |
Пояснительная записка |
3 - 9 |
2. |
Содержание программы |
10-14 |
3. |
Календарно – тематический план |
15 - 23 |
4. |
Список использованной литературы |
24-25 |
5. |
Приложение |
26-27 |
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей.
Синдром Дауна обусловлен наличием лишней хромосомы в 21 паре - она переходит в первую клетку плода либо из сперматозоида, либо из яйцеклетки. В норме количество хромосом в каждой клетке нашего тела равно 46. При нарушении расхождения 21-й пары хромосом, у ребенка появляется третья 21-я хромосома.
У детей с синдромом Дауна выражено отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики.
Проблемы со зрением у 60-70%. Многие дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, могут использовать их для прохождения учебной программы.
Проблемы со слухом, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.
Проблемы с развитием речи. (Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи
· меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
· пробелы в освоении грамматических конструкций;
· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
· трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения, меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей.
Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие дети.
В формировании способности к рассуждению дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую.
Память характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят.
Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.
У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность.
Большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.
Однако для таких детей существует все-таки необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию - в том числе и в профессиональной среде.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают.
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна «Ступени солнечных детей», предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна «Ступени солнечных детей», должна удовлетворять как потребности самого малыша, так и возможности его семьи.
Данная коррекционно-развивающая программа «Ступени солнечных детей» разработана для детей с синдром Дауна, в возрасте от 0 до 17 лет.
Продолжительность реализации коррекционно-развивающий программы «Ступени солнечных детей» разработанной для детей с синдром Дауна зависит от индивидуальных потребностей ребенка, продолжительностью не менее 12 месяцев. Длительность индивидуальных и групповых занятий для детей проводятся по коррекционно-развивающей программе «Ступени солнечных детей» разработанной для детей с синдром Дауна, примерно 1 раз в месяц, по 20-30 минут.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий – фронтальные и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в освоении коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии ребенка, его социальную адаптацию.
Цели программы
1. Создание благоприятных условий для оптимизации психического и физического развития детей с синдромом Дауна.
2. Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка.
3. Социализация детей с синдромом Дауна.
Задачи
1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия.
2. Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна.
3. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком.
4. Отслеживание динамики развития детей с синдромом Дауна.
5. Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка.
6. Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна.
7. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса.
8. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Кадровое обеспечение
1. Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.
2. Куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.
3. Помощник по исполнению программы – специалист по социальной работе с детьми-инвалидами.
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.
Критерии эффективности программы
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей с синдромом Дауна.
Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Ожидаемый результат программы
У детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий формируются навыки самообслуживания.
Формируются умения различать и называть предметы одежды и обуви (носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Учатся шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Пальчиковые игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, развивают воображение. Сюжетно-тематические занятия по рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи. Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. С детьми, трудности которых после проведения курса скорректированы недостаточно, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.
Содержание программы
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов специалистов, они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Синдром Дауна – тяжелая генетическая аномалия. По статистике, один младенец из 700-800 появляется на свет с этим отклонением, с одной лишней хромосомой. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» – настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания – как со стороны семьи, так и всего общества.
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих направлений индивидуальной программы развития:
1 блок программы: - диагностический: На этом этапе проводится комплексная диагностика.
2 блок программы: связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.
Познавательное развитие: Сенсорное воспитание. Формирование мышления. Формирование элементарных количественных представлений. Ознакомление с окружающим. Развитие речи. Формирование деятельности. Обучение игре.
Изобразительная деятельность: Лепка. Аппликация. Рисование. Конструирование.
3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.
Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Работа с родителями:
В программе предусмотрены не только совместные детско–родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
1. повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3. активизации коммуникаций в семье.
Работа с ребенком синдромом Дауна:
1. Развитие интеллектуальных способностей через спеицально организованные занятия.
2. Оптимизация учебной деятельности ребенка с синдромом Дауна посредством сопровождения.
3. Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.
При проведении любого вида диагностики психолог соблюдает следующие принципы:
1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка: принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения. Стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.
2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.
3. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Педагог-психолог берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
4. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это родителей.
5. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.
6. Принцип не нанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому ребенку, который подвергается обследованию.
7. Принцип объективности: выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.
8. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для ребенка.
Для психодиагностики ребенка с синдромом Дауна используется комплекс психодиагностических методик:
Направления развития |
Диагностические методики |
||
Интеллектуальное развитие |
|||
Сформированность знаний об окружающем мире. Исследование зрительной памяти. |
Методики Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. |
||
Изучение особенностей установления причинно - следственных связей. |
Методика «Последовательные картинки» С.Д. Забранная (3-4 года), Н.Я. Семаго, Н.М. Семаго (4-6 лет). |
||
Выявление уровня развития зрительно-моторной координации. |
Методика «Графическая деятельность» О.В. Конаплева, А.Ю. Меньшутина |
||
Уровень развития мышления. |
Методика работы с разрезными картинками. С.Д. Забранная |
||
Выявление умения анализировать и сравнивать изображения. |
Методика «Найди пару» Е.А. Стребелева |
||
Определение объема непосредственной образной памяти. |
Методика Анкета «Наблюдение за поведением ребенка» А.Романова (3-4 года) Методика «10 картинок для запоминания» Т.Д. Мартенковская (4-5 лет) Методика «10 предметов» Т.Д. Мартенковская (5-6 лет) |
||
Развитие мелкой моторики. |
Методика «Соедини точки» О.В. Коноплева, А.Ю. Меньшутина (4-6 лет) |
||
Особенности развития внимания. |
Методика «Найди отличия» Черемошкина Л.В. (4-6 лет) |
||
Особенности развития памяти. |
Методика нахождения недостающих деталей» Д. Векслер (4-6 лет) Н.Я Семаго, М.М. Семаго (4-6 лет). |
||
Сформированность Пространственных представлений. |
Методика «Простые невербальные аналогии» Н.Я Семаго, М.М. Семаго. |
||
Эмоционально-волевая сфера |
|||
Наблюдение за поведением ребенка в группе. |
Карта наблюдения (Е.Г. Юдин). |
||
Эмоциональное состояние ребёнка. |
Модификация цветового теста М.Люшера, методика «Поезд» |
||
Выявление понимания детьми эмоциональных состояний по мимике. |
Методика С.Д. Забрамной, О.В. Боровик |
||
Исследование тревожности ребенка по отношению к жизненным ситуациям общения с другими людьми. |
«Детский тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) |
||
|
|
||
Итоговый результат: У детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий формируются навыки самообслуживания.
Формируются умения различать и называть предметы одежды и обуви (носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Учатся шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Пальчиковые игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, развивают воображение. Сюжетно-тематические занятия по рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи. Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. С детьми, трудности которых после проведения курса скорректированы недостаточно, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Календарно – тематический план
Образовательная область |
Направления коррекционно-развивающей работы |
Задачи |
Физическое развитие |
1. Развитие крупной моторики. 2. Развитие мелкой моторики рук. |
1. Формировать у ребенка специфические навыки в действиях рук – захват предметов пальцами (или сыпучих материалов) указательным типом хватания. 2. Развивать у ребенка зрительно-двигательную координацию. 3. Формировать у ребенка навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений. 4. Формировать у ребенка умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. 5. Формировать у ребенка графические навыки. 6. Воспитывать у ребенка оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений. 7. Учить ребенка выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции. 8. Формировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, формировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности. |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Я – сам. 2. Я и другие. 3. Я и окружающий мир. |
1. Формировать у ребенка способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями). 2. Продолжать формировать у ребенка представления о себе и о своей семье. 3. Продолжать формировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах. 4. Учить узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях. 5. Учить выделять и называть основные части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы). 6. Учить показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы. 7. Учить определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают. 8. Формировать у ребенка адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п. 9. Учить наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. 10. Учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним. 11. Формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними. 12. Учить слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер. |
Познавательное развитие |
1. Сенсорное воспитание. 2. Развитие познавательных процессов: мышление, формирование количественных представлений, развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия. 3. Ознакомление с окружающим. |
1. Учить дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов. 2. Учить выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков. 3. Формировать у ребенка образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства. 4. Продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание при решении практических или игровых задач. 5. Формировать у ребенка целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах. 6. Создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой). 7. Учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация). |
Речевое развитие |
1. Развитие речевого дыхания. 2. Развитие артикуляционного аппарата. 3. Развитие активного словаря. 4. Вызывание звука. |
1. Развитие слухового внимания и восприятия. 2. Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие. 3. Развитие понимания речи. 4. Развивать понимания речи: понимание конкретных слов (жестов) и обиходных выражений; понимание однословного предложения; понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»; понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием; понимание двухсловного предложения. 5. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. 6. Формировать направленность к собеседнику и речевую позу. 7. Формировать целостное речевое движение. 8. Развивать жестикуляцию. 9. Формирование подвижности органов речи. 10. Формировать голос. 11. Формировать речевой выдох. 12. Развивать подвижность органов речи. 13. Развитие элементарных произносительных навыков. 14. Формирование экспрессивной речи. 15. Накопление пассивного словаря. 16. Развитие неречевых психических функций. 17. Развитие общей и мелкой моторики. |
Художественно-эстетическое развитие |
1. Восприятие художественной литературы. 2. Развитие методами арт-терапии. 3. Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации и др. |
1. Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним. 2. Закреплять умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание. 3. Приобщать к рассматриванию иллюстраций в книгах. 4. Продолжать учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек. 5. Вызывать голосовые реакции при чтении художественных произведений, добиваться звукоподражаний. 6. Рисование. Продолжать учить наносить отпечатки на листе бумаги с помощью своих пальчиков и ладошек; держать в руке карандаш, фломастер, кисточку; самостоятельно рисовать (чиркать). Учить наблюдать за действиями взрослого при рисовании. 7. Лепка. Воспитывать интерес к лепке. 8. Закреплять знания о свойствах пластилина: мягкий, можно отделять куски лепить из него. 9. Обучать разнообразным приёмам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и шлёпанье. 10. Учить рисовать пластилином на основе: надавливать указательным пальцем на пластилин, размазывать его прикрепляя к основе. 11. Учить внимательно слушать музыкальные произведения и мелодии, исполняющиеся на различных инструментах. 12. Формировать эмоциональное общение ребенка со взрослым, развивать предпосылки к общению со сверстниками. 13. Знакомить с различным характером музыки – марш, колыбельная, отражая его в движении. 14. Развивать умение извлекать звуки из музыкальных инструментов - колокольчика, барабана, погремушки. 15. Учить получать положительные эмоции в процессе музыкальной и театрализованной деятельности |
Список использованной литературы
1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. - Мурманск, 2004г.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб. :Издательство «Союз», 2001.
3. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
7. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. - Спб.: КАРО, 2005.
8. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. - 40 с.
9. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.
10. Нестерова Г. Ф., Безух С. М., Волкова А. Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. — СПб.: Речь, 2006. — 120 с.
11. О детях с синдромом Дауна http://downsyndrome.at.ua/publ/3-1-0-80
12. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна http://www.ksrpn.org/article_
13. Синдро́м Да́уна Http://ru.wikipedia.org/wiki
14. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
15. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
16. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
17. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. нн-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.
Приложение 1
Диагностический минимум на обследование детей 5-8 лет без органических нарушений в психофизическом развитии
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Просим Вас внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы.
Анкетирование проводится с целью повышения эффективности работы с семьей.
1. Ф.И.О. мамы, возраст………………………………………………………………
папы, возраст…………………………………………………………
2. Имя ребенка, возраст……………………………………………………………….
3. Есть ли еще дети в семье?………………………возраст………………………….
4. Образование мамы………………………………………………………………….
папы…………………………………………………………
Занимаемая должность……………………………………………………………..
5. Читаете ли вы книги, журналы на тему воспитания детей?
ДА ИНОГДА НЕТ
6. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
ДА ИНОГДА НЕТ
7. Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Семья………………………………………………………………………………….
Социальная среда…………………………………………………………………….
Детский сад…………………………………………………………………………..
8. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить:
ДА НЕТ НЕЗНАЮ
9. Приходится ли Вам наказывать ребенка?
ЧАСТО ИНОГДА НЕТ
10. Какие меры поощрения Вы используете?………………………………………...
…………………………………………………………………………………………..
11. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
ДА…………………………………………………………………………………….
НЕТ……………………………………………………………………………………
НЕ СОВСЕМ……………………………………………………………………………
12. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку, чем и как занимается с ним…………………………………………………………………………………..
13. Каким бы Вы хотели видеть будущего ребенка?……………………………………………………………………….
14. Есть ли у Вас пожелания и предложения относительно воспитания Вашего ребенка в детском саду?……………………………………………………………………………….
15. Какие сведения о своем ребенке Вы хотели бы указать дополнительно?……..
…………………………………………………………………………………………...
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
10 баллов |
– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек., назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. |
8-9 баллов |
– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек. |
6-7 баллов |
– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. |
4-5 баллов |
– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек. |
2-3 балла |
– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек. |
0-1 балл |
– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.