Коррекционно-развивающая программа психических процессов для детей младшего дошкольного возраста
Цель программы: развитие познавательных процессов младших дошкольников.
Задача программы:
формировать позитивные отношения;
развивать произвольное внимание и скорость реакции;
совершенствовать развитие мелкой моторики руки;
повышать уровень развития памяти, логического мышления, восприятия.
На наш взгляд, особого внимания со стороны практических психологов ДОУ требует развитие познавательной сферы детей. Поэтому была разработана коррекционно-развивающая программа, которая состоит из 12 занятий, продолжительность которых обусловлена возрастными особенностями детей.
Содержание программы строится на основе развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Задачи программы:
формировать позитивные отношения;
развивать произвольное внимание и скорость реакции;
совершенствовать развитие мелкой моторики руки;
повышать уровень развития памяти, логического мышления, восприятия.
Содержание программы: занятия проводятся в игровой форме, с использованием развивающих игр и упражнений.
Организация занятий: занятия проводятся с группой детей младшего дошкольного возраста, два раза в неделю, по 10-15 мин.
Каждое занятие состоит из 3 этапов:
Организационный этап:
создание эмоционального настроя в группе;
привлечение внимания детей.
Практический этап:
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), мелкой моторики руки;
обработка полученных навыков на практике.
Рефлексивный этап:
обобщение полученных знаний;
подведение итогов занятия.
Занятие психолога №1 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, умение классифицировать предметы, развивать дружеские отношения.
Материал: полоски из черного картона: широкая и узкая, изображение моркови: 4 больших и маленьких; узкие полоски разных цветов, круги тех же цветов; рисунки.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Дети становятся в круг и здороваются.
Доброе утро, солнце приветливое!
Доброе утро, небо голубое!
Доброе утро, в небе птицы!
Доброе утро тебе и мне
Этап II. Практический. Упражнение «Воздушные шарики»
Цель: научить детей классифицировать предметы по цвету, развить внимание.
Детям предлагается «привязать»
шарики, чтобы они не улетели, к ниточкам соответствующего цвета (синий шарик
«привязать» к синей ниточке и т.д.). Шарики можно приклеить, тогда получится
аппликация.
Упражнение «Посади морковку»
Цель: классифицировать предметы по размеру, развивать внимание.
Детям предлагается помочь зайчику посадить морковку. Большую морковку нужно разместить на широкой грядке, а маленькую - на маленькой.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Пальцы делают зарядку
(три ритмических хлопка в ладоши)
Чтобы меньше уставать
(сжимать и разжимать кулачки)
А потом они в альбомах
(трясем ручками в воздухе)
Будут снова рисовать
(хлопаем в ладоши)
Упражнение «Веселые картинки»
Цель: развивать внимание и мелкую моторику.
Детям предлагается составить рисунок, разрезанный на несколько частей, и рассказать, что получилось.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №2 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать внимание и скорость реакции, мышление, мелкую моторику дошкольников.
Материал: 3 маленьких и больших зайчонка и дома для них по размеру, цветные гномы и карточки с цветными предметами.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Дети становятся в круг и здороваются.
Этап II. Практический. Упражнение «Предметы для гномов»
Цель: развивать мышление, внимание.
Детям необходимо разложить карточки с цветными предметами для гномов соответствующего цвета.
Упражнение «Найди домик»
Цель: развивать мышление, внимание.
Детям предлагается найти зайчику избушку по размеру. Маленьким зайчикам - маленькие домики, большим - большие.
Пальчиковая гимнастика «Пчелка»
Выровнять указательный палец правой руки и делать им круговые движения. Затем выполнить то же упражнение указательным пальцем левой руки.
К цветочкам летит -
Жужжит: «Жу-жу-жу»
А как зовут - не скажу!
Упражнение «Карлики и великаны»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Дети стоят в кругу, психолог подает команды: «карлики» или «великаны». Когда они слышат «карлики» то приседают, а когда «великаны» то подпрыгивают.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №3 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: закрепить цвета, развивать внимание и скорость реакции, мелкую моторику, умение анализировать и классифицировать, развивать дружеские отношения.
Материал: цветные фишки (зеленые, желтые, красные), бланк с предметами на обобщение и лабиринт.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения
Дети становятся в круг и здороваются (Занятие 1)
Этап II. Практический. Упражнение «Лабиринт»
Цель: развивать мелкую моторику, внимание и мышление.
Психолог предлагает детям помочь зайчику добраться к друзьям.
Упражнение «Лишний предмет»
Цель: развивать произвольное внимание, умение анализировать и классифицировать предметы.
На рисунке четыре предмета, из которых три в значительной степени похожи друг на друга, и только один отличается, от других. Детям необходимо найти лишний предмет и выделить его рамкой или зачеркнуть.
Пальчиковая гимнастика «Орешек»
Психолог кладет орешки в ладони детей и предлагает сжимать и разжимать кулачки.
Этот орешек - фантазер
Он замечательный массажер
Узорчатый бочек.
Развивает кулачок
Крепко ты его сдави
Свою силу прояви.
Упражнение «Движения по цвету»
Цель: закрепить цвета, развивать внимание и скорость реакции.
Психолог показывает цветные фишки, а дети выполняют соответствующие движения, а именно: зеленая фишка - хлопают в ладоши, красная – тихо, как мышки сидят, желтая - топают ногами.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №4 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, зрительную и слуховую память, развивать дружеские отношения.
Материал: 8-10 игрушек хорошо знакомых детям, бланк, карточки с различными изображениями.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Давайте вместе поздороваемся
Добрый день
Дружно и весело все скажем
Добрый день
Влево вправо повернитесь
Друг другу улыбнитесь
Дружно скажем
Добрый день
Этап II. Практический. Упражнение «Волшебная котомка»
Цель: развивать зрительную и слуховую память, произвольное запоминание и воспроизведение.
Психолог вынимает поочередно из сумки игрушки, дети их называют, рассказывают об их назначении. Психолог дает возможность рассмотреть все игрушки, выставленные в ряд. После этого он предлагает детям по очереди назвать одну игрушку, которая находится в сумке, рассказать, как с ней можно играть.
Упражнение «Грибочки»
Цель: развивать память, внимание и мелкую моторику.
Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунок, обвести все грибочки на поляне.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Взрослый помогает детям составить прямые ладони, прижатые друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Следует выгибать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостиком.
Рыбка маленькая по реке плывет,
Рыбка маленькая хвостиком бьет.
Упражнение «Найди пару»
Цель: развивать память, внимание.
Детям раздаются карточки с различными изображениями. Им нужно среди других картинок, разложенных на столе, найти такие же картинки, какие они получили.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №5 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов младших дошкольников начало.
Цель: развивать дружеские отношения, мышление, зрительное и слуховое внимание, память, скорость реакции, мелкую моторику.
Материал: бланк с бусами, изображения овощей, фруктов, рисунок сада и огорода.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
(Занятие 1)
Этап II. Практический. Упражнение «И в саду, и в огороде»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам, формировать обобщающие понятия.
Психолог предлагает детям разместить плоды по своим местам: фрукты на деревья в саду, овощи на грядки.
Упражнение «Раскрась бусы для куклы»
Цель: развивать внимание и мелкую моторику.
Детям предлагается раскрасить бусы для куклы по образцу: большие бусы - в зеленый цвет, а маленькие - в желтый.
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Психолог помогает детям сжимать и разжимать пальцы рук за текстом стихотворения.
Пальцы в прятки все играли,
Вот так, вот так.
В кулачки все спрятались,
Вот так, вот так.
Упражнение «Съедобное - не съедобное»
Цель: развивать слуховое внимание, память и скорость реакции.
Психолог называет какие-нибудь предметы, дети, когда слышат съедобное, должны хлопать в ладоши, а когда не съедобное, то сидеть тихо.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить что они делали на занятии.
Прощание
Занятие психолога №6 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов младших дошкольников начало.
Цель: развивать дружеские отношения, умение классифицировать предметы, развивать внимание и мелкую моторику.
Материал: изображение леса, реки, неба, небольшие силуэты животных, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), карточки с изображениями предметов.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
(Занятие 1)
Этап II. Практический. Упражнение «Кто живет»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам, формировать обобщающие понятия.
Психолог предлагает детям разместить обитателей леса, неба, и реки по домам.
Упражнение «Подбери фигуру»
Цель: классифицировать предметы, развивать внимание.
Психолог спрашивает детей, какие они видят геометрические фигуры. Затем предлагает подобрать нужные картинки для фигурок.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Психолог помогает детям поставить пальчики на поверхность стола и помогает детям «шагать» пальчиками, имитируя движения паучка.
Упражнение «Зеркало»
Цель: развивать внимание.
Психолог выбирает ведущего, представляется что он пришел в магазин, где много зеркал. Ведущий, который стоит в центре полукруга, показывает движения, а «зеркала» сразу же повторяют их. В роли ведущего могут побывать все желающие дети.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Занятие психолога №7 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать внимание, мышление, память и мелкую моторику, дружеские отношения.
Материал: карточки с большими и маленькими изображениями, бланк с чашечками, рисунок с овощами и фруктами для раскрашивания.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Этап II. Практический. Упражнение «Загадка»
Цель: развивать мышление и память.
Детям предлагается вспомнить какого цвета бывают фрукты и овощи, и раскрасить только овощи в нужный цвет.
Упражнение «Чашечка»
Цель: развивать внимание.
Психолог предлагает детям рассмотреть чашечку, которая нарисована в квадратике, найти ее среди других и обвести также в квадрат.
Пальчиковая гимнастика «Цветочек»
Психолог помогает детям ладошками сделать слой снега. Затем создать руками цветок, дальше цветок раскрывает лепестки.
Под снегом цветочек растет,
Ему снег водичку принесет.
Лучик солнца прикоснется-
И цветочек улыбнется.
Упражнение «Большой и малый»
Цель: развивать внимание и мышление.
Детям предлагается отделить карточки с большими изображениями от маленьких.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №8 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать дружеские отношения, внимание, память, мышление, мелкую моторику и скорость реакции.
Материал: карточки с изображениями животных их дитяток, изображение зайчика с гостинцами, солнышко и облачко.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Этап II. Практический. Упражнение «Чьи малыши»
Цель: развивать память, мышление и внимание.
Психолог предлагает дошкольникам рассмотреть картинки с животными, и найти их детенышей.
Упражнение «Гостинцы для кролика»
Цель: развивать память и мышление.
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунок, найти и зачеркнуть подарки для зайчика.
Пальчиковая гимнастика «На море»
Дети объединяют обе ладони вместе и выполняют волнообразные движения, имитируя плывущую рыбку, меняя направление и положение рук.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Упражнение «Солнышко и облака»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Дети стоят в кругу. Когда психолог показывает солнышко они бегают, играют, а когда облако то приседают.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №9 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать дружеские отношения, мышление, память, мелкую моторику, внимание.
Материал: колокольчик, бланк с овощами и фруктами для раскрашивания, картинки с изображением животных и едой.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Этап II. Практический. Упражнение «Кто что ест»
Цель: развивать память и мышление.
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с животными и найти кто, что любит есть.
Упражнение «Загадка-2»
Цель: развивать мышление и память.
Детям предлагается вспомнить, какого цвета бывают фрукты и овощи. И раскрасить фрукты в нужный цвет.
Пальчиковая гимнастика «Белочка»
Психолог читает стихотворение, а дети загибают по очереди пальчики на руке, начиная с большого.
Белка еще и торгует немного,
Продает она орешки:
Воробью, синичке,
Зайчику ушастому.
Кому - в клюв,
Кому - в лапку,
Кому - в карман.
Упражнение «Зеваки»
Цель: развивать внимание.
Дети идут по кругу. По сигналу колокольчика, они разворачиваются, хлопают в ладоши и идут в обратную сторону.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №10 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать дружеские отношения, внимание, восприятие, память, мелкую моторики и скорость реакции.
Материал: игрушки, аудиозапись с различными звуками.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Этап II. Практический. Упражнение «Угадай и найди»
Цель: развивать внимание, восприятие, память.
Психолог рассказывает об игрушках, предметах, которые лежат на столе. Детям нужно найти игрушку или предмет, о котором шла речь.
Упражнение «Что слышно»
Цель: развивать память, умение сосредотачиваться.
Психолог включает аудиозаписи, и предлагает детям ответить, что они услышали.
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Психолог помогает детям сжимать и разжимать пальцы рук за текстом стихотворения.
Пальцы в прятки все играли,
Вот так, вот так.
В кулачки все спрятались,
Вот так, вот так.
Упражнение «Ухо-нос»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Когда дети слышат слово «нос» они берутся за него, а когда «ухо» - то за ухо.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №9 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать дружеские отношения, мышление, память, мелкую моторику, внимание.
Материал: колокольчик, бланк с овощами и фруктами для раскрашивания, картинки с изображением животных и едой.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Этап II. Практический. Упражнение «Кто что ест»
Цель: развивать память и мышление.
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с животными и найти кто, что любит есть.
Упражнение «Загадка-2»
Цель: развивать мышление и память.
Детям предлагается вспомнить, какого цвета бывают фрукты и овощи. И раскрасить фрукты в нужный цвет.
Пальчиковая гимнастика «Белочка»
Психолог читает стихотворение, а дети загибают по очереди пальчики на руке, начиная с большого.
Белка еще и торгует немного,
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Зайчику ушастому.
Кому - в клюв,
Кому - в лапку,
Кому - в карман.
Упражнение «Зеваки»
Цель: развивать внимание.
Дети идут по кругу. По сигналу колокольчика, они разворачиваются, хлопают в ладоши и идут в обратную сторону.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг,
хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Занятие психолога №10 программы развития познавательных процессов у младших дошкольников
Цель: развивать дружеские отношения, внимание, восприятие, память, мелкую моторики и скорость реакции.
Материал: игрушки, аудиозапись с различными звуками.
Ход занятия психолога
Этап I. Организационный. Упражнение «Приветствие»
Цель: развивать дружеские отношения.
Этап II. Практический.
Упражнение «Угадай и найди»
Цель: развивать внимание, восприятие, память.
Психолог рассказывает об игрушках, предметах, которые лежат на столе. Детям нужно найти игрушку или предмет, о котором шла речь.
Упражнение «Что слышно»
Цель: развивать память, умение сосредотачиваться.
Психолог включает аудиозаписи, и предлагает детям ответить, что они услышали.
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Психолог помогает детям сжимать и разжимать пальцы рук за текстом стихотворения.
Пальцы в прятки все играли,
Вот так, вот так.
В кулачки все спрятались,
Вот так, вот так.
Упражнение «Ухо-нос»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Когда дети слышат слово «нос» они берутся за него, а когда «ухо» - то за ухо.
Этап III. Рефлексивный
Психолог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии.
Прощание
Дети становятся в круг хлопают в ладоши и говорят вместе: «До свидания!»
Литература:
1. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – изд. 6-е – Ростов н/Д: Феникс,2008
2. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / А.Е. Кузнецова. – М.: ДОМ ХХІ век, РИПОЛ класик,2011
3. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет / Кружева Н.Ю., Вораева Н.В., Тузаэва А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
4. Пальчиковые игры для детей/ Т. Кислинская, Издательство: Питер, 2013
5. Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет/Новиковская О.,Издательство: М., СПб.: АСТ, Сова, 2009
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.