Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Оценка 4.7

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл—5 кл
04.08.2019
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: "В гостях у сказки" проводится с целью, чтобы дети на примере поступков сказочных героев давали определения понятиям "хорошо", "плохо", "правильный поступок", "не правильный поступок". На данных примерах основывается беседа-рассуждение с детьми о поведении и социализации в обществе.
Бударина Наталия Геннадиевна.docx
Коррекционно­развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка...........................................................................................2 Структура занятия:.................................................................................................7 3. Подведение итога занятия.............................................................................18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................................19 Пояснительная записка.                                              Сегодня со всех трибун с тревогой звучит тема национальной культуры. Нельзя быть равнодушным к их истокам­ национальной культуре, особенно 2 русской культуре, пребывающей в некоторой степени кризисе. Где как не в сказке мы знакомимся с жизнью и традициями русского народа. Актуальность  занятия   опирается   на   необходимость   воспитывать ребенка   в   традициях   народа,   сообщают   ему   основанное   на   духовно­ нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.   Сказка   любима   не   только   детьми,   но   и   взрослыми,   которые   в детстве слушали сказки. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему   основанное   на   духовно­нравственных   народных   воззрениях   видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного   мира   ребенка   неоценима.   Строятся   эти   сказки   по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в   жизни   и   годовым   церковным   кругом.   Русский   народ   бережно   хранил   и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен,   он   утончает   и   возвышает   душу   слушающих.   Недаром   такие ценители   русского   слова,   как   А.   С.   Пушкин,   М.   Ю.   Лермонтов,   В.   А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа. В   наш   век   духовного   обнищания   сказка,   как   и   другие   ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому   способствуют   современные   издатели   книг   и   создатели   детских мультфильмов,   искажающих   первоначальный   смысл   сказки,   превращающих сказочное действие из нравственно­поучительного в чисто развлекательное. Русские   народные   сказки   преподносят  детям   поэтический  и  многогранный 3 образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же,   предлагая   свою   трактовку,   навязывают   определенные   образы,   которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в   воспитании   внуков.   Бабушки­сказительницы   незаменимы   в   детстве,   они являются   соединяющим   звеном   поколений   и   традиций.   Именно   они, столкнувшись   в   жизни   со   многими   трудностями   и   испытаниями,   глубже понимают   смысл   сказок   и,   рассказывая   их   внукам,   передают   им   и   свою частицу   жизненного   опыта.   Через   сказку   старшее   поколение   учит   детство строить жизнь по законам добра и красоты Народные сказки воспитывают ребенка   в   традициях   народа,   сообщают   ему   основанное   на   духовно­ нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценим. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:   Наглядный   метод   (мультимедийная   презентация,   картинки   с изображением персонажей, рисунки детей, выставка книг)   Наглядно­практический   метод   (творческие   упражнения   –   чтение отрывков из сказки)   Словесный метод (рассказ­сопровождение для презентации)   Прием эмоциональной заинтересованности    Игровой прием (считалка, игра­физминутка)  По   содержанию   занятие   является   интегрированным,   так   как   части занятия   объединены   знаниями   из   нескольких   областей.   Решение   задач осуществляется через такие образовательные области:   социализация   коммуникация   здоровье   познание  4 Применение   инновационных   технологий   –   использование   ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия   у   детей   поддерживалась   мотивация.   Поэтапно   происходит   смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.  В   ходе   подготовки   данного   занятия   проводилась   предварительная работа с детьми:   Чтение, рассказывание русских народных сказок.   Рассматривание иллюстраций к сказкам   Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.   Проведение   дидактических   игр:   «Узнай   сказку   по   картинкам»,   «Из какой сказки герой»    Заучивание загадок. Занятие   состоит   из   этапов,   к   каждому   из   которых   даются   четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время   занятия   дети   смотрят   мультимедийную   презентацию   со   слайдами сказочных   персонажей.   На   занятии   прослеживается   реализация   личностно­ ориентированной   модели.   Воспитатель   проявляет   умение   признавать   и принимать   личность   детей,   учитывать   их   точку   зрения,   чувства,   эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.  После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение   детьми   программных   задач,   проводит   рефлексию   деятельности   и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.   Требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся  ощутить красоту родного языка; 5 знать и понимать нормы морали;   выработать навыки культуры поведения;  знать истоки русской народной культуры;  знать традиционные духовно­нравственные ценности русского народа;  уметь занять себя интересным делом. Степень   сложности   занятия   (в   том   числе   для   данной   группы): средняя степень сложности для данной возрастной группы.  Тема занятия: «В гостях у сказки».  Цель   занятия:  привить   интерес   и   любовь   к   устному   народному творчеству; вспоминать и закреплять знания о названиях, авторах и героях сказок; организовать досуг детей. Задачи занятия:  Обучающие:   Закрепить знания о названиях, авторах и героях сказок. Развивающие:   Развить   мышление,   память,   связную   речь,   творческое   воображение, выразительность   речи,   движений,   использую   актерские   средства (перевоплощение в героев).  Способствовать   развитию   познавательной   активности   и   устойчивого интереса у школьников к чтению, умение соотносить иллюстрацию со сказкой. Воспитательные:   Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности.   Воспитать культуру речи, речевого этикета в общении. Тип учебного занятия: комбинированный.  Методы обучения.  Для   достижения   цели   данного   занятия   использовались   следующие методы:  6  Объяснительные–иллюстративные:   рассказ,   беседа,   компьютерная презентация.  Частично­поисковые методы: выполнения заданий.  Материально ­ техническое оснащение  1. Учебное оборудование – мебель.  2. Технические (цифровые) средства обучения – персональный компьютер. 3. Наглядный материал – карточки, маски­шапочки, книги, сборники. Форма   организации   работы:  индивидуальная,   фронтальная, дифференцированная. Термины и понятия: сказочница, зачин, концовка. Ожидаемые результаты занятия. 1. Предметные   результаты:   знакомство   обучающихся   с   многообразием сказок, с их построением сюжета.  2. Мета предметные результаты: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  3. Личностные   результаты:   развитие   самоконтроля.   Потребность   к самоорганизации: усидчивость. Развитие уважения к друг друга.                                               Структура занятия: Основные структурные части занятия. (Общая длительность занятия 40 мин.).  1. Вводная, организационная часть (5 мин.)   Приветствие:  Педагог: Здравствуйте, ребята.  Кто на все вопросы нам ответит? 7 Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга –лучший спутник наш и друг!  Педагог: К сегодняшнему занятию вы принесли различные книги сказок. Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте рассмотрим их, с некоторыми мы уже знакомы, а с некоторыми мы еще будем знакомится. Сказка – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. Сказки очень   поэтичны,   поучительны.   Жизнь   без   сказок   трудно   представить.   Они рассказывают   о   добрых   и   злых   поступках,   развивают   фантазию   и воображение. 2. Основная часть (33 мин).   Введение нового образовательного материала  Педагог:   Все   вы   любите   сказки.   Их   вам   в   детстве   рассказывали бабушки,   мамы.   А   вы   знаете,   что   сказки   появились   очень   давно?   Они создавались   самим   народом.   Один   певец   или   рассказчик,   напевая   сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что­то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль  ­ А как вы думаете, чему учат сказки? ­Ответы детей ­Да,   ребята,   сказки   учат   быть   добрыми,   послушными,   умными   и трудолюбивыми.  Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней..." Продолжите (намек, добрым молодцам урок) 8 —  Молодцы,  а  теперь   ответьте   на   вопрос:   «Как   называют   человека, который рассказывает сказки?»  ­ Сказочник, сказочница.          ­   С чего начинается сказка? ­  Сказка начинается с зачина.           ­  Какие вы знаете зачины? Зачин  Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.  Есть   на   свете   люди   хорошие,  есть   и   похуже,   есть   и   такие,  которые своего братца не стыдятся.  Жил­был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.  В некотором царстве, в некотором государстве…  Жил­был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки. Просмотр зачина — Как называется конец сказки? — Конец сказки называется концовка — Какие вы знаете концовки? Концовка  Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.  Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.  …стали жить­поживать и добра наживать, лиха избывать.  И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.  Здесь и сказке конец, а кто слушал — молодец.  Тем сказке конец, а мне мёду корец.  Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.  И стали они жить дружно, в любви и согласии. 9  И   стал   они   жить­поживать   да   добра   наживать.   Поехали   в   своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят. Просмотр концовки — А сейчас ребята, вы покажите, как вы знаете сказки.  Практическая часть  – А сейчас, ребята, мы с вами будем проверять знания зачинов, сюжетов и концовок. Итак, наше занятие. Работа по карточкам Найдите   зачин,   сюжет   и   концовку   (детям   раздаются   разрезанные карточки   сказок).   Дети   работают   самостоятельно,   называют   собранную сказку, называют зачин и концовку. Кратко пересказывают сказку. – Молодцы ребята, с заданием справились все. – Переходим к следующему заданию Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут. Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей! Узнай сказку (презентация) 1. Трое их живёт в избушке, В ней три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки 10 Кто герои этой сказки? (Три медведя) 2. Колотил, да колотил По тарелке носом Ничего не проглотил, И остался с носом (Лиса и журавль) 3. На сметане мешён На окошке стужён. У него румяный бок, Кто же это? (Колобок) 4. Достался я младшему из братьев, В отличье от своих собратьев Ношу я сапоги на лапах И с перьями большую шляпу Я великана одолел Его я в прямом смысле съел (Кот в сапогах) 5. Петьку, братца украла лиса,  Тащит за горы, несет за леса. Кот за пропажей бежит, догоняет, Петю спасает, лису прогоняет.  Та убегает, от страха дрожа Вновь Петя и Котик живут не тужа (Кот, лиса и петух) 6. Лес волшебный был кругом На полянке милый дом, Дверь открыта, угощенья на столе стоят 11 И пенье раздается по утрам. Кто живет, скажите там Синеглаза, белолица Братьям гномам как сестрица. Эта сказка всем знакома… (Белоснежка и 7гномов) 7. И на мачеху стирала И горох перебирала По ночам при свечке, А спала у печки. Хороша, как солнышко. Кто же это? … (Золушка) 8. Утащили злые птицы Кроху­братца у сестрицы, Но сестричка хоть мала Все же малыша спасла. Что за птицы в сказке были И кому они служили (Гуси лебеди и баба Яга) — Молодцы ребята, видно по ответам, что вы неплохо знаете сказки. — А теперь подумайте и скажите, какие бывают сказки? (Литературные и народные) — А как различить литературную сказку и народную?  — (Ответы детей)  — Давайте с вами определим какие сказки у нас в списке народные, а какие литературные и назовем авторов. Отгадай­ка (презентация)  12 Соедините название сказки и ее автора. Гуси­лебеди  Алексей Толстой  Золотой ключик  Русская народная сказка Иван царевич и серый волк  Петр Ершов Конек­горбунок Г.­Х. Андерсен Принцесса на горошине  Русская народная сказка  –   Правильно.   Теперь,   когда   я   вижу,   как   хорошо   вы   знаете   сказки, давайте вычеркнем лишних героев, которые потерялись не в своих сказках. Из одной ли мы сказки (презентация) Бременские музыканты (Осел, петух, поросенок) Снежная королева (Кай, Герда, Разбойница) Волшебник изумрудного города (Элли, Страшила, Гингела) Вини­пух и все, все, все (Иа, Пятачок, Филин) Маугли (Шерхан, Багира, Тотошка) Теремок (лягушка, волк, бегемот) Три медведя (Маша, Мишутка, Железный дровосек) Доктор Айболит (Чи­чи, Бармалей, Карабас­Барабас) Верните нас в сказку (презентация) Лягушка со стрелой  – Царевна­ лягушка Золотое яичко  Копеечка пятачок  – Курочка Ряба – Муха­цокотуха 13 Ласточка  Хрустальная туфелька – Дюймовочка – Золушка Алый цветок  Сапоги  – Аленький цветочек – Кот в сапогах Дудочка  Корзинка с подснежниками  – Двенадцать месяцев – Дудочка и кувшинчик Сказочный переполох (презентация) —   Ребята,   перепутались   названия   сказок.   Начался   переполох. Соедините начало и конец названий сказок. Царевна Иван царевич и Крошечка Финист Жар птица и Кощей Три поросенка Хаврошечка лягушка Бессмертный Серый Волк Ясный сокол Василиса­царевна Физкультурная минутка "Сказки" Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко") 14 Посмотрите­ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках) Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу") Мы славна семья козлят Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки") — Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Волшебный сундучок (презентация) Волшебные предметы Назначение предметов Стрела,   клубочек, Показывают направление движения. перышко. Зеркало, волшебная Говорят   правду   и   показывают,   что книга,   золотое   блюдечко   и делается на белом свете. наливное яблочко. Палочка, волосок. Гребешок,   полотенце,  Исполняют желания. Преграждают путь преследователю. 15 платок. Ковер­самолет,   сапоги­  Быстро переносят героя на большое скороходы. расстояние. Кольцо, огниво. Свисток, гусли, рожок. Яйцо, сундук. Молодильные   яблочки.  Вызывают помощников.  Заставляют все вокруг плясать.  Хранят тайны.  Возвращают   здоровье,   молодость, Живая и мертвая вода. Шапка­невидимка. Меч­саморуб,   ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, оживляют мертвых.  Делает героя невидимым. Выполняют работу за героя. дубина. Рубашка. Куколка Защищает, оберегает, Даёт совет, оберегает, помогает. Викторина «Сколько?»   /Двенадцать/ 1. Сколько сказочных героев тянуло репку?/Шесть/ 2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? 3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?  /Четверо/ 4. Сколько козлят похитил волк? 5. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?  /Четыре/ 6. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? / Пять/ 7. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? 8. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? 9. Сколько мартышек составляют длину удава? 10.Сколько лет спала спящая красавица? 11.Сколько лет крокодилу Гене? /Пятьдесят/ /Пять/ /Четверо/ /Шесть/ /Пять/ /Сто/ 3. Закрепление материала. Блиц­опрос (презентация). 16 1. Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки? 2. Кто не влез в теремок? 3. Почему гуси­лебеди унесли братца? 4. Почему выгнала лисичка зайчика из дома? 5. Сколько понадобилось муки, чтобы испечь колобок? 6. Как медведи узнали, что к ним зашёл гость нежданный? 7. Как звали медведей из сказки «Три медведя»? 8. Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать? 9. Из чего была речка, берега которой укрыли сестрицу Аленушку, и братца Иванушку? 10. Как звали волка, который поселился в теремке? 11. Где взяла бабка муки для выпечки колобка? 12. Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме? 13. Кого сначала, а кого потом встретил колобок? 14. Какого цвета была чашка у Мишутки? 15. Кто вспомнит песенку Колобка? 16. Как обманула лиса колобка?    Чтение стихотворения «Сказки гуляют по свету» Ночь, запрягая карету, Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. 17 Мир, озарив чудесами, Сказки летят над лесами На подоконник садятся В окно, как в речку глядятся, Сказки со мною повсюду Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть нам реснички, Вмиг Сивка­Бурка приснится 3. Подведение итога занятия Педагог: Молодцы ребята! Хорошо вы знаете сказки, а значит много читаете.   Наше   путешествие   подходит   к   концу.   Благодаря   сказкам   мы становимся   чувствительней   к   красоте,   учимся   осуждать   зло,   восхищаться добротой. 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникин В.П. «Русская народная сказка» Москва «Просвещение» 2.   Арсенина   Е.Н.   Авторские   сценарии   внеклассных   мероприятий   в начальной школе. Москва «Глобус» 2007г.­222с. 3. Безруких М.М. «Сказка, как источник творческих детей» 4. Жиренко О.Е.   Внеклассные мероприятия. Москва «Вако» 2010г.­ 288с. 1983г 5.  Круглов  Ю.Г. «Русские   народные   сказки»  Москва   «Просвещение» 6. ФесюковаЛ.Б. «Воспитание сказкой» Харьков, 2002г 19

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2019