Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл—5 кл
04.08.2019
Коррекционно-развивающее занятие на тему: "В гостях у сказки" проводится с целью, чтобы дети на примере поступков сказочных героев давали определения понятиям "хорошо", "плохо", "правильный поступок", "не правильный поступок". На данных примерах основывается беседа-рассуждение с детьми о поведении и социализации в обществе.
Бударина Наталия Геннадиевна.docx
Коррекционноразвивающее занятие на тему:
«В гостях у сказки» СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка...........................................................................................2
Структура занятия:.................................................................................................7
3. Подведение итога занятия.............................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................................19
Пояснительная записка.
Сегодня со всех трибун с тревогой звучит тема национальной культуры.
Нельзя быть равнодушным к их истокам национальной культуре, особенно
2 русской культуре, пребывающей в некоторой степени кризисе. Где как не в
сказке мы знакомимся с жизнью и традициями русского народа.
Актуальность занятия опирается на необходимость воспитывать
ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно
нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных
сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка
неоценима. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в
детстве слушали сказки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают
ему основанное на духовнонравственных народных воззрениях видение
жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и
нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по
определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских
людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями
в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и
передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты
сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень
поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие
ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А.
Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители —
И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского
народа.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности
традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом
этому способствуют современные издатели книг и создатели детских
мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих
сказочное действие из нравственнопоучительного в чисто развлекательное.
Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный
3 образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы
же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые
лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально,
что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек
в воспитании внуков. Бабушкисказительницы незаменимы в детстве, они
являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они,
столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже
понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою
частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство
строить жизнь по законам добра и красоты Народные сказки воспитывают
ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно
нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных
сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка
неоценим.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
Наглядный метод (мультимедийная презентация,
картинки с
изображением персонажей, рисунки детей, выставка книг)
Нагляднопрактический метод (творческие упражнения – чтение
отрывков из сказки)
Словесный метод (рассказсопровождение для презентации)
Прием эмоциональной заинтересованности
Игровой прием (считалка, играфизминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части
занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач
осуществляется через такие образовательные области:
социализация
коммуникация
здоровье
познание
4 Применение инновационных технологий – использование ИКТ,
позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего
занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена
видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и
активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей
положительный эмоциональный настрой.
В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная
работа с детьми:
Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Из
какой сказки герой»
Заучивание загадок.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие
инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось
внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во
время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию со слайдами
сказочных персонажей. На занятии прослеживается реализация личностно
ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и
принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции,
налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность,
освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и
намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.
Требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся
ощутить красоту родного языка;
5 знать и понимать нормы морали;
выработать навыки культуры поведения;
знать истоки русской народной культуры;
знать традиционные духовнонравственные ценности русского народа;
уметь занять себя интересным делом.
Степень сложности занятия (в том числе для данной группы):
средняя степень сложности для данной возрастной группы.
Тема занятия: «В гостях у сказки».
Цель занятия: привить интерес и любовь к устному народному
творчеству; вспоминать и закреплять знания о названиях, авторах и героях
сказок; организовать досуг детей.
Задачи занятия:
Обучающие:
Закрепить знания о названиях, авторах и героях сказок.
Развивающие:
Развить мышление, память, связную речь, творческое воображение,
выразительность речи, движений, использую актерские средства
(перевоплощение в героев).
Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого
интереса у школьников к чтению, умение соотносить иллюстрацию со
сказкой.
Воспитательные:
Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности.
Воспитать культуру речи, речевого этикета в общении.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Методы обучения.
Для достижения цели данного занятия использовались следующие
методы:
6 Объяснительные–иллюстративные: рассказ, беседа, компьютерная
презентация.
Частичнопоисковые методы: выполнения заданий.
Материально техническое оснащение
1. Учебное оборудование – мебель.
2. Технические (цифровые) средства обучения – персональный компьютер.
3. Наглядный материал – карточки, маскишапочки, книги, сборники.
Форма организации работы:
индивидуальная,
фронтальная,
дифференцированная.
Термины и понятия: сказочница, зачин, концовка.
Ожидаемые результаты занятия.
1. Предметные результаты: знакомство обучающихся с многообразием
сказок, с их построением сюжета.
2. Мета предметные результаты: формирование умения контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Личностные результаты: развитие самоконтроля. Потребность к
самоорганизации: усидчивость. Развитие уважения к друг друга.
Структура занятия:
Основные структурные части занятия. (Общая длительность занятия 40
мин.).
1. Вводная, организационная часть (5 мин.)
Приветствие:
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Кто на все вопросы нам ответит?
7 Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга –лучший спутник наш и друг!
Педагог: К сегодняшнему занятию вы принесли различные книги сказок.
Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте рассмотрим их,
с некоторыми мы уже знакомы, а с некоторыми мы еще будем знакомится.
Сказка – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. Сказки
очень поэтичны, поучительны. Жизнь без сказок трудно представить. Они
рассказывают о добрых и злых поступках, развивают фантазию и
воображение.
2. Основная часть (33 мин).
Введение нового образовательного материала
Педагог: Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали
бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они
создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку,
передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял чтото свое. Если
сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста».
Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку
народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В
каждой народной сказке содержится мудрая мысль
А как вы думаете, чему учат сказки?
Ответы детей
Да, ребята, сказки учат быть добрыми, послушными, умными и
трудолюбивыми. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка — ложь,
да в ней..." Продолжите (намек, добрым молодцам урок)
8 — Молодцы, а теперь ответьте на вопрос: «Как называют человека,
который рассказывает сказки?»
Сказочник, сказочница.
С чего начинается сказка?
Сказка начинается с зачина.
Какие вы знаете зачины?
Зачин
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые
своего братца не стыдятся.
Жилбыл старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жилбыл крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.
Просмотр зачина
— Как называется конец сказки?
— Конец сказки называется концовка
— Какие вы знаете концовки?
Концовка
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе
сытно было.
…стали житьпоживать и добра наживать, лиха избывать.
И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.
Здесь и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Тем сказке конец, а мне мёду корец.
Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством
до глубокой старости.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
9 И стал они житьпоживать да добра наживать. Поехали в своё
государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир
был такой, что и теперь помнят.
Просмотр концовки
— А сейчас ребята, вы покажите, как вы знаете сказки.
Практическая часть
– А сейчас, ребята, мы с вами будем проверять знания зачинов, сюжетов
и концовок. Итак, наше занятие.
Работа по карточкам
Найдите зачин, сюжет и концовку (детям раздаются разрезанные
карточки сказок). Дети работают самостоятельно, называют собранную
сказку, называют зачин и концовку. Кратко пересказывают сказку.
– Молодцы ребята, с заданием справились все.
– Переходим к следующему заданию
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Узнай сказку (презентация)
1. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
10 Кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. Колотил, да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил,
И остался с носом (Лиса и журавль)
3. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
4. Достался я младшему из братьев,
В отличье от своих собратьев
Ношу я сапоги на лапах
И с перьями большую шляпу
Я великана одолел
Его я в прямом смысле съел (Кот в сапогах)
5. Петьку, братца украла лиса,
Тащит за горы, несет за леса.
Кот за пропажей бежит, догоняет,
Петю спасает, лису прогоняет.
Та убегает, от страха дрожа
Вновь Петя и Котик живут не тужа (Кот, лиса и петух)
6. Лес волшебный был кругом
На полянке милый дом,
Дверь открыта, угощенья на столе стоят
11 И пенье раздается по утрам.
Кто живет, скажите там
Синеглаза, белолица
Братьям гномам как сестрица.
Эта сказка всем знакома… (Белоснежка и 7гномов)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко. Кто же это? … (Золушка)
8. Утащили злые птицы
Крохубратца у сестрицы,
Но сестричка хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили (Гуси лебеди и баба Яга)
— Молодцы ребята, видно по ответам, что вы неплохо знаете сказки.
— А теперь подумайте и скажите, какие бывают сказки? (Литературные
и народные)
— А как различить литературную сказку и народную?
— (Ответы детей)
— Давайте с вами определим какие сказки у нас в списке народные, а
какие литературные и назовем авторов.
Отгадайка (презентация)
12 Соедините название сказки и ее автора.
Гусилебеди
Алексей Толстой
Золотой ключик
Русская народная сказка
Иван царевич и серый волк
Петр Ершов
Конекгорбунок
Г.Х. Андерсен
Принцесса на горошине
Русская народная сказка
– Правильно. Теперь, когда я вижу, как хорошо вы знаете сказки,
давайте вычеркнем лишних героев, которые потерялись не в своих сказках.
Из одной ли мы сказки (презентация)
Бременские музыканты (Осел, петух, поросенок)
Снежная королева (Кай, Герда, Разбойница)
Волшебник изумрудного города (Элли, Страшила, Гингела)
Винипух и все, все, все (Иа, Пятачок, Филин)
Маугли (Шерхан, Багира, Тотошка)
Теремок (лягушка, волк, бегемот)
Три медведя (Маша, Мишутка, Железный дровосек)
Доктор Айболит (Чичи, Бармалей, КарабасБарабас)
Верните нас в сказку (презентация)
Лягушка со стрелой
– Царевна лягушка
Золотое яичко
Копеечка пятачок
– Курочка Ряба
– Мухацокотуха
13 Ласточка
Хрустальная туфелька
– Дюймовочка
– Золушка
Алый цветок
Сапоги
– Аленький цветочек
– Кот в сапогах
Дудочка
Корзинка с подснежниками – Двенадцать месяцев
– Дудочка и кувшинчик
Сказочный переполох (презентация)
— Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох.
Соедините начало и конец названий сказок.
Царевна
Иван царевич и
Крошечка
Финист
Жар птица и
Кощей
Три
поросенка
Хаврошечка
лягушка
Бессмертный
Серый Волк
Ясный сокол
Василисацаревна
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
14 Посмотритека, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками
обоих рук показывают "рожки")
— Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно
должны быть чудеса и волшебные предметы.
Волшебный сундучок (презентация)
Волшебные предметы
Назначение предметов
Стрела,
клубочек,
Показывают направление движения.
перышко.
Зеркало, волшебная
Говорят правду и показывают, что
книга, золотое блюдечко и
делается на белом свете.
наливное яблочко.
Палочка, волосок.
Гребешок,
полотенце,
Исполняют желания.
Преграждают путь преследователю.
15 платок.
Коверсамолет, сапоги
Быстро переносят героя на большое
скороходы.
расстояние.
Кольцо, огниво.
Свисток, гусли, рожок.
Яйцо, сундук.
Молодильные яблочки.
Вызывают помощников.
Заставляют все вокруг плясать.
Хранят тайны.
Возвращают здоровье, молодость,
Живая и мертвая вода.
Шапканевидимка.
Мечсаморуб,
ведра,
печь, чудесные пяльцы, игла,
оживляют мертвых.
Делает героя невидимым.
Выполняют работу за героя.
дубина.
Рубашка.
Куколка
Защищает, оберегает,
Даёт совет, оберегает, помогает.
Викторина «Сколько?»
/Двенадцать/
1. Сколько сказочных героев тянуло репку?/Шесть/
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?
3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? /Четверо/
4. Сколько козлят похитил волк?
5. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? /Четыре/
6. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? / Пять/
7. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?
8. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?
9. Сколько мартышек составляют длину удава?
10.Сколько лет спала спящая красавица?
11.Сколько лет крокодилу Гене?
/Пятьдесят/
/Пять/
/Четверо/
/Шесть/
/Пять/
/Сто/
3. Закрепление материала.
Блицопрос (презентация).
16 1. Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?
2. Кто не влез в теремок?
3. Почему гусилебеди унесли братца?
4. Почему выгнала лисичка зайчика из дома?
5. Сколько понадобилось муки, чтобы испечь колобок?
6. Как медведи узнали, что к ним зашёл гость нежданный?
7. Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
8. Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?
9. Из чего была речка, берега которой укрыли сестрицу Аленушку, и
братца Иванушку?
10. Как звали волка, который поселился в теремке?
11. Где взяла бабка муки для выпечки колобка?
12. Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме?
13. Кого сначала, а кого потом встретил колобок?
14. Какого цвета была чашка у Мишутки?
15. Кто вспомнит песенку Колобка?
16. Как обманула лиса колобка?
Чтение стихотворения «Сказки гуляют по свету»
Ночь, запрягая карету,
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
17 Мир, озарив чудесами,
Сказки летят над лесами
На подоконник садятся
В окно, как в речку глядятся,
Сказки со мною повсюду
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть нам реснички,
Вмиг СивкаБурка приснится
3. Подведение итога занятия
Педагог: Молодцы ребята! Хорошо вы знаете сказки, а значит много
читаете. Наше путешествие подходит к концу. Благодаря сказкам мы
становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться
добротой.
18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В.П. «Русская народная сказка» Москва «Просвещение»
2. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в
начальной школе. Москва «Глобус» 2007г.222с.
3. Безруких М.М. «Сказка, как источник творческих детей»
4. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. Москва «Вако» 2010г.
288с.
1983г
5. Круглов Ю.Г. «Русские народные сказки» Москва «Просвещение»
6. ФесюковаЛ.Б. «Воспитание сказкой» Харьков, 2002г
19
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В гостях у сказки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.