родина наша -село Судунтуй находится в агинском районе забайкальского края. составила путеводитель по наиболее интересным, овеянным легендами и преданиями местам моей малой родины. надеюсь понравится кому-нибудь. можете приехать в наши места, путешествовать, увидеть наскальные рисунки - петроглифы, полюбоваться природой местности.много рассказов и фото о красоте Судунтуя
Судунтуй.docx
Родина, родничок, Россия, росинка… Слова связаны с чистым светом,
надеждой, верой и любовью, с местом, где я родился и живу. Это – село
Судунтуй в Агинском районе.
Село называется «Судунтуй» по названию растения «hудэн», что в
переводе на русский «кровохлебка». Это растение используют как
болеутоляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее средство.
Легенда гласит, что царевна Балжин хатан (родоначальница агинских бурят)
после кровопролитных стычек с китайцами часть своих раненых сородичей
направляла в наши места на лечение…
Судунтуй – село, расположенное на территории Агинского района, в 50
километрах к югозападу от районного центра. История села начинается с 20
х годов, когда был организован ТОЗ «Улан Батор». Первые члены ТОЗов
перекочевали со своими юртами в долину реки Судунтуй, своеобразную
лощину, защищенной от розы ветров. В далеком 1923 году была открыта
начальная школа в избе местного богача. В дальнейшем ТОЗ был
реорганизован в колхоз «Социализм», куда вошли члены артели им. Доржиева
и ТОЗа. Когда начальная школа стала семилетней, сюда потянулись для
получения образования учащиеся близлежащих сел: ЦоктоХангила, Гунэя,
Кункура, Будулана. В 1937 году было перевезено из Гунэя дацанское
строение, из чего была построена школа, интернат, где должны были
проживать учащиеся близлежащих сел. В селе за годы советской власти
появились объекты соцкультбыта: Дом культуры на 300 посадочных мест,
средняя школа, новый интернат, детский сад, краеведческий музей, носящий
имя земляка, славного сына бурятского народа Ц. Жамцарано. История
участковой больницы начинается в 1942 году, основателем является
В окрестностях села много
фельдшер РаднаГуро Дугарон.
достопримечательных мест: минеральный источник «Аршан», озера Ехэ, бага
Тоором, Судунтуйские писаницы, расположенные в местности Барун Челутай,
Гэндэн худаг – тоонто Цыбена Жамцарано. Также в центре села возведены мемориальные плиты выдающимся
ученым села: профессору Цыбену Жамцарано и профессору, доктору
биологических наук Намсараеву Баиру Бадмабазаровичу. В местной школе
расположен школьный музей имени Намсарайн БадмаБазар Намсараевича,
учителя, краеведа и журналиста, основателя первого в Аге школьного
литературного кружка «Булаг», где можно ознакомиться с редкими
экспонатами, историей школы и её выпускников. Святые культовые места,
расположенные на западной, и северовосточной сторонах от села
притягивают паломников, верующих.
Спортивный клуб «Алдар» Субурган на минеральном источнике «Аршан»
Когда народ выбирает время для поездки к местному
источнику «Аршан», выбирая погожие деньки, едем к западу
от села примерно 10 километров. Когда приходит время
повернуть на север, подъезжаем к крутому обрывистому подъему. Тот подъем называется Борын хада. Следует
заметить, что у нас в большинстве названия местности
названы именем первого человека, заселившегося в той или
иной местности. Борын хада среди местного населения
получила
известность тем,
что в этих местах
много
разновидностей
змей.
Когда весной в
округе полностью
растает снег, на
этой горе еще
долго
задерживается он. Задерживается он и у так называемых
пещер гигантского змея. Местный краевед, ветеран
педагогического труда Борлой Болотов повел учащихся
летнего профильного лагеря на эту гору, и рассказал, что в
народе успешно лечится кашель коклюш при помощи
применения инея, образующихся при дыхании змей,
находящихся в зимней спячке в этих пещерах. Как писал
другой краевед, журналист и писатель Бадма-Базар
Намсарайн, когда толкаешь острые пики длиной 5-6 метров
в эти ямы, то они легко проникают туда. В проеме зимой
можно было наблюдать насекомых. Чтобы избавиться от
упорного, неисчезающего кашля, люди из окрестных
деревень весной приезжают сюда с путеводителем, забирают
талую воду, поправляют здоровье. Челутайские писаницы (вид сверху) C детства влечет меня в одно из самых живописных, манящих тайной,
мест моей малой родины – Судунтуйские писаницы, расположенном в
местности Нарһан –Хүнхэр, в верховьях реки Хила. Не одно поколение наших
односельчан с приходом теплого времени года приходят, приезжают в это
чудесное место, где древними людьми на скалах оставлены нам для разгадки
причудливые рисунки. Старожилы говорят, что после заката солнца здесь
можно услышать странный гул – будто сотни лошадей проносятся здесь по
правобережной ложбине, а наяву ничего не видать – становится зыбко и
страшно от непонимания тайн и отголосков былых времен. Однажды, будучи в
походе в этих местах, наша учительница перед заходом солнца попыталась
сделать снимки петроглифов. Позже выяснилось, что ничего из этого не
получилось. Так постепенно возрастал интерес к изучению этих сакральных
мест моей родины.
Пролистывая страницы энциклопедий, выяснила, что изучали наши
писаницы видные ученые нашей страны: Алексей Павлович Окладников,
выдающийся советский археолог, изучал их в 1950 и 1965 годах. Затем эту
местность в 1984 году изучал видный археолог Анатолий Иванович Мазин.
Этот объект изучен также местными краеведами Владимиром Гавриловичем
Стрельниковым и Георгием Найдановичем Найдано. Рисунки, по мнению
ученых, представляют мифологический и культовый комплекс.
Среди множества живописных скал на одном останце сохранились
наскальные рисунки древних людей, выполненные красной краской –
кровавиком. Рисунки представляют собой целый комплекс ритуальных
изображений, состоящий из человеческих и животных фигур, а также свыше
«пятен» в виде полос, крестов, штрихов, наконечников стрел и изображения
круга. На нем отчетливо видны также фигуры человека и лосихи. Наскальные рисунки, по предложению Окладникова, относятся к эпохе
бронзы. Вряд ли древний человек отчетливо осознавал ценность того, что он
изображал, хотя очевидно хорошо понимал, зачем это делает. Людям,
отстоящим от тех времен на тысячи лет, неимоверно трудно понять, зачем
древний человек рисовал на скалах. Какой смысл вкладывал в изваяние? Что
это: изображение быта древнего человека, или боги, духи, тотемные предки,
олицетворение сил природы? Для разгадки этих замысловатых рисунков
приступила к изучению литературы по археологии, краеведению. Пролистав
множество книг и брошюр, начала отбирать схожие рисунки и толкования к
ним. Из них сделала следующие выводы:
Человеческие фигурки на скалах должны обозначать обитателей
родовой территории, и самое их ценное состояние – их скот. Оградка –
символическое изображение общины. Не случайно здесь и наличие птиц.
Птица в древности была сопричастна с небом. По моему мнению, на
наскальных рисунках Судунтуя изображена модель Вселенной, где кресты с
палочками обозначают небо, а Земля изображена в виде пятен.
Обожествленное небо является причиной и источником жизни. Ниспосылая универсальное семя подобно дождю, и по прошествии времени возвращая его
назад для нового круга. Эта идея особенно ярко проявляется в новогодних
празднествах, когда человек у обожествляемого неба испрашивает продления,
ниспослания небесной благодати в виде продолжения жизни, здоровья, мира
среди людей, удачной охоты, успехов в промыслах. Мотив испрашивания
обнаруживается во многих календарных промыслах и семейных обрядах
бурят. Например, календарный культ «Обоо», где проводится обряд «далга
абалга» (приманивание счастья и богатства) или «хэшэг хурылха» (получение
небесной благодати). Также до сегодняшнего дня популярен обряд «сасали»
коллективная форма молебствия, заключавшаяся в брызгании и окроплении
молоком, чаем и спиртным. «Сасали», с одной стороны, был самостоятельным
обрядом, с другой – составной частью тайлганов, и устраивались, обычно,
перед охотой, рыбным промыслом, поездкой в дальний путь. Древнейшие
формы испрашивания очень отчетливо видны в петроглифах, где отражена
сцена охоты и испрашивания. Повидимому, древний человек у
обожествляемого неба просит продления, ниспослания небесной благодати в
виде удачной охоты. Уже тогда обожествляемое небо графически
варьировало и в то же время содержало постоянный набор основных
символов. Основа неба – лучистый крест. Представление оживительной
небесной благодати сохранились и в народных верованиях, составляет
ритуалы многих религий и проявляется в окроплениях водой, молоком,
вином, в осыпаниях крупой, бусами, зерном, монетами, конфетти.
По мнению Людмилы Жуковой, всю Вселенную моделирует ритуальный
шаманский столбик «сэргэ», который также изображен на судунтуйских
писаницах. Его куполообразный верхний выступ изображает верхний мир,
дисковидный средний – землю, округлый с небольшим уплощением – нижний
мир. Рядом с сэргэ нарисован круг, который символизирует вечность,
бесконечность. Круг с древнейших времен имеет свое символическое
изображение. Образцом изначального круга служил диск солнца. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца. Центр круга,
от которого равно удалены все точки, является точкой бесконечного
вращения в пространстве и времени. Также округлы бубен шамана и зеркало
«толи». Возле круга расположен еще один знак – «хас». Свастика «хас»
слово, составленное из двух санскритских корней – существительного «благо»
и глагола «быть» или «состоять», т.е. – «благосостояние», «благополучие».
Помоему мнению,этот комплекс петроглифов обозначает «небо»,
«божество». К нему обращаются с просьбами о ниспослании пищи, о ловкой
езде на лошади, о том, чтобы скот плодился, чтобы был мир и покой сердцу.
Вместе «сэргэ» приобретает значение Вселенной.
Также на камне изображен человек с двумя рожками, который
символизирует шамана. Этот человек способен общаться с божеством и
обращаться к нему от имени сородичей. Через шамана небесное божество
осуществляет свои функции дарителя, наблюдателя, судьи и вершителя.
Отсюда следует, что шаман в первую очередь первым жильцом
обожествленного неба, начальная стадия всех последующих форм религии. Из
всего вышесказанного можно прийти к выводу, что судунтуйские писаницы –
свидетельство зарождения шаманизма на территории нашего региона. Легенда о Пудхы батор
C детства влечет меня в одно из самых живописных, манящих тайной,
мест моей малой родины – Судунтуйские писаницы, расположенном в
местности Нарасун –Кункур, в верховьях реки Хила. Не одно поколение
наших односельчан с приходом теплого времени года приходят, приезжают в
это чудесное место, где древними людьми на скалах оставлены нам для
разгадки причудливые рисунки. Старожилы говорят, что после заката солнца
здесь можно услышать странный гул – будто сотни лошадей проносятся здесь
по правобережной ложбине, а наяву ничего не видать – становится зыбко и
страшно от непонимания тайн и отголосков былых времен. Однажды, будучи в
походе в этих местах, наша учительница перед заходом солнца попыталась
сделать снимки петроглифов. Позже выяснилось, что ничего из этого не
получилось. Так постепенно возрастал интерес к изучению этих сакральных
мест моей родины. Стала изучать литературу. Прочитала интересный рассказ поэтессы
ДоржиХанды Цынгуевой «Хуби заяанай эрьесэ» («Круговорот судьбы»). Их
этой книги узнала об удивительной судьбе нашего земляка, силача Пудхы.
Свыше ста лет назад в местности БарунЧелутай, в пади НарасунКункур,
который расположен в 15 километрах от села Судунтуй, жил человек по
имени Пудхы. По какимто своим соображениям, около ста лет назад он
перекочевал в Борзинские земли – местность Шэнэсэтэй Борзя. Жил там со
своей семьей и многочисленной родней как и все люди того времен – бедности
не зная, но и особого изобилия не было. Кормились, ухаживая за пятью
видами скота, но время от времени хозяин уезжал на охоту в ныне святой для
всех агинчан местность Алханай. Уезжал, когда только можно было следить
за следами зверей – то есть после первого снега, а приезжал поздней весной,
ближе к лету, весь оборванный, обовшивевший. Жена батора, немного
поворчав, снимала одежду с него, сжигала на огне, чтобы вошь не
распространилась на других членов семьи. Вынимала из сундука новую
одежду, заставляя одеться. Так почему же он уезжал на охоту, если не мог
застрелить зверя, если домой приезжал с пустыми руками? Легенда гласит,
что он был отличный стрелок, прекрасно охотился, много зверя уничтожал, а
все добытое он раздавал бедным людям. Если поначалу жена и члены семьи
удивлялись его выходкам, то со временем перестали на это обращать
внимания.
Однажды он по какимто своим соображениям вдруг заторопился в
свою родину БарунЧелутай, стал торопливо собираться в дорогу. Когда его
спросили, зачем и куда собирается он, то он ответил, что на родине его очень
ждут, и ему непременно нужно быть там. Хотя никаких приглашений и вестей
из его родины не было, отпустили его навестить свое тоонто (место, где
закопана пуповина человека, считается, что в этой землей человек связан
своей пуповиной навечно). Когда он приехал в Судунтуй, его встретили его
старые друзья, земляки, и рассказали ему о том, что в БарунЧелутае, в месте
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Краеведческий путеводитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.