Краеведение

  • docx
  • 11.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЛХОВСКОЙ ГЭС.docx

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЛХОВСКОЙ ГЭС:

ОТ ЗАМЫСЛА ДО ЗАПУСКА

История создания Волховской гидроэлектростанции начинается с истории волховских порогов. Река Волхов имела большое значение в жизни Волховской земли. В древности по Волхову проходил торговый путь «из варяг в греки», из Балтийского моря к Волге и на Ближний Восток. 

Своё начало Волхов берёт из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Уровень воды в Ильменском озере на 14 метров выше горизонта Ладоги.

Длина реки 224 км.  Две трети пути Волхов проходил спокойно.В нижнем течении  его водам, бегущим под уклон, приходилось преодолевать пороги. Эти пороги были  серьезной угрозой судовладельцам, сплавлявшим по Волхову свои баржи и плоты.

Первые,   Пчевские пороги, расположенные между селениями Пчевой и Городище, тянулись вниз по течению на шесть километров. Глубина фарватера здесь понижалась до 60 см. Вторые, Ладожские (или Петропавловские) пороги, самые опасные. Они брали своё начало у Гостинопольской пристани до Дубовиков на протяжении десяти километров. В некоторых местах глубина уменьшалась до 20 см, а Волхов разделялся на два разобщённых потока. Суда могли пройти только по узкому извилистому проходу. Увлекаемые быстрым течением гружёные баржи мчались по стремнине, уклоняясь от валунов и избегая мели, преодолевая 11 км за 20-25 минут. Перепад реки здесь составлял 9 м. твёрдые породы известняков.   Эти пороги были  серьезной угрозой судовладельцам, сплавлявшим по Волхову свои баржи и плоты. Волховские пороги определили основные занятия жителей близлежащих деревень – Дубовики и села Михаила Архангела. Основная часть мужского населения была лоцманами и бурлаками. 

Подходя к Волховским порогам, купцы нанимали лоцмана из местных жителей, оставляли товар на попечение приказчика, а сами на лошадях по берегу объезжали опасные места.

С давних пор пытались улучшить судоходство на волховских порогах.

Первые попытки по очистке порогов относятся к 1725 г. Но при технической беспомощности борьба с порогами была безрезультатной.  В последующие годы ни один из проектов по улучшению судоходства на Волхове в месте опасных порогов так и не был осуществлен.

В последующие годы появились новые проекты улучшения судоходства на Волхове. Самым крупным был проект инженера Богданова.  Но осуществлен он не был: по тем временам его выполнение требовало огромной суммы расходов. Стоимость работ определялась в 5 млн. руб.

 В конце ХIХ века еред российскими инженерами встала новая задача: кроме улучшения условий судоходства использование водной энергии порогов Волхова.

Первый проект Волховской ГЭС разработал выдающийся русский  инженер-механик Вениамин Фёдорович Добротворский в 1899 году. Его проект предусматривал комплексное решение многолетней проблемы, связанной не только с улучшением судоходства на реке, но и с использованием гидравлической энергии волховских порогов.

Общая рабочая мощность проектируемой ГЭС составила бы 37.476 л.с. Полная стоимость Волховской ГЭС предполагалась в 6.589.600 руб. Намечался трёхлетний срок работ.

Юридические и экономические препятствия не позволили Вениамину Фёдоровичу осуществить свои проекты. Более 20 лет пропагандировал он необходимость сооружения гидроэлектростанций, добивался признания своих идей, но безуспешно.

После В.Ф. Добротворского к идее использования энергии  волховских   порогов обращались и другие ученые.

В начале ХХ в. всестороннюю научную разработку вопроса по использованию энергии Волхова представил Генрих Осипович Графтио - разносторонний специалист в области электроэнергетики, гидростроительства, железнодорожного транспорта.

Работая в министерстве путей сообщения (МПС), Генрих Осипович доказывал необходимость электрификации российских железных дорог и строительства для этой цели гидроэлектростанций. В 1901 г.   Г.О. Графтио несколько месяцев работал в Петербургском округе путей сообщения по вопросу использования гидроэнергии Волхова. Результатом  этой работы Г.О. Графтио     явился его первый проект волховской силовой установки, выполненный в 1902 – 1903 гг.

         Однако правящие круги не заинтересовались этим проектом, как и предыдущим проектом В.Ф. Добротворского.  Мнение о неосуществимости строительства гидроэлектрических станций в России старательно поддерживало иностранное акционерное «Общество электрического освещения 1886 года». Это общество владело значительной частью электростанций, работающих на угле и нефти, и боялось конкуренции более дешевой гидроэлектроэнергии.

 В 1909 г. Г.О.Графтио   прошёл по реке Волхов на служебном пароходе министерства путей сообщения. В поездке он познакомился с бурными волховскими порогами и тяжёлым трудом лоцманов. В это время Генрих Осипович окончательно решил, где наиболее целесообразно строить Волховскую гидроэлектростанцию.

 В 1910-1911 гг. МПС вновь обратилось к идее использования энергии волховских порогов. Была создана особая комиссия, проведены новые изыскания и съёмки Волхова и озера Ильмень и разработан эскизный проект Волховской ГЭС. Полученные данные послужили материалом для последующих проектов шлюзования и использования энергии Волхова. Работами руководил инженер Евгений Александрович Палицын.

Г.О.Графтио принял деятельное участие в начавшихся работах. Он составил свой эскизный проект Волховской ГЭС. От предыдущих он отличался большей продуманностью, инженерным расчётом, привязкой к местности, использованием новых технических открытий. Проект был одобрен Управлением внутренних водных путей сообщения. В 1910 г. Генрих Осипович выступил с докладом в Обществе инженеров-электриков Электротехнического института об использовании реки Волхов и о разработанном им проекте Волховской гидроустановки. Доклад был одобрен, но дело дальше не пошло.

В 1912 г. волховский проект был разработан детально. Е.А. Палицын рассчитал проект плотины и шлюза со всеми гидравлическими расчётами. Г.О. Графтио - здание силовой установки с электромеханическим оборудованием (включая аванкамеру с ледозащитной стенкой и водоспусками), линию передачи в 110.000 вольт и главную понижающую подстанцию в Петербурге.

Он же предложил и расположение  гидросооружений. Замысел Волховской ГЭС отличался высокой технической культурой. По утверждённому проекту река Волхов ниже Петропавловских порогов преграждалась водосливной плотиной. Её продолжением являлось здание станции, примыкавшее к правому берегу реки под углом в 300. Пропуск судов предполагалось осуществлять через однокамерный шлюз на правом берегу, а сброс избыточных вод – через дополнительный водоспуск между нижним краем станции и нижней головой шлюза. Общая  мощность силовой станции планировалась в 60.000 л.с. с применением восьми горизонтальных турбин по 7.500 л.с.

Весь проект был рассмотрен в ряде технических совещаний при Управлении внутренних водных путей МПС и одобрен полностью, за исключением плотины. Она, спроектированная в виде водоспускной со щитовыми отверстиями, заменялась водосливной плотиной.

В 1914 году Г.О. Графтио представил третий эскизный вариант силовой станции на Волхове, сделанный применительно к новым, более мощным одноколёсным вертикальным гидротурбинам мощностью по 10.000 л.с. Но и он не был осуществлён в виду сопротивления иностранных акционерных электрических обществ, владевших паровыми станциями. Для них было не прибыльно снабжение Петербурга дешёвой государственной электроэнергией.

Заново вопрос о строительстве вблизи Петрограда гидросиловой установки поставила  Первая мировая война и связанный с ней усиленный рост военной промышленности.  Из-за недостатка топлива (ввоз английского угля был прекращен, а с перевозками угля Донбасса железная дорога не справлялась) петроградская оборонная промышленность к началу 1917 года дошла до критического состояния. Российское правительство было вынуждено принять решение о строительстве гидростанции на Малой Иматре (Финляндия).  В январе 1917 г. был отпущен кредит в 32 млн. рублей. Однако после событий Февральской революции 1917 г. Финляндия предъявила свои права на использование энергии Иматры. Временное правительство России не смогло достичь соглашения о строительстве гидростанции и остановилось на Волхове, как ближайшем к Петрограду, надёжном источнике гидроэнергии. Общий проект силовой установки Г.О.Графтио был давно готов и обсуждён, поэтому к её сооружению можно было приступить без задержки.

Для подготовки строительства А.Ф. Керенский создал «Комитет по водопадам». Руководителем комитета стал военный инженер Григорий Григорьевич Кривошеин. На межправительственном совещании 1 мая 1917 г. было принято решение о перенесении стройки на Волховские пороги. Средства, ассигнованные для сооружения гидростанции на водопаде Иматра на реке Вуокса в июле 1917 г., были переданы на строительство Волховской ГЭС. Комитет по водопадам, которому было поручено руководство волховским строительством, до октября 1917 г. успел начать лишь заготовку инвентаря и оборудования.

Дальнейшее освоение гидроэнергетических ресурсов России, в том числе, реки Волхов было продолжено уже после Октября 1917 года. Только тогда Г.О. Графтио получил, наконец, возможность претворить в жизнь свои замыслы в области электрификации России.  В январе 1918 года, как вспоминает Г.О. Графтио, Владимир Ильич Ленин попросил дать ему все материалы, относящиеся к проекту сооружения Волховской ГЭС. По просьбе Ленина в срочном порядке, в одну ночь, Г.О. Графтио составил примерную смету строительства этой гидростанции. В.И. Ленин лично следил за ходом подготовки документации для принятия решения Совнаркома о строительстве Волховской ГЭС.

18 марта 1918 г. – важнейший день в истории Волховской ГЭС.  В.И. Ленин участвовал в совместном заседании Электротехнического отдела и Комитета хозяйственной политики ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), посвящённом мероприятиям ВСНХ по электрификации Северного и Центрального промышленных районов.

На совещании шла речь и о возобновлении подготовительных работ по сооружению электростанции мощностью в 60.000 л.с. на Волхове, проект которой был разработан Г.О. Графтио и одобрен Лениным. Во время заседания председатель Совнаркома сформулировал решение: «Волхов строить», «2 – 3 строительных сезона».  А через три месяца Совнарком принял декрет о сооружении Волховской силовой установки и выделил на первоочередные работы свыше 17.000.000 рублей.

 Главным инженером утвержден профессор Г.Г. Кривошеин, его помощниками профессор Г.О. Графтио и инженер А.Д. Горчаков. 

В 1918 году, удалось начать только подготовку к строительству и подбор кадров строителей и инженеров. Учитывая сложную политическую обстановку. Недоверие к власти. Многие именитые профессора-энергетики отказывались от работы на Волховстройке.     

Летом 1919 года для Волховстроя наступило тяжелое время. В мае-сентябре 1919 года на Пулковские высоты наступал Юденич. Значительная часть рабочих Волховстроя пришлось отправить на оборонные работы. Из 1 000 строителей в июле 1919 года к 30 сентября остались 282, ушли многие инженеры и техники.

 Трудоемкие строительные работы будут приостановлены,  будет продолжено изыскание и проектирование.

26 ноября 1919 года Совет Труда и Обороны принял решение о подтверждении военного значения волховских работ и срочном ведении их усиленными темпами.

К 1 мая 1920 года было возведено 89 здания и сооружений, работали 1 052 человека. В течение года в строй вошли железнодорожная ветка, соединяющая строительство с Мурманской ж.д., временная электростанция.

В 1920 году по заданию Ленина была начата работа по составлению знаменитого плана ГОЭЛРО. В марте была утверждена государственная комиссия по электрификации России. На VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 года план был одобрен. Включение Волховстроя в план ГОЭЛРО явилось подтверждением первоочередного значения этой стройки, указывалось, что сооружение электростанции на Волхове включено в число первоочередных работ.

1 января 1920 года – Волховское строительство слито со Свирским под общим руководством главного инженера Свирского строительства.

Такое положение отрицательно скажется на ходе строительных работ.

1 января 1921 года – Волховское строительство выделено в самостоятельную организацию. Главным инженером назначен профессор Г.О. Графтио.

 1921 год – встал вопрос о первоочередном строительстве Волховской или Свирской ГЭС, т.к. до сентября месяца средства на строительство не отпускались, начались перебои в пайковом снабжении, строительство временами совсем прекращалось. К концу лета положение стало настолько отчаянным, что оставалось прекратить работы, распустить сотрудников и ликвидировать строительство. В августе Г.О. Графтио пишет  письмо лично Ленину. В результате даны указания подлежащим учреждениям, работы по осуществлению Волховской силовой станции спасены.

16 сентября 1921 года – Совет Труда и Обороны вынес постановление о признании работ Волховского строительства внеочередными, о переводе в недельный срок строительства на новые начала управления, разработано Положение о Волховском строительстве. Строительству было выделено 5 000 усиленных продовольственных пайков, дополнительные материалы, деньги, в том числе значительная сумма валюты для закупки механизмов.                             

В конце 1921 года положение строительства улучшилось, началось сооружение основных компонентов гидроузла: гидростанции, плотины и шлюза.

1922 год – начало кессонных работ. Кессоны – это фундамент гидросооружений.

 Строительство  фундаментов силовой станции, ледозащитной стены и плотины решено было вести с использованием кессонов (20 кессонов закладывалось в основу здания станции, 17 – под быки ледозащитной стенки, 10 – под плотину).

по способу, изобретенному начальником работ Волховстроя В.И. Пуговкиным и применяемому впервые в мировой гидротехнике. На строительство кессоны доставлялись с места их изготовления к месту установки на подводах с помощью плавучего крана собственной конструкции. При этом вес кессона до 2,5 тонн.

К апрелю 1924 года успешно закончен весь цикл кессонных работ на Волховстрое. От лица Волховского строительства Графтио выразил благодарность начальнику работ Пуговкину, начальнику гидротехнического отдела Веселаго, старшему производителю кессонных работ Крапивину, кессонному мастеру Башкову, всем сотрудникам и рабочим.

5-й кессон волховстроевцы назвали имени Д. Бедного. Ледоход 1924 года прошел поверх кессонов, не причинив им вреда, выдержал и деревянный временный мост.

1923 год стал наиболее напряженным. Именно в этот год появилась возможность вести работу в широком масштабе по всему Волховстрою.

К этому времени строительство имело 5 компрессорных станций, 4 камнедробилки, 2 бетонных завода, лесопильный завод.

Для снабжения топливом электростанций разрабатывалось Дубовицкое торфяное месторождение.

Осенью 1923 года началось сооружение 210-мм плотины

К середине ноября был построен временный деревянный мост вдоль плотины.

В октябре был закончен фундамент силовой станции и началось возведение надводной части здания силовой станции.

24 января 1923 года - Советом Народных Комиссаров утверждена окончательная смета в сумме 31.400.000 ориентировочных рублей, в т.ч. 7.109.950 рублей в золотой валюте на заграничные заказы.

Оборудование для станции было решено закупать в Швеции. Г.О.Графтио лично неоднократно выезжал в Швецию для заключения договоров на изготовление оборудования.

В 1923 году в Швеции было создано представительство Волховстроя, которое осуществляло наблюдение за выполнением заказов, приёмку оборудования, погрузку и отправку его морским путём в Россию. Это представительство сыграло большую роль в своевременном обеспечении Волховстроя энергетическим оборудованием. Главные турбины мощностью по 10.000 л.с. (7,355 МВт) были изготовлены Кристингамским заводом, две вспомогательные турбины и регуляторы скорости главных и вспомогательных турбин – заводами «Нидквист и Хольм  Четыре главных генератора, высоковольтные трансформаторы, выключатели, электрооборудование для собственных нужд изготовлялись фирмой «ASEA».

Первоначально предполагалось заказать фирме все 8 гидрогенераторов, однако, работники петроградского завода «Электросила» обратились с просьбой к Волховстрою передать им изготовление нескольких генераторов. В то время это предложение многими рассматривалось как неслыханная дерзость. Но завод «Электросила» вопреки всем возражениям сумел доказать свою способность спроектировать и изготовить генераторы для Волховской ГЭС. На помощь электросиловцам пришли другие заводы Петрограда. Металлический и Балтийский заводы выполнили заказы отливки корпуса статора и верхней крестовины, поковки и обработки вала и поковки полюсов ротора генератора были сделаны заводом «Большевик», стальная отливка ротора генератора весом 50 тонн – на заводе «Красный путиловец»

Стало поступать первое заказанное за границей оборудование. В сентябре из Финляндии прибыла партия бетономешалок, а 2 декабря из Швеции 3 турбины.

Однако высокого темпа работ до конца 1923 года удержать не удалось. 

Из-за вынужденной остановки части работ не закончена перемычка, отчего с речной стороны здание и весь котлован силовой станции со всеми прилегающими сооружениями затоплен.

В ноябре 1923 года вышел первый номер бюллетеня «Как строилась Волховская гидро-электрическая станция». Редакционная коллегия состояла из Г.О, Графтио, В.И. Пуговкина, К.М. Отса. На 5-1 стр. этого номера напечатана статья Графтио «В грозу и бурю»

12 января 1924 года – постановлением СНК денежное снабжение строительства восстановлено, срок сооружения назначен на конец 1925 года.

Март-апрель 1924 года – до откачки воды из котлована и начале скальной выемке пришлось удалить из котлована свыше 170 куб. саж. льда. Т.о. бетонировка подводного массива здания силовой станции начаты лишь во второй половине лета 1924 года. Окончание работ передвинуто на конец 1926 года.

Май-сентябрь 1924 года – проведение интенсивной бетонной кладки (шлюза, силовой станции, плотины).

Всего в  1924 году уложены в основные сооружения плотины и гидростанции более 100 000 кубометров бетона и железобетона

В июле завершено сооружение ледозащитной стены, тем самым  строительство было полностью обезопасено от ледоходов.

Сентябрь 1924 года – начаты работы по прокладке кабельной сети 35 киловольт.

Весь 1924 год работы шли быстрыми темпами. Значительно улучшилось обеспечение стройки. 

В начале 1925 года самым напряженным участком стало бетонирование плотины.    

25 июня завершилась постройка шлюза и подводной части силовой станции. Приступили к возведению надводной части силовой станции

В июле прибыли баржи с рабочими колесами турбин.

В 1925 году встал вопрос об обеспечении огромных окон будущего здания электростанции рамами. Оконные переплеты решили сделать из железобетона. Построили для этого специальное помещение.                 

 К концу 1925 года контуры ГЭС были уже четко обозначены

Наступил 1926 год.

Волховстройка вступила в завершающий этап строиительства. На  этом этапе число рабочих выросло до 15 000 человек. 

4 марта 1926 года – полностью закончено строительство плотины. 

В 1926 году был первый ледоход через плотину возведенную волховстроевцами. Сооружение выдержало первый экзамен на крепость и не пострадало.

28 июля 1926 года – открытие крупнейшего в СССР шлюза Волховской ГЭС с пропускной способностью в сутки 50 000 тонн. Первый вниз по течению прошел пассажирский пароход «Быстрый» и уже за первую навигацию шлюз пропустил 584 судна.

Строители приступили к решающему этапу завершения работ – монтажу и пуску станции. Осенью 1926 года начался пусковой период первых агрегатов Волховской ГЭС.

2 октября состоялась проба генератора малой мощности, изготовленного на заводах нашей страны. Испытание прошло успешно.

         12 ноября был пущен на полную мощность генератор малой мощности, а к вечеру 15 ноября вступила в строй вся готовая часть станции. Присутствующие здесь представители английской и шведской фирм, осмотрев станцию, признали, что Волховскую ГЭС можно поставить в один ряд с лучшими гидростанциями Запада.

         5 декабря 1926 года Волховская ГЭС дала электроэнергию г. Ленинграду по линиям электропередачи (ЛЭП) 110 кв.

19 декабря 1926 года состоялся официальный пуск Волховской гидроэлектростанции.

На него прибыли председатель ВСНХ В. Куйбышев, секретарь Ленинградского Обкома партии С. Киров, председатель ВЦИК П. Смидович, представители Коминтерна и многих организаций Ленинграда и всех городов страны.

 Строительство Волховской ГЭС было одним из крупнейших в Европе и включало в себя: плотину, электростанцию, судоходный шлюз, 2 линии электропередач до Ленинграда 150 км каждая, а также распределительное кабельное кольцо. Оно стоило 120 млн руб., но менее чем через 8 лет полностью окупилось. Волховская ГЭС более чем в 5 раз превысила мощность всех электростанций дореволюционной России. ГЭС позволила уменьшить потребление Ленинградом угля на 200 000 тонн в год

В августе 1927 г. Волховская ГЭС заработала на полную установленную мощность 58 тыс. кВт.

 

По материалам музея

подготовила Николаева О.А.,

директор Музея истории г.Волхова