Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)
Оценка 4.6

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
25.05.2017
Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Большая роль в нем отводится краеведению, которое воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину. Сегодня существует множество технологий, которые можно использовать в урочной и внеурочной деятельности для воспитания гражданско-патриотических чувств у школьников. Одна из таких технологий – технология проектного обучения.
Осипова Н. В. Из опыта работы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ» Краеведение – основа гражданско­ патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы учителя русского языка и литературы Осиповой Нины Владимировны) Сампур­2017 1. Теоретический аспект опыта    Гражданско­патриотическое   воспитание   подрастающего   поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.  Большая   роль   в  нем   отводится   краеведению,  которое  воспитывает   у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину.  Сегодня существует множество технологий, которые можно  использовать в урочной и внеурочной деятельности для  воспитания  гражданско­патриотических чувств у школьников.  Одна из таких технологий  – технология проектного обучения.  Проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная,  позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность учащимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и  замыслы, поэтому девизом проектного обучения может стать китайская  мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня  – и я научусь». Основная   цель   проектного   обучения   ­   создание   условий,   при   которых учащиеся: • •   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;   учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения познавательных и практических задач; • приобретают коммуникативные умения, работая в парах и группах; развивают у себя исследовательские умения.  Что же такое  ПРОЕКТ?     Это совокупность определенных действий, документов, предварительных  текстов, замысел для создания разного рода теоретического продукта. Это  всегда творческая деятельность! Есть и другое определение проекта. В своей работе я чаще использую именно его. Проект – это пять «П»: ­ ­   необходимо   наличие   социально   значимой   задачи   –  проблема    исследовательской, информационной, практической;   ­  проектирование  (планирование)   –   выполнение   проекта   начинается   с планирования   действий   по   решению   проблемы,   иными   словами,     ­   с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации, сроков выполнения и ответственных; ­ поиск информации – исследовательская деятельность учащихся;  ­ продукт  ­ это результат работы над проектом, то есть средство, которое разработали участники проектной группы для решения проблемы;  ­ презентация  – подготовленный продукт должен быть представлен в виде презентации. Шестое “П” проекта – его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все  рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и  др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Существует различное множество классификации проектов. Остановимся на одной  из них.        По доминирующей в проекте деятельности (исследовательской,  поисковой, творческой, ролевой, прикладной или практико­ориентированной,  ознакомительно­ориентировочной) различают следующие виды проектов:   ­  информационные,  ­ исследовательские,   ­ игровые,   ­ практико­ориентированные,  ­  творческие.       В своей деятельности я чаще всего использую исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей,  актуальности предмета исследования для всех участников, социальной  значимости.       Они  имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с  подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и  объекта, обозначение задачи исследования, определение методов  исследования, источников информации, выдвижение гипотезы; обсуждение  полученных результатов, вывод.        Именно такие проекты больше всего нравятся учащимся. Почему? Во­ первых,   имеется   конкретно   поставленная   цель,   во­вторых,   есть возможность   провести   практическое   исследование   с   этой   конкретной научной   целью   и,   в­третьих,   увидеть   результаты   своего   труда, самостоятельно   сделать   выводы,   а   потом   еще   и   рассказать   об   этом   на научно­практической конференции.  По продолжительности проекты классифицируют следующим образом: • мини­проекты (в рамках одного урока) • краткосрочные (в течение 4­6 уроков) • долгосрочные (от 1 до 3 лет)   Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной   проблемы.    Продукты     проектной   деятельности   могут   быть следующие:            ­сочинение;   ­ газетная или журнальная статья;            ­видеофильм;            ­web­сайт;            ­выставка;            ­игра;            ­ сценарий праздника            ­мультимедийный продукт;            ­учебное пособие,            ­ иллюстрации и т.д. В процессе работы над проектом учитель выступает в роли консультанта. Успех   проектной   деятельности   обеспечивает   позиция   равноправного сотрудничества   учащихся   с   преподавателем,   который   не   навязывает   свои идеи,   а   провоцирует   познавательную   самостоятельность   и   творческую активность каждого участника проекта.  Какие   же   требования   предъявляются   к   использованию   проектной деятельности? • Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. • Проблема,   затронутая   в   работе,   должна   быть,   как   правило,   ориги­ нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). • В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. • Использование исследовательских методов. • Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. • Работа   должна   соответствовать   установленным   формальным   кри­   должна   демонстрировать   наличие   теоретических териям, (практических) достижений автора (авторов). Предварительный   этап   работы   над   проектом     ­   выбор   темы,   определение целей   и   задач,   объекта   и   предмета   исследования,   формирование творческих групп, подготовка материалов к исследовательской работе.  Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы  исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха  работы в целом. При определении тематики ученических исследований  необходимо учитывать следующие критерии:  ­  тема должна быть актуальна, недостаточно изучена и важна в практическом отношении;  ­ она должна соответствовать интересам исследователя;  ­  должна быть реально выполнимой;  ­ обеспеченной необходимым количеством различных источников  информации;  ­  и, последнее ­ она должна быть грамотно сформулирована с научной и  литературной точек зрения. На практике именно с формулировкой темы возникают затруднения. Формулировка темы может начинаться со слов:  .  Развитие, исследование, формирование, особенности, воспитание Предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в  процессе или предлогом «в». Например:  «Исследование творчества писателя Б. Панова  в период его  редакторства в сампурской газете «Социалистический труд». Эта же самая тема может звучать так: «Малоизвестные страницы  творчества Б. Панова». Примеры тем для исследования: «Тайна названий улиц моего села»,  «История моей школы  на страницах районной газеты», «Тема осени в  творчестве сампурских поэтов». Далее определяется объект и предмет  исследования. Объект исследования ­ это область, в рамках которой ведётся исследование Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом  объекта, исследуемого в работе. Объектом исследования может выступать область научного знания, группа  людей или конкретный человек.  Объектом исследования, например, может быть творчество писателя за  какой­то период времени или  ученический коллектив, а предметом  исследования – конкретно рассказы писателя, познавательные способности  ученического коллектива. Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть  интересна ребенку, носить исследовательский характер. Проблема  может быть: нравственная, социальная, экологическая,  политическая.     Цель проекта – модель желаемого конечного результата.  Цель проекта может быть определена с помощью существительных:  доказательство, запись, измерение, изобретение, изучение,  иллюстрирование, исследование, классификация, наблюдение,  изображение, обнаружение, объяснение, определение, описание,  организация, оценивание, подготовка, проверка, демонстрация,  отслеживание, разработка, рассчет, собирание, создание, сравнение,  установка и т.д. Задачи проекта ­ это выбор путей и средств для достижения цели.  Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. Задачи  формулируются при помощи глаголов: выяснить, проиллюстрировать,  рассчитать, подготовить, описать, создать, исследовать и т.д. Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается  предполагаемый  вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над  проектом. Она формулируется в виде определенных отношений  между двумя событиями или явлениями. Например: Любовь к родному краю – основная тема в творчестве сампурских поэтов. Следующие этапы работы над проектом включают в себя: Планирование  информации). (определение   источников,   способов   сбора   и   анализа Разработка   проекта  (накопление   информации,   поисковая   деятельность, работа с литературой и архивными материалами, эксперимент, анкетирование, обобщение и т.д. Оформление результатов (согласно выбранной форме). Презентация (представление выполненной работы). Оценивание  неиспользованных возможностей потенциала; самооценка). (согласно   разработанным   критериям;   выявление Критерии оценивания проекта могут быть такие:   1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли. 3.     Практическое   использование   предметных   и   общешкольных ЗУН.                                                                                       4.     Количество   новой   информации,   использованной   для   выполнения проекта. 5.    Степень осмысления использованной информации; 6.     Уровень   сложности   и   степень   владения   использованными методиками. 7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы. 8.     Осмысление   проблемы   проекта   и  формулирование   цели   проекта или исследования. 9.     Уровень   организации   и   проведения   презентации:   устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности. 10.  Владение рефлексией. 11.   Творческий   подход   в   подготовке   объектов   наглядности презентации. 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. Важно знать правила успешной проектной деятельности. • В команде нет лидеров. Все члены команды равны. • Команды не соревнуются. • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. •  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. • Ответственность   за   конечный   результат   несут   все   члены   команды, выполняющие проектное задание. Алгоритм работы над проектом можно представить в виде следующей цепочки   действий:  тип   проекта   ­   тема   –   проблема   –   цели   –   задачи методы   –   актуальность   –   практическая   значимость   – информационные   источники   –   способ   представления   результатов   – защита проекта – подведение итогов. Таков теоретический аспект  технологии  проектного обучения. Практический аспект опыта Для   занятий   краеведением   не   нужно   больших   затрат,   не   нужно длительных   поездок   и   дорогостоящего   оборудования.   Достаточно внимательно   присмотреться   к   людям,   живущим   вокруг   тебя,     изучить подшивки старых газет, совершить туристический поход по родному краю. И тогда   малая   родина   откроет   свои   тайны   и   такие   факторы,   которые, несомненно,   вызовут   любовь   и   уважение   к   родной   земле,   гордость   за   ее историю и культуру. И станет ясно, что без   малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Изучение   школьниками   истории   родного   края   в   ходе   углублённого исследовательского поиска представляет, несомненно, и  научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных исследователей. С чего началось моё увлечение краеведением?  И почему собственное  увлечение  захотелось передать моим подопечным? Меня давно, еще со  студенческих времён, интересовала топонимика.  (Топонимика — наука, изучающая географические названия (топонимы), их  происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние,  написание и произношение).        Что может быть увлекательнее разгадывания тайн названий сёл и деревень  края, где ты родился и вырос?! Так возникла идея сбора сведений, связанных  с происхождением названий села Сампура и его улиц. В 2008 году мы впервые вместе с детьми участвовали в региональном конкурсе   исследовательских   работ   «Моя   земля,   мои   земляки!».   Были представлены   два   проекта,   которые   непосредственно   связаны   с   историей родного   края.   Одно   из   исследований   ­   «История   земли   Сампурской»     ­ говорит   само   за   себя.   Ученица   проделала   большую   работу:   кропотливо изучила весь имеющийся архивный  материал из школьного музея, встретилась со   старожилами   села   и   записала   их   рассказы.   Так   «пленительная   тайна» названий сельских улиц неожиданно открылась во всём своём великолепии: «Есть   в   нашем   селе   еще   пара   интересных   названий   –   Кожуховка   и Коноплянка, да и расположены они недалеко друг от друга. К тому же, как оказалось, этимология их названий связана с растениями.  Да,   да   не   удивляйтесь!   Первоначально   и   меня   ввело   в   заблуждение название, связанное с улицей Кожуховка. Добросовестно посмотрев в словарь, я обнаружила, что:  Кожух. 1.Верхняя одежда из кожи; овчинный тулуп.                2. Чехол, футляр, внешняя обшивка механизмов, их частей. Следовательно, и название улицы, думала я, связано с овчинным тулупом или, на худой конец, с чехлами и футлярами. Но и здесь меня ожидало маленькое открытие,   приблизившее   меня   к   разгадке   еще   одной   тайны   в   названии сельских улиц.  По рассказам Чугуняевой Любови Тимофеевны, услышанным от матери, на   месте   Кожуховки   было   обширное   болото,   на   котором   рос   лес.   Позже болото   стало   высыхать,   что   дало   возможность   поселиться   там   людям.  Но дома   строились   не  по   прямой   линии,  а  вокруг   этого   места,  потому   что  в середине еще оставалась топь. Там рос камыш и   другая болотная трава ­ кожуха. Что представляло собой это растение?  Любовь Тимофеевна попыталась объяснить:   «Похоже   оно   на   лопух,   только   листья   поменьше.   Созревшие мелкие семена – «кожушки» ­ крепко цеплялись к одежде человека, к шерсти животных.  Заросли  этого  растения  были  так  высоки,  что  местная  ребятня часто   играла   здесь   в   прятки,   и   очень   нелегко   было   найти   затаившегося   в кожухах мальчишку. Девочки не решались прятаться в кожухах». И еще один интересный факт. На Кожуховке росли высокие деревья, которые люди не выкорчевывали, а лишь срезали у них часть ствола и на него ставили надворные постройки. Делалось это для того, чтобы их не затопило во   время   дождей   водой,   ведь   место   было   низменным,   а   рядом   протекала полноводная река. А   теперь   еще   об   одном   названии   «растительного   происхождения»   ­ Коноплянка.   Связано   оно   с   растением   конопля,   которое   наши   предки использовали для производства пеньки, для малярных работ, мыловарения, а также для получения духовитого конопляного масла. В Сампуре как раз на месте,   где   раньше   располагалась   Коноплянка,   был   конопляный   заводик, занимавшийся переработкой этого ценного растения.  Сейчас  не увидишь  зарослей конопли  у нас  в  Сампуре, слишком уж дурная   у   этого   растения   слава.   Но   название,   которое   дало   оно   улице, сохранилось до сих пор». Вторая работа  представляла собой исследование поэтического  творчества  и называлась «Поэты Тамбовщины: В. А. Осипов». Выбор этой  темы не случаен. Владимир Алексеевич Осипов ­ мой отец. Более 40 лет он  отдал своему любимому делу ­ работе в сампурской газете «Трудовая слава».  Его творчество многожанрово, но особое место в нем занимают  стихотворения о любви –  к женщине, матери, родной земле.  Предложив  ученице  для исследования такую тему, я хотела понять, какой отклик  получит творчество близкого мне человека в душе юной исследовательницы.  Результат одновременно удивил и вызвал гордость: «Знакомство с  творчеством нашего земляка Владимира Осипова стало для меня своего рода  открытием и откровением. С ржаного поля Хлеб берет начало Дорога в жизнь – С родимого крыльца. В тиши вечерней Птица прокричала, Звездой слезинка – С милого лица. Моя деревня – Тихая глубинка! Дымит с полей Тоскующая мгла. С лица слезинка – Малая росинка Весь шар земной Печально обожгла. К березке тополь Тянется упрямо. Над крышей месяц Лебедем плывет. Держу в своих Простые руки мамы, Уставшие на целый век вперед. («Вечерние штрихи»). Такие строки не придумываются. Они рождаются. Это и есть  поэзия…». Обе   работы   были   высоко   оценены.   Жюри   регионального   конкурса присудило  им  соответственно  второе и  первое  места  в  своих номинациях. Окрылённые   успехом,   мы   продолжили   заниматься   исследовательской проектной деятельностью, связанной с краеведением. За 9 лет на конкурсы различного уровня было представлено более   20 работ.  Многие из них  отмечены дипломами I, II и III степени. 2008 Конкурс исследовательских работ  «Моя   земля,   мои   земляки…». Номинация «Культурное наследие»:                           «Поэты Тамбовщины. Владимир   Алексеевич Осипов»   Номинация  «Летопись родного  края»:                 «История земли  Сампурской». Конкурс презентаций научно­ исследовательских работ по  краеведению «Моя земля, мои  земляки…» региональный 1 место Антропова Ирина, 11 класс региональный региональный 2 место 3 место Корец Ольга, 11 класс Корец Ольга, 11 класс 2009 Конкурс   «Моя   земля,   мои региональный земляки…» Номинация наследие»: страницах районных газет…» «Культурное пыльных     «На   2009 Научно­практическая  региональный конференция «Путь в науку» Номинация «Гуманитарные науки:  история и филология»: «Поэты  живут в стихах своих…» 2009 Конкурс «Я помню! Я горжусь!»: исследовательская   работа   «Моя семья   и   Великая   Отечественная война» региональный 2010 Конкурс   «Звездочки региональный 1 место  Осипов Тимур, 10 класс 3 место Галкина Светлана, 10 класс участие 2 место Осипов Тимур, 10 класс Осипов Тимур, 11 класс Тамбовщины» Номинация «Журналистика»:   «И   близких   всех   душа   не позабудет…», эссе «И помнит мир спасенный…» 2010 Творческий   конкурс   Академии развития творчества «АРТ­талант» «Наша Победа». Номинация «Презентация о героях Великой Отечественной войны. всероссийский Осипов Тимур 1 место 2012 Конкурс   «Звездочки региональный Тамбовщины» Номинация   «Журналистика»: исследовательская работа «Братья Комсины   –   помещики   и просветители.   История   двух усадеб»,                                эссе «Современное телевидение глазами школьников»                1 место Подхватил ина Мария, 10 класс 2013 Литературно­творческий   конкурс. региональный Подхватил 2 место Очерк «Лики  любви в творчестве тамбовских   поэтов   В.   Осипова, В. Маркова, Н. Васюкова» 2013 Научно­практическая региональный конференция «Грани творчества». Исследовательская   работа   «Тема осени   в   творчестве   сампурских поэтов» 2013 Научно­практическая региональный конференция   «Первые   шаги   в науку» Исследовательская   работа   «Тема осени   в   творчестве   сампурских поэтов» 2014 Конкурс   «Моя   земля,   мои районный земляки…» ина Мария 11 класс Нуждина Ксения  8 класс Нуждина Ксения  8 класс Нуждина Ксения  9 класс 3 место 3 место 1 место Исследовательская   работа   «Тема любви   в   творчестве   тамбовского поэта В. Маркова 2014 Конкурс исследовательских работ школьников   «Озарение   –   2014». Секция   «   История   и   культура родного края» Исследовательская   работа   «Б. Панов:   неизвестные   страницы творчества» всероссийский Нуждина Ксения  3 место 9 класс 2014 Научно­практическая районный конференция   «Малые   грани творчества». Секция:   культурологическая. Исследовательская работа «Юность, опалённая войной…» 1 место Шубин Андрей, 6 класс 2015 Научно­практическая региональный конференция   «Малые   грани творчества». Секция: литературоведческая.     Исследовательская работа «Память   сердца»  (Тема   Великой Отечественной войны в творчестве сампурских поэтов) 1 место Агеев Валерий, 6 класс 2016 Научно­практическая  районный конференция «Грани творчества» Исследовательская работа  («Я  знаю войну через память отцов…»  Попытка интерпретации  стихотворений сампурских поэтов о войне) 1 место Кузнецов Андрей, 9 класс 2017 Заочный конкурс творческих  работ «Не святые святые  Тамбовского края»  НПК   «Малые   грани   творчества». Секция: литературоведческая. Исследовательская работа  «Поэзия родной природы в  творчестве тамбовского поэта   Г.И. Шеховцова» «Литературно­художественный  конкурс «Шедевры из  чернильницы».                             Секция: литературоведение региональный Шубин Андрей, 8 класс региональный Шубин Андрей, 8 класс 2 место 2 место региональный Шубин Андрей, 8 класс 2 место Научно­практическая  конференция «Грани творчества» региональный Исследовательская работа  («Я  знаю войну через память отцов…»  Попытка интерпретации  стихотворений сампурских поэтов о войне) 3 место Кузнецов Андрей, 10 класс Часть   работ   была   напечатана   в   сборниках   исследовательских   работ НПК   «Путь   в   науку»,   «Грани   творчества»,   в   районной   газете   «Трудовая слава», параллельно размещена на учебно­методических сайтах proshkolu.ru, nsportal.ru,  metodisty.ru, ped­konkurs.ru и др.  Работа Подхватилиной Марии «Братья Комсины: история двух усадеб» опубликована в сборнике статей газет областного издательства «Волшебные места,   где   я   живу   душою»   (автор   проекта   и   главный   редактор   –   Татьяна Постникова, составители Н. Загороднева, Л. Михеева и Е. Крадинова»). «Кто не знает прошлого, тот не имеет будущего» ­ в этой народной  мудрости сокрыт очень глубокий смысл. История семьи, рода, родного  поселка, людей, здесь живущих, история страны ­ вот это и есть то прошлое,  которое служит отправной точкой в жизни, пожалуй,  каждого человека.  На  Руси тех, кто не знал свои корни, называли “Иванами, не помнящими родства.  Чтобы мы и наши дети не были такими «Иванами», нужно вести активную  работу гражданско­патриотической направленности, и в этом особую роль  играет проектно­исследовательская  деятельность, организованная  на основе  материала по краеведению. Информационные источники •       Проектная деятельность школьников: Сборник практических  материалов в помощь слушателям курсов квалификации/Сост.Н. И.  Баитова; ИПК и ПРО Курганской области, 2006 • Шкуран Р. А. Современные образовательные технологии на уроках  русского языка и литературы: Учебное пособие для слушателей курсов  повышения квалификации учителей русского языка и литературы,  ТОИПКРО, 2006 • Статья «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы как  условие обеспечения качества обучения на старшей ступени школьного  образования»/Сергеева И. В., учитель русского языка и литературы • Статья «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»/ Аскарова Л. В., учитель русского языка и литературы • Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? ­  М.: Первое сентября,  2010

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из опыта работы)

Краеведение – основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся (из  опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017