Критерии педагогической диагностики для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

  • Контроль знаний
  • docx
  • 27.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Критерии педагогической диагностики для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) по ФОП
Иконка файла материала Вторая группа раннего возраста.docx

Критерии педагогической диагностики

для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

 

1.     Социально-коммуникативное развитие.

 

·     проявляет желание  познакомиться со сверстником, узнать его имя. Определяет особенности внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, отличает взрослых от детей. Показывает и называет основные части тела и лица человека, его действия. Называет и различает основные действия взрослых.

·     обозначает эмоции и чувства человека словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторяет слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, узнает их на картинках.

·     узнает членов семьи, называет их.

·     узнает вход в группу, ее расположение на этаже, педагогов, которые работают с ним.

·     выполняет элементарные правила поведения ("можно", "нельзя"). Здоровается, прощается, говорит "спасибо", "пожалуйста".

·     выполняет указания взрослого, действует по его примеру и показу.

·     Участвует в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх.

·     имеет представление о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).

2. Познавательное развитие.

1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:

·        сравнивает предметы, определяет их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине).

·        проявляет интерес к освоению простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания.

·        проявляет интерес к играм-занятиям с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов.

·        использует предметы-орудия в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов)

·        собирает одноцветные, а затем и разноцветных пирамидки из 4 - 5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

·        собирает различные по форме и цвету башенки из 2 - 3 геометрических форм-вкладышей;

·        разбирает и собирает трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях.

·        обследует формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление;

·        проявляет настойчивость в достижении результата познавательных действий.

2) Математические представления:

·     различает формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате;

·     подбирает предметы и геометрические фигуры по образцу,

·     различает и сравнивает предметы по величине: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий.

·     понимает количественную сторону различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.

3) Окружающий мир:

Имеет представления:

·     о деятельности взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит);

·     о себе (о своем имени, именах близких родственников),

·     о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее);

·     о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее);

·     о деятельности близких ребенку людей ("Мама моет пол"; "Бабушка вяжет носочки"; "Сестра рисует"; "Дедушка читает газету"; "Брат строит гараж"; "Папа работает за компьютером" и тому подобное);

·     о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).

4) Природа:

Имеет представления:

·     о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),

·     о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус),

·     об объектах неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), о некоторых явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер),

·     проявляет бережное отношение к животным и растениям.

3. Речевое развитие.

 

1) Формирование словаря:

·     понимает речь, умеет по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру ("Принеси красный кубик"), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных;

·     использует в речи: существительные, обозначающие названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия (мыть, стирать), взаимоотношения (помочь); прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус предметов; наречия (сейчас, далеко).

·     Знает названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

2) Звуковая культура речи:

·     говорит внятно, не торопясь, правильно произносит гласные и согласные звуки. (В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков).

·     пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли.

·     использует разные по сложности слова, воспроизводит ритм слова, не пропускает слоги в словах, выражает свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств.

·     проявляет эмоциональную непроизвольную выразительность речи.

3) Грамматический строй речи:

·     правильно использует большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов;

·     проявляет словотворчество, умеет выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений.

4) Связная речь:

·     рассказывает в 2 - 4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке,

·     активно включается в речевое взаимодействие.

·     проявляет интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступает в контакт с окружающими, выражает свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,

·     реагирует на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечает на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения,

·     относит к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимает ее содержание;

·     использует инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира, употребляет в речи предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов.

 

4. Художественно-эстетическое развитие.

1. Приобщение к искусству.

·     проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства. Знаком с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту.

2. Изобразительная деятельность.

1) Рисование:

·     выделяет форму предмета, обводит их по контуру поочередно то одной, то другой рукой; изображает знакомые предметы по выбору;

·     обращает внимание  на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти); следит за движением карандаша по бумаге;

·     испытывает  чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовал сам;

·     умеет различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);

·     умеет держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирает краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимает лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки;

2) Лепка:

·     проявляет интерес к лепке;

·     отламывает комочки пластилина от большого куска; лепит палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединяет концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, баранка, колесо и так далее); раскатывает комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивает комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делает пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);

·     соединяет две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное.

·     кладет пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

3. Конструктивная деятельность.

·     знаком с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, шар), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

·     сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить что-то самостоятельно;

·     пользуется дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По окончании игры проявляет желание убирать все на место. Совместно со взрослым конструирует башенки, домики, машины.

·     В летнее время проявляет интерес к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).

4. Музыкальная деятельность.

1) Слушание:

·     внимательно слушает спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимает, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагирует на содержание; различает звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

2) Пение:

·     проявляет активность при подпевании и пении; подпевает фразы в песне (совместно с педагогом); проявляет интерес к сольному пению.

3) Музыкально-ритмические движения:

·     способен воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); начинает движение с началом музыки и заканчивает с ее окончанием; передает образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет);

·     умеет ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполняет плясовые движения в кругу, врассыпную, меняет движения с изменением характера музыки или содержания песни.

5. Театрализованная деятельность.

·     проявляет интерес к театрализованной игре, создает условия для ее проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей;

·     имитирует характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передает эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знаком с приемами вождения настольных кукол;

·     проявляет желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними символами роли.

6. Культурно-досуговая деятельность.

·     проявляет интерес к  самостоятельной работе детей с художественными материалами;

·     проявляет интерес к посильному участию в играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр; инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках;

·     умеет следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

 

5. Физическое развитие.

 

·     выполняет основные движения, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое),

·     развиты психофизические качества, координация, равновесие и ориентировка в пространстве.

·     умеет совместно играть в подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал.

·     стремится соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки.

·     Способен действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга, придерживаться определенного направления движения.

·     Выполняет музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание "пружинка", приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные упражнения.

·     Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических упражнений.

·     Умеет передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное).

·     имеет полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены);

·     умеет замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду;

·     проявляет положительное отношение к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.