Критерии педагогической диагностики
для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)
1. Социально-коммуникативное развитие.
· проявляет желание познакомиться со сверстником, узнать его имя. Определяет особенности внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, отличает взрослых от детей. Показывает и называет основные части тела и лица человека, его действия. Называет и различает основные действия взрослых.
· обозначает эмоции и чувства человека словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторяет слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, узнает их на картинках.
· узнает членов семьи, называет их.
· узнает вход в группу, ее расположение на этаже, педагогов, которые работают с ним.
· выполняет элементарные правила поведения ("можно", "нельзя"). Здоровается, прощается, говорит "спасибо", "пожалуйста".
· выполняет указания взрослого, действует по его примеру и показу.
· Участвует в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх.
· имеет представление о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).
2. Познавательное развитие.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
· сравнивает предметы, определяет их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине).
· проявляет интерес к освоению простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания.
· проявляет интерес к играм-занятиям с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов.
· использует предметы-орудия в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов)
· собирает одноцветные, а затем и разноцветных пирамидки из 4 - 5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
· собирает различные по форме и цвету башенки из 2 - 3 геометрических форм-вкладышей;
· разбирает и собирает трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях.
· обследует формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление;
· проявляет настойчивость в достижении результата познавательных действий.
2) Математические представления:
· различает формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате;
· подбирает предметы и геометрические фигуры по образцу,
· различает и сравнивает предметы по величине: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий.
· понимает количественную сторону различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.
3) Окружающий мир:
Имеет представления:
· о деятельности взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит);
· о себе (о своем имени, именах близких родственников),
· о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее);
· о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее);
· о деятельности близких ребенку людей ("Мама моет пол"; "Бабушка вяжет носочки"; "Сестра рисует"; "Дедушка читает газету"; "Брат строит гараж"; "Папа работает за компьютером" и тому подобное);
· о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
Имеет представления:
· о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),
· о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус),
· об объектах неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), о некоторых явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер),
· проявляет бережное отношение к животным и растениям.
3. Речевое развитие.
1) Формирование словаря:
· понимает речь, умеет по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру ("Принеси красный кубик"), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных;
· использует в речи: существительные, обозначающие названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия (мыть, стирать), взаимоотношения (помочь); прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус предметов; наречия (сейчас, далеко).
· Знает названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.
2) Звуковая культура речи:
· говорит внятно, не торопясь, правильно произносит гласные и согласные звуки. (В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков).
· пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли.
· использует разные по сложности слова, воспроизводит ритм слова, не пропускает слоги в словах, выражает свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств.
· проявляет эмоциональную непроизвольную выразительность речи.
3) Грамматический строй речи:
· правильно использует большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов;
· проявляет словотворчество, умеет выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений.
4) Связная речь:
· рассказывает в 2 - 4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке,
· активно включается в речевое взаимодействие.
· проявляет интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступает в контакт с окружающими, выражает свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,
· реагирует на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечает на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения,
· относит к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимает ее содержание;
· использует инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира, употребляет в речи предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов.
4. Художественно-эстетическое развитие.
1. Приобщение к искусству.
· проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства. Знаком с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту.
2. Изобразительная деятельность.
1) Рисование:
· выделяет форму предмета, обводит их по контуру поочередно то одной, то другой рукой; изображает знакомые предметы по выбору;
· обращает внимание на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти); следит за движением карандаша по бумаге;
· испытывает чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовал сам;
· умеет различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);
· умеет держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирает краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимает лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки;
2) Лепка:
· проявляет интерес к лепке;
· отламывает комочки пластилина от большого куска; лепит палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединяет концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, баранка, колесо и так далее); раскатывает комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивает комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делает пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);
· соединяет две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное.
· кладет пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
3. Конструктивная деятельность.
· знаком с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, шар), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
· сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить что-то самостоятельно;
· пользуется дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По окончании игры проявляет желание убирать все на место. Совместно со взрослым конструирует башенки, домики, машины.
· В летнее время проявляет интерес к строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
4. Музыкальная деятельность.
1) Слушание:
· внимательно слушает спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимает, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагирует на содержание; различает звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
2) Пение:
· проявляет активность при подпевании и пении; подпевает фразы в песне (совместно с педагогом); проявляет интерес к сольному пению.
3) Музыкально-ритмические движения:
· способен воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); начинает движение с началом музыки и заканчивает с ее окончанием; передает образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет);
· умеет ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполняет плясовые движения в кругу, врассыпную, меняет движения с изменением характера музыки или содержания песни.
5. Театрализованная деятельность.
· проявляет интерес к театрализованной игре, создает условия для ее проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей;
· имитирует характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передает эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знаком с приемами вождения настольных кукол;
· проявляет желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними символами роли.
6. Культурно-досуговая деятельность.
· проявляет интерес к самостоятельной работе детей с художественными материалами;
· проявляет интерес к посильному участию в играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр; инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках;
· умеет следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
5. Физическое развитие.
· выполняет основные движения, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое),
· развиты психофизические качества, координация, равновесие и ориентировка в пространстве.
· умеет совместно играть в подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал.
· стремится соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки.
· Способен действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга, придерживаться определенного направления движения.
· Выполняет музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание "пружинка", приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные упражнения.
· Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических упражнений.
· Умеет передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное).
· имеет полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены);
· умеет замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду;
· проявляет положительное отношение к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.