«Кризис
трех лет»
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке,
он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей
сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения.
Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка
психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка
самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину,
научиться многое делать самому и как - то решать свои проблемы. Без
психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой
жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в
различных ситуациях.
Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года -
двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается
на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года,
7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом
всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных
и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между
стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности
личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов,
это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в
самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике
сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности
и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая
иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии
ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы
непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли,
действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из
него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства - это крайняя степень
проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация
собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм - в здоровом
виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность -
крайняя форма самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой
осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок
должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача
родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и
капризности:
Что могут сделать родители:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.