«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»
Оценка 4.8

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

Оценка 4.8
Памятки
docx
воспитательная работа +1
Детсад
15.04.2018
«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»
Капризный, упрямый, непослушный... Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен. Общая и нервно-психологическая реакция ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими
Крупнова п. Красноярский, Кваркенский р-н Оренбургская обл МАОУ СОШ № 20.docx
«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми» О.В. Крупнова, МАОУ «СОШ № 20» п. Красноярский, Кваркенского района, Оренбургской области Капризный, упрямый, непослушный... Такую характеристику дают чаще всего детям, с которыми трудно стало справляться. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен. Общая   и   нервно­психологическая   реакция   ребенка   формируется   неравномерно. Периоды   более   или   менее   плавного   развития   чередуются   со   своего   рода   скачками, качественными взрывами, часто бурными и резкими. Возраст после двух лет нередко становится  возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного   человека,   со  своими  желаниями   и  особенностями.  В  этом  возрасте  у  ребенка появляется   новое   слово   "не   хочу",   оно   начинает   довольно   часто   встречаться   в   словаре бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: родители его зовут, а он убегает; просят быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами,   замахиваться   на   взрослых   со   злым,   сердитым   лицом.   Таким   образом,   малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что­то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по­разному. И взрослые   именно   в   это   время   испытывают   значительные   трудности   в   общении   и взаимодействии   с   ребенком,   они   сталкиваются   с   негативизмом   и   упрямством.   Дети протестуют  против  опеки  и  делают  то,  что  заведомо  запрещено.  Но злость  родителей  на ребенка, крик и наказание  могут закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения. Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это – отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.  По мнению психологов  Д. Эльконина,  Л. Выготского, С. Рубинштейна, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство. Неблагоприятным последствием   этого кризиса является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями   в   перестройке   эндокринной   системы.   В   связи   с   этим   окружающим   взрослым необходимо   выработать   правильную   линию   своего   поведения,   стать   более   гибкими   в воспитательных мероприятиях, расширять права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.  Термин «кризис» многозначен. В различных психологических теориях он используется по­разному   и   связывается   с   различными   явлениями   психической   жизни   человека.   В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П.П. Блонский, затем описывал и содержательно раскрывал Л.С. Выготский. Это происходило в 30­е годы. С тех пор сложилась парадоксальная ситуация. Кризисы почти не исследовались ни теоретически, ни экспериментально, но в любом исследовании, в любом учебнике по возрастной психологии кризисы рассматривались как нечто реально существующее, данное как бы изначально.    Возрастной   кризис  ­   это   особый   период   преобразования   социальной   ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис ­ норма онтогенеза .  Возрастные кризисы подробно описаны в работах Л. С. Выготского.  ∙ Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни ­ появлением улыбки и глазного контакта. ∙ Кризис одного года  Л.С. Выготский связывает с возникновением автономной речи и отчасти ­ с появлением самостоятельной ходьбы.  ∙ Кризис 3­х лет ­ это в первую    очередь кризис социальных отношений. ∙ Кризис 7лет. В работах Л.С. Выготского выделяются два симптома этого кризиса:    ­ манерничанье; ­ кривляние. Нужно отметить, что названия кризисов очень условны,  и время  их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев: 1. «Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов,   в   высшей   степени   неотчетливы.   Но   хотя   период   кризиса   возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение. 2. Трудновоспитуемость.  Значительная   часть   детей   в   период   кризиса   трудно поддается   воспитанию.   У   ребенка   часто   снижается   школьная   успеваемость, работоспособность,   ослабляется   интерес   к   бывшим   любимым   занятиям. Характерны   конфликты   с   окружающими,   внутренняя   жизнь   часто   связана   с болезненными   переживаниями.   Однако   конкретный   характер   протекания критических   периодов   во   многом   определяется   внешними   условиями.   Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды. 3. Впечатление регресса.  Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде. Таким   образом,   основным   своеобразием   любого   критического   возраста   является воссоздание из самого себя, перестройка себя, изменение себя, своего действия. Это и есть проба­действие, в котором трансформируется собственное действие.    В качестве основной причины кризиса выделяется то, что ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий. В свою  очередь, действия взрослого  проходят два этапа ­ этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые. Если удается в качестве “новых” отношений выстроить понимающие, то проблемы “трудновоспитуемости” надолго или совсем уходят. Говоря о целях ребенка и родителей, необходимо отметить, что они часто неосознанны. Так, цели ребенка определяются особенностями социальной ситуации развития, в которую он попадает   в   критический   период.   То   есть,   в   поведении   ребенка   выделяются   две   цели: объективная ­ построение новой формы поведения, необходимой для развития; субъективная ­ превращение во взрослого. Цели взрослого также разделяются на две. Одна из них состоит в создании условий для превращения действий ребенка в пробующие. Другая цель заключается в сохранении привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком. Под содержанием действий участников в данном контексте понимается: а) непосредственные действия ребенка и взрослого, б) внутреннее содержание действий. Внутренним содержанием действия ребенка является построение пробы. Проба в свою очередь направлена на обнаружение себя, на возникновение ощущения себя в новом качестве. Строя новое поведение ребенок ожидает простой непосредственной реакции, и получает ее от взрослого. Реакция взрослого должна соответствовать главной цели ­ обеспечению развития ребенка. Это и является стержнем ситуации кризиса. Коррекция же должна состоять не в преодолении симптомов кризиса,  а в усилении его положительного   эффекта,   использования   периода   кризиса   для   решения   задачи   развития. Течение   критического   периода   может   стать   успешным,   если   в   результате   происходит разрешение   кризиса,   т.   е.   взрослый   выходит   из   него   обогащенным   новыми,   более продуктивными   способами   взаимодействия   с   ребенком,   понимающим   причины   возникших трудностей. На   протяжении   всего   периода   раннего   детства   складывается   социальная   ситуация развития, которая, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Между взрослым и ребенком начинают складываться новый тип взаимоотношений. Взаимоотношения   –  это  специфический   вид   отношения   человека   к   человеку,   в котором   имеется   возможность   одновременного   или   отсроченного   ответного   личностного отношения,   а   общение   ­   это   информационное   и   предметное   взаимодействие,   в   процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.   Ребенку   все   хочется   потрогать,   повертеть   в   руках,   он   постоянно   обращается   к взрослому   с   просьбой,   с   требованием   внимания,   с   предложением   поиграть   вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно­деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.  Такие отношения уже по ­ праву можно считать социальными взаимоотношениями, основанными на сотрудничестве. Социальные взаимоотношения   ребенка –  это отношения ребенка в социуме и к социуму в целом. Социальные взаимоотношения ребенка 3 лет со   взрослыми –  это определенный вид отношений ребенка с социумом в целом и со взрослым как значимым для ребенка  лицом, который складывается на конкретном возрастном этапе и во многом определяет   весь ход психического и личностного развития ребенка. Главное   содержание   каждого   возрастного   кризиса   –   это   формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного   вида   деятельности   другим.   Для   кризиса   3   лет,   согласно   исследованиям   ученых   и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступаем момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые   характерные черты личности. К этому   возрасту   все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется   новая   форма   самосознания.   Правда,   осознание   «я»   трехлетнего   ребенка   еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер,   развернутый   вовне:   оценка   своего   достижения   и   сопоставление   её   с   оценкой окружающих. Каждый родитель, наверняка, не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что­то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место. До какого­то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать это все самому.   При   этом   ребенку   важно,   чтобы   окружающие   люди   всерьез   относились   к   его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания ­ он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних   отношений.   Это   именно   тот   возраст,   когда,   по   мнению   Э.   Эриксона,   начинает формироваться   воля,   и   связанные   с   ней   качества   ­   независимость,   самостоятельность. Конечно, давать трехлетке право на полную самостоятельность совершенно не правильно: ведь уже многое освоив к своему юному возрасту, малыш еще не полностью осознает свои возможности,   не  умеет   выражать   свои   мысли,   планировать.   Однако,   важно   почувствовать происходящие в ребенке перемены, изменения в его мотивационной сфере и отношении к себе. Тогда критические проявления, характерные для растущего человека в этом возрасте могут быть облегчены. Детско­родительские отношения должны войти в качественно новое русло и быть основаны на уважении и терпении родителей. Меняется и отношение ребенка к взрослому.   Это   уже   не   просто   источник   тепла   и   заботы,   но   и   образец   для   подражания, воплощение правильности и совершенства. Пытаясь одним словом описать то важнейшее, что приобретается   в  результате   кризиса   трех   лет,   можно  назвать   его,  вслед   за   М.И.Лисиной, гордостью за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношения к действительности, к взрослому   как   образцу.   А   также   отношение   к   себе,   опосредованное   собственными достижениями. Суть   нового   поведенческого   комплекса   состоит   в   следующем:   во­первых,   ребенок стремится   к   достижению   результата   своей   деятельности   ­   настойчиво,   целенаправленно, невзирая   на   встречающиеся   сложности   и   неудачи.   Во­вторых,   появляется   желание продемонстрировать   свои   успехи   взрослому,   без   одобрения   которого   эти   успехи   в значительной мере теряют свою ценность. В­третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства – повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам,   чувствительность  в  отношении  познания   достижений  родителями,   бабушками  и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми. Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что определенное число детей практически не обнаруживают негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, причем их личностное развитие протекает нормально. Взаимоотношения есть результат общения. Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.  В   процессе   общения   складываются   определенные   взаимоотношения.   От   характера отношений   ребенка   с   окружающим   во   многом   зависит,   какие   именно   личностные   качества сформируются   у   него.   Отношения   дошкольников   со   взрослыми   могут   быть,   например, приязненными   и   доверчивыми,   заинтересованными   или   равнодушными,   спокойными   и неспокойными. Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них: непосредственно – эмоциональное общение, деловое, внеситуативно – познавательное, внеситуативно – личностное. В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по­прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована   в   совместных   действиях   со   взрослым.   Ребенок   и   взрослый,   выступающий   как организатор   и   помощник,   вместе   манипулирует   предметами,   выполняют   все   более   сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо. С   появлением   первых   вопросов   ребенка:   “почему?”,   “зачем?”,   “откуда?”,   “как?”,­ начинается   новый   этап   в   развитии   общения   ребенка   и   взрослого.   Это   внеситуативно   ­ познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной   ситуации,   в   которой   раньше   были   сосредоточены   все     его   интересы.   Теперь   его интересует   гораздо   больше:   как   устроен   открывшийся   для   него   мир   природных   явлений   и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек. Эльзой Келлер были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.  1. Негативизм ­ это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.  Негативизм скорее реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.  2.  Упрямство  ­  это  реакция   на  свое   собственное  решение.   Упрямство   не  следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании,   на   своем   решении.   Здесь   происходит   выделение   личности   и   выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Ребенок настаивает на чем­то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. 3.  Строптивость  ­   близка   к   негативизму   и   упрямству,   но   имеет   специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. 4.  Своеволие  ­  стремление  к  эмансипации  от  взрослого.  Ребенок   сам  хочет  что­то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности.   Здесь   речь   идет   о   более   глубоких   вещах   ­   о   самостоятельности намерения, замысла. Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение: 5. Обесценивание   взрослых  ­   симптом   обесценивания   проявляется   в   том,   что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.  Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда   мать   услышала   от   ребенка:   "дура".   В   этот   период   резко   меняется   отношение   к игрушкам, замахивается на них, будто они живые и отказывается играть с ними. 6. Протест­бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка   приобретает   черты   протеста,   как  будто   ребенок  находится   в   состоянии   войны   с окружающими, в постоянном конфликте с ними",­ писал Л. С. Выготский.  7.Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует, вся семья должна   удовлетворять   любое   желание   маленького   тирана,   в   противном   случае   ее   ждут истерики и слезы. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность, агрессия. Кризис 3­х лет относится к числу острых, он проявляется в трех сферах отношений ребенка.   Это   отношение   к   предметному   миру,   к   другим   людям   и   к   себе.     Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.  Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого.   Кризис   3   лет   —   это   перестройка   социальных   отношений   ребенка,   смена   его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка. Кризис   протекает   как   кризис   социальных   отношений   и   связан   со   становлением самосознания   ребенка.   Появляется   позиция   "Я   сам".   Ребенок   познает   различие   между "должен"   и   "хочу".   Если   кризис   протекает   вяло,   это   говорит   о   задержке   в   развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон   назвал   автономией   (независимостью,   самостоятельностью).   Дети   перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.  Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить  свое  "хочу" с  "должен" и  "нельзя"  и на  этой  основе  определить  свое  "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты).   Следует   предоставить   ребенку   сферу   деятельности,   где   бы   он   мог   проявлять самостоятельность.  Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность» В   семье   с   единственным   ребенком   встречается   стремление   к   деспотизму.   Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого   множество     способов. Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым.   Л.   С   Выготский   подчеркивал,   что   такая   интерпретация   неправильна.   Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.  Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я   сам"   означает   не   только   возникновение   внешне   заметной   самостоятельности,   но   и одновременно   отделение   ребенка   от   взрослого   человека.   В   результате   такого   отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.  Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка   от   взрослого   человека.   Существуют   явные   признаки   такого   отделения,   которые проявляются   в   симптоматике   кризиса   трех   лет   (негативизм,   упрямство,   строптивость, своеволие,   обесценивание   взрослых).   Однако   интересно   проследить,   как   ребенок   на протяжении   всего   раннего   возраста   "работает"   над   выделением   своей   позиции   в   семье   ­ социальной структуре, в  которой  происходит его развитие.  Такой  анализ  был проведен в исследовании М. Кечки.  Таким образом, по мнению психологов, ребенок в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства ­ дошкольное детство. Неблагоприятным последствием   кризиса   является   повышенная   чувствительность   мозга   к   воздействиям окружающей   среды.   Данный   кризис   отличает   набор   симптомов   поведения,   который   в психологии получил название «семизвездие симптомов».

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»

«Кризис социальных взаимоотношений ребенка 3 лет со взрослыми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018