КГКП «Алматинский колледж моды и дизайна»
Управления образования города Алматы
Согласовано Заместитель директора по учебно-методической работе
____________________ Г.Аганина ____ _______________ 2023 год |
Утверждаю Заместитель директора по учебно-производственной работе
________________ Т.Кулешова ________________ 2023 год
|
Круглый стол
Тема: «Востребованность на рынке труда выпускников профессии «Повар».
Преподаватель спец. дисциплин – А. С. Садыкова_____________
Мастер производственного обучения – А.Маулетханқызы_________
Алматы, 2023
ІС-ШАРА БАРЫСЫ
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Приветственное слово, представление участников. - Аганина Галина Викторовна
Садыкова А.С:
Добрый день, уважаемые участники и гости круглого стола. Мы пригласили вас сегодня для того, чтобы обсудить очень важную проблему, которой не существовало 20 лет назад, потому, что действовала система распределения выпускников, гарантировавшая 100% трудоустройство молодых специалистов. В наши дни считается, что занятость выпускников – дело рук самих выпускников. Что же ожидается на рынке труда в ближайшие несколько лет? Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что выбранная вами специальность будет востребована через год, пять, семь, десять лет?
С проблемой трудоустройства специалистов сталкиваются и работодатели, так как возникают разногласия между тем, что хотят одни и что нужно другим. Наименее значимым в предложенном списке характеристик оказалось «Согласие работать за небольшую оплату». Такая характеристика в глазах работодателей свидетельствует о низких запросах, низкой самооценке, неамбициозность кандидата (особенно на руководящую должность).
Каковы характерные черты портрета молодого специалиста, занятого поиском работы?
Какими профессиональными и личными качествами должен обладать выпускник по профессии «Повар»?
Почему так сложно найти работу по профессии в нашем регионе?
Как помочь выпускнику приобрести первый, необходимый профессиональный опыт и закрепиться на рабочем месте?
Заинтересованы ли компании предоставить молодым специалистам возможности для обучения?
Как работают программы адаптации и профессионального развития молодых специалистов?
Ақтолқын Маулетханқызы:
Қазіргі жағдайда жас мамандардың еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілігін зерттеу мәселесі өзекті болып отыр. Жас мамандардың еңбек нарығындағы жетістігі олардың қандай кәсіптік оқу бағытын таңдағанымен, қандай жеке мінезімен ерекшеленеді, оқу үдірісінде қандай кәсіби дағдыларды меңгеруімен және әлеуметтік өзара әрекеттесу барысында қандай байланыстарға ие болуымен шарттасады. Бұдан өзге еңбек нарығына аяқ баспас бұрын кез келген жас мамандардың бойына жұмыс күшіне деген сұраныстың қалай қалыптасатыны және оған қойылатын талаптар туралы ұғым қалыптастырған жөн. Дұрыс қалыптастырылған ұғымның арқасында жас түлек еңбек нарығындағы бәсекеге қабілеттілікті арттырудың нақты әрекет құралына ие бола отырып, жұмыс іздеу үрдісін мүмкіндігінше тиімді, әрі жүйелі жүргізбек.
Садыкова А.С:
В рамках городского фестиваля рабочих профессий «Декада ТиПО в Алматы» с 5 апреля 2023 года проходил Региональный чемпионат «World Skills Almaty2023», где наш от нашего колледжа принимал участие студенты по 6 компетенциям:
студент 2 курса по профессии «Повар» -Жамалбек Дархан – 4 место
студент 1 курса по ресторанному делу - Оразбаев Айбек - 3 место
студент 2 курса по пекарскому делу - Курбанов Бексұлтан - 2 место
студентка 2 курса по кондитерскому делу – Мусаева Наргиза – 4 место
Видеоролик по «World Skills Almaty2023»
Садыкова А.С:
В городе Астана с 5-7 апреля 2023 года проходил XII Международный Гастрономический Кубок «Дела Рук 2023», студенты и мастера производственного обучения по специальности Организация питания Алматинского колледжа моды и дизайна приняли участие. Итоги чемпионата:
1.Золотой мастер-Абдраманова Зауре -4 место- мастер производственного обучения
2.Арт-класс-Минеев Артем – 1 место- студент группы К 20-5
3.Блюдо казахской кухни- Мейрамбек Карлыға- 1 место- студентка группы А 21-10
4.Блюдо из мяса-Түсіпбек Нурсұлтан -2 место- студент группы А21-10
5.Блюдо из рыбы – Хребтов Михаил -3 место- студент группы ПВ 21-11
6. Блюдо из рыбы- Кылышбаев Нурсұлтан- 3 место- студент группы А 20-3
Видеоролик по «Дела Рук 2023»
Садыкова А.С:
С 26-28 апреля 2023 года в городе Тараз проходил международный конкурс профессионального матсерства среди студентов « Jibek Joly Fest -2023». Наш колледж представлял студент 2 курса группы ПВ 21-11 Жамалбек Дархан.
Цель конкурса - повышение престижа профессии повара, развитие навыков мастерства, а также популяризация национальных гастрономических традиций, национальных блюд .
Участие в Конкурсе дает:
- возможность профессионального развития и роста как высококвалифицированного специалиста;
- способствует возрождению забытых национальных гастрономических традиций.
Основными ценностями Конкурса являются мастерство, справедливость, честность, партнерство,прозрачность, уважение к национальным традициям. В данном конкурсе Дархан занял почетное 3 место.
Видеоролик по « Jibek Joly Fest -2023».
29 мая 2023 года на базе Алматинского
колледжа сервисного обслуживания прошел 3-й соревновательный день
Международного конкурса «Мастера шелкового пути» в онлайн формате по
компетенции «Поварское дело».
Организатором данного конкурса являются
Образовательный центр «OULU» (КНР, Пекин) при поддержке Пекинского комитета
образования. По данной компетенции выступили 49 участников и порядка 30
международных экспертов из КНР, России, Беларуси и Казахстана.
От города Алматы в качестве международных
экспертов участвовали мастер п/о Алматинского колледжа сервисного обслуживания
Акежанов Н. А. и преподаватель спец дисциплин Алматинского колледжа моды и
дизайна Садыкова А. С. В конкурсе принимали участие
студенты 2 курса группы ПВ 21-11 Русаков Александр и Жамалбек Дархан, мастер
Мусабаева Алия Чайхасановна.
Видеоролик . ” Мастера шелкового пути – Чемпионат Пекина 2023” среди Пекинских профессиональных учебных заведений и профессиональных учебных заведений стран” Шелкового пути”
Садыкова А.С:
1. Часто ли Вам приходилось встречаться с несоответствием Ваших взглядов на рабочем месте?
2. Как помочь выпускнику приобрести первый профессиональный опыт и закрепиться на первом рабочем месте?
3. Какие профессиональные знания будут наиболее востребованы?
4. Применяется ли на предприятиях современное оборудование?
5. Какие качества необходимо продемонстрировать в течение испытательного срока?
6. Как вести себя на собеседовании с работодателем?
7. Как складываются взаимоотношения с коллегами и руководителем?
8. Какими вы видите молодых специалистов, поступающих на работу?
(Обсуждение после каждого вопроса не более 3 – 5минут)
1. Портрет молодого специалиста глазами работодателей.
Садыкова А.С, Ақтолқын Маулетханқызы:
С какими проблемами сталкиваются организации, компании при найме новых сотрудников? Просим ответить на этот вопрос наших гостей
1. Скажите, пожалуйста, какими компетенциями должен обладать потенциальный сотрудник?
2. На какую оплату труда может претендовать молодой специалист, не обладающий опытом работы?
3.Что, необходим о делать студентам уже сейчас, чтобы обеспечить себе карьерный рост?
4. Болашақ мамандарды оқытуда пән оқытушыларына қандай кеңес немесе ұсыныс жасар едіңіздер? Оқытуда нені ескерген жөн?
5. Бәсекелестік белгілі бір мақсатқа жету жолындағы жарыс, тартыс түрінде көрінеді. Ол өзара ынтымақтастыққа, ізгі ниеттілікке негізделмеген жағдайда ашық соғысқа, бақталастыққа ұласады. Бәсекелестік адамның жетістікке жетуіне өз септігін тигізіп, пайдалы қызмет те атқаратынын бәріміз білеміз. Қалай ойлайсыздар, түлектер үшін бәсекелестік маңызды ма, серкітестік пе?
Обсуждение (не более 10 - 15 минут)
Ақтолқын Маулетханқызы:
Бүгінгі таңда Қазақстанның әрбір жастары жаңа экономикалық және әлеуметтік-мәдени жағдайда бәсекеге қабілетті бола білудің өткір мәселесімен бетпе-бет келеді, шын мәнінде бұл олардың күн көруі, өмір сүруі. Тұлғалық бәсекеге қабілеттілік дегеніміз еңбек нарығындағы бәсекелестік, мансап сатысында табысты көтерілу мақсатында оқу орнында алған мамандығы бойынша өзін кепілдендірілген жұмыспен қамтамасыз ете алу. Бұл әсіресе студенттер мен түлектер үшін өте маңызды, олар жұмысқа орналасуды шешкендіктен, олар халықтың нашар қорғалған санаты ретінде аға буын мен қатарластары арасындағы бәсекелестікті қатты сезінеді. Бұл келесі себептерге байланысты:
1. Жас мамандардың тәжірибесінің аздығы;
2. Бірінші жылдағы жалақының шамадан тыс талаптары;
3. Қызмет түрінің күрт өзгеруі (оқудан практикаға көшу);
4. Жұмыс берушілер талап ететін қажетті білімдердің, дағдылар мен тәжірибенің болмауы;
5. Бастаманы өз қолына алуға дайын болмауы, жауапкершілікті өз мойнына алуды, өз бетінше шешім қабылдауды қаламау;
6. Жас мамандарды үнемі қадағалап отыру, кейде тіпті оқуын ары қарай жалғастыру қажеттілігі
Садыкова А.С:
А теперь, уважаемые участники круглого стола, предлагаем вам принять участие в небольшом эксперименте.
У вас есть лист ватмана с изображением выпускника, карточки, на которых отражены различные качества специалиста, а также клей. Вам предстоит выбрать соответствующие качества человека, которые должны быть присущи молодому востребованному специалисту и наклеить их сверху вниз по мере значимости. Устраивайтесь поудобней, чтобы чувствовать себя максимально свободно. По окончании проделанной работы вам необходимо представить портрет востребованного молодого специалиста и поместить его на доску.
Работа по созданию портрета молодого специалиста, востребованного на рынке труда (5 минут).
3. Іс-шараны қорытындылау. Біз қорытынды жасаймыз.
4. Дөңгелек үстел нәтижелері
1. Дөңгелек үстелдің барлық қатысушылары үш топқа бөлінді. Әр топтың басында осы бағыт бойынша жұмыс беруші, алған мамандық шеңберінде өзінің кәсіби қызметін жүзеге асыратын бұрынғы түлектер және тиісті мамандықтар бойынша студенттер болды.
2. Дөңгелек үстелдің негізгі мәселелерінің бірі жұмыс берушілер мен оқу орындарының түлектері жұмысқа орналасу кезінде кездесетін проблеманы талқылау болды, өйткені кейбіреулер не қалайтыны мен басқаларға не қажет екендігі арасында келіспеушіліктер туындайды.
3. Кездесу барысында түлектерге, жас мамандарға бүгінгі таңда мамандық бойынша жұмысқа орналасу өте қиын деген пікір айтылды. Жұмыс берушілер көбінесе тәжірибесі бар адамдарға артықшылық береді. Сондықтан бүгінде жас мамандарды жұмысқа орналастыруға жәрдемдесу мақсатында жұмыс берушілерді тарту қажет, ал жастардың еңбекке деген ынтасын арттыру қажет.
4. Сонымен бірге, жұмыс берушілер, тіпті жұмыс тәжірибесі болмаса да, жас маман табу оңай емес екенін байқады.
5. Компаниялар жаңа қызметкерлерді жалдау кезінде бірқатар қиындықтарға тап болады: практикалық және теориялық білімнің сәйкес келмеуі, тәжірибенің болмауы, компания құрылымын түсінбеу.
6. Дөңгелек үстелді өткізу барысында жұмыс берушілер:
7. Студенттерге нормативтік-құқықтық құжаттамамен жұмыс істеу бойынша білім жетіспейді.
8. Кәсіби тәжірибе жетіспейді.
9. Автоматтандырылған басқару жүйелері туралы білім жетіспейді.
10. Сонымен қатар колледж түлектерінің жағымды жақтары да атап өтілді:
11. Колледж түлектері өздерінің мүмкіндіктері мен перспективаларын нақты бағалайды, ал теориялық базасы нашар емес.
12. Колледж түлектері ұжымда жақсы бейімделеді, тез оқиды.
13. Дөңгелек үстелдің нәтижесі жұмыс берушілер мен студенттердің ортақ және кәсіби құзыреттіліктерін көрсететін жас маманның портретін бірлесіп құруы болды.
14. Отырыстың қорытындысы дөңгелек үстелдің ұсынымдары мен ұсыныстарын талқылау және бекіту болды, олардың арасында мыналар болды:
15. Түлектерді жұмысқа орналастыруға жәрдемдесу саласында жұмыс беруші кәсіпорындармен неғұрлым тығыз өзара іс-қимылды қамтамасыз ету;
16. .Тұрақты талқылаулар негізінде білім беру жүйесін Еңбек нарығының өзгеретін талаптарына бейімдеу;
17. Түлектерді жұмысқа орналастыру мәселелерін шешу бойынша мақсатты мемлекеттік саясатты жүргізу қажеттілігі.
2. Подведение итогов мероприятия. Делаем выводы.
Показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему
Формирование общей позиции к которой пришли или близки все участники встречи
Ориентирование студентов на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии
Слова благодарности всем участникам.
3. Результаты круглого стола
1.Одним из основных вопросов Круглого стола стало обсуждение проблемы, с которой сталкиваются работодатели при трудоустройстве, так как возникают разногласия между тем, что хотят одни и что нужно другим.
2.В ходе встречи было высказано мнение, что выпускникам, молодым специалистам на сегодняшний день устроиться на работу по специальности довольно сложно. Работодатели чаще всего отдают предпочтение людям со стажем работы, имеющим опыт. Поэтому сегодня надо привлечь работодателей в целях содействия трудоустройству молодых специалистов, а у молодежи – повысить мотивацию к труду.
3.Вместе с тем работодатели заметили, как ни странно, им так же непросто найти молодого специалиста, пусть даже без опыта работы.
4.Компании сталкиваются с рядом проблем при найме новых сотрудников: несоответствие практических и теоретических знаний, отсутствие опыта, непонимание структуры компании.
4. В ходе проведения Круглого стола работодателями было высказано:
- Студентам не достает знаний по работе с нормативно-правовой документацией.
- Не хватает профессионального опыта.
- Не хватает знаний в области автоматизированных систем управления.
5. Но вместе с тем были отмечены и положительные стороны выпускников колледжа:
- Выпускники колледжа реально оценивают свои возможности и перспективы, при этом имея не плохую теоретическую базу.
- Выпускники колледжа хорошо адаптируются в коллективе, быстро обучаются.
6. Результатом Круглого стола стало совместное создание работодателями портрета молодого специалиста, отражающее его общие и профессиональные компетенции.
7. Итогом заседания стало обсуждение и утверждение рекомендаций и предложений круглого стола, среди которых были следующие:
- Обеспечить более тесное взаимодействие с предприятиями-работодателями в области содействия трудоустройству выпускников;
-. На основе регулярных обсуждений адаптировать систему образования к изменяющимся требованиям рынка труда;
- Необходимость проведения целенаправленной государственной политики по решению проблем трудоустройства выпускников.
Решения и предложения по круглому столу
1.Работодатели готовы сотрудничать с КГКП «Алматинский колледж моды и дизайна» и предоставлять рабочие места для практического обучения студентов;
2. Работодатели готовы проводить совместные школы молодого специалиста для обмена опытом между базовым предприятием и педагогическим коллективом учебного заведения;
3. Создать рабочую группу из представителей работодателей и педагогических работников КГКП «Алматинский колледж моды и дизайна» для решения следующих профессиональных задач:
• разработка программ учебных и производственных практик, где одновременно будут учитываться запросы образовательного стандарта и производства в рамках подготовки конкурентоспособного специалиста по реализуемым специальностям;
• участие работодателей в промежуточной и итоговой аттестации студентов с целью подбора молодых кадров на вакантные рабочие места предприятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.