Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение для детей дошкольнонго и младшего школьного возраста «Прогимназия Критсаллик» Кировского района г. Саратов
Принято на заседании педагогического Утверждено
Совета МАОУ «Прогимназия Кристаллик» Директор МАОУ
Протокол №___________ прогимназии
«___»______________2020г. В.Л.Клевцова______
«___»_________2020г.
Рабочая программа
Кружка «Разноцветный мир»
Младшей группы «Зеленый островок»
Срок реализации: один год
Воспитатель: Голубёнкова М.Н.
Г. Саратов
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Существует следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Основной целью программы является развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Методы:
Формы организации деятельности:
График занятий кружка «Разноцветный мир» 2 раза в неделю (по средам и пятницам) по графику работы воспитателя .
План-программа работы кружка «Разноцветный мир»
Месяц |
Темы игр |
|||
Первая неделя |
Вторая неделя |
Третья неделя |
Четвертая неделя |
|
Октябрь |
«Найди предмет такой же формы» |
«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» |
«Шумящие коробочки» |
«Играем с бумажными шариками» |
Ноябрь |
«Волшебный поднос» |
«Наряди солнышко» |
«Подбери по форме» |
«Игры с прищепками» |
Декабрь |
«Поймай льдинку» |
«Кто скорее соберет игрушки» |
«Счетные палочки» |
«Золушка» |
Январь |
каникулы |
«Пальчиковые игры с грецкими орехами» |
«Окрашивание воды» |
«Поможем Мишке разложить игрушки» |
Февраль |
диагностика |
«Строим башню» |
«Что лежит в мешочке?» |
«Тактильные подушечки» |
Март |
«Сделаем куклам бусы» |
«Спрячь мышку» |
«Игры со счетными палочками» |
«Башня из кубов» |
Апрель |
«Подбери картинки для куклы и мишки» |
«Подбери фигуру» |
«Ткани» |
«Игры – шнуровки» |
Май |
«Воздушные шары» |
«Веселые матрешки» |
«На что похожа клякса?» |
«Составь предмет из геометрических фигур» |
Организационный раздел.
Календарно-тематический план работы
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Октябрь |
№1 |
«Найди предмет такой же формы» |
Формировать умение детей выделять форму в конкретных примерах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. |
Познание (сенсорное развитие): развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур. Коммуникация: называть геометрические фигуры. |
Умеют сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами |
№2 |
«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» |
Закреплять умение группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
Познание: сравнение предметов контрастных размеров. Коммуникация: обозначать результаты сравнения словами. |
Умеют группировать и соотносить однородные предметы по величине |
|
№3 |
«Шумящие коробочки» |
Развивать слуховое восприятие, формировать умение составлять пары одинаковых шумов. |
Познание: восприятие и дифференциация шумовых различий, тренировка моторики, развитие слуховой памяти. Музыка: подготовка к восприятию музыки. |
Умеют акустически (на слух) различать и замечать изменения в силе звучания содержимого коробочек, находить одинаковые по силе звучания |
|
№4 |
«Играем с бумажными шариками» |
Развивать у детей мелкую моторику рук. Знакомить детей со свойствами бумаги. |
Познание: развивать ручную умелость, ловкость при игре с шариками. Социализация: способствовать
становлению дружеских |
Умеют сминать листы бумаги, образуя шар |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Ноябрь |
№1 |
«Волшебный поднос» |
Формировать умение детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. |
Познание: развивать ручную умелость. |
Умеют выполнять задания по описанию |
№2 |
«Наряди солнышко» |
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, голубой. |
Познание: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Закреплять понятия « больше – меньше», развивать произвольное внимание, сообразительность, мелкую моторику рук. Коммуникация: развивать правильную связную речь. |
Умеют группировать предметы по цвету; закрепляют знания о цвете, величине, форме |
|
№3 |
«Подбери по форме» |
Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. |
Социализация: развитие игровой деятельности детей. Познание (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах; навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Коммуникация: упражнять в их назывании. |
Умеют подбирать фигуры по образцу, различать и называть цвета Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. |
|
№4 |
«Игры с прищепками» |
Развивать у детей мелкую моторику рук |
Познание (сенсорное развитие): развитие мелкой моторики рук, образного мышления, закреплять цвет. Коммуникация: стимулировать речевую активность детейь. |
Умеют выкладывать предметы по образцу (солнышко, елка, ежик), сличать и различать предметы по признаку цвета |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Декабрь |
№1 |
«Поймай льдинку» |
Развивать координацию движений, внимание, знакомить со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. |
Познание: развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Развитие тактильной чувствительности и ловкости. Коммуникация: называть изменения, происходящие с льдинкой, развивать связную речь |
Умеют доставать льдинки сачком, осуществлять правильный захват рукой; закреплять понятие о таком свойстве воды – лед тает и превращается в воду |
№2 |
«Кто скорее соберет игрушки» |
Формировать умение детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет |
Познание: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. развивать произвольное внимание, сообразительность, мелкую моторику рук. Коммуникация: развивать правильную связную речь. |
Умеют группировать предметы одинаковые по цвету по цвету; закрепляют знания о величине, форме |
|
№3 |
«Счетные палочки» |
Формировать умение детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. |
Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактного мышления. Коммуникация: упражнять в назывании полученных предметов и фигур. |
Умеют выкладывать знакомые геометрические фигуры и предметы |
|
№4 |
«Золушка» |
Формировать умение детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук, координацию движений |
Познание (сенсорное развитие): развивать восприятие, создавать условия для ознакомления с цветом. Коммуникация: развивать связную речь. |
Умеют отбирать и группировать предметы по цвету (красная и белая фасоль) знать наполнители емкости |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Январь |
№1 |
каникулы |
|||
№2 |
«Пальчиковые игры с грецкими орехами» |
Развивать мелкую моторику рук. |
Познание: формировать координацию движений пальцев кистей и рук Коммуникация: формировать речевую деятельность детей через развитие мелкой моторики |
Умеют вращать между ладонями, катать по столу в разные стороны |
|
№3 |
«Окрашивание воды» |
Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). Закрепить названия цветов, формировать представления об их оттенках (светлый, темный). Воспитывать эстетический вкус |
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных. |
Умеют наблюдать и делать простейшие выводы о таком свойстве воды как прозрачность, но она может менять цвет |
|
№4 |
«Поможем Мишке разложить игрушки» |
Закреплять знание детьми геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала. |
Познание: продолжать различать понятия «один – много». Закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник, овал), величине, цвете (желтый, красный, зеленый). Коммуникация: активизировать в речи слова «большой - маленький», «один – много» |
Умеют соотносить и группировать предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
|
Февраль |
№1 |
диагностика |
Выявить уровень знаний детей в области сенсорных эталонов (величины, цвета и формы) посредством дидактического материала |
|||
№2 |
«Строим башню» |
Формировать умение соотносить по величине четыре предмета |
Познание: формировать восприятие величины предметов. Коммуникация: развивать правильную связную речь. |
Умеют группировать предметы одинаковые по цвету по цвету; закрепляют знания о величине, форме |
||
№3 |
«Что лежит в мешочке?» |
Закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами |
Познание: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования. Коммуникация: упражнять в назывании знакомых геометрических фигур. |
Умеют узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические фигуры |
||
№4 |
«Тактильные подушечки» |
Развивать у детей осязание |
Познание (сенсорное развитие): развивать тактильное восприятие, память, мелкую моторику. Коммуникация: развивать связную речь, обогащать словарь детей словами-определениями, характеризующими качество предметов |
Умеют на ощупь определять наполнение подушечки |
||
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Март |
№1 |
«Сделаем куклам бусы» |
Закреплять умение группировать предметы по цвету, формировать умение нанизывать бусы на нитку |
Познание: развитие цветового восприятия, умения соотносить предметы по цвету). Развивать моторику кончиков пальцев рук Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету» |
Умеют нанизывать мелкие детали на шнур |
№2 |
«Спрячь мышку» |
Закреплять у детей представления об основных цветах |
Познание: развивать восприятие,
закреплять умение группировать однородные предметы по цвету. Коммуникация: развивать правильную связную речь. |
Умеют узнавать и называть шесть цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. |
|
№3 |
«Игры со счетными палочками» |
Развивать у детей мелкую моторику рук |
Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактное мышление. Коммуникация: упражнять в назывании полученных предметов и фигур. |
Умеют выкладывать знакомые геометрические фигуры и предметы |
|
№4 |
«Башня из кубов» |
Формировать умение сравнивать несколько объектов по величине (меньше – еще меньше) и располагать их по убывающей величине |
Познание (сенсорное развитие): развивать восприятие величины предметов, создавать условия для ознакомления с цветом. Коммуникация: развивать связную речь, закреплять слова-характеристики размеров объектов |
Умеют собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кубы по убывающей величине. |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Апрель |
№1 |
«Подбери картинки для куклы и Мишки» |
Продолжать формировать умение детей группировать предметы по форме, отвлекаясь от цвета. |
Познание: развитие восприятия, умения соотносить предметы по форме. Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по форме», «одинаковые по цвету» |
Умеют подбирать предметы в соответствии с формой |
№2 |
«Подбери фигуру» |
Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании |
Познание: (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах; навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Коммуникация: развивать правильную связную речь. |
Умеют соотносить однородные фигуры по форме |
|
№3 |
«Ткани» |
Развивать у детей осязание, формировать умение составлять пары одинаковых на ощупь тканей. |
Познание: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Коммуникация: упражнять в назывании свойств – характеристик тканей, называть некоторые из них. |
Умеют находить одинаковые на ощупь ткани, называть некоторые из них |
|
№4 |
«Игры - шнуровки» тренировать мелкую |
Развивать мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. |
Познание: развивать воображение, готовить руку к письму, воспитывать усидчивость. Коммуникация: развивать связную речь |
Умеют шнуровать предложенную картинку, соблюдая последовательность действий |
месяц |
№ |
Тема |
Цели и задачи |
Обеспечение интеграции |
Планируемые результаты |
Май |
№1 |
«Воздушные шары» |
Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый путем подбора по образцу |
Познание: развитие цветового восприятия, умения соотносить предметы по цвету. Коммуникация: развивать связную речь, активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету» |
Умеют подбирать к каждому шарику одинаковые по цвету ниточки |
№2 |
«Веселые матрешки» |
Различать и сравнивать предметы по разным качествам величины |
Познание: совершенствовать навык установления различия предметов по их свойству - величине. Коммуникация: развивать умение фиксировать сравнение в речи. |
Умеют различать однородные предметы по величине, обозначать результат в речи |
|
№3 |
«На что похожа клякса?» |
Развивать мускулатуру пальцев, зрительные и пространственные представления, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь. |
Познание: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимания, абстрактное мышление. Коммуникация: упражнять в назывании полученных предметов и фигур. |
Умеют раздувать кляксу из гуаши, определять на что она похожа |
|
№4 |
«Составь предмет из геометрических фигур» |
Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). |
Познание (сенсорное развитие): закрепление представления детей о геометрических формах. Коммуникация: развивать связную речь, вспомнить стихи и загадки о полученных предметах |
Умеют составлять любой предмет из набора геометрически фигур |
Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса
программ, технологий, методических пособий:
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982 г.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.
5. Бондаренко. А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991г.
6. http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.