Цели:
расширять представления детей о народах, живущих в нашем регионе, об устном народном творчестве татарского, немецкого, русского народов (сказках, пословицах, считалках, потешках, загадках);
обогащать представлений детей о традициях и культуре народов;
развивать познавательный интерес, интонационную выразительность речи, диалогическую речь;
воспитывать толерантное отношение к человеку другой национальности, уважение к культуре народов Сибири, интерес к устному народному творчеству.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:- лекции,- творческие задания,- практические работы,- самостоятельный поиск,- выразительное чтение и др.Виды работ:- выразительное чтение текста;- комментирование текста.- сравнительный анализ текста;- фольклорные праздники;- театрализованное кукольное представление текста;- иллюстрирование;- заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.
Сказки о животных:
В русской сказке «Лисичка-сестричка и волк » лиса обманула мужика: прикинувшись мертвой, повыбрасывала из воза всю рыбу. Она и волка «научила», как достать рыбу, заставив его опустить хвост в прорубь.
В татарском фольклоре есть очень похожая сказка «Лиса и волк», в которой лиса так же обманывает волка, но здесь он не только остается без хвоста, но и погибает. Как видим, сюжеты похожи, но есть и различия. В татарской сказке лиса ест и бялеши – еда из татарской национальной кухни.
Волшебные сказки:И в русских, и в татарских сказках можно отметить наличие образа женщины. Героинями являются мудрые девы или спасаемые героями красавицы. Они добрые, трудолюбивые, умные. Это Елена прекрасная, Василиса Премудрая, Аленушка, Снегурочка, Марья Моревна. В татарских сказках это красавица Зухра, Сылу-матур и др.
Похожими являются сюжеты таких сказок, как «Сивко-бурко» (русская) и «Золотое перо» (татарская). В первой сказке Ивану помогает чудесный конь, герой становится царским зятем. В татарской сказке жеребец спасает Тимура от смерти, помогает ему жениться на Морской деве. Здесь герой нырнул в кипящий котел и достал кольцо девы. Падишах нырнул за кольцом, а обратно не вынырнул – сварился до смерти.
Бытовые сказки:
В татарских и русских бытовых сказках частый персонаж – находчивый солдат. Так аналогичны сказки «Солдатский топор» (татарская) и «Суп из топора» (русская). В этих сказках солдат, благодаря своей смекалке отведал супа у старухи.
. В русской народной сказке «Русская дева» были загаданы очень мудрые загадки.
На сколько удивительны и мудры были ответы девочки – семилетки.
В татарской сказке «Мудрый старик», имеющий большой жизненный опыт отец юноши помог ему своими советами найти драгоценный камень, отличить молодого жеребца от старого, узнать, какое бревно отпилено от верхнего конца дерева, а какое от нижнего.
Похожими являются сюжеты таких сказок, как «Русская дева» - русская народная сказка и «Мудрый старик» - татарская народная сказка.
Таким образом: В русских и татарских сказках часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Это объясняется сходными условиями жизни русских и татар, проживающих в одном регионе, в одном селе. Это региональная общность. Иногда сюжеты сказок заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.