Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
экология
Детсад
17.04.2019
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
жукова кружок.docx
Кружок по экологическому воспитанию
для детей старшей группы
«Юный эколог »
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В
этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально
ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственноэкологических позиций
личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и
элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной
среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные
подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических
наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не
столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков
бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так:
щадящим и сберегающим образом».
Пояснительная записка
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления
экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения
было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с
природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй
половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с
природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось
необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и
образование детей чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое
мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и
человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к
природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием
экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или
иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы,
бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и
красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность,
затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных
ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда,
обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на
всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты
Программой предусмотрено не только
экологического образования дошкольников.
экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у
детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями будем делать
кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развесим
скворечники на территории детского сада.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших
опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению
детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические
знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть
красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие
личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение
работать в коллективе.
Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной
программы.
Материальнотехнические условия.
Материальнотехническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим
требованиям, современному уровню образования. В группе организована минилаборатория для
организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и
художественной литературы экологического содержания.
Имеется разнообразное
оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение отвечают
требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все
материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Создание условий для реализации программы:
Психологические и социальнопедагогические условия организации работы
учитывать социальный опыт ребенка
учитывать его возможности, способности, интересы
строить педагогический процесс как диалоговый
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях,
для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня, возраст детей от 5 до 6 лет
В познавательном развитии 56 летних детей характерна высокая мыслительная
активность. Дети интересуются причинноследственными связями в разных сферах жизни
(изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной
деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных
сторонах окружающего мира. К 6ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает
объем памяти. Дети запоминают до 810 названий предметов. Начинает складываться
произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения
взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное
мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные
изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку
оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 2025 минут.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и
длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать
формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой.
Основная цель работы кружка формировать у детей элементы экологического
сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Юный эколог » призвана решать следующие задачи:
1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
2 2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
6. Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственноэкологического воспитания дошкольников
был разработан перспективный план работы с детьми
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие
рассказы воспитателя.
Игровые методы
:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр
драматизаций и др.); загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов;
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка я обратила особое внимание на следующие
основные направления.:
Познавательноразвлекательное направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в
игровой занимательной форме.
Практическое направление изучение растительного и животного мира, связанное с
практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности
(наблюдений, опытов)
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе
безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление
творчества.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины,
выставки, экологические вечера
Презентация реализации программы дополнительного образования
Фотовыставка творческих работ
Экологический праздник для детей и родителей
Сведения об авторе
Жукова Н.Е. воспитатель
Учебнотематический план
Дата
Тема
Количество занятий
3 теория
практика
сентябрь
октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
«Цветы на участке осенью»
«Что нам осень подарила»
«Осень в белые туманы»
«Доброе хорошее солнце»
«Расскажи Незнайке о
комнатных растениях»
« Осеннее дерево»
«Домашние животные»
«Сколько знаю я дождей»
«Воробушка»
«Синичкин праздник 12
ноября»
«Дикие звери зимой»
«Снежинка»
«Защитите ель и сосну»
«Плыли по небу облака»
«Снежный хоровод»
«Зимняя красавица ель»
«Наблюдения за снегом и
льдом»
«Жизнь птиц зимой»
«Мороз удивительный
художник»
«Дикие животные в лесу
зимой»
« Лаборатория добрых дел»
«Наблюдение за сезонными
изменениями»
«К нам весна шагает быстрым
шагом»
« Выращиваем лук на окне»
«Наши четвероногие друзья
собака»
«Забота о здоровье»
«Первые цветы в природе»
«Божья коровка»
« Русская березка»
« Пернатые гости»
«Весенний пейзаж»
« Солнышко на травке»
«Что такое облака ,дождь
,гроза?»
«Песочные фантазии»
«Весна красна »
«Угощение для братьев нашим
меньших»
Всего 36 занятий
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4 Учебнотематический план реализации программы дополнительного образования 2018– 2019 учебный год
задачи
содержание
Дата
сентябрь
тема
«Цветы на участке осенью»
«Что нам осень подарила»
«Осень в белые туманы»
«Доброе, хорошее солнце»
октябрь
«Расскажи Незнайке о комнатных
растениях»
«Осеннее дерево»
«Домашние животные»
Закрепить знания детей о осенних садовых
цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить
представления детей о садовых работах
осенью. Активизировать словарь детей
словами, означающими названия садовых
цветов.
Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об уходе за овощами.
Воспитывать трудолюбие. Активизировать
словарь детей словами, обозначающими овощи
и трудовые действия.
Уточнить знания детей о таком природном
явлении, как туман. Развить познавательную
активность. Активизировать словарь детей:
туман, сыро, влажно, густой покров.
Уточнить знания детей о солнце осенью.
Формировать умения определять погоду по
приметам. Активизировать словарь детей:
вода, тепло, свет, земля
Уточнить представления детей о растениях в
группе, о необходимых для них условиях
жизни. Познакомить с новыми
растениями. Научить узнавать и называть
части растения (корень, стебель, лист, цветок).
Воспитывать интерес к исследовательской
деятельности. Поощрять желание ухаживать за
растениями, относиться к ним с любовью и
нежностью.
Формировать умения детей наблюдать явления
природы, анализировать и делать выводы о
некоторых взаимосвязях и закономерностях.
Формировать
у детей обобщенные
представления о домашних животных: как за
ними надо ухаживать, какую пользу приносят,
какие условия нужны для жизни.
Загадывание загадок, игра «Угадай по
описанию», экспериментирование: «Растениям
легче дышится, если почву полить и
порыхлить»
Чтение стихов «Здравствуй,
осень!»
Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет
на грядке?»
Беседа «Что это – туман?», чтение стихов,
загадывание загадок, наблюдение.
Чтение стихов: «Четыре клада…» М.
Маханева. Экспериментирование: «Ладошки».
Игра «Найди растение», физкультминутка
«цветы», дидактическая игра «собери
растение из частей картинок »;
экспериментирование: «Что нужно растениям
для роста».
Нетрадиционная техника рисования:
кляксография экспериментирование
Беседа, использование художественного
слова, пальчиковая игра «Облака», игра
«Вспомни и назови»
5 «Сколько знаю я дождей»
ноябрь
«Воробушка»
«Синичкин праздник – 12 ноября»
«Дикие звери зимой»
«Снежинка»
декабрь
«Защитите ель и сосну»
«Плыли по небу тучки»
«Снежный хоровод»
Развивать способности детей наблюдать
сезонные явления и их изменения.
Формировать умения выделять характерные
признаки осеннего и летнего дождя.
Активизировать словарь детей: моросит,
мелкий, холодный.
Знакомить детей с зимующими птицами:
воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в
природе повлияли на жизнь воробья).
Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие,
перелетные.
Формировать у детей желание подоброму
относиться к живой природе. Учить
организовывать самостоятельно подкормку
птиц регулярно.
Продолжать формировать знания о лесных
обитателях. Развивать у детей представления
о последовательности событий в жизни лесных
зверей.
Развивать способности наблюдать сезонные
явления и их изменения, внимания и памяти,
видеть красоту природы. Активизировать
словарь детей: первый снег.
Знакомить детей с понятием, что в шишках
находятся семена хвойных деревьев.
Формировать умение детей различать еловую и
сосновую шишку. Активизировать словарь
детей: ель, сосна.
Расширять представления детей о явлениях
неживой природы: рассказать детям, какие
бываю облака.
Развитие наблюдательности.
Активизировать словарь детей: перистые,
слоистые, кучевые.
Продолжать учить детей наблюдать явления
снегопад и видеть красоту
природы:
окружающего
мира.
Активизировать словарь детей: холодный,
Коммуникативная игратанец «Вальс друзей»;
Пение «Туча», «Кап, кап…» , «Солнечные
зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака»
Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»
Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение,
использование художественного слова, подв.
игра «Лиса и птицы»
Чтение стихотворений, творческие задания,
подв. игра «Зайцы и волк», беседа.
Наблюдение, беседа, чтение познавательных
рассказов, экспериментирование: «Знакомство
со свойствами снега»
Наблюдение,
описанию
беседа,
игра
«Найди по
Беседа «Какие бывают облака», наблюдение,
использование художественного слова;
экспериментирование: «Ветер дует, лодочка
плывёт»
Наблюдение, рассматривание картины «Зима»,
продуктивная, опытная (снежки)
деятельность.
6 Игровой сюрпризный момент, составление
рассказаописания о ели с опорой на
план, игра имитация «Собери шишки, беседа
«Должен ли человек беречь красоту
природы?». Творческая работа.
Экспериментирование «Вода может литься и
брызгать», использование художественного
слова.
Беседа, рассматривание картинок «Зимующие
птицы», «Улетают – не улетают».
Загадывание загадок, наблюдения на прогулке,
использование художественного слова,
практическая работа
«Зимняя красавица ель»
январь
«Наблюдение за снегом и льдом»
«Жизнь птиц зимой»
«Мороз – удивительный художник»
«Дикие животные в лесу зимой»
февраль
«Лаборатория добрых дел»
белый, сверкающий, сказочный и т.д.
Приобщить к желанию наслаждаться запахом
хвойного дерева. Способствовать развитию
умения называть характерные особенности
строения ели, признаки, отличающие ее от
других деревьев, формированию умения
видеть отличие игрушечной ели от настоящей;
воспитывать бережное и
заботливое
отношение к живой природе.
Формировать реалистическое понимание
неживой при роды; закреплять знания о том,
что вода может быть в твердом состоянии
(снег, лед).
Учить детей рассматривать птиц, различать их
по размеру, окраске оперения, издаваемым
звукам. Познакомить с их названиями.
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям
природы.
зрительную
наблюдательность,
способность замечать
необычное в окружающем мире и желание
отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать воображение и творчество.
Развивать
Способствовать: обогащению и углублению
знаний детей о диких зверях в зимний период,
развитию умения устанавливать связи между
зимними условиями и особенностями
поведения зверей.
Формировать понятие о доброте, привычку
совершать добрые поступки; воспитывать
интерес к экспериментальной деятельности;
анализировать явления, делать выводы;
развивать познавательный интерес, логическое
мышление, речь детей; вызвать чувство
радости у детей
Беседа о белке, еже, зайце, лисе,
медведе. Выполнение творческого задания;
игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи
предложения».
Беседы о природных явлениях, катаклизмах
(землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы,
наводнения); опыты с водой, воздухом; чтение
познавательной литературы; беседы о добре и
зле.
7 «Наблюдение за сезонными
изменениями»
формировать представления об изменениях в
природе;
учить различать характерные приметы конца
зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое
описание зимы.
Использование художественного слова;
Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто
сделает меньше прыжков?».
«К нам весна шагает быстрыми
шагами»
«Выращиваем лук на окошке»
Продолжать учить запоминать названия
весенних месяцев; дать представления об
изменениях, происходящих ранней весной в
природе. Развивать навыки элементарной
исследовательской деятельности, логическое
мышление.
вызывать интерес к выращиванию огорода на
окошке, желание наблюдать за изменениями в
луковицах. Учить создавать ситуацию опыта
Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт»,
д/и «Найди настроение, покажи настроение»,
экспериментирование: «Взаимодействие воды
и снега»
Беседа с элементами труда,
экспериментирование: «Как вода поступает в
растение на примере лука», зарисовка.
Наблюдение, подвижные игры
«Дружные пары», «Разойдись — не упади».
«Забота о здоровье»
«Наши четвероногие друзья – собака» Формировать у детей представления о том,
что собака умное домашнее животное, предана
человеку,
её можно дрессировать и
использовать на разных полезных службах.
Способствовать воспитанию у детей
бережного отношения к своему здоровью;
формировать представления о том, что в
весеннее время особенно полезны витаминная
пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у
детей умения заботиться о своем здоровье;
воспитывать чувства заботы о больном
товарище.
Побуждать детей радоваться первым весенним
цветам,
продолжать знакомить их с
названиями, с особенностями строения.
Учить детей внимательно относиться к
окружающему миру. Воспитывать интерес к
природным явлениям, уточнить представления
о внешних особенностях жучка.
Формировать представления у детей о русской
березе. Расширить знания об охране природы.
Воспитывать у детей интерес и бережное
отношение к природе.
«Первые цветы в природе»
«Божья коровка»
«Русская березка»
Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно
для здоровья, что вредно», беседа о
витаминной пище.
Сравнительный рассказ о матьимачехе и
одуванчике, загадки, чтение стихов,
экспериментирование: «Вслед за солнцем».
Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание
потешки, продуктивная
деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи
коровки».
Загадывание загадок, хоровод, продуктивная
деятельность
8
март
апрель «Пернатые гости»
«Весенний пейзаж»
«Солнышко на травке»
май
«Что такое облака, дождь, гроза?»
Способствовать обобщению представлений о
птицах в весенний период: изменение их
поведения – греются на солнце, на деревьях,
чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.;
воспитывать любознательность, желание
заботиться о птицах.
Закрепить представления детей о весне, о
характерных особенностях данного времени
года. Обратить внимание детей на первые
признаки весны. Воспитывать у детей любовь к
родному краю. Развивать у детей интерес к
живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Уточнить знания детьми цветка, умение найти
его по листьям, форме соцветия, формировать
у детей интерес к работе с краской.
Продолжать вызывать у детей интерес к
живым цветам.
Дать понятие об испарении воды, образовании
облаков, электрических разрядах в доступной
форме. Познакомить детей с правилами
поведения во время грозы.
изготовление
Беседа,
скворечников,
наблюдение за птицами на участке детского
сада, рассматривание иллюстраций (разные
виды гнезд, появление птенцов и т. д.).
Беседа, художественное слово,
рассматривание и сравнение картин по теме
«Весна», загадка, превращение детей в
художников, прослушивание мелодий
«Времена года».
Чтение стихов, пальчиковая гимнастика,
продуктивная деятельность,
экспериментирование «Тепло – холодно».
Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.
9 «Песочные фантазии»
«Весна красна »
Расширять кругозор детей: познакомить с
современным направлением в изоискусстве.
Закрепить знания о свойствах песка. Развивать
образное и логическое мышление. Развивать
тактильную чувствительность и мелкую
моторику рук. Обогащать эмоциональную
сферу детей
Чтение загадок, пальчиковая гимнастика «На
морском песке сижу», экспериментирование:
«почему песок сыплется»
Расширить знания об охране природы.
Воспитывать у детей интерес и бережное
отношение к природе
Расширять кругозор у детей ,интерес к работе
с краской. Продолжать вызывать у детей
интерес к живым цветам, деревьям .
Беседа, художественное слово,
рассматривание и сравнение картин по теме
«Весна», загадка, превращение детей в
художников
«Угощение для братьев нашим
меньших»
Формировать у детей обобщенные
представления о животных: как за ними надо
ухаживать, какую пользу приносят, какие
условия нужны для жизни.
Воспитывать бережное и заботливое
отношение к живой природе.
Экскурсия на станцию Юных натуралистов
Беседа, наблюдение за птицами, животными.
Воспитанник должен
Правила поведения в природе.
Требования к уровню подготовки детей
10 ЗНАТЬ
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
УМЕТЬ
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений
в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и
явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному
отношению к окружающему миру и последствиях
экологически неграмотного поведения в природе.
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Пересаживать комнатные растения.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка
птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление
природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного
материала..
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: МозаикаСинтез, 2002.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. М.:
ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998.
11 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. М.: Просвещение – 1999
4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: М; МозаикаСинтез, 2009
5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград:
Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олмапресс, 2000.
6. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
7. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004
10. Комплексная программа «Радуга» Т.Н.Дороновой
12
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Кружок по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Юный эколог »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.