Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»
Оценка 4.9

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
экология
7 кл
09.05.2019
Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»
Исследовательская работа на тему Шум и его влияние на здоровье учащихся.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Ярцевская средняя школа №1 Ярцевского района Смоленскойобласти Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека» Автор обучающийся 7В класса  Радионов Александр Алексеевич Руководитель :Зорина Валентина Николаевна,  учитель географии и биологии 2019 год Аннотация к проекту Тема работы сформулирована грамотно и отражает содержание проекта. Структура проекта   содержит в себе: титульный лист, содержание, паспорт,  введение,основную часть,  заключение, список ресурсов, приложения.  Цель четко поставлена, формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить,  чтобы достичь поставленной цели.  Проект начинается  с обоснования актуальности  выбранной темы. Предметом исследования данной работы является изучения уровня шума и  его влияние на организм человека. Основная часть проекта состоит из нескольких разделов:  содержит  теоретическую часть и практическую. Излагая конкретные данные, учащиеся приводят доказательства и показывают, как они были  получены и проанализированы. В заключении сформулированы выводы, описывается,  достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, приведен самоанализ. Указано что  данного исследования недостаточно для решения проблемы, необходима дальнейшая работа. Ребята с интересом проводили эксперименты и опыты,  доказывающие как шум влияет на  работоспособность и самочувствие человека. На основании экспериментов и наблюдений  были сделаны правильные выводы о вреде шума. Работа содержит наглядный материал. 2 Содержание 1) Паспорт проекта……………………………………………………………………………………. . 1.1 Аннотация к проекту…………………………………………………………………………… 1.2 Цель и задачи проекта………………………………………………………………………….. 1.3 Целевая аудитория……………………………………………………………………………… 1.4 Этапы и методы работы на проектом………………………………………………………… 1.5 Необходимое оборудование…………………………………………………………………… 2) Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность: 3) Описание   ……………………………………. проектной работы     и   ее результаты…………………………………………………….. 4) Практическая часть………………………………………………………………………………….. Выводы и самоанализ работы над  проектом……………………………………………………… Список ресурсов по проекту……………………………………………………… Приложения……………………………………………………………………………………… 5) 6) 7) ….. 3 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тема Учебный предмет Биология Авторы Руководитель Тип проекта Аудитория Актуальность (Проблема) Цели Задачи Изучение уровня шума на здоровье человека Шумилин Егор, Радионов Александр Зорина Валентина Николаевна Исследовательский 5­9 класс Шум людям приносит много проблем и даже приводит к болезням, звуки воздействуют на живые организмы, можно говорить о том, что «шумовое загрязнение» в последние годы стало экологической проблемой. Проблемы видятся в необходимости знаний учащихся нашей школы о вредном воздействие шума на организм человека. Провести исследование шумового загрязнения в школе и изучить влияния шума на работоспоспособность и здоровье человека  изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования; ­выяснить влияние шума на состояние человека; ­изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений; ­провести   практические   исследования   по   определению   шумового загрязнения в школе и его влияния на работоспособность; Методы  Оборудование Правила ТБ Теоретический анализ научной литературы Опытно­экспериментальная работа Анкетирование Количественный и качественный анализ полученных результатов ПК, смартфон, механические часы, измерительная линейка, бланки анкет 1.Работая   за   компьютером   выбирайте   правильную   позу,а   именно: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз 2.Соблюдайте расстояние от глаз до монитора 55­60 см 4 3.Каждый час делайте перерыв на 15­20 минут Продукт Выводы 1.Памятки для учащихся о вреде шума 2.Буклет  о вреде шума В процессе работы мы узнали много полезной информации о влиянии шума   на   здоровье   человека,   проводили   анкетирование   и   опытно­ экспериментальные работы. Разработали памятки для учащихся и буклет о вреде шума. № п/п 1 2 3 4 5 Этапы работы над проектом Мероприятия Сроки Характеристика содержания   работы   и деятельности Ожидаемый результат Выделение проблемы Постановка цели и задач Май,сентябрь Высокий   уровень   шумового загрязнения   в   повседневной жизни   и   недостаточный уровень   знаний   о   влиянии шума на здоровье человека Знакомство   и   изучение требований   к   проектной работе 2 сентября неделя   Определение   темы проекта выявить уровень   шумового загрязнения   в   школе, и   определить   как   он влияет  на здоровье и работоспособность учащихся. Определение методов работы . литературы    Изучение   неделя 2 сентября 3­4   неделя сентября   Изучение литературы, оборудования   и   анализ поиск 3­4   неделя сентября Проведение опытно­ экспериментальной работы, создание и проведение анкет   Набор фактических   данных, анализ и обработка различных   их 5 Составление   плана работы Выбор   подходящих научно­ публицистических источников ресурсов интернета,материалов   для изготовления буклета Подбор   материалов для презентации и 6. 7 8 9 Оформление презентации Изготовление продукта Подготовка   защите проекта Защита проекта к неделя неделя неделя       1 октября 2 октября 3 октября 4неделя октября   фотоматериалов, Подбор текста Подбор материала, разработка памяток Создание текста выступления, подготовка документации Создание презентации Создание   буклета, памяток Репетиция выступления Этапы работы над проектом. 1.Теоретическая часть. Изучение литературы по темам: • Понятие шума.                                                                                                     • Источники шумов. • Влияние шумов на здоровье человека. • Санитарные нормы шума для образовательных учреждений. 2.Практическая часть. • проведение измерений; • проведение наблюдений; анкетирования • запись и обработка данных; • анализ работы, выводы. 3.Оформление работы: • подборка фотографий, рисунков, схем; • создание компьютерной презентации на основе полученных в работе материалов; • создание памятки о вреде шума для начальной и средней  школы.  4.Защита проектной работы. 6 На уроках ОБЖ, классных часах большое внимание   уделяется  здоровому образу жизни, правильному питанию, другим проблемам, актуальным для нашего времени. Но, к сожалению,  мало кто уделяет  должное внимание проблемам, связанным со слухом. Молодые люди не расстается с плеерами,   слушая   музыку,   на   недопустимой   для   слуха   громкости.   Громкая   музыка   рассеивает внимание,   Шумы   влияют   на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту   понижает   работоспособность.   мешает   сосредоточиться, Введение Шум невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни определить по запаху, ни попробовать на вкус. Тем не менее, он незаметно действует на нас.  Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность   к   восприятию   звуков   –   одна   из   важнейших   составляющих   нашего   полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение   от   прослушиваемой   музыки,   пения   птиц,   шороха   листьев,   но   и   массу   полезной информации, необходимой нам повседневно. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих   странах   ведут   различные   исследования   с   целью   выяснения   влияния   шума   на   организм человека. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает нас. Так влияет ли шум на здоровье человека или нет? Если да, то, к каким заболеваниям может привести шумовое загрязнение? И какие меры можно предпринять, чтобы сократить воздействие шума? Задуматься об этой проблеме нас заставила следующая ситуация: на одной из перемен я находился на третьем этаже нашей школы и хотел повторить материал к уроку, но было так шумно, что я не смог сконцентрироваться на тексте. Я читал, но не мог понять смысл параграфа, мне очень мешал   шум,   создаваемый   окружающими.   Тогда   я   задумался,   почему   люди   так   реагируют   на шумовое загрязнение?  Эти и другие вопросы очень заинтересовали нас. Поэтому я  выбрал именно эту тему для своей работы.  Данная работа посвящена проблеме шумового загрязнения в школе и влияние его на работоспособность школьника.    Проблема исследования,:какое воздействие   оказывает шум на переменах на состояние здоровья  человека? Цель проекта:  изучение шума в школе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:  ­ 1) познакомиться с природой шума; ­ 2) изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений;   ­   3)   провести   практические   исследования   по   определению   шумового   загрязнения   в       разных помещениях школы;    ­ 4) скачать и установить программу на телефон для определения шумового загрязнения; ­ 5) разработать  рекомендации для учащихся  по снижению шума и его вредного воздействия; ­ 6) ознакомить школьников и учителей с результатами исследования.  Объект исследования: шум  Предмет исследования: уровень шумового загрязнения  Гипотеза: в школе на переменах уровень шумового загрязнения превышает допустимые нормы  Новизна работы: до сих пор уровень шума  на переменах .в нашей школе не измерялся. 7 Человек находится в океане звуков. Необходимо знать и уметь  обращаться с этим физическим  явлением, так как его высокий уровень может навредить здоровью человека. Период исследования с февраля по апрель месяц. Методы:  1. опрос, анкетирование 2. фотографирование 3. эксперимент 4. анализ Методика: 1. Определение остроты  слуха 2. Использование  специальной программы «Decibel Meter», установленной на смартфоне.     1.1 Понятие шума Основная часть. Я изучил  понятие  шума, используя различные  источники: ­   из   Советского   Энциклопедического   Словаря:   "Шум   ­   это  беспорядочные   звуковые   колебания разной физической  природы, характеризующиеся случайным  изменением амплитуды,  частоты.  В быту ­ звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе». ­ из словаря Д.Н. Ушакова: «Шум –  звуки от какого­нибудь движения, от голосов, глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание, крики, громкий разговор, брань». ­ из словаря С.И. Ожегова: «Шум – это звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание». ­из Русского толкового словаря (В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина): «Шум – звуки, слившиеся в громкое однообразное звучание». Таким   образом,   под   термином  «Шум»     мы   понимаем     комплекс   звуков,   вызывающий неприятное   ощущение или болезненные реакции. Шум ­ одна из форм физической среды жизни. Шум   ­   беспорядочное   сочетание   различных   по   силе   и   частоте   звуков;   способен   оказывать неблагоприятное воздействие на организм.             С физической точки зрения  шум представляет собой механические волновые колебания упругих твердых тел различной частоты и интенсивности.  1.2 Влияние шумов на здоровье человека Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных   систем   организма.   Отсюда   возникают   нарушения   их   деятельности.   В   результате воздействия шума у человека появляются симптомы переутомления и истощения нервной системы. Со стороны психики наблюдается подавленное настроение, понижение внимания, задерживаются интеллектуальные процессы, повышается нервная возбудимость. Шум снижает работоспособность и производительность труда, препятствует нормальному отдыху и нарушает сон. Под влиянием шума значительной силы наблюдается изменение нормальной деятельности различных органов и систем (изменение секреции желудочного сока, повышение кровяного давления и т. п.). Как уже было сказано, уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, — децибелах.  Это давление  воспринимается не беспредельно. Уровень  шума  в 20­30 децибелов   (дБ)   практически   безвреден   для   человека,   это   естественный   шумовой   фон.   Что   же 8 касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов, и то при уровне шума 60­90дБ возникают неприятные ощущения. Звук в 120­130 децибелов уже вызывает у человека   болевое   ощущение,   а   150   становится   для   него   непереносимым   и   порой   приводит   к  необратимой   потери   слуха.   Недаром   в   средние   века   существовала   казнь   «под   колокол».   Гул колокольного   звона   мучил   и   медленно   убивал   осужденного.   Звук   в   180дБ   вызывает   усталость металла,   а  в   190  –  вырывает  заклёпки   из   конструкций.   Очень   высок  уровень   и  промышленных шумов. Каждый человек воспринимает шум по­разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия   шума   сравнительно   уменьшенной   интенсивности.   Постоянное   воздействие   сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум обладает аккумулятивным эффектом, т. е. акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредной влияние шум оказывает на нервно­психическую деятельность организма. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы   видим   и   реагируем   на   происходящее.   Этот   перечень   можно   продолжить.   Но   необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя   отдёрнуть   руку  от   горячего   и   т.д.,   а  от   воздействия   шума   у  человека   нет  защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом. 1.3  Источники и уровень шума Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические   колебания   в   твердых,   жидких   и   газообразных   средах.   Шум   имеет   определенную частоту,   или   спектр,   выражаемый   в   герцах,   и   интенсивность   —   уровень   звукового   давления, измеряемый в децибелах. Человек способен слышать колебания с частотой от 16 до 20000 Гц.  Шепот­это 20­40дБ,обычный разговор­50­70дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали­120дБ.   Шум   более   130дБ   уже   приводит   к   серьезным   расстройствам   человеческой психики и отражается на состоянии здоровья.  Шум   имеет   антропогенное   происхождение   и   повышается   с   развитием   технического прогресса. Сейчас уже даже в загородном доме и на дачах сложно спрятаться от него. Естественный природный шум не превышает 35 дБ, а в городе человек сталкивается с постоянными звуками в 80­ 110   дБ.   Шумовой   фон   выше   110   дБ   считается   недопустимым   и   очень   вредным   для   здоровья. (Приложение   №1  таблица1  Уровни   шумов   от   различных   источников   и   реакция   организма   на акустическое воздействия)   Источником   шумового   загрязнения   в   большинстве   случаев   являются   транспортные средства. Самая большая интенсивность звуков исходит от   автомагистралей, метро и трамваев. Шум в этих случаях достигает 90 дБ. Предельно допустимые нормы звука наблюдаются во время взлета и посадки самолета.  Современному человеку уже не скрыться от шума даже в квартире. Постоянно включенные бытовые приборы, телевизор, радио и компьютер превышают допустимый уровень звуков. А как обстоит дело с шумом в школе?            Источником внутреннего шумового загрязнения в школе являются сами дети. Исходя   из интенсивности   шума,   характера   его   влияния   на   умственный   труд,   внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую  типологию шумов  школьного урока. Незаметный   шум   (40—45   дБ)  создает   ощущение   полной   тишины,   благоприятной   для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радиомузыки   в   квартире,   с   шумовым   фоном   в   городе   ночью.   Незаметный   шум   не   превышает допустимых   уровней   шума   для   умственного   труда   и   речевого   шума,   не   снижает   внимания, 9 работоспособности,   не   оказывает   вредного   воздействия   на   центральную   нервную   систему,   не вызывает отрицательных эмоций.            Тихий рабочий приятный шум (46—58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности,   не   оказывает   вредного   воздействия   на   центральную   нервную   систему,   не вызывает отрицательных эмоций.                  Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дБ)  ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Он в два — два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий   неприятный   шум   превышает   санитарные   допустимые   нормы   для   умственного   труда, снижает   внимание,   работоспособность,   оказывает   нагрузку   на   центральную   нервную   систему вызывает неприятные эмоции.         Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора­ два   раза   больше   громкого   рабочего     неприятного     шума.       Интенсивный     анормативный     шум значительно   превышает   санитарные   нормы   для   умственного   труда,   нормы   допустимых   уровней речевого   шума,   снижает   внимание,   развивает   утомление,   оказывает   значительную   нагрузку   на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.                          Вредный импульсный шум (76—88 дБ) — это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой в ресторане, с шумом очень большого водопада. Он в два раза громче интенсивного анормативного шума, почти в три раза громче неприятного рабочего шума, в пять раз громче приятного рабочего шума; вреден не только для умственного труда,   центральной   нервной   системы,   внимания   и   работоспособности,   но   и   для   слухового анализатора. Этот шум быстро утомляет, вызывает чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние, отрицательные эмоции,  вызываемые им,  сохраняются надолго. (Приложение 1, таблица 1)         Особенно важно обратить внимание на влияние шума на организм детей. Многие родители уверены, что на малышей и подростков различные шумы не действуют. Это глубокое заблуждение. В доказательство приведем несколько фактов:  дети, которые подвергаются систематическому шумовому воздействию мощностью от 68 дБ и более, рискуют получить нарушения вегетативной нервной системы, такие как ускорение реакции обмена веществ, ухудшение кровоснабжения кожного покрова и усиление напряжения мышц;  подростки, которые большую часть времени находятся под шумовым воздействием, намного быстрее теряют концентрацию внимания и не справляются с решением задач на развитие мышления;  при воздействии шума в течение дня, дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению. Причина этого кроется в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь ребенка. 1.4 Санитарные нормы шума для образовательных учреждений В нашей стране действует ряд документов, нормирующих допустимые уровни шума. Однако основным документом являются Федеральный закон от 30.03.1999 N 52­ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).                  Согласно санитарным нормам в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах,   аудиториях   школ   и   других   учебных   заведений,   конференцзалах,   читальных   залах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ.      Площадки отдыха на территории дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений ­60 дБ.           Согласно     СанПиН   2.4.2.2821­10   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление  от 29 декабря 2010 г. № 189, в разделе  II «Требования к размещению общеобразовательных учреждений», записано: 3.12. Уровни   шума   на   территории   общеобразовательного   учреждения   не   должны   превышать 10 гигиенические   нормативы   для   помещений   жилых,   общественных   зданий   и   территории   жилой застройки.   2. Определение уровня шума на территории школы (во время перемен) Измерения шума на территории школы мы проводили с помощью специальной программы «Decibel Meter», установленного на смартфоне.   Провели измерения шума в разных помещениях школы: на коридорах 1 этажа, 3 этажа ( где занимается   начальная   школа);   в   столовой   на   переменах;   на   уроке   физкультуры.     Замеры производили по 4 раза в течение 2­х недель. При проведении измерений следили за тем, чтобы микрофон телефона был направлен одинаково (например вверх) и располагался на вытянутой руке, на высоте около 120 см. Также следили за тем, чтобы посторонние разговоры и звуки, произносимые школьниками,   не   повлияли   на   результат.   (Приложение   2.   Фото1,2,3).Нами   были  сделаны выводы: В ходе исследований было установлено, что уровень шума в разных помещениях школы превышает допустимые нормы (в столовой – среднее значение 79 дБ, в коридорах школы – 77,8 дБ). Согласно   Санитарным   нормам     (СН   2.2.4/2.1.8.562­96)   ­   площадки   отдыха   на   территории дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений – уровень шума составляет 60 дБ. Таким образом, уровень шума в столовой превышает на 22 дб, в коридорах – 18 дБ.              Самыми шумными  являются коридор во время перемены (особенно на третьем, втором  этажах начальной школы), столовая во время перемены. Все эти шумы не бесследно сказываются на  самочувствии детей 3. Анкетирование                           3.1 «Влияние школьного шума на самочувствие учеников» Мы провели анкетирование с целью выявить, какой шум больше всего беспокоит учащихся нашей  школы,   а также  влияет  ли  данный  шум на  самочувствие   и работоспособность   учеников. Анкетирование проводилось среди учащихся 6 – 7 классов. Всего приняли участие 42  школьника. (приложение 3) Также мы составили рейтинг самых шумных мест в школе, по мнению учеников: 1. На 2 этаж (начальная школа) – 74 %. 2. В коридоре во время перемены – 70 %. 3. В столовой во время перемены –46 %. Вывод: Данная анкета показала, что 37% детей считают шум одной из причин усталости после уроков. В  школе больше всего их беспокоит крики детей на перемене, особенно младших школьников,  повышенный голос учителей, звонок на урок или с урока, шум во время контрольных работ.                       3.2. Анкетирование   « Использование наушников»   Мы провели анкетирование с целью выявить, как ребята используют наушники, так как мы выяснили, что особую опасность для подростков представляет прослушивание музыки с помощью наушников. Громкость звука в наушниках составляет 100­114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить 110 дБ максимум в течение 1,5 минут. Мы предложили ребятам анкету (приложение 3, приложение 4   диаграмма) На основании анкеты мы сделали выводы: По результатам анкетирования сделали выводы:  большинство учеников имеют наушники, используют их каждый день больше 30 минут, большинство не могут обойтись без наушников, и, к сожалению, половина детей знает, что они наносят вред  здоровью человека, а половина ­ не знает. 11 3.3 проведение теста « Исследование  остроты слуха » Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом  испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего  размера слышно на расстоянии 10­15 см. Остроту слуха определяем у 24 учащихся 7 класса. Оборудование: механические часы, линейка. Ход работы: 1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов  в см. 2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять  определите расстояние до часов. (Приложение 5, фото 4) 3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние 4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее  арифметическое 2­х расстояний 5. Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов слышно на расстоянии  10­15 см. Результаты представлены в Приложении 1таблица 3) Вывод: из 24 учащихся нормальный слух имеют 79,2%,у 20,8% слух понижен, т.е. каждый  пятый имеет слух ниже нормы.                    3.4 эксперимент  1: Концентрация внимания: Учащимся было предложено решить примеры без наушников и решить подобные примеры в  наушниках с громкой музыкой. Увидели результат – в наушниках люди допускают на 30% ошибок  больше, потому что музыка отвлекает  от решения примеров. (Приложение 7)                        Эксперимент 2 :Влияние музыки на остроту внимания и физиологические  показатели испытуемых. Музыка способствует снятию мышечного напряжения и восприятию внешней информации,  повышает активность человека. Музыка может снизить и концентрацию внимания. Нами был проведён тест на остроту  внимания . Чтобы определить остроту внимания, мы просили выполнить тест: сначала в спокойном  состоянии отыскать и назвать цифры по порядку, а затем после прослушать музыку в  наушниках в течение 10 минут. Используется таблица Шульте (Приложение 6 (рис.1).  Было  дано задание: «Внимательно рассмотрите таблицу и постарайтесь как можно быстрее отыскать  числа по порядку, произнося их вслух. А потом потренируйте своё внимание с помощью второй таблицы (рис.2 Приложение 6) после прослушивания музыки» Нами были проведены личные исследования  12 Экспермент 3:практические опыты по выявлению некоторых функций нашего уха.     1: Учитель в классе просит одного ученика рассказать стихотворение, а остальных  Опыт №   просит громко и активно разговаривать. Ученик начинает рассказывать — сбивается, начинает  заново. Потом забывает текст. Делаем вывод: Данный опыт показывает, что шум, даже  когда он невелик (при уровне 50–60 дБ), создает значительную нагрузку на нервную  систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Опыт №       2:  Опрелеление влияния шума на остроту слуха  Дети в классе поделены на три группы. К уху учащегося подносятся тикающие часы  и отмеряется расстояние, на котором тиканье услышано. Расстояние составило в среднем 10  см. В течение 5 минут одна группа слушает громкую музыку, другая тихую, а третья находится в тишине. После прослушания мелодии проводится повторное исследование. У первой группы  расстояние сократилось на 4–5 см. У второй на 2 см. У третьей не было изменений. Делаю  вывод: Данный опыт показывает, что воздействие шума на ухо снижает остроту слуха,  а это может привести к глухоте. (Приложение 4.1; 4.2) Заключение   Ухо  ­   единственный   орган,   при   помощи   которого   мы   можем   почувствовать   шум.   Но, оказыватся, человеческое ухо, также как и другие органы нуждается в защите, в данном случае от «шумового загрязнения»     Наша гипотеза о том, что в школе уровень шумового загрязнения превышает допустимые нормы  и  оказывает   влияние  на  работоспособность   учеников  и  их  самочувствие,   подтвердилась. Проведенное   анкетирование   среди   учащихся   выявило   основные   отрицательные   факторы, появляющиеся после воздействия шума. Нами сделаны следующие выводы: 1.Чрезмерный   шум—одна   из   важнейших   проблем.   Его   вредное   воздействие   на   организм совершается   незаметно.   Нарушения   обнаруживаются   не   сразу,   организм   человека   против   шума беззащитен. В ходе проведенных измерений   было установлено, что уровень шума на территории школы   превышает   допустимые   нормы,   (крыло   начальных   классов   и   столовая)     что   оказывает отрицательное воздействие на организм человека. 2.С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 50­60 дб. 3.   С   шумом   необходимо   бороться.   Умение   соблюдать   тишину­   показатель   культуры человека  и его доброго отношения  к окружающим .Тишина нужна  людям также как    солнце и свежий воздух.                      4.Если на уровень шума, который образуется от проходящих мимо машин, мы повлиять практически   не   можем,   то   уровень   «школьного   шума»   внутри   здания   мы   можем   изменить. Уменьшить   уровень   «школьного   шума»   мы   можем   при   совместной   работе   актива   школы, администрации и всех заинтересованных членов школьного коллектива. 13 5.Большинство учащихся пользуются наушниками каждый день для прослушивания музыки и половина опрошенных считает, что наушники наносят вред, но продолжают пользоваться ими.          6.20% учащихся 7 класса имеют пониженную остроту слуха (каждый пятый)          7.Под влиянием шума снижается концентрация внимания и острота слуха, шум воздействует на нервную систему, усиливая психологическое воздействие.                    На основании данных выводов были разработаны рекомендации по снижению шумового воздействия на организм человека. (Приложение 8) Были разработаны рекомендации, памятки для учащихся и буклеты (Приложение 8) Данное исследование не совсем полное, так как мы еще недостаточно владеем информацией о шуме; не изучали особенности строения человеческого организма, только начали изучать физику, поэтому многие аспекты данного вопроса полностью не разобраны Список ресурсов:               1.Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562­96, утверждённые Постановлением Госком­ санэпиднадзора России№ 36 от 31 октября 1996 г 2.Влияние шума на организм человека.http://kak­bog.ru/vliyanie­shuma­na­organizm­ cheloveka#ixzz3saH65qHj 3.Влияние шума на человека .http://tishina.info/article.php?id=029 4.Медицинская энциклопедия.  Шум­ это… http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/35001/Шум 5.Шум. http://www.medical­enc.ru/24/noise.shtml 6.Влияние шума на здоровье человека. http://матрица здоровья.рф/vliyanie­shuma­na­zdorove­ cheloveka 7.Шум и его нормирование. http://tn­ss.ru/info/item/reg­noise  8.Влияние шума на организм человека. http://www.bestreferat.ru/referat­257181.html 9.Буянова Н.Ю. Я познаю мир: детская энциклопедия;медицина,М. ООО «Издательство  АСТ­ ЛТД» 1997г. 10.Советский энциклопедичексий словарь 11.Словарь Д.Н.Ушакова 12.СловарьС.И. Ожегова  13.Словарь В.В. Лопатин 14.А. Рахматшаева «Типология шумов»  14 15 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 2 1. Определение уровня шума на территории школы (во время перемен) Результаты измерения шума в различных помещениях школы. Помещения школы Уровень шума, дБ 1 этаж(начальная  школа) коридор 76 16 Таблица 2 Допустимый уровень для школ по санитарным нормам – 55 дБ Недопустимый уровень 3 этаж коридор (начальные классы) 2 этаж (среднее звено) Урок физкультуры Урок математики в столовой на перемене после 3 урока 80 52 77 40 82 Недопустимый уровень норма Недопустимый уровень норма Недопустимый уровень Школа после уроков                           37                   норма Приложение 3 Анкета 1. «Влияние школьного шума на самочувствие учеников» 1. Чувствуете ли Вы себя усталыми после уроков? Да – 64 %. Нет – 9%. Иногда – 36 %. 2. Является ли шум причиной твоей усталости? Да – 34 %. Нет – 47 %. Иногда – 67 %. 3. Какие виды шума в школе Вас беспокоит больше всего? Крики детей  во время перемены – 80%. Звонок – 16%. Громкие разговоры одноклассников – 26%. Повышенный голос учителей  – 25%. Любые звуки на контрольной работе – 22%. Шум за окном – 12%. 4. Как влияет продолжительный шум на Ваше состояние? Ухудшается сосредоточенность – 69 %. Повышается раздражительность – 55 %. Наступает быстрое утомление – 32 %. Снижается работоспособность – 44,6 %. Ухудшается настроение – 46 %. Появляется агрессия – 44%. Возникают трудности во взаимопонимании с одноклассниками – 10 %. Анкета 2   Использование наушников 1. Есть ли у Вас наушники? а). Да; б). Нет. 2. Как часто Вы их используете? а). редко; б). 1­2 раза в неделю; в). каждый день. 17 3. Для каких целей Вы их используете? а). для прослушивания музыки; б). для разговора по телефону; в). для каких­то других целей (каких). 4. Сколько времени в течение дня Вы их используете? а). меньше30 минут; б). около часа; в). 2 часа; г). 3 часа; д). более 3­х часов. 5. Можете ли Вы обойтись без наушников? а). да; б). нет; в). не знаю. 6. Как Вы считаете, наносят ли вред наушники здоровью человека? а). да; б). нет; в). не знаю. Подведя итоги анкетирования, мы поняли, что среди подростков:   94% обучающихся имеют наушники, не имеют – 6%. 44% из опрошенных детей используют их каждый день, 22% ­ 1­2 раза в неделю,34% ­  каждый день. 18  89% ­ используют наушники для прослушивания музыки, 11% ­ для разговора по  телефону.  28% ­ используют наушники в течение дня меньше 30 минут, 33% ­ около часа, 11% ­ 2 часа, 11% ­ 3 часа, 17% ­ более 3 часов.  На вопрос «Можете ли Вы обойтись без наушников?» 78% ответили «да», 11% ­  ответили «нет», 11% ответили «не знаю».  На вопрос «Как вы считаете, наносят ли вред наушники здоровью человека?» 50% ответили «да», 39% ­ «нет», 11% ­ «не знаю». 19 Приложение 6 Эксперимент 2 :Влияние музыки на остроту внимания и физиологические  показатели испытуемых. Таблицы Шульта Рис.1 21 6 19 24 9 Рис.2 9 14 3 18 8 12 15 4 2 14 5 25 21 12 15 7 17 8 22 11 11 17 7 6 2 20 18 13 5 16 20 13 1 4 22 1 3 25 10 23 23 19 16 24 10 20 Приложение 7  Эксперимент 1 Концентрация внимания (Решение примеров) Опыт №       2:  Опрелеление влияния шума на остроту слуха   Данный опыт показывает, что воздействие шума на ухо снижает остроту слуха, а это может привести к глухоте 21 Приложение 8 Рекомендации учащимся.  Ограничить   ежедневное   прослушивание   громкой   музыки,   телевизионных   передач, работу за компьютером.  При выполнении шумной работы, через каждый час делать 10 минутный перерыв или прослушивать успокаивающую музыку.  Следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос.  Регулярное медицинское обследование.  Предпочтение отдавать отдыху на природе, а не  на дискотеке.  На   дискотеке   учащимся   постараться     находиться   подальше   от   акустических колонок, периодически отдыхать от шума, выходить из помещения.  Применение средств  защиты от шума: наушники из шумоизолирующих материалов, противошумные вкладыши.  Рекомендации по снижению шума (для администрации школы) 1.На классных часах ознакомить учащихся  с научными данными о вреде шумового  загрязнения окружающей среды для живых организмов. 2.Рекомендовать   заведующим   учебными   кабинетами   увеличить   количество   комнатных растений в своих кабинетах, т.к растения являются эффективными поглотителями шума. 3.Классным   руководителям,   дежурным   классам   контролировать   поведение   учащихся   и соблюдение тишины в коридорах на переменах и в школьной столовой. РЕКОМЕНДАЦИИ учащимся.  Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах и спортивном зале.  Не включайте громко телевизор, музыкальные центры  Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы  вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.  На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок.  Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).  При переходе дороги снимайте наушники.  Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом. 22

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»

Исследовательский проект «Изучение уровня шума на здоровье человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2019