ктп к уроку

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала kh.tv-vo.docx

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 ПО  ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

(наименование учебного предмета/курса)

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

 

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:           художественное творчество, автор Т.Н.Проснякова

(ФИО полностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

1. развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

2. формировать прикладные умения и навыки;

3. воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

 

Методологической основой курса является системнодеятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуальнотворческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

Ø   патриотизма   через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

Ø   трудолюбия   привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

Ø   творческого отношения к учению, труду, жизни;

Ø   формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

Ø   бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

Ø   ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Ø   

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

ü   интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

ü   формирование информационной грамотности современного школьника;

ü   развитие метапредметных умений.

 

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по художественному творчеству Т.Н.Просняковой с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

  Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

 

 

Срок реализации программы: один год.

 

Изменений, внесённых в авторскую программу Т.Н.Просняковой  нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

      Уроки в классе

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

 

 

      Методы:

 

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

 

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

 

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

 

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

 

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

 

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Художественное творчество –стаем волшебниками», автор Т.Н.Проснякова.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации  в книгах, словарях, справочниках.  Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.  Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия  освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Аппликация и моделирование

24

1.1

Обрывная аппликация

4

1.2

Работа с гофрированной бумагой

5

1.3

Моделирование из полос

6

1.4

Моделирование из бумаги. Оригами

6

1.5

Аппликация из ткани

1

1.6

Мозаика из ватных комочков

2

2

Работа с пластичными материалами

8

2.1

Торцевание на пластилине

4

2.2

Работа с соленым тестом

4

3

Заключительные уроки

2

3.1

Соединение различных техник в одной работе

2

 

Итого

34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (34 ч.)

1. АППЛИКАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

   1.1 – 1.24

Работа с различными видами бумаги. Работа с различными материалами: бумага, ткань, вата. Знакомство с техникой обрывная аппликация. Моделирование из полос и бумаги. Мозаика из ватных комочков.

 

2. РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

   2.1 – 2.8

Знакомство с новой техникой торцевание. Работа с пластилином и соленым тестом.

 

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ

    3.1 – 3.2

Соединение различных техник в одной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

ü  широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

ü  устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

ü  адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

·                  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

·                  выраженной познавательной мотивации;

·                  устойчивого интереса к новым способам познания;

·                  адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Ø  принимать и сохранять учебнотворческую задачу;

Ø  учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

Ø  планировать свои действия;

Ø  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Ø  адекватно воспринимать оценку учителя;

Ø  различать способ и результат действия;

Ø  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-          проявлять познавательную инициативу;

-          учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-          преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-          самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

ü  осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

ü  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

ü высказываться в устной и письменной форме;

ü  анализировать объекты, выделять главное;

ü  осуществлять синтез (целое из частей);

ü  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

ü  устанавливать причинноследственные связи;

ü  строить рассуждения об объекте;

ü  обобщать (выделять класс объектов по какому либо признаку);

ü  подводить под понятие;

ü  устанавливать аналогии;

ü  проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Ø  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Ø  использовать методы и приемы художественнотворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·                  понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

·                  учитывать разные мнения;

·                  формулировать собственное мнение и позицию;

·                  договариваться, приходить к общему решению;

·                  соблюдать корректность в высказываниях;

·                  задавать вопросы по существу;

·                  использовать речь для регуляции своего действия;

·                  стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

·                  контролировать действия партнера;

·                  владеть монологической и диалогической формами речи.

·

Обучающийся получит возможность научиться:

§   учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

§   с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

§   осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

-          развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-          расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-          познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-          познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-          использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-          познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-          создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-          совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,

-          умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,

-          оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-          оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-          достичь оптимального для каждого уровня развития;

-          сформировать систему универсальных учебных действий;

-          сформировать навыки работы с информацией.

-

 

 

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

 Для учащихся:

1           Рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Проснякова для 2 класса   Изд. М. «Учебная литература», 2012

 

 

Для учителя:

 

1.  Рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Проснякова для 2 класса   Изд. М. «Учебная литература», 2012

2. Интернетсайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

 

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

1

Работа с бумагой. Обрывная аппликация. «Кошка»

1

03.09

 

 

 

05.09

 

2

Работа с бумагой. Обрывная аппликация. «Пейзаж»

1

10.09

 

 

 

12.09

 

3

4

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

2

17.09

24.09

 

 

 

19.09

26.09

 

5

6

Работа с пластилином и бумагой. Многослойное торцевание. «Садовые цветы»

2

01.10

08.10

 

 

 

03.10

10.10

 

7

8

 

Работа с пластилином. Торцевание. «Времена гола»

2

15.10

22.10

 

 

 

17.10

24.10

 

9

 

Работа с бумагой. Скручивание в жгутики. Аппликация из гофрированной бумаги «Букет»

1

29.10

 

 

Каникулы с 01.11 по 08.11

31.10

 

10

Работа с бумагой. Скручивание в жгутики. Аппликация из гофрированной бумаги «Дерево настроения»

1

12.11

 

 

 

14.11

 

11

Мозаика из гофрированной бумаги. «Подсолнух»

1

19.11

 

 

 

21.11

 

12

Мозаика из гофрированной бумаги. «Страус»

1

26.11

 

 

 

28.11

 

13

Работа с бумагой. Складывание гармошкой. Объемные  игрушки

1

03.12

 

 

 

05.12

 

14

Работа с бумагой. Гофрированный конструктор. «Ветер»

1

10.12

 

 

 

12.12

 

15

Работа с пластилином. Разрезание слоеного пластилина «Бабочка»

1

17.12

 

 

 

19.12

 

16

Работа с пластилином. Разрезание слоеного пластилина. «Цветы»

1

24.12

 

 

Каникулы с 29.12 по 12.01

26.12

 

17

Работа с бумагой и тканью. Аппликация из ткани

1

14.01

 

 

 

16.01

 

18

 

Работа с бумагой. Моделирование из полос. «Салон парикмахерская»

1

21.01

 

 

 

23.01

 

19

Работа с бумагой. Моделирование из полос. «Сказочные герои»

1

28.01

 

 

 

30.01

 

20

Плетение из бумаги. Базовая форма

1

04.02

 

 

 

06.02

 

21

Плетение из бумаги. «Цветы в вазе»

1

11.02

 

 

 

13.02

 

22

Плетение из бумаги. «Динозавр»

1

18.02

 

 

 

20.02

 

23

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Цветок»

1

25.02

 

 

 

27.02

 

24

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Весёлый хоровод»

1

04.03

 

 

 

06.03

 

25

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Птичий двор»

1

11.03

 

 

 

13.03

 

26

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Лебедь»

1

18.03

 

 

Каникулы с 23.03 по 30.03

20.03

 

27

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами из кругов «Цветок»

1

01.04

 

 

 

03.04

 

28

29

Мозаика из ватных комочков

2

08.04

15.04

 

 

 

10.04

17.04

 

30

31

32

Работа с соленым тестом. Лепка из соленого теста

3

15.04

22.04

29.04

 

 

01.05 выходной

17.04

24.04

08.05

 

33

34

Соединение различных техник в одной работе. «Парусная регата»

2

06.05

13.05

 

 

 

15.05

22.05