Календарно-тематический план
Предмет _____ГЕОГРАФИЯ______
Класс______7_______
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по географии в 7А классе составлено в соответствии со следующими документами:
1. - реализации требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. - Примерной рабочей программы основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
3. - Учебного плана МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год, принятый педагогическим советом протокол от 26.08.2022 №11
4. - Календарного учебного графика МАОУ ОШ №5 на 2022-2023 учебный год утвержденный приказом от 29.08.2022 №371
Программа в 2022 – 2023 учебном году реализуется за 67 часа, 1 час в неделю.
Практических работ в год – 19
Промежуточная аттестация проводится по графику, в период с _____________ _____в форме тестирования.
№ урока |
Дата план |
Дата факт
|
Тема урока (раздела) |
Примечание |
1 |
01.09 |
|
День Знаний |
|
|
|
|
Раздел 1: Главные закономерности природы Земли |
|
|
|
|
1.1.Географическая оболочка (4ч) |
|
2 |
07.09 |
|
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. |
|
3 |
08.09 |
|
Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия. |
|
4 |
14.09 |
|
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. ПР 1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон. |
|
5 |
15.09 |
|
Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли. |
|
|
|
|
1.2.Литосфера и рельеф Земли (6ч) |
|
6 |
21.09 |
|
История Земли как планеты. |
|
7 |
22.09 |
|
Литосферные плиты и их движение. |
|
8 |
28.09 |
|
Материки, океаны и части света. |
|
9 |
29.09 |
|
Сейсмические пояса Земли. ПР2. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте. |
|
10 |
05.10 |
|
Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. ПР3. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа. |
|
11 |
06.10 |
|
Полезные ископаемые. |
|
|
|
|
1.3. Атмосфера и климаты Земли (8ч) |
|
12 |
12.10 |
|
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. |
|
13 |
13.10 |
|
Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. |
|
14 |
19.10 |
|
Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории. |
|
15 |
20.10 |
|
Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. |
|
16 |
26.10 |
|
Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. |
|
17 |
27.10 |
|
Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины. |
|
18 |
02.11 |
|
Карты климатических поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года. |
|
19 |
03.11 |
|
Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей территории. ПР4. Описание климата территории по климатической карте и климатограмме. |
|
|
|
|
1.4.Мировой океан – основная часть гидросферы (6ч) |
|
20 |
16.11 |
|
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана. |
|
21 |
17.11 |
|
Тёплые и холодные океанические течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат. ПР5. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической информации. |
|
22 |
23.11 |
|
Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности изменения солёности — зависимость от соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего влияния речных вод и вод ледников. ПР6. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков. |
|
23 |
24.11 |
|
Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия. |
|
24 |
30.11 |
|
Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана. |
|
25 |
01.12 |
|
Контрольная работа № 1 по теме «Главные закономерности природы Земли» |
|
|
|
|
Раздел 2. Человечество на Земле |
|
|
|
|
2.1. Численность населения (3ч) |
|
26 |
07.12 |
|
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. |
|
27 |
08.12 |
|
Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. ПР7. Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам. |
|
28 |
14.12 |
|
Размещение и плотность населения. ПР8. Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам. |
|
|
|
|
2.2. Страны и народы мира (4ч) |
|
29 |
15.12 |
|
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География мировых религий. |
|
30 |
21.12 |
|
Хозяйственная деятельность людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы. ПР9. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам. |
|
31 |
22.12 |
|
Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира. |
|
32 |
11.01 |
|
Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. |
|
|
|
|
Раздел 3: Материки и страны |
|
|
|
|
3.1. Южные материки (15ч) |
|
33 |
12.01 |
|
Африка. История открытия. Географическое положение. |
|
34 |
18.01 |
|
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. ПР10. Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе |
|
35 |
19.01 |
|
Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. |
|
36 |
25.01 |
|
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
|
37 |
26.01 |
|
Австралия и Океания. История открытия. Географическое положение. ПР 11. Сравнение географического положения двух (любых) южных материков. |
|
38 |
01.02 |
|
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. |
|
39 |
02.02 |
|
Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. |
|
40 |
08.02 |
|
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
|
41 |
09.02 |
|
Южная Америка. История открытия. Географическое положение. |
|
42 |
15.02 |
|
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. ПР12. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану. |
|
43 |
16.02 |
|
Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. ПР13. Описание одной из стран Южной Америки по географическим картам. |
|
44 |
22.02 |
|
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
|
45 |
01.03 |
|
Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в XX—XXI вв. |
|
46 |
02.03 |
|
Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента. ПР14. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки. |
|
47 |
09.03 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Южные материки» |
|
|
|
|
3.2. Северные материки (16ч) |
|
48 |
15.03 |
|
Северная Америка. История открытия и освоения. Географическое положение. |
|
49 |
16.03 |
|
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. |
|
50 |
22.03 |
|
Зональные и азональные природные комплексы. |
|
51 |
23.03 |
|
Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. |
|
52 |
05.04 |
|
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
|
53 |
06.04 |
|
Евразия. История открытия. Географическое положение |
|
54 |
12.04 |
|
Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. |
|
55 |
13.04 |
|
ПР15. Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии. |
|
56 |
19.04 |
|
Зональные и азональные природные комплексы. |
|
57 |
20.04 |
|
ПР16. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пляса. |
|
58 |
26.04 |
|
ПР17. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации. |
|
59 |
27.04 |
|
Население. Политическая карта. |
|
60 |
03.05 |
|
Крупнейшие по территории и численности населения страны. |
|
61 |
04.05 |
|
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
|
62 |
10.05 |
|
ПР18. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.). |
|
63 |
11.05 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Северные материки» |
|
|
|
|
3.3. Взаимодействие природы и общества (3ч) |
|
64 |
17.05 |
|
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. ПР19. Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека. |
|
65 |
18.05 |
|
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.). |
|
66 |
24.05 |
|
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты. |
|
67 |
25.05 |
|
Промежуточная аттестация в форме тестирования |
|
№ урока |
Тема урока (раздела) |
Количество часов |
раздел |
Географическое пространство России (10 ч) |
10ч |
1 |
Подготовка к экзамену. Знания и умения, проверяемые на экзамене. Способы подготовки к экзамену |
1 |
2 |
Географическое положение России как важный фактор развития её хозяйства. Практическая работа № 1:сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств |
1 |
3 |
Государственные границы России. Морские и сухопутные границы России, их особенности. Страны, граничащие с Россией |
1 |
4 |
Исследование «Оценка географического положения России» |
1 |
5 |
Часовые пояса. Практическая работа № 2:определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых поясов |
1 |
6 |
Формирование, заселение и хозяйственное освоение территории России.Практическая работа № 3:систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт. Практическая работа № 4:объяснение ситуаций в контексте реальных событий |
1 |
7 |
Установление межпредметных связей: география — история — обществознание |
1 |
8 |
Районирование: принципы, виды и функции. |
1 |
9 |
Административно-территориальное устройство России. Практическая работа № 5: обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий |
1 |
10 |
Природно-ресурсный капитал России |
1 |
Раздел |
Население России (12 ч) |
12ч |
11 |
Численность населения России. Практическая работа № 6: определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения своего региона |
1 |
12 |
Особенности воспроизводства населения России и её отдельных регионов |
1 |
13 |
Своеобразие половозрастной структуры населения России и факторы, её определяющие |
1 |
14 |
Практическая работа № 7: объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид |
1 |
15 |
Этнос |
1 |
16 |
Практическая работа № 8: анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации» |
1 |
17 |
Особенности размещения населения России.Практическая работа № 9: анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения |
1 |
18 |
Типы поселений. Города и сельские поселения |
1 |
19 |
Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — культурная столица России» |
1 |
20 |
Миграции: причины, направления, виды.Практическая работа № 10: определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста населения своего региона |
1 |
21 |
Подготовка к дискуссии «Рост Москвы — это хорошо или плохо?» |
1 |
22 |
Трудовые ресурсы |
1 |
Раздел |
Природа России (26ч) |
26ч |
23 |
История развития земной коры |
1 |
24 |
Формирование тектонической основы. Практическая работа № 11: объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны (на примере Западной Сибири). |
1 |
25 |
Практическая работа № 12: сравнительное описание двух горных систем России (Кавказских и Уральских гор) по нескольким источникам информации |
1 |
26 |
Скульптура поверхности |
1 |
27 |
Построение профиля |
1 |
28 |
Полезные ископаемые России. Практическая работа № 13: объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений |
1 |
29 |
Систематизация информации о полезных ископаемых России.Практическая работа № 14:оценка по картам и статистическим материалам природно-ресурсного капитала одного из районов России |
1 |
30 |
Солнечная радиация |
1 |
31 |
Атмосферная циркуляция |
1 |
32 |
Влияние на климат России её географического положения и морских течений.Практическая работа № 15:описание погоды своего края (местности) по карте погоды или данным метеослужбы |
1 |
33 |
Оценка климатических условий России на основе анализа различных источников информации.Практическая работа № 16:определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, количества осадков, испаряемости по территории страны |
1 |
34 |
Влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека.Практическая работа № 17:оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения |
1 |
35 |
Россия — морская держава.Практическая работа № 18:сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации |
1 |
36 |
Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Северный морской путь. |
1 |
37 |
Виды вод суши на территории России.Практическая работа № 19:выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа |
1 |
38 |
Практическая работа № 20: объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны |
1 |
39 |
Преобразование рек человеком. Водохранилища. Строительство ГЭС. Экологические проблемы рек |
1 |
40 |
Озёра России и закономерности их размещения |
1 |
41 |
Значение рек в жизни общества |
1 |
42 |
Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России |
1 |
43 |
Почва — особое природное тело |
1 |
44 |
Особенности растительного и животного мира России |
1 |
45 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
46 |
Экологическая безопасность России |
1 |
47 |
Географическая исследовательская практика № 1. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России» |
1 |
48 |
Виды природно-территориальных комплексов и факторы их формирования |
1 |
Раздел |
Природно-хозяйственные зоны и районы (12 ч) |
12ч |
49 |
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры |
1 |
50 |
Обсуждение проблемного вопроса: есть ли страны холоднее, чем Россия? |
1 |
51 |
Лесные зоны |
1 |
52 |
Степи и лесостепи. Практическая работа № 21:объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах: тундр и степей |
1 |
53 |
Зоны полупустынь и пустынь |
1 |
54 |
Субтропики. Практическая работа № 22:сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России: тайги и субтропиков |
1 |
55 |
Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека. Понятие «природно - хозяйственная зона» |
1 |
56 |
Практическая работа № 23: сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека на основе анализа интернет-источников и оформление результатов анализа в виде таблицы |
1 |
57 |
Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины |
1 |
58 |
Урал и горы Южной Сибири |
1 |
59 |
Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
1 |
60 |
Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток |
1 |
Раздел |
Родной край (2 ч) |
2ч |
61 |
Изучаем свой край |
1 |
62 |
Промежуточная аттестация (тестирование) |
1 |
63 |
Готовим реферат |
1 |
64 |
Повторение |
1 |
65 |
Повторение |
1 |
66 |
Повторение |
1 |
67 |
Повторение |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.