Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шашки- это интересно»
Содержание курса
1. Шахматная доска и фигуры (2 ч)
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур (4 ч)
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии (4 ч)
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки» (2 ч)
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах.
8. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки».
9. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки».
10. Подведение итогов года
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Познавательные УУД:
- Ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- Умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.
- Умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты :
- Знать термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие.
- Уметь ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
К концу изучения курса дети должны знать:
- шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
- названия шашечных фигур: шашка, дамка.
К концу изучения курса дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Тематическое планирование
Раздел |
Количество часов |
Электронные учебно-методические материалы |
Форма реализации воспитательного потенциала темы |
|
Шахматная доска и фигуры |
2 |
http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html http://festival.1september.ru/articles/644923/ http://shashkinn.ru/programmy-po-shashkam/ http://www.shashkivsem.ru/programmy http://www.onlinehomebusiness.ru/site_12504.html |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
|
Ходы и взятие фигур Цель и результат шашечной партии Общие принципы разыгрывание партии Особенности хода «дамки» Тактические приемы и особенности их применения |
24 |
http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html http://festival.1september.ru/articles/644923/ http://shashkinn.ru/programmy-po-shashkam/ http://www.shashkivsem.ru/programmy http://www.onlinehomebusiness.ru/site_12504.html |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
|
|
Шашечный турнир Игры |
7 |
http://uroki-online.com/sport/other-sport/5608-uchimsya-igrat-v-shashki-onlayn-video.html http://festival.1september.ru/articles/644923/ http://shashkinn.ru/programmy-po-shashkam/ http://www.shashkivsem.ru/programmy http://www.onlinehomebusiness.ru/site_12504.html |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
|
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|||
По плану |
По факту |
|||||
|
Шахматная доска и фигуры (2 ч) |
|||||
1. |
Место шашек в мировой культуре. |
1 |
06.09 |
|
||
2. |
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. |
1 |
13.09 |
|
||
|
Ходы и взятие фигур (4 ч) |
|||||
3. |
Ходы пешкой. |
1 |
20.09 |
|
||
4. |
Упражнения на выполнение ходов пешками. |
1 |
27.09 |
|
||
5. |
Маршруты движения фигур. |
1 |
04.10 |
|
||
6. |
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
1 |
11.10 |
|
||
|
Цель и результат шашечной партии (4 ч) |
|||||
7. |
Обучение алгоритму хода. |
1 |
18.10 |
|
||
8. |
Открытые и двойные ходы. |
1 |
25.10 |
|
||
9. |
Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
1 |
08.11 |
|
||
10. |
Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. |
1 |
15.11 |
|
||
|
Общие принципы разыгрывание партии (6 ч) |
|||||
11. |
Понятие о шашечном турнире. |
1 |
22.11 |
|
||
12. |
Правила поведения при игре в шашечных турнирах. |
1 |
29.11 |
|
||
13. |
Анализ учебных партий |
1 |
06.12 |
|
||
14. |
Правила поведения в соревнованиях. |
1 |
13.12 |
|
||
15. |
Анализ учебных партий |
1 |
20.12 |
|
||
16. |
Игровая практика. |
1 |
10.01 |
|
||
|
Особенности хода «дамки» (2 ч) |
|||||
17. |
Понятие «Дамка» |
1 |
17.01 |
|
||
18. |
Упражнения на выполнение ходов дамкой. |
1 |
24.01 |
|
||
|
Тактические приемы и особенности их применения (8ч) |
1 |
31.01 |
|
||
19. |
Слабость крайней горизонтали. |
1 |
7.02 |
|
||
20. |
Слабость крайней горизонтали. Игровая практика. |
1 |
14.02 |
|
||
21. |
Двойной удар |
1 |
28.02 |
|
||
22. |
Открытое нападение |
1 |
06.03 |
|
||
23. |
Понятие о комбинации. |
1 |
13.03 |
|
||
24. |
Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. |
1 |
20.03 |
|
||
25. |
Освобождение пространства, уничтожение защиты. |
1 |
03.04 |
|
||
26. |
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. |
1 |
10.04 |
|
||
|
Шашечный турнир (2ч) |
|||||
27. |
Шашечный турнир (игра в парах) |
1 |
17.04 |
|
||
28. |
Шашечный турнир (командная игра) |
1 |
24.04 |
|
||
|
Игра «Уголки» (2ч) |
|||||
29. |
Правила игры «Уголки» |
1 |
08.05 |
|
||
30. |
Игровая практика.«Уголки» |
1 |
15.05 |
|
||
|
Игра «Поддавки» (2ч) |
|||||
31. |
Правила игры «Поддавки» |
1 |
15.05 |
|
||
32. |
Игровая практика.«Поддавки» |
1 |
22.05 |
|
||
|
Шашечный турнир (1ч) |
|||||
33. |
Шашечный турнир (игра в парах). |
1 |
22.05 |
|
||
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи |
Дата |
Изменения, внесенные в КТП |
Причина |
Согласование с зам. директора по УР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.