Предмет «Мир вокруг» входит в цикл коррекционных предметов, направленных на исправление или сглаживание имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей приобретения жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Цель учебного предмета – развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Основными задачами уроков являются: исправление дефектов общего и речевого развития; развитие познавательной деятельности; расширение и обогащение представления об окружающем мире; формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам; обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи; обогащение словарного запаса учащихся; формирование социальных навыков.
ктп мир вокруг.docx
Типовая учебная программа по предмету
«Мир вокруг» для учащихся с легкой умственной отсталостью 04 классов уровня начального образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального,
основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года
№1080 и с учетом необходимости удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с легкой умственной отсталостью.
2. Предмет «Мир вокруг» входит в цикл коррекционных предметов, направленных на исправление или сглаживание имеющихся у учащихся
нарушений психофизического развития, трудностей приобретения жизненно необходимых знаний, умений и навыков.
3. Цель учебного предмета – развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
4. Основными задачами уроков являются:
1) исправление дефектов общего и речевого развития;
2) развитие познавательной деятельности;
3) расширение и обогащение представления об окружающем мире;
4) формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам;
5) обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинноследственные связи;
6) обогащение словарного запаса учащихся;
7) формирование социальных навыков.
5. Учебный предмет «Мир вокруг» включен в типовой учебный план для детей с легкой умственной отсталостью с подготовительного по 4
классы 2 часа в неделю. Количество часов в подготовительном и 1 классах за год составляет по 66 часов, в 24 классах по 68 часов.
6. Содержание предмета «Мир вокруг» ориентировано на коммуникативнодеятельностную модель обучения, направленную на обогащение
жизненного опыта детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в развитии.
7. Предмет «Мир вокруг» является пропедевтическим курсом для дальнейшего изучения предметов «Естествознание», «География» и
«История Казахстана», поэтому программа состоит из четырех основных разделов и составлена по концентрическому принципу. Каждый
последующий год содержание разделов уточняется, углубляется, обобщается.
8. Содержание Программы «Мир вокруг» не ранжируется по четвертям. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем
исходя из природных условий местности.
9. Основное время четвертой четверти рекомендуется посвятить закреплению пройденного в течение года и устранению пробелов в
знаниях отдельных учащихся.
10. Важным условием изучения предмета «Мир вокруг» является освоение учебного материала в процессе продуктивной деятельности
детей. Предполагается, что предметнопрактическая деятельность станет потребностью для каждого ученика. С этой целью учитель при
проектировании темы определяет практические задания, а на уроке раскрывает их значение, подчёркивает их необходимость.
1 11. Предмет «Мир вокруг» системно формирует знания детей об окружающем мире и позволяет реализовать коррекционноформирующую
функцию обучения и первичную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Базовое содержание учебного предмета 3 класса (1 ч в неделю)
∙ Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими
предметами и явлениями. Классификация предметов.
∙ Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей
∙Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
∙Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных
изменениях в природе.
∙Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами
посредством предлогов и наречий.
Примерная тематика
∙ Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни,
теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски
листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи,
морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и
льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена
года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
∙ Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и
домашний адрес.
∙ Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть
указатель «переход».
∙ Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
∙ Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом,
выбивание, уборка кровати).
∙ Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой
(чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
∙ Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенневесенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
∙ Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление
этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
∙ Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для
подкормки птиц зимой.
2 ∙ Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
∙ Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
∙ Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья,
цветки.
∙Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков,
поддонов, правильная расстановка растений в классе).
∙Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
∙Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Растения
∙ Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
∙ Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Животные
∙ Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая
людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
∙ Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
∙ Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
∙ Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
∙ Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим.
Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как
пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
∙ Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для
проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам. Экскурсии « Времена года в нашем крае»
∙ Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями
и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
∙ Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке
урожая на пришкольном участке.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
∙ называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
∙ участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
∙ связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
∙ ухаживать за одеждой и обувью;
3 ∙ поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
∙ соблюдать правила личной гигиены;
∙ соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
∙ названия и свойства изученных предметов;
∙ выученные правила дорожного движени
Календарнотематическое планирование
МИР ВОКРУГ
(1 час в неделю) всего 34 занятия
№
урока
Изучаемая
тема
Тема урока
Колво
часов
Дата
Основные понятия
1.
2.
3.
.
е
д
о
р
и
р
п
в
я
и
н
е
н
е
м
з
и
е
ы
н
н
о
з
е
С
1
.
Погода. Признаки лета
Признаки осени.
Сезонная работа на огороде, в саду.
1
1
1
4
Ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь,
снег. Солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые
листья, цветение трав, сбор ягод, грибов
Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение
окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад,
увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.
Деревья, лес, парк, живая и неживая природа
огород,
Сад,
безопасности при работе на огороде
инструменты.
Правила техники т
р
о
п
с
н
а
р
т
,
а
ц
и
л
У
2
.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Детские игры летом и осенью.
Улица, на которой расположена школа.
Дома, тротуары, мостовая, скверы.
Обозначение названий улиц и номеров
домов. Школьный и домашний адрес.
Практическое занятие «Адрес на
конверте»
Виды транспорта: трамвай, автобус,
троллейбус.
дорожного
движения.
Правила
Практическое занятие по переходу
улицы по пешеходному переходу
Посуда: чашка, стакан, кружка, тарелка,
блюдце, миска. Различение.
Практическое занятие. Уход за
посудой (мытье, хранение).
1
1
1
1
1
1
1
5
Игры и развлечения детей
Улица, название улицы, жители, соседи. Дома,
тротуары, мостовая, скверы.
Номер дома, табличка, четные и нечетные номера
домов. Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт
Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус.
Различие видов транспорта. Светофор, сигналы
светофора, пешеходный переход
Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход
Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска.
Различение и назначение
Уход за посудой (мытье, хранение). 11.
12.
13.
14.
15.
16.
ы
т
е
м
д
е
р
п
е
ы
в
о
т
ы
Б
3
.
я
и
н
е
т
с
а
Р
4
.
Мебель. Стол, стул, диван, кровать,
кресло, шкаф. Назначение. Уход за
мебелью
Одежда. Назначение различных видов
одежды. Практическое занятие. Уход
за одеждой
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне
весенняя. Практическое занятие. Уход
за обувью
Овощи. Картофель, капуста, свекла,
горох или бобы. Хранение овощей
зимой. Употребление овощей в пищу.
Закладка опыта «Проращивание семян
гороха или бобов». Практическое
занятие. Укладка на хранение семян
арбуза, подсолнечника и дыни для
подкормки птиц зимой
Ягоды.
Сравнение ягод окраске, форме, вкусу.
Практическое
занятие.
Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение.
Протирание мебели сухой и влажной тряпкой, чистка
пылесосом, выбивание, уборка кровати
Назначение и различение головных уборов, одежды
для рук и ног. Чистка одежды щеткой, стирка, сушка,
складывание и хранение
Виды обуви для разных сезонов. Мытье, просушивание,
чистка щеткой обуви, использование кремов для обуви
Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня
свеклы. Способы хранения овощей. Блюда из овощей.
Опыт. Наблюдение за результатами опыта. Семена
культур. Хранение. Подкормка птиц.
Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные
ягоды Отличие ягод. Виды ягод. Окраска, вкус, форма
ягод
1
1
1
1
1
1
6 17.
18.
19.
20.
21.
22.
Деревья. Части дерева. Практическое
занятие. Сравнение семян дуба, тополя
по окраске, форме, размеру.
Растения на клумбах. Практическое
занятие. Узнавание и называние
цветущих растений
Практическое занятие. Различение
частей растений: корень,
стебель,
листья, цветки
Комнатные растения.
Различение
комнатных растений. Практическое
занятие.
за комнатными
растениями
Уход
растения.
Раннецветущие
Практическое занятие. Наблюдения за
появлением цветов комнатных растений.
1
1
1
1
1
Обобщающий урок по теме «Растения»
1
7
Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части
дерева: корень, ствол, ветви, листья. Форма, окраска,
размер семян дуба, тополя
Астры, бархатцы, ноготки или другие. Гербарий.
Внешние и отличительные признаки растений: запах,
цвет, форма цветка и листьев.
Гербарий. Части растения: корень, стебель, листья,
цветки
Традесканция, герань или другие. Мытье цветочных
горшков, поддонов, правильная расстановка растений в
классе
Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или
другие. Первоцветы .
е
д
о
р
и
р
п
в
я
и
н
е
н
е
м
з
и
е
ы
н
н
о
з
е
С
1
.
е
ы
н
т
о
в
и
Ж
.
5
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Экскурсия в зимний парк
1
Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы,
иней, снегопады, метели, оттепели
Домашние животные. Дикие животные
1
Птицы. Сравнение птиц. Подкормка
птиц зимой. Подготовка к встрече птиц
весной.
1
Экскурсия. Птицы нашего парка.
Домашние птицы.
1
Насекомые.
Экскурсия в весенний парк. Признаки
весны
1
1
8
Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза,
приносимая людям. Еж, медведь. Внешний вид, пища,
повадки. Как зимуют
Снегирь, синица, грач, скворец. Польза, приносимая
людям. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто
тело. Различение этих птиц. Кормушка, корм,
скворечник, синичник. Гнездо.
Птицы перелетные и зимующие,
на примере
наблюдения за птицами данной местности. Курица,
утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и
утками.
Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название.
Внешний вид. Где живут
Удлинение дня, увеличение количества солнечных
дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые
весенние цветы, набухание почек на деревьях,
появление листьев, прилет птиц, первая гроза 29.
30.
31.
32.
33.
я
ь
в
о
р
о
д
з
а
н
а
р
х
О
.
6
Лицо, части лица. Глаза человека. Уши
человека.
1
Нос человека. Практическое занятие.
Как пользоваться носовым платком.
Рот. Губы, зубы, язык. Практическое
занятие. Правила чистки полости рта
зубной щеткой и пастой
1
1
Лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы
(назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как
сохранить хорошее зрение. Ушами мы слышим. Как
беречь уши.
Носом мы дышим и различаем запахи. Значение
чистоты носа.
Назначение.
Использование. Уход за носовым платком.
Носовой платок.
Назначение зубов, уход за зубами. Зубная щетка, зубная
паста. Правила чистки полости рта.
е
д
о
р
и
р
п
в
я
и
н
е
н
е
м
з
и
е
ы
н
н
о
з
е
С
1
.
Практическое занятие.
работы на огороде
Весенние
1
Перекопка почвы. Подготовка семян к посеву.
Инструменты: лопата, грабли.
Сезонные изменения в природе.
1
удлинение дня,
Признаки весны:
увеличение
количества солнечных дней, потепление, таяние снега и
льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек
на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая
гроза.
9 34. 7
.
н
е
р
о
т
в
о
П
Охрана здоровья. Улица и правила
поведения на улице в летний период.
1
Сохранение здоровья, закаливание. Правила дорожного
движения
е
и
10
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
КТП домашнее обучение(2 тип) Мир вокруг 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.