Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логик учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка.
Цели:
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
биол рус 11 нов (Автосохраненный).doc
№
а
с
а
ч
а
к
о
р
у
№
Дата
По
плану
По
факту
Тема урока
Демонстрации, лабораторные опыты,
Примечание
практические работы, расчетные
задачи
1
2
3
4
5
Раздел I. Возникновение и развитие жизни на Земле
Глава 1. История представлений о возникновении жизни на Земле
I
Первые научные попытки объяснения сущности и
процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди,
взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теория
вечности жизни. Материалистические представления
о возникновении жизни на Земле.
Демонстрация схемы экспериментов
Л.Пастера.
Глава II. Предпосылки возникновения жизни на Земле
Предпосылки возникновения жизни на Земле:
космические и планетарные предпосылки. Первичная
атмосфера и эволюция химических элементов,
неорганических и органических молекул на ранних
этапах развития Земли.
Глава III. Современные представления о возникновении жизни на Земле
Современные представления о возникновении жизни.
Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теория
происхождения протобиополимеров.
Эволюция протобионтов.
биологической эволюции
Начальные этапы
Демонстрация схем возникновения
одноклеточных эукариот, многоклеточных
организмов, развитие царств растений и
животных.
Раздел II. Эволюционное учение
Глава IV. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина
Развитие биологии в додарвиновский период. Работы
К.Линнея по систематике растений и животных.
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Первые
эволюционисты.
Демонстрация биографий и портретов
учёных, внёсших вклад в развитие
эволюционных идей. 6
7
8
9
10
11
12
Глава V. Дарвинизм
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина:
достижения в области естественных наук,
экспедиционный материал Ч.Дарвина. Основные
положения учения Ч. Дарвина.
Вид – эволюционная единица. Критерии вида.
Контрольная работа №1
Демонстрация маршрута и конкретных
находок Ч.Дарвина во время путешествия
на корабле «Бигль».
Лабораторная работа № 1.
Изучение изменчивости, критериев вида,
результатов искусственного отбора на
сортах культурных растений.
II
Всеобщая индивидуальная изменчивость и
избыточная численность потомства. Борьба за
существование
отбор.
Наследственная изменчивость – материал для
эволюции.
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Факторы эволюции пород животных и сортов
растений. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
естественный
и
Демонстрация живых растений и
животных, гербариев и коллекций, показ
растений и животных, с индивидуальной
изменчивостью и разнообразие сортов
культурных растений и пород домашних
животных.
Глава VI. Микроэволюция
Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы
в популяциях. Микроэволюция. Пути и скорость
видообразования; географическое и экологическое
видообразование. Закон ХардиВайнберга. Формы
естественного отбора.
Приспособленность организмов к среде обитания как
результат действия естественного отбора.
Современные представления о видообразовании 13
14
15
16
17
18
19
20
(С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).
Эволюционная роль модификаций; физиологические
адаптации. Темпы эволюции.
Глава VII. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция
Макроэволюция, её доказательства.
Главные направления эволюционного процесса.
Биологический прогресс и биологический регресс
(А.Н. Северцов). Пути достижения биологического
прогресса.
Демонстрация схемы соотношения путей
прогрессивной органической эволюции;
материалов, характеризующих
представителей животных и растений,
внесённых в Красную книгу и находящихся
под охраной государства.
Основные закономерности эволюции: дивергенция,
конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп
организмов. Результаты эволюции: постепенное
усложнение уровня организации живой природы,
многообразие
относительная
приспособленность
(органическая
целесообразность).
Контрольная работа №2
видов,
Раздел III. Развитие органического мира на Земле
Глава VIII. Основные черты эволюции животного и растительного мира
Демонстрация репродукций картин
З.Буриана, отражающих флору и фауну
различных эр и периодов; схем развития
царств живой природы; окаменелостей,
отпечатков растений в древних породах
Развитие жизни на Земле в архейскую эру.
Протерозойская эра. Первые следы жизни на Земле.
Появление всех современных типов беспозвоночных
животных. Первые хордовые. Развитие водных
растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.
Эволюция растений животных.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.
Появление и распространение покрытосеменных
растений. Возникновение птиц и млекопитающих.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное
развитие цветковых растений,
многообразие
насекомых (параллельная эволюция). Развитие 21
22
23
24
25
26
27
плацентарных млекопитающих, появление хищных.
Появление приматов.
Глава IX. Происхождение человека
Демонстрация моделей скелетов человека
и позвоночных животных.
Место человека в живой природе. Признаки и
свойства Homo sapiens, позволяющие отнести его к
различным систематическим группам царства
животных. Стадии эволюции человека. Свойства
человека как биологического вида.
Этапы эволюции человека: древнейшие люди,
древние люди, первые современные люди.
Популяционная структура вида Homo sapiens;
человеческие расы; расообразование; единство
происхождения рас.
Раздел IV. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Глава X. Понятие о биосфере
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура
биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.
Компоненты биосферы: живое вещество, видовой
состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное
и костное вещество биосферы (В.И.Вернадский).
Круговорот веществ в природе.
Демонстрация схем, иллюстрирующих
структуру биосферы и характеризующих
отдельные её составные части, таблиц
видового состава и разнообразия живых
организмов биосферы.
Глава XI. Жизнь в сообществах
История формирования сообществ живых
организмов. Основные биомассы суши и Мирового
океана. Биогеографические области.
Контрольная работа №3
Демонстрация карт, отражающих историю
материков; распространённости основных
биомов суши.
Глава XII. Взаимоотношения организмамов и среды
III
Экология, её задачи, экологические факторы.
Демонстрация и обсуждение электронных
презентаций, фрагментов электронных
учебников по теме «Биосфера». 28
29
30
31
32
33
34
Естественные сообщества живых организмов.
Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Видовое
разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Интенсивность
Абиотические факторы среды.
действия факторов среды. Биотические факторы
среды. Цепи и сети питания. Экологические
пирамиды: чисел, биомассы, энергии.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы
(роль человека в природе). Проблемы рационального
природопользования, охрана природы: защита от
загрязнений, сохранение эталонов и памятников
природы.
Экологические бедствия планеты Земля. Зоны
экологических бедствий Республики Казахстана.
Демонстрация зон экологических
бедствий планеты.
Демонстрация зон экологических
бедствий Республики Казахстан.
Глава XIII. Взаимоотношения между организмами
Формы взаимоотношений между организмами.
Позитивные отношения – симбиоз: кооперация,
мутуализм,
Антибиотические
отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция.
Нейтральные отношения – нейтрализм.
комменсализм.
Контрольная работа №4
Раздел V. Бионика
Демонстрация примеров симбиоза
представителей различных царств живой
природы.
Использования человеком в хозяйской деятельности
принципов организации растений и животных.
Формы живого в природе и их промышленные
аналогии (строительные сооружения, машины,
механизмы, приборы).
Демонстрация примеров структурной
организации живых организмов и
созданных на этой основе объектов
(просмотр и обсуждение иллюстраций
учебника).
КТП по биологии 11 класс обучение на дому
КТП по биологии 11 класс обучение на дому
КТП по биологии 11 класс обучение на дому
КТП по биологии 11 класс обучение на дому
КТП по биологии 11 класс обучение на дому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.