Министерство здравоохранения Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Сальский медицинский техникум»
Дисциплина: «История Донского края»
Тема: «Культура и быт Донского казачества»
Выполнил:
преподаватель
Усков Александр Владимирович
г. Сальск
2019 г.
Наиболее интересным моментом в изучении казачества является культура, традиции, обряды и быт. Исследование данной темы позволяет глубже разобраться в сущности происходивших в то время процессов, уяснить характер и, главное, понять такое специфическое явление русской жизни, как казачество.
Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием в казачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем донские казаки составляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесного общения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркской культуры.
Цель работы заключается в изучении развития и выявлении особенностей сословных обычаев и нравов кубанского казачества.
Введение
Определение Донского кзачества
Донское казачество является наиболее древней казацкой культурой, которая возникла параллельно с запорожским казачеством в середине XV века. Название войска исторически связано с рекой Дон. Основное отличие донского казачества от других казацких формирований в том, что оно развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности.
Казаком мог стать не только русский или украинец, но и выходец из среды местных или соседних народов. В результате сближения пришлого люда и коренного населения родилась новая этническая группа, со своими собственными, специфическими приметами. Все это сказалось на материальных особенностях и духовной культуре казачества.
Жилища
Жили казаки первоначально в землянках, а потом стали строить деревянные дома, называвшиеся куренями, расположение в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Курени первоначально крылись чаканом, камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик - балясник. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат: стряпная, спальня, чистая или зала. Казачьи курени в XVI-XVII столетиях были, как правило, деревянными, но по данным некоторых исследователей, «некоторые городки имели каменные замки».
Станицы окружались деревянно-земляной стеной или плетнями в два ряда, между которыми засыпалась и утрамбовывалась земля.
В центре станицы находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. Одно из строений было станичным куренем, где находилось станичное правление – орган исполнительной власти населённых пунктов Войска Донского.
Нравы
Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал не только военную, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. На нем договаривались о выборе места для поселения, делились поровну добыча и государево жалованье между казаками, принимались в казаки новопришлые, наделялись паи, утверждались решения о помощи старикам, вдовам, сиротам, погорельцам.
Система наказаний
В наказаниях казаки не знали особой градации. Мелкие проступки оставались без внимания. Но за серьезные, по понятиям казаков, преступления наказание было по всей строгости.
За измену, трусость, убийство, воровство и прелюбодеяние существовала одна казнь, выражаемая словами "в куль, да в воду" (то есть провинившегося сажали в мешок, завязывали мешок накрепко и бросали в воду).
Система наказаний за провинности также включала: сечение нагайками, разрывание лошадьми, штраф "напоем" (то есть провинившийся обязывался бесплатно напоить потерпевшего или всех желающих станичников), отсидку в воде, повешение за шею или за ноги на большом якоре, установленном на майдане, посадку в колоду (когда на ноги чуть выше щиколотки одевались и закреплялись специальные два деревянных бруска с полукруглыми вырезами и тем самым ограничивалась возможность передвижения человека) и др.
А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание.
Определённым опытом врачевания, основанным на наблюдении природы, растений, обладало большинство донских казаков. Знания о лечебных свойствах огня, пепла, воды, росы, трав и прочего передавались из поколения в поколение. До появления на Дону первых лекарей (1672 г.) эту роль выполняли знахари из среды грамотных местных жителей и монахов. Казачьи знахари сопровождали лечение заговорами: смерть, ранения, болезни стремились предотвратить оберегами.
Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали рыбой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана. Известные казачьи фамилии держали свои рыбоспетные заводы.
Уважение к старшим, особенно к пожилым казакам, закрепилось в традициях. С детства к этому приучали молодежь. Молодые люди стыдились сделать при старике малейшую непристойность. Любой старец мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей.
Женщины во всем должны были отдавать первенство мужчинам, даже уступать дорогу при встрече, причем независимо от погоды.
Традиции
С особым весельем праздновали донцы масленицу. Целую неделю от мало до велико веселился Черкасск и донские станицы. Кроме шумных застолий, по всему Дону устраивались грандиозные скачки, состязание в стрельбе Долго и тщательно готовилась к этому празднику казачья молодежь, не досыпая, но холя верного друга-коня для предстоящих скачек и готовя оружие для состязаний.
В первой половине XVII века появляются оригинальные литературные произведения – «Казацкие повести». В 1623 году в Сибири литератором, донским казаком, составлены «Написания» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642-м – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». В начале XVII века (1619-1620 гг.) впервые для английского путешественника Р. Джемса донские казаки сделали записи воинских песен. Так уже в начале XVII века донское казачество заявило Европе, что у него есть своя культура, наука, традиции, обычаи, народные промыслы, танцы, песни, поэзия и литература.
Традиционными на Дону были казачьи драмы – своеобразные театральные зрелища, разыгрывавшиеся обычно во время праздников. Наиболее известные из них – «Атаман Буря», «Степан Разин» и особенно «Ермак». Последняя была широко распространена среди казаков в XIX в. Обычно она разыгрывалась во время крещенской ярмарки.
Большой популярностью пользовался кукольный театр.
Донской кукольный театр имел две мужские и две женские куклы в казачьих костюмах. Каждое кукольное представление сопровождалось игрой двух гармоний, нескольких бубнов, литавров и трензелей. Из музыкальных инструментов самыми популярными были русская гармонь и бубен, реже звучали балалайка и скрипка.
Одежда
Одежда донских казаков в XVI – XVII в. формировалась в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось.
В костюме донского казачества в течение длительного времени не существовало социальных различий - только территориальные, обусловленные особенностями заселения донских земель: верхний и нижний Дон.
Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" - яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету.
В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет - стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков поражал своей необычностью, так как представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа или какой-либо другой легкой и прозрачной материи. Костюм включал также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерелок.
Для выхода из дома поверх кубелька надевали каврак (кафтан), который также застегивался до пояса. Дополнял костюм бархатный пояс, выложенный жемчугом, золотыми или серебряными бляхами, застегивающийся крючком. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, декорированные на подъеме вышивкой серебряными нитями и мишурой. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяна ярких расцветок на невысоком каблуке.
Головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны и преимущественно русского происхождения. Девушки носили челоух (налобную повязку) или кокошник из красного бархата, вышитый жемчугом и отделанный каменьями. Косу украшали лентами, косниками из золотых цепочек и червонцев, торкачем (платком), которым обвязывали голову, а длинные концы опускали по косе. Головной убор замужних женщин состоял их парчового повойника (легкая мягкая шапочка) высотой шесть вершков (26,4 см), поверх которого повязывался платок. К платку в декоративных целях прикрепляли цветы или страусовые перья.
Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она изготавливалась из меха лисы или куницы, а сверху покрывалась парчой или атласом. Ее длина доходила до пят. Она была без застежки, с удлиненными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам - шапки.
Нарядным головным убором являлись собольи шапки с верхом из малинового бархата прямоугольной формы. Верх шапки декорировали жемчугом, драгоценными каменьями. Из-под шапки над ушами висели чикилики - украшения из ниток жемчуга. Вдовы носили шапки черного цвета без каких-либо украшений.
Самобытность культуры донского казачества заключалась в значительной мере в том, что в ней переплетались элементы культур тех этносов, которые составили казачье сообщество на Дону, при наличии русской основы этой культуры, что отражало преобладание в войске Донском русских по происхождению казаков.
В целом культура донского казачества выступала как своеобразная составная часть русской культуры. Некоторые отрасли культуры, такие, как зодчество (особенно каменное) и живопись не получили на Дону развития, а такой отрасли, как книгопечатание, и вовсе не было, что объяснялось особо трудными условиями жизни края.
Вся культура донского казачества проникнута воинским духом, нашедшим свое яркое проявление в его фольклоре, в письменной литературной традиции и в развитии разнообразных знаний. Различные обряды, традиции дают обширнейшее представление о культуре, нравах донского казачества.
Ярким проявлением казачьей воинской и сословной ментальности было глубоко уважительное отношение к старикам - носителям мудрости, в том числе воинской, их высокий статус в семье.
Заключение
Мы рассмотрели тему: культура и быт донского казачества. Познакомились с культурой, обычаями, обрядами и бытом донских казаков.
Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Они не лицемерили, не носили маски, а действовали открыто. История не оставила нам примеров жестокости казаков по отношению к их пленникам и пленницам.
Уважение к старшим, особенно к пожилым казакам, закрепилось в традициях. С детства к этому приучали молодежь. Молодые люди стыдились сделать при старике малейшую непристойность. Любой старец мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей. Женщины во всем должны были отдавать первенство мужчинам, даже уступать дорогу при встрече, причем независимо от погоды.
Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо¬вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви.
Вывод
Казачий словарь-справочник. Т.2. Сан-Ансельмо, 2014.
Казачий Дон (очерки истории) Ч. II./ Науч. ред. Скорик А.П. – Ростов-на-Дону, 2015.
Королев В.Н. К вопросу о славянорусском населении на Дону в XIII-XVI веках. — Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI веках. Ростов-на-Дону, 2009.
Листопадов А. Донские былины. Ростов-на-Дону, 2015.
Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г) – Ростов-на-Дону, 2008
Казачий словарь-справочник. Т.2. Сан-Ансельмо, 2013
Казачий Дон (очерки истории) Ч. II./ Науч. ред. Скорик А.П. – Ростов-на-Дону, 2015.
Королев В.Н. К вопросу о славянорусском населении на Дону в XIII-XVI веках. — Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI веках. Ростов-на-Дону, 2012.
Листопадов А. Донские былины. Ростов-на-Дону, 2015.
Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г) – Ростов-на-Дону, 2008
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.