Цели урока:
Образовательные:
формировать знания учащихся о развитии культуры Казахстана в первой половине XIX века;
дать знания о представителях русской культуры и науки;
о развитии образования;
о казахских поэтах-импровизаторах.
Коррекционно-развивающие:
продолжать развитие умений учащихся работать с информационными источниками, таблицами, схемами;
корригировать и развивать познавательно-психических процессы: долговременную память, устойчивое внимание;
развивать устную речь;
расширять словарный запас.
Воспитательные:
способствовать воспитанию уважения к национальной культуре, нравственных качеств, в ходе работы над проблемными заданиями;
способствовать выработке системного мышления, развивать навыки самостоятельной работы над текстом, составлению таблицы, анализа карты, обобщать, делать выводы.
Основные понятия:
культура, наука, образование, литература, медресе, мектебы, школа, училище, кадетский корпус,
Пётр Петрович Семёнов-Тян–Шанский, Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин,
поэты-импровизаторы:
Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суенбай.
ПЛАН УРОКА:
1.Понятие «культура».
2.Представители русской культуры и науки: П.П.Семенов–Тян-Шанский, В.И.Даль, А.С.Пушкин.
3.Развитие образования: открытие медресе, мектебов, школ, училищ, кадетского корпуса.
4.Культурное развитие Казахстана: поэты-импровизаторы Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай.
Наука Кто изучал особенности Казахстана?
Представители русской культуры и науки
внимательно изучали особенности края,
жизни быта местного населения.
Знакома ли вам фамилия
Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский?
Крупный исследователь края был известный русский ученый географ и путешественник Павел Петрович Семенов-Тян-Шанский. Он совершал путешествия на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. В своих трудах «Киргизский край», «Туркестанский край» он описал природные условия этих районов, хозяйственные занятия местного населения.
Владимир Иванович Даль,
автор знаменитого толкового словаря
великорусского языка.
В 1833-1841 годах Владимир Иванович собрал образцы устного народного творчества тюрко-язычных народов, участвовал в хивинском походе русских войск, выразил сочувствие Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову.
Владимир Иванович Даль написал
повесть «Бикей и Мауляна»,
о жизни казахов Оренбургского края.
В 1833 году великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин
для сбора материала о пугачевском восстании побывал в Оренбурге.
«В истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов.
Давайте вспомним!
Какое художественное произведение А.С.Пушкина рассказывает о восстании Пугачева?
В Уральске А.С.Пушкин записал содержание
драматической истории о любви,
поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Таблица №1. «Представители русской культуры и науки»
Представители | Труды, |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Расширение российско-казахстанских отношений ставило перед царским правительством задачу изучения Казахстана, знакомства с его исторической культурой и подготовку грамотных образованных кадров.
Возникла потребность (проблема) в образованных людях.
В крупных медресе, кроме правил мусульманской религии стали изучать историю, географию, арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открываются школы с преподаванием на русском языке
в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей потребовало создания специальных
учебных заведений по подготовке
переводчиков (толмачей).
При этом царское
правительство ставило задачу
подготовки кадров из числа
коренного населения –
чиновников для правящей
администрации.
В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных из бедных казахских аулов, для которых школа открывала светлый путь к знаниям, богатству культуры русского народа, путь
к лучшей жизни. Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса, готовили из числа казахской молодежи чиновников местного аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Шифр | годы | Учебные заведения |
А | 1789 год | БЫЛИ ОТКРЫТЫ: |
Б | 1813 год | Военные училища в Омске и Оренбурге, готовили чиновников для правящей администрации. |
В | 1831 год | Училища с преподаванием на русском языке в Омске и Семипалатинске. |
Г | 1836 год | Училище для казахских детей в Усть-Каменогорске. |
Д | 1837 год | Сибирский кадетский корпус в Омске, преобразованный в 1844 году в Неклюевский кадетский корпус. Школа готовила служащих для Оренбурской канцелярии. |
Ж | 1841 год | Русско-татарская школа обучения грамоте. |
Е | 1850 год | Училище в Оренбурге с преподаванием на русском языке. Срок обучения 7 лет. Готовили писарей и переводчиков, |
Основной целью
открытия русских школ
в Казахстане были подготовка переводчиков для колониальной администрации царского правительства,
подготовка специалистов
для изучения хозяйственной структуры кочевого хозяйства,для обучения грамоте детей
казачьих формирований в крепостях.
Вывод:
Таблица № 3.
Поэты-импровизаторы | Характеристика | |
1 | Махамбет Утемисов | Поэт-воин, принимал участие в восстании Исатая Тайманова. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, показывают его причины и цели. Основные темы его стихов и песен («Проклятие Жангиру», «Султану Баймагамбету» и т.д.), борьба с угнетателями, протест и ненависть к феодалам. |
2 | Шернияз | Шернияз участвовал в восстании 1836-1838 года. |
3 | Шоже | Шоже слепой от рождения, играл на кобызе. |
4 | Суюнбай Арон-улы | Самый популярный поэт во всем Семиречье. |
6.Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы узнали, как развивалась культура в Казахстане в первой половине XIX века, кто занимался исследованиями казахского края, жизни и быта местного населения, узнали в каких городах и как учились дети, из казахских аулов,
узнали о талантливых
поэтах-импровизаторах
Казахстана.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.