КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА в первой половине XIX века

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА в первой половине XIX века
Иконка файла материала КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В П.П 19 ВЕКА.pptx

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА
в первой половине XIX века

Цели урока:

Образовательные:
формировать знания учащихся о развитии культуры Казахстана в первой половине XIX века;
дать знания о представителях русской культуры и науки;
о развитии образования;
о казахских поэтах-импровизаторах.
Коррекционно-развивающие:
продолжать развитие умений учащихся работать с информационными источниками, таблицами, схемами;
корригировать и развивать познавательно-психических процессы: долговременную память, устойчивое внимание;
развивать устную речь;
расширять словарный запас.
Воспитательные:
способствовать воспитанию уважения к национальной культуре, нравственных качеств, в ходе работы над проблемными заданиями;
способствовать выработке системного мышления, развивать навыки самостоятельной работы над текстом, составлению таблицы, анализа карты, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

Словесные- рассказ, беседа. 

Иллюстративно- наглядные методы
Проблемно- поисковые методы
Самостоятельная работа

Основные понятия:

культура, наука, образование, литература, медресе, мектебы, школа, училище, кадетский корпус,

Пётр Петрович Семёнов-Тян–Шанский, Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин,

поэты-импровизаторы:
Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суенбай.

Оборудование урока

Карта Казахстана
Карточки, таблицы.
ИКТ – моноблок, слайды по теме урока.
Портреты представителей казахской литературы, исследователей Казахстана.

ПЛАН УРОКА:

1.Понятие «культура».
2.Представители русской культуры и науки: П.П.Семенов–Тян-Шанский, В.И.Даль, А.С.Пушкин.
3.Развитие образования: открытие медресе, мектебов, школ, училищ, кадетского корпуса.
4.Культурное развитие Казахстана: поэты-импровизаторы Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай.

Тема урока:
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА
в первой половине
XIX века

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний учащихся: 1.Фронтальная проверка: на знание дат, основных понятий.

Какие условия ускорили процесс присоединения Казахстана к России?


Какое значение имело присоединение Казахстана к России?

Вывод:

Присоединение Казахстана к России
повлияло не только
на социально-экономическое развитие края, но и его культуру, особенно
в области образования и просвещения.



ЗНАНИЕ –
ЛУЧШЕЕ БОГАТСТВО.

Вопросы:

Кто изучал особенности Казахстана?

Где обучались дети из казахских аулов?

Кто оставил след в культурном развитии
Казахстана?

Карта исследования
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА
в первой половине
XIX века

РУССКИЙ УЧЕНЫЙ,ГЕОГРАФ

Петр Петрович
Семенов –Тян - Шанский
(1824 -1914)

Кто изучал особенности Казахстана?

Знакома ли вам фамилия Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский?

Наука Кто изучал особенности Казахстана?

Представители русской культуры и науки
внимательно изучали особенности края,
жизни быта местного населения.
Знакома ли вам фамилия
Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский?



Крупный исследователь края был известный русский ученый географ и путешественник Павел Петрович Семенов-Тян-Шанский. Он совершал путешествия на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. В своих трудах «Киргизский край», «Туркестанский край» он описал природные условия этих районов, хозяйственные занятия местного населения.

Представители русской культуры Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин также изучали особенности быта и жизни местного населения.

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Владимир Иванович
Даль
(1801-1872)


Владимир Иванович Даль,
автор знаменитого толкового словаря
великорусского языка.
В 1833-1841 годах Владимир Иванович собрал образцы устного народного творчества тюрко-язычных народов, участвовал в хивинском походе русских войск, выразил сочувствие Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову.

Владимир Иванович Даль написал
повесть «Бикей и Мауляна»,
о жизни казахов Оренбургского края.

В 1833 году великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин
для сбора материала о пугачевском восстании побывал в Оренбурге.
«В истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов.
Давайте вспомним!
Какое художественное произведение А.С.Пушкина рассказывает о восстании Пугачева?
В Уральске А.С.Пушкин записал содержание
драматической истории о любви,
поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».

Таблица №1. «Представители русской культуры и науки»


Представители
русской культуры и науки

Труды,
отражающие жизнь и быт казахского народа.


П.П.Семенов-Тян-Шанский
(1801-1914)



В.И.Даль
(1801-1872)





А.С.Пушкин
(1799-1837)



Таблица №1. «Представители русской культуры и науки»


Представители
русской культуры и науки

Труды,
отражающие жизнь и быт казахского народа.


П.П.Семенов-Тян-Шанский
(1801-1914)


Научный труд «Киргизский край», «Туркестанский край»



В.И.Даль
(1801-1872)





Повесть «Бикей и Мауляна»,


А.С.Пушкин
(1799-1837)




Поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»

Вывод:

Расширение российско-казахстанских отношений ставило перед царским правительством задачу изучения Казахстана, знакомства с его исторической культурой и подготовку грамотных образованных кадров.

Возникла потребность (проблема) в образованных людях.

Где обучались дети из казахских аулов?

До начала XIX века в Казахстане основным видом школ были МЕДРЕСЕ.
В медресе обучали правилам мусульманской религии, изучали Коран, обучение велось на арабском языке.

В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные МЕКТЕБЫ,
где изучали грамматику и арифметику, обучение велось на арабском и русском языках.

В крупных медресе, кроме правил мусульманской религии стали изучать историю, географию, арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.

В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открываются школы с преподаванием на русском языке
в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей потребовало создания специальных
учебных заведений по подготовке
переводчиков (толмачей).


При этом царское
правительство ставило задачу
подготовки кадров из числа
коренного населения –
чиновников для правящей
администрации.

В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных из бедных казахских аулов, для которых школа открывала светлый путь к знаниям, богатству культуры русского народа, путь
к лучшей жизни. Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса, готовили из числа казахской молодежи чиновников местного аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Таблица №2. «Учебные заведения».

А

0

1

2

5

1

7

8

9

4

1

7

5

2

8

9

0

Б

4

7

1

8

0

2

5

1

8

3

6

1

2

4

В

6

5

3

4

7

1

6

2

7

1

8

3

1

6

Г

4

2

5

7

6

2

7

1

8

3

6

8

5

0

6

4

Д

0

6

1

8

3

5

1

7

4

3

2

1

0

Е

3

1

9

0

1

8

4

0

5

4

7

8

3

Ж

1

2

9

4

3

8

9

2

5

7

1

8

5

0

6

1

Правильные ответы.

А

1

7

8

9

Б

1

8

1

3

В

1

8

3

1

Г

1

8

3

6

Д

1

8

3

7

Е

1

8

4

1

Ж

1

8

5

0

Шифр

годы

Учебные заведения

А

1789 год

БЫЛИ ОТКРЫТЫ:
Азиатская школа по подготовке переводчиков и писарей.

Б

1813 год

Военные училища в Омске и Оренбурге, готовили чиновников для правящей администрации.

В

1831 год

Училища с преподаванием на русском языке в Омске и Семипалатинске.

Г

1836 год

Училище для казахских детей в Усть-Каменогорске.

Д

1837 год

Сибирский кадетский корпус в Омске, преобразованный в 1844 году в Неклюевский кадетский корпус. Школа готовила служащих для Оренбурской канцелярии.

Ж

1841 год

Русско-татарская школа обучения грамоте.
Казахская школа с преподаванием на русском и татарском языках (в Букеевской орде) при содействии Жангир-хана, школа ставила целью подготовить преданных служащих для колониальной администрации.

Е

1850 год

Училище в Оренбурге с преподаванием на русском языке. Срок обучения 7 лет. Готовили писарей и переводчиков,

Основной целью

открытия русских школ
в Казахстане были подготовка переводчиков для колониальной администрации царского правительства,

подготовка специалистов
для изучения хозяйственной структуры кочевого хозяйства, для обучения грамоте детей
казачьих формирований в крепостях.

Вывод:

Кто оставил след в культурном развитии Казахстана?

В культурном развитии Казахстана в первой половине XIX века оставили свой след талантливые поэты-импровизаторы:
Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай.

Таблица № 3.

Поэты-импровизаторы

Характеристика

1

Махамбет Утемисов
(1804 -1846)

Поэт-воин, принимал участие в восстании Исатая Тайманова. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, показывают его причины и цели. Основные темы его стихов и песен («Проклятие Жангиру», «Султану Баймагамбету» и т.д.), борьба с угнетателями, протест и ненависть к феодалам.

2

Шернияз
(1807-1867)

Шернияз участвовал в восстании 1836-1838 года.
Он совершенствовал искусство поэтической импровизации.

3

Шоже
(1808-1895)

Шоже слепой от рождения, играл на кобызе.
Он, не взирая на лица, срывал маски с властных правителей. Шоже был записан лучший вариант народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»

4

Суюнбай Арон-улы
(1822-1895)

Самый популярный поэт во всем Семиречье.
Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал несправедливые ошибки правителей.
Ученик Суюнбая- Жамбыл(Джамбул).

Продолжи предложение:

Это ??? поэт-воин.

??? совершенствовал искусство поэтической импровизации.

??? был записан лучший вариант народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».

??? осуждал несправедливые ошибки правителей.

4.Закрепление знаний учащихся.
Мы узнали много нового, интересного! Теперь давайте правильно составим маршрут нашего исследования.
Учащиеся составляют из карточек маршрут исследования.

5.Домашнее задание: учебник, стр. 18-19, читать, отвечать на вопросы. рабочая тетрадь,стр.13, заполните таблицу, решите кроссворд.

6.Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы узнали, как развивалась культура в Казахстане в первой половине XIX века, кто занимался исследованиями казахского края, жизни и быта местного населения, узнали в каких городах и как учились дети, из казахских аулов,
узнали о талантливых
поэтах-импровизаторах
Казахстана.

7.Выставление оценок с комментированием.
Оценки за урок.

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е ! ! !

Р А Х М Е Т ! ! !

Петр Петрович
Семенов –Тян - Шанский
(1824 -1914)

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Владимир Иванович
Даль
(1801-1872)