Цели урока:
Образовательные:
формировать знания учащихся о развитии культуры Казахстана в первой половине XIX века;
дать знания о представителях русской культуры и науки;
о развитии образования;
о казахских поэтах-импровизаторах.
Коррекционно-развивающие:
продолжать развитие умений учащихся работать с информационными источниками, таблицами, схемами;
корригировать и развивать познавательно-психических процессы: долговременную память, устойчивое внимание;
развивать устную речь;
расширять словарный запас.
Воспитательные:
способствовать воспитанию уважения к национальной культуре, нравственных качеств, в ходе работы над проблемными заданиями;
способствовать выработке системного мышления, развивать навыки самостоятельной работы над текстом, составлению таблицы, анализа карты, обобщать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
Словесные- рассказ, беседа.
Иллюстративно- наглядные методы
Проблемно- поисковые методы
Самостоятельная работа
Основные понятия:
культура, наука, образование, литература, медресе, мектебы, школа, училище, кадетский корпус,
Пётр Петрович Семёнов-Тян–Шанский, Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин,
поэты-импровизаторы:
Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суенбай.
Оборудование урока
Карта Казахстана
Карточки, таблицы.
ИКТ – моноблок, слайды по теме урока.
Портреты представителей казахской литературы, исследователей Казахстана.
ПЛАН УРОКА:
1.Понятие «культура».
2.Представители русской культуры и науки: П.П.Семенов–Тян-Шанский, В.И.Даль, А.С.Пушкин.
3.Развитие образования: открытие медресе, мектебов, школ, училищ, кадетского корпуса.
4.Культурное развитие Казахстана: поэты-импровизаторы Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай.
2.Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний учащихся:1.Фронтальная проверка: на знание дат, основных понятий.
Какие условия ускорили процесс присоединения Казахстана к России?
Какое значение имело присоединение Казахстана к России?
Вывод:
Присоединение Казахстана к России
повлияло не только
на социально-экономическое развитие края, но и его культуру, особенно
в области образования и просвещения.
Вопросы:
Кто изучал особенности Казахстана?
Где обучались дети из казахских аулов?
Кто оставил след в культурном развитии
РУССКИЙ УЧЕНЫЙ,ГЕОГРАФ
Петр Петрович
Семенов –Тян - Шанский
(1824 -1914)
Кто изучал особенности Казахстана?
Знакома ли вам фамилия Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский?
Наука Кто изучал особенности Казахстана?
Представители русской культуры и науки
внимательно изучали особенности края,
жизни быта местного населения.
Знакома ли вам фамилия
Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский?
Крупный исследователь края был известный русский ученый географ и путешественник Павел Петрович Семенов-Тян-Шанский. Он совершал путешествия на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. В своих трудах «Киргизский край», «Туркестанский край» он описал природные условия этих районов, хозяйственные занятия местного населения.
Представители русской культуры Владимир Иванович Даль, Александр Сергеевич Пушкин также изучали особенности быта и жизни местного населения.
Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Владимир Иванович
Даль
(1801-1872)
Владимир Иванович Даль,
В 1833 году великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин
для сбора материала о пугачевском восстании побывал в Оренбурге.
«В истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов.
Давайте вспомним!
Какое художественное произведение А.С.Пушкина рассказывает о восстании Пугачева?
В Уральске А.С.Пушкин записал содержание
драматической истории о любви,
поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Таблица №1. «Представители русской культуры и науки»
Представители | Труды, |
| |
| |
|
Таблица №1. «Представители русской культуры и науки»
Представители | Труды, |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Расширение российско-казахстанских отношений ставило перед царским правительством задачу изучения Казахстана, знакомства с его исторической культурой и подготовку грамотных образованных кадров.
Где обучались дети из казахских аулов?
До начала XIX века в Казахстане основным видом школ были МЕДРЕСЕ.
В медресе обучали правилам мусульманской религии, изучали Коран, обучение велось на арабском языке.
В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные МЕКТЕБЫ,
где изучали грамматику и арифметику, обучение велось на арабском и русском языках.
В крупных медресе, кроме правил мусульманской религии стали изучать историю, географию, арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открываются школы с преподаванием на русском языке
в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей потребовало создания специальных
учебных заведений по подготовке
переводчиков (толмачей).
При этом царское
правительство ставило задачу
подготовки кадров из числа
коренного населения –
чиновников для правящей
администрации.
В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных из бедных казахских аулов, для которых школа открывала светлый путь к знаниям, богатству культуры русского народа, путь
Таблица №2. «Учебные заведения».
А | 0 | 1 | 2 | 5 | 1 | 7 | 8 | 9 | 4 | 1 | 7 | 5 | 2 | 8 | 9 | 0 |
Б | 4 | 7 | 1 | 8 | 0 | 2 | 5 | 1 | 8 | 3 | 6 | 1 | 2 | 4 | ||
В | 6 | 5 | 3 | 4 | 7 | 1 | 6 | 2 | 7 | 1 | 8 | 3 | 1 | 6 | ||
Г | 4 | 2 | 5 | 7 | 6 | 2 | 7 | 1 | 8 | 3 | 6 | 8 | 5 | 0 | 6 | 4 |
Д | 0 | 6 | 1 | 8 | 3 | 5 | 1 | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||
Е | 3 | 1 | 9 | 0 | 1 | 8 | 4 | 0 | 5 | 4 | 7 | 8 | 3 | |||
Ж | 1 | 2 | 9 | 4 | 3 | 8 | 9 | 2 | 5 | 7 | 1 | 8 | 5 | 0 | 6 | 1 |
Шифр | годы | Учебные заведения |
А | 1789 год | БЫЛИ ОТКРЫТЫ: |
Б | 1813 год | Военные училища в Омске и Оренбурге, готовили чиновников для правящей администрации. |
В | 1831 год | Училища с преподаванием на русском языке в Омске и Семипалатинске. |
Г | 1836 год | Училище для казахских детей в Усть-Каменогорске. |
Д | 1837 год | Сибирский кадетский корпус в Омске, преобразованный в 1844 году в Неклюевский кадетский корпус. Школа готовила служащих для Оренбурской канцелярии. |
Ж | 1841 год | Русско-татарская школа обучения грамоте. |
Е | 1850 год | Училище в Оренбурге с преподаванием на русском языке. Срок обучения 7 лет. Готовили писарей и переводчиков, |
Основной целью
Вывод:
Кто оставил след в культурном развитии Казахстана?
В культурном развитии Казахстана в первой половине XIX века оставили свой след талантливые поэты-импровизаторы:
Таблица № 3.
Поэты-импровизаторы | Характеристика | |
1 | Махамбет Утемисов | Поэт-воин, принимал участие в восстании Исатая Тайманова. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, показывают его причины и цели. Основные темы его стихов и песен («Проклятие Жангиру», «Султану Баймагамбету» и т.д.), борьба с угнетателями, протест и ненависть к феодалам. |
2 | Шернияз | Шернияз участвовал в восстании 1836-1838 года. |
3 | Шоже | Шоже слепой от рождения, играл на кобызе. |
4 | Суюнбай Арон-улы | Самый популярный поэт во всем Семиречье. |
Продолжи предложение:
Это ??? поэт-воин.
??? совершенствовал искусство поэтической импровизации.
??? был записан лучший вариант народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
??? осуждал несправедливые ошибки правителей.
4.Закрепление знаний учащихся.
Мы узнали много нового, интересного! Теперь давайте правильно составим маршрут нашего исследования.
Учащиеся составляют из карточек маршрут исследования.
5.Домашнее задание: учебник, стр. 18-19, читать, отвечать на вопросы. рабочая тетрадь,стр.13, заполните таблицу, решите кроссворд.
6.Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы узнали, как развивалась культура в Казахстане в первой половине XIX века, кто занимался исследованиями казахского края, жизни и быта местного населения, узнали в каких городах и как учились дети, из казахских аулов,
узнали о талантливых
поэтах-импровизаторах
Казахстана.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.