Урок № 21
Тема: Культура кыргызов в древности и средневековье.
Тип урока: Комбинированный.
Цель
урока: Рассказать
учащимся о материальной, духовной культуре кыргызского
народа.
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты,
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Что вы узнали о Сатуке Богра –хане?
2. Каким образом расширяли Караханиды свою территорию
3. Как развивалось хозяйство Караханидского государство?
4. Что вы можете рассказать о башне Бурана?
III. Сообщение новых знаний:
1. Материальная культура.
2. Архитектурные памятники средневековья.
3. Жилища.
4. Одежда и народно- прикладное искусство.
5. Декоративно прикладное искусство.
6. Развитие социально- философской мысли Махмуд Кашгари и
Жусуп
Баласагуни.
7. Духовная культура.
8. Устное народное творчество
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Охарактеризуйте уровень развития материальной культуры кыргызов?
2. Расскажите о духовной культуре кыргызов?
3. Архитектурные памятники Кыргызстана?
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Процесс средневековой урбанизации (от латинского urbanus - городской), начавшийся в Средней Азии в VI в., уже в VII-VIII вв. затронул Прииссыккулье. Сущность этого явления раскрыл К. Маркс: «Урбанизация - это целостный процесс, содержанием которого являются изменения культурного значения и социальных функций, городской концентрации населения, орудий производства, капитала, наслаждений, потребностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - С. 50.). Ученые пока не располагают необходимыми источниками, которые позволили бы с достаточной полнотой осветить жизнь городов Прииссыккулья в VIII-XIV вв. Поэтому наше повествование, как и наши источники, будет отрывочным, разрозненным и далеко не полным.
Письменные источники упоминают названия только пяти иссык-кульских городов. Кроме них археологи открыли около сотни мелких поселений. Этот факт свидетельствует в пользу того, что плотность населения иссык-кульской котловины к XI-XII вв. едва ли была намного меньше, чем в наши дни. У читателя может возникнуть вполне закономерный вопрос: «A где же эти города? Где Барсхан, который был якобы не меньше столицы Ташкентского оазиса? Где Яр, равный Отрару? А где таинственный город Иссык-Куль и монастырь «армянских братьев»? Ответы ученых на эти вопросы неоднозначны.
Видный советский археолог А.Н.Бернштам, например, не сомневался, что развалины близ Койсары и есть исторический город Верхний Барсхан - центр одноименной области. В то время эта идентификация не вызывала сомнений, так как другие развалины крупных средневековых поселений в Восточном Прииссыккулье ученому не были известны. Д.Ф.Виннику близ устья р.Барскаун, недалеко от кромки озера удалось обнаружить впечатляющие средневековые развалины площадью 4х4 км. Это обстоятельство позволило ему отождествить город Верхний Барсхан с открытым городищем, с тем большим основанием, что рядом протекала одноименная река (Винник Д.Ф. Древние города и поселения Прииссыккулья / / пк. №1. - Фрунзе, 1970. - С. 35).
Средневековое городище на дне Иссык-Куля
Однако не все так просто. Историческая топография городища Барскаун - четырехугольник стен - (торткуль) - не соответствует топографии согдийских городов, где непременными элементами являются наличие высокого холма (цитадели) и примыкающего к нему города (шахристана). Четырехугольная планировка была характерна, начиная с Х в., для поселений тюрок. Мы же помним, что, согласно Гардизи, город Верхний Барсхан был основан не тюрками, а выходцами из Ирана или Средней Азии. Вопрос об идентификации знаменитого города остается открытым.
На современном уровне наших знаний мы не можем с достаточной определенностью сказать, где находились города южного побережья озера Хол (современный Улахол?) и Яр (близ Рыбачьего?). Идентификация их - дело будущего. Но зато с достаточной определенностью можно сказать, где был город Тон. Еще В.В.Бартольд, посетив развалины Хан-Дюбе, которые располагались на левом берегу р.Тон, высказал предположение, что здесь и располагался исторический город Тон (Бартольд В.Б. Отчет о поездке в Среднюю Азию ... - С. 73-75.). В настоящее время нет оснований оспаривать это отождествление.
Еще меньше данных для определения местонахождения единственного города северного побережья озера, упомянутого в письменных источниках под названием Иссык-Куль. На северном побережье известны только два пункта, где отмечены крупные средневековые развалины: Каменское городище, которое расположено севернее восточной окраины с.Джаркинбаево, и подводные развалины близ с.Тору-Айгыр. С городом Иссык-Куль, по-видимому, был связан христианский монастырь «армянских братьев». На северном берегу озера христианские надгробные надписи найдены только близ с.Тору-Айгыр. Но они выполнены не армянскими графемами, а сирийскими. Поиск города должен быть продолжен.
Как выглядели иссык-кульские горожане?
Портреты средневекового населения городов Прииссыккулья до нас не дошли. Тем не менее, антропологи хорошо представляют себе внешний облик горожан того времени. Они определяют его по черепам, которые добывают археологи при раскопках средневековых городских кладбищ. На Иссык-Куле в 1971 г. частично раскопан только один некрополь, располагавшийся к северу от городища Хан-Дюбе. Здесь получено 59 черепов из погребений жителей Х–ХII вв. исторического города Тон. Эту довольно представительную серию черепов тщательно изучил тогда еще молодой специалист, а ныне ведущий ученый-антрополог Средней Азии Т.К.Ходжайов.
В целом горожане по своему расовому типу были европеоидами с примесью монголоидности. Они были очень похожи на жителей Невакета (городище у с.Красная Речка) и тех христиан, которые были похоронены на кладбище XIII-XIV вв. близ г.Фрунзе. Иссыккульцы были близкородственны и жителям городища Х-ХII вв. Бейшеке (Таласская долина), хотя и отличались от них несколько ярче выраженной монголоидностью. По мнению Т.К.Ходжайова, европеоидный тип горожан Киргизии того времени восходит своими корнями к древним сакским и усуньским племенам.
Средняя продолжительность жизни горожан Тона исчисляется 26,7 годами. Она была несколько выше, чем в целом на территории нашей страны в средневековье, где средняя продолжительность жизни, по определению В.П.Алексеева, едва превышала 20 лет. Иссык-кульские мужчины тогда были «долговечнее» женщин: они жили в среднем 34,9 года, а женщины - только 31,5 года. На кладбище средневекового г.Тон не было похоронено ни одного человека старше 55 лет. Довольно высокой была детская смертность (Ходжайов Т.К. Некрополи средневекового Тона и Бейшеке / / Археологические памятники Прииссыккулья. - Фрунзе, 1975. - с. 120-134.).
Иными антропологическими фактами, позволяющими пролить свет на демографические процессы в средневековых городах Прииссыккулья, наука не располагает.
Религия
Письменные источники с равной степенью достоверности сообщают, что население средневековой Киргизии исповедовало несколько различных религиозных систем: христианство несторианского толка, буддизм, маздеизм, манихейство, ислам. Ныне известные эпиграфические памятники и, в меньшей степени, археологические материалы Прииссыккулья подтверждают функционирование здесь только христианства, буддизма и ислама.
Христианство. В середине 80-х годов XIX в. научный мир С.-Петербурга, Москвы и других европейских столиц был взбудоражен далеко не ординарным событием: в Пишпекском уезде Семиреченской области землемер Т.Андреев, отводивший земельные угодья для крестьян с.Лебединовки, обнаружил на камнях (кайраках) изображения странных крестов, окруженных непонятными письменами. Вскоре такие же памятники на городище Бурана (близ Токмака) обнаружил врач Ф.В.Поярков. Крупнейшие специалисты (некоторые из них с мировой известностью) буквально набросились на первые фотографии и эстампажи, поступавшие из Пишпека и Токмака. Материалы поражали своим обилием. Только близ Пишпека чиновник для особых поручений при семиреченском губернаторе Н.Н.Пантусов насчитал 611 камней с надписями. Ученые вскоре выяснили, что на семиреченских камнях были выбиты эпитафии (надгробные надписи) христиан несторианского толка. Позже такие же эпитафии были найдены в Ташкенте, Илийской долине и близ Кульджи (Историю и подробную библиографию изучения эпиграфических памятников семиреченских несториан см.: Джумагулов ч. Язык сиро-тюркских (несторианских) памятников Киргизии. - Фрунзе, 1971. с. 3-22.).
Следов пребывания христиан в Прииссыккулье сравнительно немного. Еще в 1907г. у р.Жууку (Зауке) было найдено два кайрака с несторианскими письменами (Пантусов Н. Н. Христианское кладбище у ущелья 3ауке // ПЗСТКЛА, 1908. - с. 14--15.). В 1963 г. житель Джеты-Огузского района Бапаев у с.Саруу нашел еще одну эпитафию (Чтение и перевод эпитафии см.: Джумагулов Ч. Эпиграфика Киргизии. Вып. 2. - Фрунзе, 1982. с. 40-43.). На стеле высокогорной пещеры Ак-Чункур (бассейн р.Сары-Джаз) военный топограф и альпинист В.И.Рацек обнаружил и скопировал изображение несторианского креста. Он был нарисован черной краской, рядом - непонятные письмена (Окладников А.Л., Рацек В.И. Следы древней культуры в пещерах Тянь-Шаня / / ИВРО. Т.6. Вып.5. М., 1954. - с. 167.).
Некоторые археологические свидетельства о христианстве на Иссык-Куле требуют дополнительного изучения и тщательной проверки полевыми исследованиями. Еще в прошлом веке в Ташкентском историческом музее В.В.Бартольд видел покрытую синей глазурью керамическую вазу, которую доставили туда с Иссык-Куля. На ней были изображены двенадцать человеческих фигур нетюркского облика. Количество фигур необычного для Семиречья облика вызвало предположение, что на вазе были изображены 12 апостолов - сподвижников Иисуса Христа. В.В.Бартольд усомнился в такой трактовке, так как заметил среди изображений женскую фигурку с ребенком (Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию ... - С. 75-76 ).
Иссык-кульская ваза, на наш взгляд, требует дополнительного изучения в связи с тем, что христианская символика несториан Семиречья (кроме характерных крестов и сцены жертвоприношения огню с двумя человеческими фигурами) практически неизвестна.
Среди материалов краеведа Н.Д.Черкасова хранилась фотография валуна с изображением типичного несторианского креста. По словам Н.Д.Черкасова, снимок был сделан на Иссык-Куле в окрестностях с.Тоpy-Айгыр. Наши попытки найти этот валун пока не увенчались успехом.
Кто такие христиане-несториане и как они попали на Иссык-Куль? Несторианство как религиозное течение возникло в Византии в первой половине V в. Основателем его был константинопольский патриарх Несторий (умер около 451 г.). В противовес мистицизму ортодоксальной церкви, утверждавшей, что Иисус есть сын божий и богочеловек, несториане проповедовали, что Иисус человек и сын человеческий, который по наитию святого духа стал мессией (Христом). Были и другие разногласия, которые не выходили за рамки схоластических споров, пока не обозначились социальные корни и политическая направленность несторианства. Патриарха Нестория решительно поддержали горожане, особенно ремесленники и купцы, среди которых еще держались традиции античного рационализма. Особо сильны были несториане в византийской провинции Сирии.
Горожане-несториане выступали за сильную власть императора, которая способствовала развитию ремесла и торговых связей, а следовательно, и процветанию городов. Ортодоксальная церковь, наоборот, делала все возможное для ограничения власти императора и даже пыталась сконцентрировать светскую и духовную власть в руках папы римского. Противоречие стало непримиримым. На Эфесском церковном соборе в 431 г. победили сторонники папы во главе с фанатичным епископом Кириллом Александрийским, опиравшимся на земледельцев глубинных районов Египта, Палестины и Малой Азии. «Учение Нестория было объявлено ересью, сам патриарх отправлен в ссылку, а его сторонники подверглись гонениям. Сначала они бежали в Иран и Среднюю Азию. К VIII в., как свидетельствуют археологические данные, они добрались до Таласской и Чуйской долин. На городище Ак-Бешим (средневековый город Суяб) были раскопаны христианская церковь и кладбище христиан вокруг нее. В г.Невакете (Краснореченское городище) тоже проживала христианская община, о чем свидетельствуют находки намогильных кайраков с эпитафиями и погребений, где на скелетах лежали бронзовые и нефритовые типично несторианские кресты» (Кызласов л. Р. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-1954 гг. // ТКАЭЭ. - М. 1956. - С. 231; История Киргизской ССР. Т. 1. - с. 373.). Есть сведения, что тюркское племя, называвшееся джикиль (или часть его), которое, как нам известно, проживало в окрестностях озера Иссык-Куль, в частности, близ города Яра, уже в VIII в. приняло христианство (Григорьев В.В. Об арабском путешественнике Х века Абу-Долефе / / ЖМНП, ч. CLXIII. 1872. N2 9. Отд. и. - С. 27-28.).
В конце ХII в. Кашгар и Семиречье, а значит и территория Прииссыккулья, входили в одну несторианскую митрополию. Наибольшего влияния на территории Киргизии христианство достигло во времена правления первых ханов-чингизидов. Ханы Гуюк, Менгу и Хулагу покровительствовали несторианам. Если верить землепроходцу Марко Поло, то хан Джагатай сам принял христианство. Правда, как определил В.В.Бартольд, подобные сообщения мало чего стоят, так как европейские миссионеры, стремясь выдать желаемое за действительное, «часто называли христианами тех ханов, которые только покровительствовали христианам» (Бартольд В.В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах / / Соч. Т. 2. ч. 2. - С. 263.).
На Иссык-Куле, согласно Каталанской карте 1375 г., проживали христиане не только несторианского толка, но и последователи одной из ересей, распространенных среди армян (павликане, тондракийцы?). На этой карте, на северном берегу озера было изображено здание, увенчанное крестом, с пояснительной надписью: «Mecтo, называемое Иссык-Куль. В этом месте - монастырь братьев армянских, в котором, говорят, пребывает тело Св.Матфея, Апостола и Евангелиста» (Слуцкий С.С. К семиреченским несторианским надписям / / Древности восточные. Т. 1. Вып. 2. М. 1891. - С. 179.). Сведения Каталанской карты косвенно подтверждаются текстом одной из эпитафий, найденной близ Пишпека Н.Н.Пантусовым при раскопках христианского кладбища. Надпись оказалась сиро-армянской. Она гласила, что здесь в 1323 г. был похоронен армянский епископ Иоан. Специальную статью этой надписи посвятил академик Н.Я. Марр. Он сделал вывод, что этот памятник указывает «нa более или менее значительную колонию армянскую, а не на единичную личность, заброшенную судьбой в такую даль от Родины» (Марр Н. Надгробный камень из Семиречья с армянской надписью 1323 г. / / 3ВОРАО. Т. VIII. СПб., 1893-1894. - С. 347.).
Немногочисленные иссык-кульские памятники христиан относятся ко времени монгольского господства, то есть к XIII-XIV вв.
Буддизм. В 1956 г. мировая общественность отметила 2500-летие со дня смерти (погружения в нирвану) Будды Гаутамы, или принца Шакьямуни, - основателя одной из трех самых распространенных в наши дни религий - буддизма. На рубеже нашей эры буддизм проникает в южные районы Средней Азии и в Китай. В VIII в. в городах Чуйской долины жили многочисленные общины буддистов, о чем свидетельствуют раскопки храмов, монастырей, находки бронзовых позолоченных изображений божеств буддийского пантеона, барельефы с буддийскими сценами на камне, буддийская символика в орнаментации керамики. Эти материалы свидетельствуют, что буддизм проник в чуйские города из Средней Азии, скорее всего, из Тохаристана (История Киргизской ССР. Т. 1. - С. 350-352,372.).
Носителями этой религии были переселенцы, не желавшие попрать веру отцов и в угоду завоевателям-арабам обратиться в правоверных мусульман.
Ничего подобного в местах затонувших городов на Иссык-Куле пока не найдено. Буддийские памятники в окрестностях озера представлены пока только тибетскими текстами, содержавшими известную религиозную формулу: «Ом мани падме хум» («Oм! Драгоценность на лотосе. Хум!»). Наиболее известными являются четыре выразительных текста в ущелье Тамга, высеченных в строгом монументальном стиле, когда вокруг букв вырублена поверхность камня, что делает их рельефно-объемными.
Местное население сложило легенду о ближайшем к озеру камне, именуемом Тамга-Таш («кaмeнь с клеймом»), который, как определили исследователи, раскололся на две части еще до нанесения надписи. Согласно легенде, текст надписи на нем содержит реестр богатых трофеев, добытых любимым героем киргизских эпических сказаний Манасом в одном из удачных походов. К тому же, камень является зримым свидетельством богатырской силы героя, который ударом сабли якобы развалил монолит надвое. Тамга-Таш был настолько популярным, что его имя закрепилось за рекой, на берегу которой он лежит, ущельем, по которому бежит река, и за всей местностью, прилегающей к ним. Имя «Тамга» носит известный киргизский курорт.
Тамгинские надписи, как полагают ученые, были нанесены самими тибетцами во время их господства в Восточном Туркестане, то есть в промежутке между серединой VII- серединой IX в. (Зелинский А.Н., Кузнецов Б.И. Тибетские надписи Иссык-Куля / / СНВ. Вып. 8. - М., 1969. - с. 185.).
Надписи молитвенной формулы «Ом мани падме хум» найдены в ущелье р.Жууку, В урочище Ак-Терек (близ местечка Думана), у с. Ой-Тал Тюпского района, в урочище Ак-Улен, где еще в 1937 г. Б.М.Зима собрал 17 камней с тибетскими письменами, близ с.Чон-Сары-Ой (Джумагулов Ч. Эпиграфика Киргизии. Вып. 2. - с. 47-57.).
Эти надписи гораздо меньших размеров, выполнены небрежно, неумелой рукой и датируются ХVII- первой половиной ХVIII в. Они не имеют отношения к средневековым городам Иссык-Куля, которые к этому времени давно поглотили волны озера.
Ислам. Надежным индикатором ислама в свете археологических данных являются культовые сооружения, погребения и намогильные эпитафии. При раскопках койсаринских развалин был обнаружен фундамент мавзолея (гумбеза) с погребениями без инвентаря. Подобные мавзолеи были широко распространены в мусульманском мире. Обычно они воздвигались на могилах знати, купечества или видных религиозных деятелей. Мавзолеи представляют собой монументальные архитектурные сооружения, которые вписывались в городские ансамбли, определяя лицо средневекового мусульманского города. Четыре таких мавзолея открыты на городище Бурана. Три мавзолея в г.Узген вместе с минаретом (ХII в.) и сейчас, особенно после реставрации, радуют своим совершенством и красотой (Горячева В. Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии. - Фрунзе, 1983. с. 35-47; Иманкулов Дж. О реставрации древних средневековых сооружений / /ПК. № 7. - Фрунзе, 1983. с. 27-30.).
Только изредка мавзолеи строили вне городских стен. Таковым, например, является памятник XIV в. известный как «гумбез Манаса» (Помаскин Б.В. Гумбез Манаса. - Фрунзе, 1972.).
Под водой в месте расположения средневековых поселений у сел Дархан, Долинка, Тору-Айгыр были найдены скелеты людей, лежащие ровными рядами на расстоянии 1,5-3 м друг от друга. Скелеты в основном покоились на спине в вытянутом положении, головой на север. Руки вытянуты вдоль туловища или согнуты в локтях, а кисти сложены на груди. Есть все основания полагать, что эти скелеты указывают на места, где были расположены средневековые некрополи (кладбища) затонувших городов. Такие некрополи не раз встречались при раскопках городищ в Киргизии, в том числе и на Иссык-Куле (Труды Семиреченской археологической экспедиции. Чуйская долина. - с. 34-35; Кожемяко Л.Н. Раскопки жилищ горожан Х-ХII вв. на Краснореченском городище / / Древняя и средневековая культура Киргизстана. - Фрунзе, 1967. - с. 82.).
Здесь при раскопках городища Хан-Дюбе (исторический город Тон) к северу от второго кольца мощных крепостных стен был обнаружен обширный городской некрополь, где было вскрыто два типа погребальных сооружений: 1 - наземные склепы из сырцового кирпича (кладка без раствора), которые имели плоское или двускатное перекрытие; 2 - могильные ямы со стенками, обмазанными глиной, с деревянным перекрытием. Захоронения были расположены рядами, скелеты лежали в вытянутом положении, на спине, головой на север (Ходжайов Т.К. Некрополи средневекового Тона и городища Бейшеке. - с. 120-121.). Связь между некрополями, находящимися под водой, и некрополем городища Хан-Дюбе очевидна. Естественно, что под водой мы никогда не найдем склепов из сырцового кирпича, да еще и сложенных без скрепляющего раствора. Их давно размыли волны озера.
Погребения такого типа датируются Х-ХII вв. И вполне обоснованно считаются мусульманскими.
Самым убедительным доказательством исповедания ислама населением средневекового Прииссыккулья являются многочисленные намогильные эпитафии. Вот содержание одной из них: «Я прибегаю к богу от сатаны. Во имя бога, всемилостивого, всемилосердного. Засвидетельствовал бог, что нет бога, кроме него; и ангелы и люди знающие, соблюдая справедливость [исповедуют]: нет бога, кроме него, всемогущего, мудрого; поистине [настоящая] вера перед богом - ислам. Да благословит бог Мухаммеда, пророка ... » Снимок с этой надписи, найденной на Иссык-Куле, в 1913 г. прислал священник Д.П. Рождественский. Прочитал и перевел ее В.В. Бартольд. Он же определил, что содержание надписи передает один из стихов Корана (Бартольд В.Б. Надпись с кладбища у озера Иссык-Куль / / Соч. Т. IV. - М.1966. - с. 339-340.).
Исламизация населения Прииссыккулья, как и всей Северной Киргизии, была осуществлена во время господства Караханидов, т.е. в Х-ХII вв. Однако наряду с исламом часть горожан продолжала исповедовать христианство. Позиции ислама как государственной религии при господстве кара-китаев и первых ханов-чингизидов были даже потеснены христианством и буддизмом. Такое положение продолжалось до конца XIV в., когда монгольские ханы приняли ислам и с фанатизмом неофитов стали силой насаждать учение Мухаммеда среди последователей Шакьямуни и Иисуса Христа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.