Т.А. Капустянская,
преподаватель естественно-математических дисциплин,
Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»
Культура оформления материалов
исследовательской деятельности студентов
В течение всех лет обучения студентам педагогического колледжа приходится выполнять различные виды исследовательской деятельности: готовить сообщения, доклады, статьи, рефераты, практические, курсовые и дипломные работы и прочую продукцию с целью максимального использования всех компетенций, определения научной эрудиции и глубины практических знаний, накопленных за время освоения выбранной специальности.
В каждой образовательной организации разрабатываются и используются свои требования к оформлению печатной продукции, соответствующие необходимым стандартам. Но тщательно изучать их порой не хватает ни времени, ни желания. Вот и возникла идея создать краткую памятку, позволяющую обучающимся, а может быть, и не только обучающимся, в кратчайшие сроки освоить правила форматирования и редактирования текстовых документов, тем самым помочь студентам повысить культуру оформления материалов исследовательской деятельности.
1. Прежде чем начинать набор любого текста в текстовом редакторе Microsoft Word, нужно во вкладке «Разметка страницы» проверить параметры страницы, которые должны соответствовать предъявляемым требованиям. (В нашем педагогическом колледже они стандартные: 3 см слева, 1,5 см справа и по 2 см сверху и снизу.) Здесь же выбрать расстановку переносов – «авто».
2. На вкладке «Главная» в группе «Шрифт» необходимо выбрать Times New Roman и его размер (кегль): 14 – для основного текста, 12 – для таблицы, 10 – для сносок и подстрочных примечаний, которые печатаются на той странице, к которой относятся.
3. В этой же вкладке зайти в группу «Абзац» и установить:
- выравнивание текста по ширине;
- отступы слева и справа – 0 см;
- интервалы перед и после – 0 пт;
- первая строка – отступ 1,25 см;
- междустрочный интервал – 1,5 строки (в таблице и подстрочных примечаниях – одинарный).
4. После этого можно приступить к набору нужного текста, не забывая про выравнивание заголовков двух видов:
1) заголовки структурных элементов в КР и ВКР, которые
- выравниваются по центру,
- печатаются прописными буквами,
- отделяются от основного текста снизу пробелом в 2 интервала,
- подчёркивать такие заголовки и переносить слова по слогам в заголовке не допускается,
- предлоги и союзы, приходящиеся на конец строки заголовка, следует переносить на другую строку;
2) заголовки разделов и подразделов (параграфов и пунктов) следует:
- начинать с абзацного отступа и размещать после порядкового номера, печатать с прописной буквы, полужирным шрифтом, не подчёркивать, без точки в конце.
5. Если в тексте есть перечисления, то перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис или порядковый номер (арабские цифры) со скобкой. Перечисления приводятся с абзацного отступа в столбик. Простые перечисления отделяются запятой, сложные – точкой с запятой.
6. Главы нумеруются римскими цифрами, номер главы отделяется от названия точкой. Части главы (параграфы) нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и собственного номера параграфа, разделённых точкой (например: 1.1); аналогичным образом нумеруются и подпункты (например: 1.1.1). Номер параграфа не отделяется от названия точкой. Знак «§» не используется. Каждый следующий параграф и пункт начинают на той же странице, где закончен предыдущий параграф или пункт.
7. Различные графические иллюстрации (таблицы, карты, схемы, рисунки, фотоиллюстрации и т. д.) размещаются сразу после ссылки на них в тексте работы. При большом количестве их разрешается помещать в конце работы. Каждая иллюстрация сопровождается подписью без точки в конце. Перенос слов в названии графического материала (таблиц, рисунков) не допускается.
7.1 Текст в таблицах набирается шрифтом Times New Roman через одинарный межстрочный интервал, кегль (размер) – 12 пт, без абзацного отступа. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером (например: Таблица 3 – Средний балл). Точка в конце названия не ставится. Названия заголовков и подзаголовков таблиц указывают в единственном числе.
Если наименование таблицы занимает две строки и более, то его следует записывать через один межстрочный интервал.
При переносе таблицы на следующую страницу название не повторяют. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).
7.2 Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. Если необходимо, можно написать название рисунка. В этом случае подпись должна выглядеть так: Рисунок 2 – Структура методической службы. Точка в конце названия не ставится.
8. Особо следует остановиться на культуре оформления списка использованных источников, который должен включать изученную и использованную при написании работы литературу и составляться в следующем порядке:
- Федеральные законы (в очерёдности от последнего года принятия к предыдущим);
- указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
- постановления Правительства Российской Федерации (в той же очерёдности);
- иные нормативные правовые акты;
- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчёты и др.);
- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
- иностранная литература;
- интернет-ресурсы.
8.1 Литературные источники в списке следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзацного отступа.
8.2 Порядок записи первоисточника: фамилия и инициалы автора – название источника – подзаглавие – инициалы, фамилия автора (авторов) – выходные данные: порядковый номер издания, место издания, наименование издательства, год издания – том (часть, выпуск) – страницы, например:
Методика математического развития: учебное пособие / Н. И. Фрейлах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. – 240 с.
Гризик Т. И., Глушкова Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3–8 лет. Методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
Условные обозначения: // – сборник или журнал, / – при наличии составителя или редактора, например:
Тарасова А. П. Обучение решению простых задач учеников с ограниченными возможностями здоровья / А. П. Тарасова // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 23–25.
8.3 Оформление библиографической ссылки на электронные ресурсы:
ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2017 N 1494-ст). – М.: Стандартинформ, 2017. – 34 с. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159671/.
Евгеньева А. П. Словарь русского языка // Режим доступа: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=240.
8.4 На источники и литературу, цитируемые в тексте, делаются ссылки. При этом используется порядковый номер первоисточника, указанного в библиографии, и номер страницы, заключаемые в квадратные скобки, напр.: [19, с. 75], что означает: 19-й источник, 75-я страница.
Ссылки делаются не только в случае прямого цитирования, но и когда приводятся новые факты, цифровой материал, другие сведения, передаваемые своими словами.
9. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного заглавными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их последовательно нумеруют арабскими цифрами (без знака №), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д.
Заголовки приложений отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в два интервала.
10. Все страницы текстового документа нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе и содержании (оглавлении) номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы. На второй странице печатается содержание (оглавление), включающее все заголовки, имеющиеся в работе, с указанием страниц разделов (глав), с которых начинаются эти структурные элементы.
Напомним самый простой способ, позволяющий пронумеровать страницы основного документа вместе с титульным листом без использования разрывов.
Текст содержания (оглавления) рекомендуется набирать в отдельном файле: так удобнее расставлять в нём страницы, на которых помещены все заголовки выполненного документа.
10.1 Открываем вкладку «Вставка».
10.2 В группе «Колонтитулы» выбираем «Номер страницы»:
- внизу страницы;
- простой номер 2;
- во вкладке «Конструктор», в группе «Параметры», ставим галочку «Особый колонтитул для первой страницы» (в этом случае на титульном листе не будет стоять номер).
10.3 Переходим в этой же вкладке «Конструктор» в группу «Колонтитулы» (слева); выбираем «Номер страницы», затем «Формат номеров страниц»; «начать с (в «окошко» ставим цифру 2».
10.4 Закрываем окно колонтитулов вверху справа.
11. Когда документ практически готов, не забываем внимательно перечитать набранный текст и выправить в нём все грамматические, пунктуационные, стилистические и другие ошибки:
- не путаем тире с дефисом;
- не «обижаем» букву «ё»;
- помним, что кавычки “лапки” всегда находятся внутри кавычек «ёлочек»;
- не забываем обязательно делать пробел после каждого знака препинания;
- не позволяем компьютеру собой командовать; поэтому нумеруем и маркируем нужные отрывки текста вручную, своевременно отменяя автоформат.
Остаётся распечатать два файла: основной текст с титульным листом и содержание (оглавление) и разложить готовую работу в заранее подготовленную папку.
Хочется надеяться, что данный алгоритм поможет облегчить рутинную работу по созданию любого текстового документа в соответствии с необходимыми требованиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.