Культура оформления материалов исследовательской деятельности студентов

  • Памятки
  • docx
  • 16.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Памятка по оформлению рефератов, докладов, курсовых работ и других текстовых документов
Иконка файла материала СТАТЬЯ.docx

Т.А. Капустянская,

преподаватель естественно-математических дисциплин,

Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»

 

Культура оформления материалов

исследовательской деятельности студентов

 

В течение всех лет обучения студентам педагогического колледжа приходится выполнять различные виды исследовательской деятельности: готовить сообщения, доклады, статьи, рефераты, практические, курсовые и дипломные работы и прочую продукцию с целью максимального использования всех компетенций, определения научной эрудиции и глубины практических знаний, накопленных за время освоения выбранной специальности.

В каждой образовательной организации разрабатываются и используются свои требования к оформлению печатной продукции, соответствующие необходимым стандартам. Но тщательно изучать их порой не хватает ни времени, ни желания. Вот и возникла идея создать краткую памятку, позволяющую обучающимся, а может быть, и не только обучающимся, в кратчайшие сроки освоить правила форматирования и редактирования текстовых документов, тем самым помочь студентам повысить культуру оформления материалов исследовательской деятельности.

1. Прежде чем начинать набор любого текста в текстовом редакторе Microsoft Word, нужно во вкладке «Разметка страницы» проверить параметры страницы, которые должны соответствовать предъявляемым требованиям. (В нашем педагогическом колледже они стандартные: 3 см слева, 1,5 см справа и по 2 см сверху и снизу.) Здесь же выбрать расстановку переносов – «авто».

2. На вкладке «Главная» в группе «Шрифт» необходимо выбрать Times New Roman и его размер (кегль): 14 – для основного текста, 12 – для таблицы, 10 – для сносок и подстрочных примечаний, которые печатаются на той странице, к которой относятся.

3. В этой же вкладке зайти в группу «Абзац» и установить:

- выравнивание текста по ширине;

- отступы слева и справа – 0 см;

- интервалы перед и после – 0 пт;

- первая строка – отступ 1,25 см;

- междустрочный интервал – 1,5 строки (в таблице и подстрочных примечаниях – одинарный).

4. После этого можно приступить к набору нужного текста, не забывая про выравнивание заголовков двух видов:

1) заголовки структурных элементов в КР и ВКР, которые

- выравниваются по центру,

- печатаются прописными буквами,

- отделяются от основного текста снизу пробелом в 2 интервала,

- подчёркивать такие заголовки и переносить слова по слогам в заголовке не допускается,

- предлоги и союзы, приходящиеся на конец строки заголовка, следует переносить на другую строку;

2) заголовки разделов и подразделов (параграфов и пунктов) следует:

- начинать с абзацного отступа и размещать после порядкового номера, печатать с прописной буквы, полужирным шрифтом, не подчёркивать, без точки в конце.

5. Если в тексте есть перечисления, то перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис или порядковый номер (арабские цифры) со скобкой. Перечисления приводятся с абзацного отступа в столбик. Простые перечисления отделяются запятой, сложные – точкой с запятой.

6. Главы нумеруются римскими цифрами, номер главы отделяется от названия точкой. Части главы (параграфы) нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и собственного номера параграфа, разделённых точкой (например: 1.1); аналогичным образом нумеруются и подпункты (например: 1.1.1). Номер параграфа не отделяется от названия точкой. Знак «§» не используется. Каждый следующий параграф и пункт начинают на той же странице, где закончен предыдущий параграф или пункт.

7. Различные графические иллюстрации (таблицы, карты, схемы, рисунки, фотоиллюстрации и т. д.) размещаются сразу после ссылки на них в тексте работы. При большом количестве их разрешается помещать в конце работы. Каждая иллюстрация сопровождается подписью без точки в конце. Перенос слов в названии графического материала (таблиц, рисунков) не допускается.

7.1 Текст в таблицах набирается шрифтом Times New Roman через одинарный межстрочный интервал, кегль (размер) – 12 пт, без абзацного отступа. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером (например: Таблица 3 – Средний балл). Точка в конце названия не ставится. Названия заголовков и подзаголовков таблиц указывают в единственном числе.

Если наименование таблицы занимает две строки и более, то его следует записывать через один межстрочный интервал.

При переносе таблицы на следующую страницу название не повторяют. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

7.2 Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. Если необходимо, можно написать название рисунка. В этом случае подпись должна выглядеть так: Рисунок 2 – Структура методической службы. Точка в конце названия не ставится.

8. Особо следует остановиться на культуре оформления списка использованных источников, который должен включать изученную и использованную при написании работы литературу и составляться в следующем порядке:

- Федеральные законы (в очерёдности от последнего года принятия к предыдущим);

- указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

- постановления Правительства Российской Федерации (в той же очерёдности);

- иные нормативные правовые акты;

- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчёты и др.);

- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

- иностранная литература;

- интернет-ресурсы.

8.1 Литературные источники в списке следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзацного отступа.

8.2 Порядок записи первоисточника: фамилия и инициалы автора – название источника – подзаглавие – инициалы, фамилия автора (авторов) – выходные данные: порядковый номер издания, место издания, наименование издательства, год издания – том (часть, выпуск) – страницы, например:

Методика математического развития: учебное пособие / Н. И. Фрейлах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. – 240 с.

Гризик Т. И., Глушкова Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3–8 лет. Методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.

Условные обозначения: // – сборник или журнал, / – при наличии составителя или редактора, например:

Тарасова А. П. Обучение решению простых задач учеников с ограниченными возможностями здоровья / А. П. Тарасова // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 23–25.

8.3 Оформление библиографической ссылки на электронные ресурсы:

ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2017 N 1494-ст). – М.: Стандартинформ, 2017. – 34 с. – Режим доступа: http://www.  consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159671/.

Евгеньева А. П. Словарь русского языка // Режим доступа: https://www.slovari.ru/default.aspx?p=240.

8.4 На источники и литературу, цитируемые в тексте, делаются ссылки. При этом используется порядковый номер первоисточника, указанного в библиографии, и номер страницы, заключаемые в квадратные скобки, напр.: [19, с. 75], что означает: 19-й источник, 75-я страница.

Ссылки делаются не только в случае прямого цитирования, но и когда приводятся новые факты, цифровой материал, другие сведения, передаваемые своими словами.

9. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного заглавными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их последовательно нумеруют арабскими цифрами (без знака №), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д.

Заголовки приложений отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в два интервала.

10. Все страницы текстового документа нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе и содержании (оглавлении) номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы. На второй странице печатается содержание (оглавление), включающее все заголовки, имеющиеся в работе, с указанием страниц разделов (глав), с которых начинаются эти структурные элементы.

Напомним самый простой способ, позволяющий пронумеровать страницы основного документа вместе с титульным листом без использования разрывов.

Текст содержания (оглавления) рекомендуется набирать в отдельном файле: так удобнее расставлять в нём страницы, на которых помещены все заголовки выполненного документа.

10.1 Открываем вкладку «Вставка».

10.2 В группе «Колонтитулы» выбираем «Номер страницы»:

- внизу страницы;

- простой номер 2;

- во вкладке «Конструктор», в группе «Параметры», ставим галочку «Особый колонтитул для первой страницы» (в этом случае на титульном листе не будет стоять номер).

10.3 Переходим в этой же вкладке «Конструктор» в группу «Колонтитулы» (слева); выбираем «Номер страницы», затем «Формат номеров страниц»; «начать с (в «окошко» ставим цифру 2».

10.4 Закрываем окно колонтитулов вверху справа.

11. Когда документ практически готов, не забываем внимательно перечитать набранный текст и выправить в нём все грамматические, пунктуационные, стилистические и другие ошибки:

- не путаем тире с дефисом;

- не «обижаем» букву «ё»;

- помним, что кавычки “лапки” всегда находятся внутри кавычек «ёлочек»;

- не забываем обязательно делать пробел после каждого знака препинания;

- не позволяем компьютеру собой командовать; поэтому нумеруем и маркируем нужные отрывки текста вручную, своевременно отменяя автоформат.

Остаётся распечатать два файла: основной текст с титульным листом и содержание (оглавление) и разложить готовую работу в заранее подготовленную папку.

Хочется надеяться, что данный алгоритм поможет облегчить рутинную работу по созданию любого текстового документа в соответствии с необходимыми требованиями.