"Культура речевого общения"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура речевого общения.doc

Культура речевого общения

Консультация для педагогов и родителей

Русский язык таит в себе ог­ромные богатства, соединяю­щие в одно целое предков и по­томков русского народа. За по­следние два десятилетия он подвергся множеству измене­ний и вторжений. Наш совре­менный и в то же время беско­нечно древний язык в его се­годняшних формах воплотил в своих звуках величайшие идеи мира, братства, любви, красоты. В копилке русского языка очень много красок, которыми можно изобразить любую кар­тину, и, к сожалению, существует огромное количество слов, де­лающих нашу речь неряшливой и грязной.

Наше подрастающее поко­ление, познающее мир со всех его сторон, должно слышать положительные примеры чис­той и красивой речи, уметь правильно излагать свои мыс­ли. Речевая деятельность детей теснейшим образом связана со всеми сторонами их сознания и с ранних лет служит могучим фактором их психического развития, во всем своем много­образии, выступая компонен­том общения, формирует у де­тей самосознание, сознание, взгляды, убеждения, чувства, волю, характер. В настоящее время уже никого не нужно убеждать, насколько важно раз­вивать речь. Ведь речь — то, по чему в первую очередь судят о развитии человека, она нераз­рывно связана с мышлением. Если дошкольник или школь­ник хорошо умеет говорить, это значит, что он:

-  достаточно свободно ориен­тируется в окружающем мире;

 - умеет думать, способен понят­но выражать свою мысль, от­стаивать свое мнение;

-  легко устанавливает контакты с другими детьми, взрослыми.

            Неоспоримы мнения извест­ных педагогов-психологов о том, что речь — это особая об­ласть, деятельность, сложный творческий процесс, без которо­го нет настоящих успехов в общении. От способности фор­мирования и формулирования мысли, уровня культуры речи зависит будущее родного языка, переживающего сейчас труд­ный этап в своем развитии. Спросим себя честно: правиль­но ли мы говорим? Не засоря­ем ли свою речь никчемными словами, грубостями, нелепостя­ми? Как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же ис­кренне желаем им здоровья? Не «чокаем» ли, не проглатываем ли отдельные звуки? Что и го­ворить, наша речь часто подвер­гается разнообразным негатив­ным влияниям, в частности ос­кудению и засорению.

Очевидно то, что существует необходимость усовершенство­вания «развитие речи», исполь­зуя для этого науку об искусной, умелой речи — риторику, чтобы и дальше нести великий дар, чтить и хранить русский язык во всей его силе, чистоте и красоте. Актуальность современной ри­торики очевидна, поскольку она имеет большое воспитательно­ - образовательное и развивающее значение.

Для успешного речевого развития,  в своей группе, мы организо­вали специаль­ные центры развития по речевой деятельности — уголки книг, иллюстраций и картин, дидакти­ческих игр, театра. Это позволяет в свободное время перелисты­вать знакомые и полюбившиеся ребенку книги, рассматривать иллюстрации и картинки, играть с дидактическим материалом, обыгрывать любые сказки.

Применяем в своей работе различные формы организа­ции детей: специально органи­зованные игры-занятия, не­принужденные беседы, чтение художественной литературы, игровую деятельность, обсуж­дение и проигрывание житей­ских ситуаций, в ходе которых дети учатся воспринимать сло­весную информацию, прини­мать участие в беседах, обсуж­дениях, рассуждениях, аргументированно высказываться, т.е. вступать в речевое взаимо­действие. Вместе с детьми мы совершаем путешествие в «страну вежливых слов», отправ­ляемся «по пути добрых поступ­ков», где они знакомятся с раз­личными формами приветствия, прощания, обращения с прось­бой.

Очень важным компонентом для речевого развития служит речевая разминка: дыхательная гимнастика, использование чистоговорок, упражнения с при­менением мимики и жестов. Особое внимание мы уделяем совершенствованию граммати­ческого строя речи, активиза­ции детской речи, введению в активный словарь новых слов. Чтобы постоянно поддержи­вать интерес детей к речевым занятиям и упражнениям, мы используем занимательный ма­териал, включающий в себя по­собия для демонстрации, ди­дактические игры. Для разви­тия связной речи используем метод перфокарт. Он хорош не только для составления слово­сочетаний, предложений и рас­сказов; с его помощью мы разу­чиваем стихи, считалки, скоро­говорки, пересказываем сказки, рассказы. Детям очень нравит­ся заменять слова различными знаками, это увлекает их и сти­мулирует к самостоятельному словотворчеству. Дети нашей группы легко придумывают рассказы и сказки о предметах, своих рисунках, которые мы объединяем по темам, например «Маленькие сказки», и выпуска­ем книжки-раскладушки.

Для воспитания у детей на­выков общительности, добро­желательности, вежливости в речевом развитии мы исполь­зуем некоторые инструмен­тальные занятия типа конкрет­ных рекомендаций, правил по­ведения в различных местах (дома, в гостях, транспорте, те­атре и т.п.). На «уроках вежли­вости» мы учим детей не толь­ко произносить вежливые сло­ва, вести себя тактично, но и знакомим со значением неко­торых слов, например: благода­рить — благо дарить. Раскрыва­ем смысл русских поговорок, пословиц, сказок, басен. Моде­лируемые речевые ситуации, коммуникативно-лингвистические игры помогают детям выбирать слова, уместные более всего в конкретном случае, при этом учим не забывать о нор­мах этикета (не обидеть собе­седника случайным словом).

В своей работе мы использу­ем метод проектов. Очень ре­зультативным оказался проект «Хорошее слово — половина дела». В рамках этого меропри­ятия совместно с детьми разра­ботали правила, которые необ­ходимо соблюдать в группе. Провели ряд познавательных и игровых занятий, познакомились с некоторыми произведе­ниями нравственного характера. 

Наблюдая за тем, как дети обыгрывают различные роли, перевоплощаются в героев из сказок, живот­ных, организовали в своей группе театральный кружок, разнообразив приемы драмати­зации. В ходе ведения кружка появился ряд вопросов и поже­ланий, которые мы включили в проект «Театр и дети». В рамках проекта познакомились с осо­бенностями театра (профессии, название помещений театра), с некоторыми знаменитыми ак­терами, рассматривая журналы, афиши, с происхождением рус­ских народных сказок. Свои впечатления дети отражали в рисунках, сочиняя по ним соб­ственные сказки. Занятия по риторике помогли нам научить их четкому произношению слов, изображать в игровых ситуациях тактичных, вежли­вых, культурных людей. На пре­зентации проекта мы показали сказку «Курочка Ряба» в сти­хотворном стиле.

Особое внимание мы уделяем работе с родителями, стараемся достичь полного взаимопонима­ния. Знакомим со своей работой по культуре речевого развития, проводим консультации, инди­видуальные беседы, предлагаем информацию через родитель­ский уголок, проводим дни от­крытых дверей и др.

Определяя уровень знаний о культуре речевого общения и об искусстве человеческих отноше­ний, мы отметили, что:

                  у детей сформировалось уме­ние слушать и понимать собе­седника, отвечать на вопросы и задавать их;

                  дети говорят грамматически правильно, овладели правиль­ным произношением слов и фраз, достаточным словарным запасом, умеют составлять разные виды рассказов, пере­сказывать сказки, речь сопро­вождается образными выска­зываниями;

                  владеют культурой общения, которая характеризуется сдержанностью друг к другу, тактичностью высказыва­ний;

                  развита творческая актив­ность, способствующая прояв­лению театрализованных на­выков как на специально организованных мероприяти­ях, так и в самостоятельной деятельности.

Это служит для нас подтвер­ждением того, что речевое разви­тие в группе, его совер­шенствование ведет к воспита­нию у детей культуры речевого общения, уважительного отно­шения к чистоте, богатству рус­ского языка.

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди

взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение?

Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к

окружающим».

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.

Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети.

Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к

собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлять терпимость.

Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их

произносим и с каким выражением лица.

Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный,

властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.

Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.

Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения.

    Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

    Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском образовательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя, а культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя.