Культура речевого общения
Консультация для педагогов и родителей
Русский язык таит в себе огромные богатства, соединяющие в одно целое предков и потомков русского народа. За последние два десятилетия он подвергся множеству изменений и вторжений. Наш современный и в то же время бесконечно древний язык в его сегодняшних формах воплотил в своих звуках величайшие идеи мира, братства, любви, красоты. В копилке русского языка очень много красок, которыми можно изобразить любую картину, и, к сожалению, существует огромное количество слов, делающих нашу речь неряшливой и грязной.
Наше подрастающее поколение, познающее мир со всех его сторон, должно слышать положительные примеры чистой и красивой речи, уметь правильно излагать свои мысли. Речевая деятельность детей теснейшим образом связана со всеми сторонами их сознания и с ранних лет служит могучим фактором их психического развития, во всем своем многообразии, выступая компонентом общения, формирует у детей самосознание, сознание, взгляды, убеждения, чувства, волю, характер. В настоящее время уже никого не нужно убеждать, насколько важно развивать речь. Ведь речь — то, по чему в первую очередь судят о развитии человека, она неразрывно связана с мышлением. Если дошкольник или школьник хорошо умеет говорить, это значит, что он:
- достаточно свободно ориентируется в окружающем мире;
- умеет думать, способен понятно выражать свою мысль, отстаивать свое мнение;
- легко устанавливает контакты с другими детьми, взрослыми.
Неоспоримы мнения известных педагогов-психологов о том, что речь — это особая область, деятельность, сложный творческий процесс, без которого нет настоящих успехов в общении. От способности формирования и формулирования мысли, уровня культуры речи зависит будущее родного языка, переживающего сейчас трудный этап в своем развитии. Спросим себя честно: правильно ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчемными словами, грубостями, нелепостями? Как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же искренне желаем им здоровья? Не «чокаем» ли, не проглатываем ли отдельные звуки? Что и говорить, наша речь часто подвергается разнообразным негативным влияниям, в частности оскудению и засорению.
Очевидно то, что существует необходимость усовершенствования «развитие речи», используя для этого науку об искусной, умелой речи — риторику, чтобы и дальше нести великий дар, чтить и хранить русский язык во всей его силе, чистоте и красоте. Актуальность современной риторики очевидна, поскольку она имеет большое воспитательно - образовательное и развивающее значение.
Для успешного речевого развития, в своей группе, мы организовали специальные центры развития по речевой деятельности — уголки книг, иллюстраций и картин, дидактических игр, театра. Это позволяет в свободное время перелистывать знакомые и полюбившиеся ребенку книги, рассматривать иллюстрации и картинки, играть с дидактическим материалом, обыгрывать любые сказки.
Применяем в своей работе различные формы организации детей: специально организованные игры-занятия, непринужденные беседы, чтение художественной литературы, игровую деятельность, обсуждение и проигрывание житейских ситуаций, в ходе которых дети учатся воспринимать словесную информацию, принимать участие в беседах, обсуждениях, рассуждениях, аргументированно высказываться, т.е. вступать в речевое взаимодействие. Вместе с детьми мы совершаем путешествие в «страну вежливых слов», отправляемся «по пути добрых поступков», где они знакомятся с различными формами приветствия, прощания, обращения с просьбой.
Очень важным компонентом для речевого развития служит речевая разминка: дыхательная гимнастика, использование чистоговорок, упражнения с применением мимики и жестов. Особое внимание мы уделяем совершенствованию грамматического строя речи, активизации детской речи, введению в активный словарь новых слов. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к речевым занятиям и упражнениям, мы используем занимательный материал, включающий в себя пособия для демонстрации, дидактические игры. Для развития связной речи используем метод перфокарт. Он хорош не только для составления словосочетаний, предложений и рассказов; с его помощью мы разучиваем стихи, считалки, скороговорки, пересказываем сказки, рассказы. Детям очень нравится заменять слова различными знаками, это увлекает их и стимулирует к самостоятельному словотворчеству. Дети нашей группы легко придумывают рассказы и сказки о предметах, своих рисунках, которые мы объединяем по темам, например «Маленькие сказки», и выпускаем книжки-раскладушки.
Для воспитания у детей навыков общительности, доброжелательности, вежливости в речевом развитии мы используем некоторые инструментальные занятия типа конкретных рекомендаций, правил поведения в различных местах (дома, в гостях, транспорте, театре и т.п.). На «уроках вежливости» мы учим детей не только произносить вежливые слова, вести себя тактично, но и знакомим со значением некоторых слов, например: благодарить — благо дарить. Раскрываем смысл русских поговорок, пословиц, сказок, басен. Моделируемые речевые ситуации, коммуникативно-лингвистические игры помогают детям выбирать слова, уместные более всего в конкретном случае, при этом учим не забывать о нормах этикета (не обидеть собеседника случайным словом).
В своей работе мы используем метод проектов. Очень результативным оказался проект «Хорошее слово — половина дела». В рамках этого мероприятия совместно с детьми разработали правила, которые необходимо соблюдать в группе. Провели ряд познавательных и игровых занятий, познакомились с некоторыми произведениями нравственного характера.
Наблюдая за тем, как дети обыгрывают различные роли, перевоплощаются в героев из сказок, животных, организовали в своей группе театральный кружок, разнообразив приемы драматизации. В ходе ведения кружка появился ряд вопросов и пожеланий, которые мы включили в проект «Театр и дети». В рамках проекта познакомились с особенностями театра (профессии, название помещений театра), с некоторыми знаменитыми актерами, рассматривая журналы, афиши, с происхождением русских народных сказок. Свои впечатления дети отражали в рисунках, сочиняя по ним собственные сказки. Занятия по риторике помогли нам научить их четкому произношению слов, изображать в игровых ситуациях тактичных, вежливых, культурных людей. На презентации проекта мы показали сказку «Курочка Ряба» в стихотворном стиле.
Особое внимание мы уделяем работе с родителями, стараемся достичь полного взаимопонимания. Знакомим со своей работой по культуре речевого развития, проводим консультации, индивидуальные беседы, предлагаем информацию через родительский уголок, проводим дни открытых дверей и др.
Определяя уровень знаний о культуре речевого общения и об искусстве человеческих отношений, мы отметили, что:
— у детей сформировалось умение слушать и понимать собеседника, отвечать на вопросы и задавать их;
— дети говорят грамматически правильно, овладели правильным произношением слов и фраз, достаточным словарным запасом, умеют составлять разные виды рассказов, пересказывать сказки, речь сопровождается образными высказываниями;
— владеют культурой общения, которая характеризуется сдержанностью друг к другу, тактичностью высказываний;
— развита творческая активность, способствующая проявлению театрализованных навыков как на специально организованных мероприятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Это служит для нас подтверждением того, что речевое развитие в группе, его совершенствование ведет к воспитанию у детей культуры речевого общения, уважительного отношения к чистоте, богатству русского языка.
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди
взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение?
Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к
окружающим».
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.
Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети.
Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к
собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их
произносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный,
властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском образовательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя, а культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.