Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в
П. Коровин «Взятие Казани
Иоанном Грозным»
развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры,
которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.
Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них
преобладала героическая тематика, выражались идеипатриотизма,
крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.
Покровская башня Псковского кремля
Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.
Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти
Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,
иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики .
ПРОСВЕЩЕНИЕ
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,
обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.
Троице-Сергиев монастырь
НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его
помощник Пётр
Мстиславец
напечатали первую
русскую
датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан
«Часословец» —
книга для обучения
грамоте
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.
Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
отважных воинов и
примерных христиан.
Казанская история (60-е
гг. XVI в.) – большая часть
посвящена истории
Казанского ханства и
завоеванию в 1552 г.
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература.
Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии.
Книга «Светоч сердец»,
созданная Аднашем
Хафизом, автор размышляет
о событиях взятия Казани
русскими войсками и даёт
советы, как сохранить
самобытность в условиях
военного поражения.
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания
они передавали в виде преданий.
Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои —суровые богатыри — нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами.
Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже — царской) власти.
«Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»
Монах Фелофей
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Расцвет публицистики:
челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти,
переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом
Князь Андрей Курбский
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров.
Особое место занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор
рассматривает российскую историю
как часть всемирной истории.
В первой половине XVI в. круг людей,
близких к митрополиту Макарию,
создал знаменитые Четьи минеи
(«чтения ежемесячные»). Четьи минеи
стали своего рода церковно-
литературной энциклопедией русского
средневекового общества.
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе
АРХИТЕКТУРА
В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию
к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
АРХИТЕКТУРА
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола
АРХИТЕКТУРА
С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.
АРХИТЕКТУРА
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана IV.
АРХИТЕКТУРА
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником
АРХИТЕКТУРА
Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.
АРХИТЕКТУРА
После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески
С конца XV в. возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам и событиям. Состоявшийся в 1553—1554 гг.
церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т. е. исторические сюжеты. Это способствовало развитию жанра
исторического портрета (фрески Благовещенского собора Московского Кремля)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры — тексты для церковных песнопений.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Богатой и разнообразной была в то время песенная
культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались.
Русские чаще использовали гусли, карелы — разновидность
гуслей кантеле, башкиры и татары — курай (флейту), варган, смычковый кубыз.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Народный быт в XVI в. в основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых
почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный
Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Однако, помимо церковных праздников, в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим
традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами — колядками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.