Японцы стремились ко всё большей миниатюризации стихотворений. Это гармонировало с природой Японии, где растут карликовые сосны, где сад часто состоит из крошечного участка, на котором разбросано пять – семь камней . К IХ – Х векам здесь расцветает лирический жанр «ТАНКА» - пятистишие, в котором первая и третья строки пятисложные, остальные – по семь слогов.
В ХVI веке возникает сверхминиатюрный жанр – ХОККУ. Это трёхстишие, получившееся из первых строк танка.
Сад камней
Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное.
Японские танка
САРУМАРУ-ДАЮ
(годы жизни неизвестны) Далеко в горах По красной листве кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет.
ОНО-НО КОМАТИ (начало IX века)Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди.
Анализ формы хокку
Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть.
Оригинал.
Фуруике я (5)
Кавакадзу тобикому 7
Миндзу-но ото. 5
Перевод.
Старый пруд. 3
Лягушка прыгает. 6
Всплеск воды. 3
Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.
Мацуо Мунефуса(1644 – 1694) – великий японский поэт. Он избрал себе псевдоним Басё (буквально: банановое дерево). Родился в семье небогатого самурая. Жизнь его не была лёгкой. Он бедствовал, голодал, скитался по родной стране, иногда возвращаясь в столицу.
В своём творчестве Басё опирался на принципы». «САБИ», «ВАБИ», «ЮГЕН».
«САБИ» - ПЕЧАЛЬ ОДИНОЧЕСТВА (ПРОСТЫЕ И СТРОГИЕ ФОРМЫ, ПРИГЛУШЕННОСТЬ КРАСОК).
«ВАБИ» - СЕЛЬСКАЯ ПРОСТОТА, НАИВНОСТЬ ДУШИ ХУДОЖНИКА.
«ЮГЕН» -ПОЭТИЧЕСКАЯ ИСТИНА, КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ ВЫРАЗИТЬ ЛОГИЧЕСКИ, это недосказанный образ, данный намёком.
Композиция хокку
Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:
Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.
Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.
Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)
Как развивается мысль автора в этой миниатюре?
От частного – к общему.
Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит?
Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)
Какова композиция этого хокку?
На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:
Басё.
Всюду поют соловьи:
Там – за бамбуковой рощей,
Тут – перед ивой речной.
Исса.
Смотри-ка, соловей
Поёт всё ту же песню
И пред лицом господ.
Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?
С лирикой Басё мы знакомы по переводам Веры Николаевны Марковой. Вот её русская транслитерация одной из хокку Басё, которую она сопоставляет с подстрочником и переводом Н.И.Конрада:
Фуруике я,
Кавакадзе тобикому.
Миндзу – но ото.
Старый пруд,
Лягушка прыгает.
Всплеск воды.
Старый пруд заглох,
Прыгнула лягушка.
Слышен тихий всплеск.
Обобщение изученного на уроке.
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием.
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.
Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.
В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.