Культура г. Могилева
Оценка 4.6

Культура г. Могилева

Оценка 4.6
Лекции +2
doc
Междисциплинарный 4
2 кл—11 кл +1
10.11.2018
Культура г. Могилева
презентация
Публикация является частью публикации:
культурология.doc
Оглавление Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Географические особенности и историческое развитие  г. Могилева……………………………………………………………………...4­6 1.1 Географическое положение Могилева…………………………………….. 4 1.2 История развития г. Могилёва………………………………………………4 Глава 2. Искусство Могилевщины…………………………………………...7­19 2.1 Развивающиеся виды искусства…………………………………………….7 2.2 Музеи Могилева………………………………………………………….…..8 2.3 Архитектурные и строительные памятники……………………………….14 2.4 Развитие музыки, литературы……………………………………………....18 2.5 Народное творчество Могилева…………………………………………….19 Глава 3. Языковая и религиозная принадлежность……………………………20 3.1 Язык…………………………………………………………………………..20 3.2 Религия……………………………………………………………………….20 Глава 4. Быт и нравы…………………………………………………………21­24 4.1 Национальный костюм………………………………………………………21 4.2 Праздники…………………………………………………………………....21 4.3 Особенности культуры питания жителей  Могилевщины………………..24 Глава 5. Выдающиеся люди Могилевщины…………………………………...25 Глава 6. Влияние соседних культур на белорусскую культуру…………27­28 Заключение……………………………………………………………………….29 Список использованной литературы………………………………………..….31 Приложения…………………………………………………………………..….32 Приложение 1.Географическое положение г. Могилева Приложение 2.Памятники архитектуры Приложение 3. Музеи Приложение 4.Народное творчество Могилева Приложение 5.Национальный костюм Приложение 6.Выдающиеся люди Могилевщины Введение Актуальность исследования.  Родина – это место, где мы родились, это частица нашей жизни. Чтобы быть достойным гражданином страны, мы должны четко знать историю нашей Родины, современный уклад жизни.  Я ­гражданка   Республики   Беларусь,  уроженка   г.  Могилева.   Поэтому изучение данного региона представляет для меня большой интерес.  Цель работы: исследовать и описать культуру г. Могилева. Задачи исследования: 1)   описать   географические   особенности   и   историческое   развитие   г. Могилева; 2) проанализировать особенности искусства Могилевщины; 3) выяснить языковую и религиозную принадлежность; 4) охарактеризовать быт и нравы населения; 5) перечислить выдающихся людей Могилевщины и выявить их заслуги; 6) определить влияние соседних культур на белорусскую культуру. Объект исследования: г. Могилев. В   качестве  предмета   данного   исследования  выступает   изучение   г. Могилева как своей Родины. Исследованием данной проблемы занимались могилевские ученые:  Н.С. Борисенко, А.Агеев, О.Трусов, И. П. Шамякин и др. Методы исследования: 1.Анализ научной литературы. 2.Обобщение и систематизация изученного материала. 3.Картографический. 4.Статистический. Структура   работы:  к   работа   состоит   из   введения,   шести   глав, заключения, списка использованных источников и приложений.                                                                              2 Глава 1. Географические особенности и историческое развитие г. Могилева 1.1 Географическое положение Могилева  Могилёв   — город на востоке Белоруссии, административный центр Могилёвской области и Могилёвского района (Приложение 1). Расположен на живописных   берегах   Днепра,   в   645   км   от   его   истока.   200   км   отделяет Могилёв от столицы РБ Минска, до Москвы по прямой — 520 км, до Санкт­ Петербурга — около 700, до Киева — 380 км.  Днепр   делит   город   на   две   части.   Правый   берег   коренной.   Он возвышается   на   35­40   метров   над   меженным   уровнем   реки.   Отсюда открывается вид на заднепровскую часть города, которая ранее заливалась при   паводке   на   несколько   недель   водой,   а   сейчас   практически   полностью застроенную.   Ширина   Днепра   в   Могилёве   достигает   почти   100   метров. Судоходен Днепр в течение 230 дней в году (100—150 в засушливое время). Могилевщина обладает выгодным географическим положением. Город находится   на   пересечении   важнейших   транспортных   магистралей, связывающих его с Россией, Украиной, Польшей и Прибалтикой. Основные преимущества географического положения Могилева: 1.стратегически   выгодное   расположение   в   центре   Европы   на пересечении крупнейших трансъевропейских автомагистралей «Запад­Восток­ Запад»; 2.единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном [3,с.56]. 1.2 История развития г. Могилёва Впервые в письменных источниках упоминается в XIV веке в «Списке русских   городов   далёких   и   близких».   В   конце   XIV   ­   начале   XV   века принадлежал Ядвиге, жене великого князя литовского и польского короля                                                                              3 Ягайло. В 1561 году получил право на самоуправление. В XVI веке Могилёв часто был ареной боевых действий в войнах Московской державы с Великим княжеством   Литовским,   особенно   в   Ливонскую   войну   1558—83   годов. Несмотря на войны и разрушения, во 2­й половине XVI ­ 1­й половине XVII веков город рос и развивался, занимал одно из первых мест в княжестве, имел право на проведение 2 ярмарок в год. В конце XVI ­ XVII веков ­ крупнейший центр белорусского православия. В 1632 году основана единственная тогда в Беларуси   Могилёвская   православная   епархия.   Во   время   Северной   войны город   пострадал   от   шведских   и   российских   войск.   С   1772   года   Могилёв входит в состав Российской империи как центр Могилёвской губернии. Во время  войны  1812 года  был  оккупирован   французскими  войсками. В 1902 году   через   город   проложена   Петербургско­Одесская   железная   дорога.   Во время   1­й   мировой   войны   в   Могилёве   находилась   ставка   Верховного главнокомандующего.   В   1918   году   город   был   оккупирован   польскими легионерами, затем германскими войсками. В 1919­25 годах ­ уездный центр Гомельской губернии РСФСР. С 1924 года ­ центр Могилёвского округа и Могилёвского района, с 1938 года ­ центр Могилёвской обл. В начале Великой Отечественной войны здесь было создано Могилёвское народное ополчение, которое участвовало в обороне Могилёва. В июле 1941 года Могилёв был оккупирован немецко­фашистскими войсками: созданы Лупаловский лагерь смерти, гетто в районе Дубравенки, пересылочный лагерь для военнопленных. В Могилёве действовало патриотическое подполье. Город был освобождён в июне   1944   года   войсками   2­го   Белорусского   фронта   в   ходе   Могилёвской операции. Отстроен в послевоенные годы [4,с.18­19]. Легенды об основании Могилева.   В  рукописном   оригинале   хроники  Могилева   один  из  летописцев,   Т. Сурта на обороте 3­го листа, а последующий летописец Трубницкий на 67­м листе   указали,   что   нет   никаких   сведений,   откуда   Могилев   получил   свое название. По их мнению, название города произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» ­ могучий лев, так как на протяжении предыдущих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам. Однако существует ряд легенд о возникновении названия города. Одна из них связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Согласно  сообщению  Могилёвской   хроники в 1267  году  на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки по велению князя                                                                              4 был   построен   замок.   Возле   этого   строения   стали   селиться   рыбаки, ремесленники и торговцы. С той поры многое изменилось, не стало старого замка. Археологам так и не удалось обнаружить следы этого замка. Правда, в одной из памятных книжек Могилевской губернии за 1861 год указывается, что   по   преданию   основание   города   связано   не   с   возведением   замка,   а   с построением церкви. Некоторые исследователи считают, что название Могилева происходит от имени Полоцкого князя Льва Владимировича (Льва Могучего).  Согласно   самой   известной   легенде,   некогда   на   месте   Могилева,   в бескрайнем   лесу   был   разбойничий   притон   атамана   Машеки.   Машека   был человеком необыкновенной силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но когда боярин­самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили   богатыря   на   высоком   берегу   Днепра   и   насыпали   над   могилой курган. Место получило название «Могила Льва», а город здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться Мышаковской или   «Мышаковкой».   В   настоящее   время   на   Мышаковке   расположен микрорайон Юбилейный. Известный белорусский поэт Янка Купала, вдохновившись романтикой легенды, написал поэму «Могила Льва», которая заканчивается следующими строками: «… И ту высокую могилу, Где лес угрюмо распевал, За мощь Машеки и за силу «Могилой льва» народ прозвал. Над нею ­ скоро иль не скоро – Упали тысячи дерев, И у могилы вырос город, Носящий имя Могилев.» [2,с.21­22].                                                                              5 Глава 2. Искусство Могилевщины 2.1 Развивающиеся виды искусства Графика,   живопись,   фотография,   другие   виды   изобразительного искусства   развиваются   в   русле   современных   визуальных   тенденций. Наблюдается   смешение   и   взаимодействие   стилей,   присущее   европейскому искусству. Искусству   Могилева   свойственно   разнообразие   и   философское   Значительно   активизировалась обобщение   художественных   образов. выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные   проекты,   художники   активно   ищут   свой   путь   в   русле интернациональных   тенденций.   Сформировалось   новое   поколение белорусских   художников,   способных   к   непредвзятому   восприятию   самых разнообразных течений в мировом искусстве.   техническим   разнообразием. Развитие белорусской художественной фотографии последних 20 лет характеризуется   многогранностью   жанровых   форм,   творческих   методов, концептуальных   подходов,   Типичными элементами   работ   становятся   подпись   автора,   нумерация   отпечатка, использование   дополнительной   обработки   негатива   и   отпечатка,   нанесение авторского текста, стремление подчеркнуть графические особенности снимка. Современные   фотохудожники   выделяются   выразительным   эстетическим направлением,   отсутствием   штампов   в   композиционном   и   образном мышлении.  В последние годы заметен интерес авторов, имеющих художественное образование в области графики, живописи, монументального искусства, кино­ и телеоператорства, к фотографии, что обогащает панораму фотоискусства.                                                                              6 Этот   процесс   направляет   развитие   фотографии   в  русло   концептуальности. Своеобразной   чертой   последних   десятилетий   стала   сосредоточенность художника   на   проблемах   внутреннего,   а   не   внешнего   мира.   Это   качество явилось отражением массового сознания населения. Станковая живопись  отличается возрождением интереса к живописи подчеркнуто колористического качества. Интерес вызывает оригинальность пластического языка, полнота эстетического воздействия. На смену искусству темы пришло искусство метафоры и концепции. Для  скульптуры  характерно как сохранение традиций академического мастерства,   так   и   эксперименты   с   новыми   материалами   и   технологиями [3,с.121]. 2.2 Музеи Могилева Первый   музей   в   Могилёве   открылся   15   ноября   1867   года   при Могилёвском губернском статистическом комитете. В 1879 реорганизован, в 1893 создан историко­археологический отдел. В   1897   году   в   здании   бывшего   бернардинского   монастыря   Е.   Р. Романовым основан церковно­археологический музей. 31   января   на   базе   экспонатов   церковно­археологического   и Могилевского   музея   основан   Могилевский   губернский   музей   (с   1938   г. Могилевский   областной   краеведческий   музей),   в   его   состав   в   качестве филиалов   входили   Музей   истории   атеизма   и   мемориальный   музей   Г.   К. Орджоникидзе. 24   декабря   1982   года   в   Могилёве   открыт   филиал   Национального художественного   музея   Беларуси   —   художественный   музей   Бялыницкого­ Бирули Действующие музеи г.Могилева. 1.Могилёвский областной краеведческий музей 2.Могилёвский областной художественный музей 3.Музей Бялыницкого­Бирули 4.Музей этнографии 5.Музей истории города. Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р.Романова.                                                                              7 История музейного дела в Могилеве берет свое начало с 15 ноября 1867 г.,   когда   при   губернском   статистическом   комитете   был   основан   первый Могилевский  музей.  В 1878 г.  в  музее  имелось три отдела:  исторический, этнографический и географический. Зал археологии и древнейшей истории. Экспозиция открыта 27 ноября 1997 г., размещена в 5 залах первого этажа музея. На территории Могилёвской области известно более 2 тысяч памятников археологии: стоянки каменного и бронзового веков, укреплённые городища и открытые селища эпохи железа и средневековья, древние города и замчища,   грунтовые   могильники   и   курганы.   Экспозиция   отражает материальную   культуру   и   хозяйственную   деятельность   населения Поднепровья  от  палеолита  до  средневековья.  Экспонируются  кремневые   и каменные орудия труда (наконечники стрел, резцы, скребки, топоры), изделия из   железа   (оружие,   ножи,   шилья,   кресала),   лепная   и   гончарная   посуда, пряслица,   украшения   (браслеты,   подвески,   кольца,   фибулы),   зерна культурных растений, употреблявшихся в пищу, и многое другое. Основные занятия   людей   разных   эпох   отражают   диорамы:   "Охота   на   мамонта", "Рыболовство", "Гончарство", "Культовое  место. Курганы. Селище". Эпоху финального   палеолита   и   мезолита   представляют   богатейшие   коллекции кремневого   инвентаря   гренской   и   свидерской   культур.   Весьма   интересны клад,   состоящий   из   кремневых   трапеций,   найденный   в   Старом   Дедине, костяные   гарпуны,   наконечник   стрелы,   мотыги,   бронзовый   кельт,   которые отражают   период   неолита   и   бронзового   века.   Экспонируются   макет палеолитического жилища, реконструкции лучковой дрели и вертикального ткацкого станка. IX в. до 1917 г. Зал истории края с  Экспозиция открыта 6 июля 1990 г., размещена в 6 залах, располагается на   втором   этаже   музея.   В   хронологической   последовательности   показаны основные   исторические   периоды   жизни   обитателей   Поднепровья. Представлены реконструкция облачения древнерусского воина, модель ладьи. Священный камень Медведь, воспроизведение Шкловского идола и каменный крест   дают   представление   о   язычестве   славян.   Посетители   могут познакомиться с материалами раскопок древнейшего городского поселения Могилёвщины ­ г. Мстиславля. Представлена уникальная берестяная грамота XIII в. Экспонируются иконы XVIII­XIX вв., в том числе "Страшный суд".                                                                              8 История   края   в   период   существования   Великого   Княжества Литовского   и   Речи   Посполитой   представлена   в   следующих   залах.   Здесь экспонируются   доспехи   рыцаря   и   предметы   воинского   снаряжения. Графическая   реконструкция   замка,   построенного   в   1520­1526   г.,   план   и изображения   Могилёва   XVII   ­   начала   XVIII   в.     дают   представления   об утраченном   сегодня   облике   Могилева,   крупнейшего   и   богатейшего   города Беларуси тех времён. Основная часть экспозиции посвящена магдебургскому периоду могилёвской истории, начавшемуся в 1577 г. Воспроизведены гербы городов   Могилёвщины.   Огромная   диорама   воскрешает   в   лицах   восстание горожан   1606­1610   гг.   Представлены   подлинные   предметы   ремесленного производства   XVII   в.   периода.   В   следующем   зале   показаны   трагические события   белорусской   истории:   русско­польская   война   середины   XVII   в.   и Северная война, события первых лет которой разворачивались на территории края.   Представлены   подлинные   предметы   вооружения,   картины,   портреты военачальников.   Первые годы истории края в составе Российской империи показаны уникальными иконами кисти знаменитого живописца рубежа XVIII­XIX вв. В.Л. Боровиковского. Они чудом сохранились после уничтожения шедевра могилёвской   архитектуры   ­   Иосифовского   собора,   взорванного   в   1938   г. Рядом, в турникете, экспонируются воспроизведения золотого и серебряного ключей от города, преподнесённых могилёвцами императрице Екатерине II во время   её   пребывания   в   городе   в   мае   1780   г.   Здесь   же   портрет   великого белорусского   просветителя   ­   Святого   Георгия   Конисского.   Отдельный   зал посвящён   событиям   1­й   четверти   XIX   в.:   войне   1812   г.,   деятельности   и трагической   судьбе   декабристов.   Последние   два   зала   представляют многогранную   панораму   жизни   края   после   отмены   крепостного   права. Показаны   документы   и   материалы   о   реформе   1861   г.   и   восстании   К. Калиновского. Многочисленные музейные предметы позволяют представить состояние   разнообразных   ремёсел   и   промыслов,   распространённых   среди жителей   Могилёвщины   в   этот   период,   развитию   промышленности. Экспонируется модель первого паровоза, гудок которого горожане услышали в Рождество 1903 г. Многочисленные документы и изображения знакомят с деятелями науки и культуры, уроженцами края. Представлены уникальные фотоснимки конца XIX в. Часть экспозиции посвящёна рабочему движению начала   XX   в.,   событиям   1­й   мировой   войны.   Особый   интерес   вызывают                                                                              9 документы и фотографии, повествующие о пребывании в Могилёве Ставки Верховного   Главнокомандования   и   последнего   представителя   царской династии Романовых ­ Николая II. Зал истории края с 1917 по 1945 гг. Экспозиция открыта  3 июля 1993 г. в четырёх залах  третьего этажа музея. Посвящена   непредвзятому, документально точному, показу событий периода с марта 1917 до конца Великой Отечественной войны.   Отречение от престола Николая II, Корниловский мятеж, ликвидация контрреволюционной   Ставки,   установление   в   крае   Советской   власти, немецкая   и   польская   оккупация   в   период   Гражданской   войны,   создание социалистической   промышленности   ­   это   лишь   краткий   перечень   событий, показанных   с   помощью   многочисленных   документов,   фотографий   и предметов эпохи. Отдельный экспозиционный комплекс посвящён сталинским репрессиям 1930­х годов.   Экспозиции   раздела   Великой   Отечественной   войны   показывают   всю трагедию и мужество советских людей, которые, несмотря ни на что, смогли победить   фашизм.   Они   насыщены   огромным   количеством   фотографий, подлинных  документов   и  предметов,  принадлежавших   героям   могилёвской обороны, подпольщикам и партизанам, воинам­освободителям. Представлены многочисленные предметы вооружения, реконструкции.   Особый   зал   посвящён   героической   обороне   Могилёва.   Диорама воскрешает фрагмент знаменитого боя на Буйничском поле 12 июля 1941 г., о котором   написал   фронтовой   корреспондент,   впоследствии   знаменитый советский писатель, Константин Симонов. В зале выставлены личные вещи героя обороны С.Ф. Кутепова, послужившего реальным прототипом одного из героев эпопеи "Живые и мёртвые".  Центральный зал экспозиции посвящён героической борьбе могилевчан против фашистской оккупации, а также деятельности партизанских отрядов. Здесь   максимально   точно   воспроизведена   партизанская   землянка.   На почётном  месте   страшный  символ  ­ урна  с пеплом  сожжённой  фашистами деревни. Завершается экспозиция залом, посвящённым освобождению края в 1943 ­ 1944 гг. Смысловая доминанта этой экспозиции ­ огромная диорама "Штурм Могилёва 28 июня 1944". Зал природы края.                                                                              10 Экспозиция открыта 6 июня 1990 г. на втором этаже музея и размещена в   5   залах   площадью     350   кв.   м.   Она   позволяет   получить   целостное представление   о   природных   богатствах   Могилёвской   области.   Посетители могут   ознакомиться   с   палеонтологическими   материалами,   которые   дают представление о существенных моментах эволюции как нашей планеты, так и территории края. Особенности рельефа и климата, почвенная и геологическая структура восточного региона Беларуси показаны с помощью многочисленных биогрупп,   коллекций   и   реалистично   выполненных   диорам.   Большое   место отведено показу основных природных ландшафтов края: лесам и водоёмам, болотам и лугам, которые показаны в единстве растительного   и животного мира Могилёвщины.    1­й   зал   посвящён   процессу   формирования   Вселенной   и   основным этапам геологической истории Земли. Представлены окаменелости, костные останки мамонта, коллекции минералов. Следующий зал посвящен рельефу, ландшафтам   и   фенологии   Могилёвщины.   Многочисленные   биогруппы позволяют   увидеть   состояние   природы   в   разные   времена   года.   Диорама показывает   часть   типичного   холмистого   ландшафта   одного   из   районов Могилёвской области. В следующем зале показаны водные просторы края. Представлены   основные   обитатели   рек,   озёр   и   болот.   Одна   из   диорам посвящена   такому интереснейшему  виду животных как бобр. В диорамах таксидермические скульптуры животных и птиц показаны в движении, что создаёт   иллюзию   реальности.   Последний   зал   экспозиции   посвящён   лесным массивам и их многочисленным обитателям. Здесь экспонируются три самые большие тематические диорамы, где в естественном окружении представлены барсуки,   лосиха,   волк   и   кабан   в   разное   время   года.   В   открытом   показе представлена таксидермическая коллекция птиц. Могилевский   областной   художественный   музей   имени П.В.Масленикова. Могилевский областной художественный музей имени П.В.Масленикова размещается в здании, являющемся памятником архитектуры начала XX века, имеет черты стиля модерн, псевдорусского стиля и позднего классицизма. Его строительство   было   завершено   в   1914   году   по   проекту   А.В.   Друкера. Первоначально в нем размещался поземельно­крестьянский банк. Могилевский областной художественный музей открыт 19 ноября 1990 года.   Указом   Президента   Республики   Беларусь   от   22   января   1996   года                                                                              11 Могилевскому   областному   музею   было   присвоено   имя   Павла   Васильевича Масленикова. Большую ценность имеет коллекция древнего искусства XVII начала XIX вв.(старопечатные книги, живопись, графика, скульптура, ДПИ). Самая большая   коллекция   музея   ­   современное   искусство   Беларуси, представляющая художников, которые родились, работали на Могилевщине. Это   В.К.Бялыницкий­Бируля,   В.Громыко, М.Беляницкий,   П.Маслеников,   Л.Марченко,   Н.Федоренко,   Ф.Киселев, Г.Кононова,   М.   и   Г.   Таболичи,   В.   И   В.Юрковы,   В.Шпартов,   В.Рубцов, В.Колтыгин и многие другие.   А.Бархатков,   В.Кудревич, 1 сентября 1997 года в Могилевском областном художественном музее была   торжественно   открыта   новая   экспозиция   картинной   галереи   Павла Васильевича   Масленикова,   представляющая   произведения,   связанные   с работой   художника   в   Большом   государственном   театре   оперы   и   балета   в Минске и станковую живопись ­ пейзажи родных мест Павла Васильевича, картины навеянные путешествиями художника в Крым, Прибалтику на Алтай. 1 февраля 2007 года начала свою работу еще одна новая, постоянная экспозиция белорусского искусства "Захаваная спадчына", в которой широко представлены: монументальная фресковая живопись XVIII века, коллекция иконописи, могилевская школа гравюры XVII века (старопечатные книги с гравюрами, выпущенные в типографии М.Ващенко), предметы декоративно­ прикладного искусства, изразцы XVII века. Музей Бялыницкого­Бирули. Музей   Витольда   Каэтановича   Бялыницкого­Бирули   был   открыт   24 декабря   1982   года.   Это   первый   в   республике   мемориальный   музей, посвященный жизни и творчеству художника. В.К. Бялыницкий­Бируля – один из создателей жанра мемориального пейзажа. В его работах – изображение памятных мест, связанных с жизнью известных   деятелей   русской   истории   и   культуры   Л.Н.   Толстого,   А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и др. В музее эта сторона творчества художника представлена   картинами,   посвященным   пушкинским   местам   – «Михайловское.   Домик   няни   А.С.   Пушкина   Арины   Родионовны», «Святогорский  монастырь.  Могила   А.С.  Пушкина», «Тригорское.  Береза   у реки Сороть» (все – 1936), «Осенние дни. Тригорское. Река Сороть» (1952).                                                                              12 Поэтичность   и   лиризм   картин,   музыкальность   их   живописного   решения созвучны одухотворенной поэзии Пушкина. Могилёвский музей этнографии.  Музей этнографии — филиал областного краеведческого музея.  Музей является центром изучения материальной и духовной культуры белорусских крестьян   конца   19   —   начала   20   веков,   а   так   же   современных   ремесел   и промыслов. Музей истории города. Могилевская ратуша расположена в центре города, внутри ратуши был создан музей истории Могилева.  Могилевский музей истории города является самым молодым музеем. Общая площадь музея городской ратуши занимает 260 квадратных метров. В музее можно ознакомиться с историей становления города Могилева с самых его истоков и до настоящего времени.  Для гостей города и могилевчан есть возможность заказать экскурсию по восстановленной городской ратуше, где открывается замечательный вид на город   Могилев,   на   мост   и   реку   Днепр.   Можно   понаблюдать   за   тем,   как работает   сложный   старинный   механизм   часов,   встроенный   в   городскую ратушу (Приложение 2,3) [1,с.653­658]. 2.3 Архитектурные и строительные памятники Архиерейский дворец. В 1762—1785 гг. на территории Спасского монастыря (не сохранился) возвели красивый и оригинальный архиерейский дворец (архит. И. Глаубиц). В нем разместилась резиденция православного архиепископа Г. Конисского, а с 1797 года — Афанасия Братановского. В   плане   дворца   центральное   место   занимают   вестибюль   с   парадной трехмаршевой   лестницей   и   ориентированный   в   сторону   Днепра   зал   для приемов.   Оставшиеся   комнаты   первого   этажа   отводились   под   службы.   На втором этаже находились спальня, кабинет и библиотека. Третий, аттиковый этаж, был предназначен для хозяйственных нужд. В монументальном строгом объеме дворца и его декоративной отделке совмещаются черты барокко и раннего классицизма. Пластическое решение фасадов   с   криволинейным   переходом   к   боковым   ризалитам,   сложные   по рисунку наличники окон, высокая ломаная кровля — элементы архитектуры                                                                              13 барокко.   Ризалиты   и   боковые   фасады   имеют   более   строгое   решение: обрамление окон здесь упрощено, а стены по всей высоте покрыты глубоким рустом.   Разнообразие   приемов   декора   фасадов   дворца   не   лишило   его архитектуру целостности. В советское время использовался как жилой дом, сейчас передан Могилевско­Мстиславской епархии. Внутренняя планировка изменена. Городская ратуша .               Одним   из   лучших   памятников   гражданской   архитектуры   Беларуси   и Могилева,   размещавшемся   на   Торговой   (ныне   Советской)   площади,   была каменная   городская   ратуша.   Возводилась   она   в   1679—1698   гг.   местными мастерами   Феской   и   Афанасом,   с   участием   «дойлидов»   (здесь   — каменщиков)   Игнатия,   Недосека,   Васьки,   Андрея   и   Гришки.   По   мнению специалистов, могилевская ратуша была лучшим произведением гражданской архитектуры Беларуси XVII века. Городской театр. Одной   из   самых   значительных   построек   является   здание   городского театра. Крестовоздвиженская   церковь   и   Свято­Крестовоздвиженский (Борисо­Глебский) собор. За   Дубровенкой,   находятся Крестовоздвиженская   церковь   и   Свято­Крестовоздвиженский   собор   (пер. Брюсова, 2).   над   Быховским   рынком, Крестовоздвиженская церковь построена в XVII веке из кирпича, как одноэтажный жилой дом, который в XIX веке был перестроен под церковь. Стены ее украшали чудесные живописные декоративные мотивы: по сырой штукатурке были нарисованы растительные узоры на белорусские народные мотивы,   характерные   для   местной   школы   зодчества   (не   сохранились, несколько лет тому назад исчезли под слоями краски). Свято­Крестовоздвиженский   (Борисо­Глебский)   собор   —   каменный, построен   в   1869   году   рядом   с   Крестовоздвиженской   церковью. Пятикупольная   постройка,   в   центре   которой   купол   на   массивном                                                                              14 цилиндрическом барабане, а по сторонам 4 небольшие головки. Обрамление окон, кокошники, орнаментальный фриз, рустованные пилястры выполнены в псевдорусском   стиле.   Внутри   4­крестовые   столбы   поддерживают   барабан купола.   При   входе   —   2   столба,   на   которые   опираются   хоры.   Памятник архитектуры эклектики. Собор   был   построен   на   пожертвования   православных   верующих жителей Могилевщины. Здесь   находится   почитаемый   прихожанами   и   весьма   интересный   по иконографии   один   из   списков   Могилеве­Братской   иконы   Божьей   Матери, который   можно   отнести   к   местной   интерпретации   западноевропейских сюжетов.   На   нем   представлен   образ   сидящей   Богородицы,   обращенной   в левую сторону. Обеими руками она поддерживает младенца­Христа, стоящего у   нее   на   коленях   и   обнимающего   ее   за   шею   своей   левой   рукой.   Голова Богородицы покрыта чеканным головным убором, который напоминает плато. Свято­Никольский монастырь. Свято­Никольский женский монастырь действовал с 1637 по 1719 год, после чего был преобразован в мужской, а в 1754 году — закрыт. Открывшись позднее, храм стал приходским. В целом, монастыри здесь действовали 117 лет. Во второй половине XVIII века собор был реставрирован, а в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекаревич сделал в нем капитальный ремонт.   После   смерти   его   прах   покоился   в   храме,   но   в   XX   веке   могилу разрушили и разграбили. Никольская   церковь   3­нефовая,   3­апсидная   крестово­купольная базилика   —   характерный   пример   виленского   (белорусского)   барокко   и Могилевской школы зодчества. На низком световом восьмигранном барабане лукообразный   купол   объединяет   обе   части   храма   в   единую   композицию. Декоративное   убранство   ярусов   главного   фасада   создает   впечатление целостности,   разнообразия   и   богатства,   придает   памятнику   необычайную красоту. Ярусы имеют разную высоту, что подчеркивает стремление здания вверх. Внутреннее пространство храма 2 рядами колонн (по три в каждом) разделено на 3 нефа, барабан купола опирается на 4 столба. Интерьер когда­ то   был   богато   отделан   фресковыми   росписями.   Своды   купола   украшала фресковая композиция XVIII века «Троица новозаветная», а на парусах —                                                                              15 образы   4­х   апостолов   с   символами.   Стены   между   оконными   проемами расписаны в 2­х уровнях на библейские и евангельские темы. Все они были созданы в 1­й половине XVIII века. Реставраторам удалось воссоздать фрески только на своде купола. В   Никольской   церкви   монастыря   хранится   и   одна   из   копий   иконы Белыничской Божьей Матери. Оригинал чудотворной иконы Божьей Матери находился в Белыничском монастыре и когда он был православным, и когда временно   принадлежал   католикам   (икона   утрачена   в   годы   Великой Отечественной   войны).   Каждый   из   паломников,   кто   с   верой   приходил   в белыничский храм, по рассказам очевидцев, получал избавление от болезней. В   Могилевской   епархии   существовал   обычай:   прежде   чем   совершить паломничество   в   Киево­Печерскую   лавру,   необходимо   было   навестить Белыничский   монастырь   и,   получив   благословение,   отправляться   в   путь. Одигитрия   Белыничская   для   восточного   региона   Беларуси   была   такой   же почитаемой святыней, как Божья Матерь Жировичская для западного края. Храм Трех Святителей На   улице   Первомайской   располагается   красивый   и   величественный храм Трех Святителей — памятник архитектуры XX века. Построен   он   в   форме   креста   и   имеет   семь   куполов,   над   входом   — колокольня. Во время нахождения в Могилеве Ставки (1915—1918) собор часто посещал император Николай II. С перерывами, храм действовал до 1959 года. В 1961 году церковь, построенная на народные деньги, была закрыта — снесли   колокольню,   купола,   кресты   и   основали   здесь   клуб   завода «Строммашина».   В   помещении   под   музыку   духового   оркестра   стали устраивать   танцевальные   вечера,   а   потом   загремела   городская   дискотека «Резонанс». Вот уже четвертое столетие люди с разными болезнями обращаются к Богородице,   многие   находят   избавление   и   излечиваются.   В   храме   Трех Святителей   Могилево­Братская   икона   Божьей   Матери   в   красивой   резной оправе   располагается   справа   от   центрального   иконостаса.   Каждый   год   1 апреля  в честь иконы проходит праздничное богослужение  — это ее день [1,с.574­577]. Скульптурные памятники. Скульптура звездочета                                                                               16 Еще недавно функцию солнечных часов на могилевской площади Звезд выполнял обыкновенный архитектурный штырь, установленный на мостовой. Но руководство города решило придать часам необычную форму, с чем и обратилось   к   скульптору   Владимиру   Жбанову.   Скульптура   уникальна   не только из­за своего размера (ее можно увидеть даже из космоса) и не потому что она выполняет функцию солнечных часов (вокруг нее расположены на стульях 12 знаков Зодиака), но еще и потому, что она единственная в мире, посвященная звездочету (в современной интерпретации – астроному). Мемориальный комплекс «Буйничское поле». Военная история этих мест начинается с XVI века, когда восставшие крестьяне   и   казаки   сражались   в   1595   году   с   конным   войском   Великого княжества Литовского. В 1812­м здесь бились русская и французская армия. В   июле   1941­го   здесь   держали   оборону   23  дня   (вдумайтесь   в   это   число!) воины   388   стрелкового   полка   172­й   стрелковой   дивизии,   курсанты   школы НКВД и 12 тысяч ополченцев. Без танков. Без прикрытия авиацией. Могилёв оказался   первым   городом   на   пути   фашистской   армии,  который   с   ходу   не смогли   захватить.   Могилевская   оборона   описана   на   страницах   романа Константина Симонова «Живые и мертвые». Мемориальный комплекс открыт 9   мая   1995   года.   В   1812­м   здесь   же   велись   бои   с   армией   Наполеона (Приложение 2). 2.4 Развитие музыки, литературы Музыка. В Могилеве ежегодно проходят такие известные фестивали: «Магутны Божа»,  «Золотой шлягер». Среди музыкантов классической, народной, бардовой музыки известы следующие   музыканты:   Асмоловская   Галина   Викторовна,   Баль   Александр Васильевич,   Бутома­Названова   Ольга   Николаевна,   Добровольский   Иван Викентьевич, и др. Этно­музыка: Osimira. Рок­музыка:  Tav.Mauzer, Сердце дурака, Афазия и др.                                                                              17 Литература. В   Могилеве   не   очень   много   писателей   и   поэтов,   а   признанных литераторов и того меньше. Однако все же в городе есть люди, творчество которых признано на международных литературных конкурсах. Среди таких людей   можно   выделить  Елену   Кононкову,   которая   стала   финалистом престижного конкурса «Школа Букеровских лауреатов». Константин   Симонов   ­   фронтовой   корреспондент,   был   свидетелем героической обороны Могилева в июле 1941 года. Меньше суток он и военный фотокорреспондент   П.Трошкин   были   в   расположении   полка   Кутепова, разговаривали с людьми, прошли по траншеям к подбитым танкам, и Симонов увидел в Кутепове, в людях его полка настоящих героев. Это историческое событие оставило глубокий след в жизни писателя.  В   большей   мере   Буйничское   поле   стало   известно   благодаря К.Симонову. Впервые в июле 1941 года он в статье «Горячий день» на весь мир   рассказал   о   героических   защитниках   Могилева   (газета   «Известия», 1941г., 19 июля).В дальнейшем он обессмертил в своих произведениях, а затем и в кино героическое сражение на Буйничском поле. Могилеву посвящены яркие страницы трилогии «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», книги «Разные дни войны». Аношкин Иван Архипович (1928 г.р.). Белорусский советский писатель, автор книг для детей, а также сатирических и юмористических произведений. Родился в деревне Антоновка Чаусского района Могилевской области. Кобзаревский   Павел   Семёнович  (1909,   Могилёв—   1970),   русский советский поэт­переводчик. Переводил на русский язык романы П. Пестрака, П.   Головача,   А.   Чернышевича   и   А.   Осипенки,   произведения   Я.   Купалы, Я.Коласа, М. Богдановича, К. Крапивы, М. Лынькова, И. Мележа, М. Танка, П. Панченко и др., в т. ч. живших и работавших в Могилёве писателей А. Пысина, М. Ткачёва [3,с.76]. 2.5 Народное творчество Могилева Являясь   неотъемлемой   частью   материальной   культуры   народа, народное творчество развивалось главным образом в рамках удовлетворения непосредственных бытовых и хозяйственных потребностей.                                                                               18 Народное искусство Могилевщины развивалось  преимущественно как домашнее   ремесло,   лишь   некоторые   его   виды   имели   характер   промысла   с выходом на рынок. Такая особенность его бытования, слабая связь с рынком определили   основные   черты   белорусского   народного   искусства:   глубокую традиционность, ярко выявленную функциональную направленность изделий, обобщенность   форм,   сдержанный,   преимущественно   геометрический   декор символического характера.  Главенствующее   место   занимала   трехгранно­выемчатая   резьба геометрического характера.  Традиционным,   типично   народным   ремеслом   является   плетение   из природных   материалов   —   соломы,   лозы,   корня,   коры   и   пр.   Своими художественными   особенностями   выделяются   изделия   из   соломы. Пластичными, выразительными формами отличается плетеная из соломенных жгутов посуда крупных форм для сыпучих продуктов.  Изысканность и деликатность колористики и орнаментики свойственны тканым   изделиям,   среди   которых   особое   место   занимают   полотенца («рушники»),  издавна   выполнявшие   в   народном   быту   белорусов   не   только утилитарно­декоративные, но и важные обрядовые функции. Традиционная колористика   этих   изделий   создавалась   сочетанием   отбеленных   и неотбеленных   льняных   нитей   основы   и   утка,   образующих   деликатный серебристый бело­серый рисунок геометрического характера.  Художественная   обработка сегодня преимущественно в виде скульптурной резьбы станкового характера, которой украшают   парки,   детские   площадки,   мемориальные   и   памятные   места (Приложение 4).   дерева   развивается   Глава 3. Языковая и религиозная принадлежность 3.1 Язык У могилевчан, как и у всех белорусов,   сразу два языка имеют статус государственного   —  белорусский  и  русский.   Как   показала   последняя                                                                              19 перепись населения, почти 60% жителей считают белорусский язык родным, хотя дома разговаривают на нем лишь 30 % [5,с.431]. 3.2 Религия Могилев—   поликонфессиональный   город.   Белорусская   Православная Церковь занимает ведущее место в  религиозной   жизни   района. По   состоянию   на   1   января   2013   года   на   территории   Могилёвского района действуют 11 религиозных общин православной конфессии, действует 10   православных   храмов,   в   9   приходах   ведут   службу     православные священнослужители.  Римско­католическая   церковь   представлена   в     Могилеве   5 религиозными   общинами, 1  епархией.  Действует  1  католический   костел,  1 строится, в приходах работает 5 священнослужителей. Основные направления деятельности   данной   конфессии   в   городе   —   оказание   благотворительной помощи,   организация   отдыха   детей   как   в   Республике   Беларусь,   так   и   за рубежом, изучение польского языка, культуры и обычаев предков [5,с.568]. Глава 4. Быт и нравы 4.1 Национальный костюм                                                                              20 Традиционный   народный   костюм  —   один   из   главных   элементов этнической   культуры   могилевчан.   Для   костюма   характерно   сохранение многих   архаических   черт,   которые   прослеживаются   в   древних   формах одежды,   в   прямолинейном   их   крое,   бело­красном   колорите,   полосатом   и ромбо­геометрическом   декоре,   использовании   древних   технологий изготовления тканей.  Для   вышивки   и   узорного   ткачества   использовались   покупные хлопчатобумажные   нити   красного   цвета,   которые   иногда   подкрашивали растительными   красителями   до   желаемого   коричневого   или   бордового оттенка.   При   изготовлении   народной   одежды   использовали   двух­   и четырехнитовую, браную, выборную, закладную, переборную техники.  Особое   внимание   уделялось   праздничной   одежде   женщин.   Женский костюм   состоял   из   полотняной   сорочки   с   прямыми   поликами,   длинными рукавами,   глухим   воротом,   завершенным   отложным   или   стоячим воротничком, около которого ткань собиралась в мелкие сборки, льняной или шерстяной   юбки   («спадница»,  «андарак»),  а  также   фартука,  пояса,   иногда безрукавки («гарсет», «кабат», «шнуровка»). Будничная обувь была такой же, как   и   у   мужчин,   а  в   праздники   зажиточные   крестьянки   надевали   высокие ботинки на каблучке (Приложение 5). 4.2 Праздники Народный праздник «Купалле»  Ночь   на   7   июля   в   Беларуси,   России,   Украине   и   в   других   странах, отмечается   как   Ночь   Яна   (Ивана)   Купалы   ­   Иоанна   Крестителя.   Испокон веков славянские девушки вили венки из Ивана­да­Марьи и пускали их по воде,   согласно   примете:   если   венок   потонет   ­   суженый   разлюбит,   а   если поплывет   дальше   всех   ­   будет   счастье.   Песнями   сопровождались   поиски мифического цветка папоротника, водили хороводы, влюблялись и прыгали через костер. Коляды (24­25 декабря). 24   декабря   (по   православному   календарю   –   6   января)   наши   предки встречали   Коляду,   скорее   всего,   Божью   Мать   Солнца.   В   честь   Коляды   в каждом доме готовили святой ужин. Обязательно на столе красовалась кутья, блины   и  много­много  еды,  за   что  этот   вечер   в  народе  прозвали  “большой                                                                              21 кутьёй”. Все блюда обязательно готовились постными, среди них чаще всего были   квас   с   грибами,   овсяный   кисель,   отвар   из   сушеных   яблок.   Ужинать садились   при   первой   звезде,   зажигая   на   кутье   свечку.   Под   скатерть подстилали сено или солому. Это напоминало о том, что Иисус родился в хлеву.   На   следующий   день   отмечали   Коляды   –   праздник,   которого   ждали целый год. Отмечать было принято в кругу семьи, но если считать, что в деревне все свояки, то гудела вся деревня.  Колядующих в их нелёгком труде сопровождала   “коза”,   но   не   настоящая,   а   переодетый   в   кожух   озорной   и весёлый   юноша.   Коза   была   главным   действующим   лицом.   Верили,   что присутствие   этого   животного   во   дворе   отпугивает   разных   нечистиков, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в доме.  Рождество Христово (7 января).  Православное Рождество отмечается как государственный праздник.  Рождественский сочельник отмечают православные верующие 6 января. Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего   богослужения   верующие   воздерживаются   от   принятия   пищи   до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над   Вифлеемом   в   момент   рождения   Христа.   В   ночь   с   6   на   7   января   в православных храмах совершаются рождественские богослужения. Масленница ­ 28февраля.  С   1990­х   годов   начали   возрождаться   традиции   празднования Масленицы,   в   основном   в   деревнях.   Устраиваются   праздники   прощания   с зимой:   шествия   сказочных   персонажей,   аттракционы,   спортивные   игры, катание   на   конях,   угощение   блинами   (усадьба   «У   Куркуля»).   Для   детей проводят театральные гуляния на улице, катание с горок. День защитников Отечества и Вооруженных сил – 23 февраля.  23   февраля   в   Республике   Беларусь   отмечается   День   защитников Отечества и Вооруженных сил.  Международный женский день 8 Марта.  Считается нерабочим днем. Пасха.  Пасха   ­   главное   событие   года   для   всех   христиан   и   самый   большой православный   праздник.   Отправлялись   на   всенощную   и   освящали   творог, пироги,   крашеные   яйца.   За   праздничным   столом   сначала   ели   по   кусочку                                                                              22 вареного   яйца,   а   потом   все   остальное.   В   первый   день   Пасхи   нельзя   было одалживать никому из соседей или родственников. Любимой забавой было битье и качание яиц. Радуница.  Радуница ­ весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. После крещения его стали отмечать на Фоминой неделе ­ в 1­е   воскресенье   после   Пасхи,   либо   в   следующие   за   ним   понедельник   или вторник   (последнее   особенно   распространено).   Радуница   ­   один   из древнейших   праздников,   когда   на   могилы   прадедов   приносят   вино   и   еду, устраивают причитания и игрища (игры, песни и пляски).  Троица (май).  Сёмуха   —   это   завершающий   весенний   праздник,   совпадающий   с церковным праздником — Днем Святой Троицы (50­й день после Пасхи).На Семуху было принято украшать дома веточками березы, клена, дуба. Жители устраивали гуляния за городом.  День Победы – 9 мая  День   Победы   установлен   как   государственный   праздник.   Является нерабочим днем. Это День легендарной победы над фашизмом и День памяти погибших воинов.  День независимости ­ 3 июля.  День независимости празднуется 3 июля ежегодно. Этот День также ­ День   независимости   Белоруссии   ­   освобождения   Белоруссии   от   немецко­ фашистских   захватчиков.   Главное   мероприятие   Дня   Независимости   ­ торжественный военный парад.  Медовый спас (14 августа).  В этот день отмечают Медовый спас, он же Маковей, особый день всех верующих. Корни праздника уходят далеко в историю древней Руси, хотя ещё в   библии   упоминается   о   семи   святых   мучениках   Маковеях   и   их   матери Саломее. В этот день в церкви принято святить принесённые людьми мак, мёд и   морковку.   С   Маковея   начинается   двухнедельный   Успенский   пост   ­ Спасовка.   В   старину   в   это   время   выпекали   постное   печенье   ­   «шулики», которые после готовности ломают, перемешивают с маком и заливают мёдом. Яблочный спас (19 августа). По православной народной традиции праздник Преображения Господня, который отмечается 19 августа, называется Вторым, или Яблочным, Спасом,                                                                              23 так   как   к   этому   времени   созревают   яблоки.   До   дня   Яблочного   Спаса   не полагается есть ни яблок, ни овощей, кроме огурцов. В давние времена на Яблочный Спас зажиточные крестьяне везли целые возы яблок, которые после освящения на торжественной литургии раздавались бедным и больным.  4.3 Особенности культуры питания жителей  Могилевщины Современная кухня Могилевщины разнообразна. Она сформировалась под влиянием двух основных аспектов: ­активное земледелие и широкое использование местных продуктов;  ­влияние соседних стран и переселенцев. В блюдах, как правило, используются местные овощи и злаки, особенно: картофель, свекла, грибы , ягоды. В меню также широко присутствуют:свинина, свиные колбасы, свиное соленое сало, говядина, птица, речная рыба (форель, окунь, карп), молоко и молочные продукты (творог, сметана, сыр). Широко используются лук, чеснок и зелень (укроп, петрушка, кинза, базилик).  Водка (гарэлка) – наиболее популярный крепкий спиртной напиток в Беларуси. Водку употребляют по праздникам и особым поводам. Пиво,   красное   вино,   импортируемое   из   разных   стран,   и   шампанское (игристое вино) также популярны в Беларуси.  Квас   –   традиционный   напиток.   Компот   –   популярный   напиток домашнего   приготовления.  Обычно   готовится   из   местных   ягод   и  фруктов, которые   варятся   в   достаточно   большом   количестве   воды   с   добавлением сахара. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов.                                                                              24 Глава 5. Выдающиеся люди Могилевщины Список   наиболее   выдающихся   личностей   Могилева   представлен   в таблице 1. Таблица 1. Список наиболее выдающихся личностей Могилева Ф.И.О Белоцерковский Григорий Яковлевич Инна Афанасьева Звание заслуженный   артист РБ певица, исполнительница популярного репертуара Новиков   Сергей Валентинович Белорусский биатлонист Борисенко Евгений Филиппович Клочков Александр Викторович Рудник Михайлович   Петр   доктор сельскохозяйственны х наук, профессор Доктор   технических наук, профессор БСХА. белорусский государственный деятель, член Совета Республики IV созыва,   председатель Могилёвского облисполкома   Краткая биография В   1969   г.   Г.Я.   Белоцерковский   окончил Белорусский   Государственный   театрально­ художественный институт.  С 3 января 1985 г. работает в Могилевском областном драматическом театре. Родилась 23.10.1968 г. в Могилёве. Награды: лауреат 1 премии Республиканского конкурса   молодёжной   музыки   “Новополоцк 1987”,   3   премии   в   конкурсе   Всесоюзного фестиваля польской песни “Витебск 1988”, 2 премии   конкурса   на  фестивале   “Славянский базар 1992”. серебряный   призёр   чемпионата   мира   2005 года (смешаная эстафета 2008г.), трёхкратный чемпион   зимних   Универсиад,   двукратный чемпион Европы, участник Олимпийских игр 2006   и   2010   года.   Серебряный   призёр Олимпийских игр 2010 года в индивидуальной гонке. Белорусский институт земледелия научно­исследовательский   Родился   в   деревне   Волковичи   Чаусского района Могилевской области В   2008   году   избран   в   Совет   Республики   от Могилёвской   области.   29   декабря   2008 назначен   председателем   Могилёвского облисполкома. Батура   Борис Председатель  Совета Родился   28   июля   1947   года   в   городе                                                                              25 Васильевич Маслеников Павел Васильевич (Приложение 6). Республики Национального собрания Республики Беларусь   четвертого созыва. белорусский художник, живописец, искусствовед, педагог Волковыск Гродненской области. Заслуженный деятель искусства БССР (1954 г.). Народный художник Беларуси (1994 г.).                                                                              26 Глава 6. Влияние соседних культур на белорусскую культуру Своеобразие   белорусской   культуры   определили   ее   тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших   культурных   регионов   (влиянием   двух   миров)   —   православно­ византийского и римско­католического.  Особенности   самоидентификации   белорусов   как   соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании   этого   факта,   определяет   пограничный   характер   их   культуры, постоянный   тесный   контакт   с   другими   цивилизациями,   особое   положение белорусских   земель,   которые   находились   на   перекрестке   торговых   путей, водоразделов   Черного   и   Балтийского   морей,   в   географическом   центре Европы,   наличие   воинственных   соседей   и   мощных   военных   государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.  Белорусские   земли   и   в   прямом,   и   в   переносном   смысле   всегда находились   на   перекрестке   международных   дорог,   влияний,   интересов, культур.   Это   пограничье   выполняло   двойную   функцию.   С   одной   стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную  и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно­ цивилизационных   влияний   не   дали   белорусской   культуре   возможности   до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема   поиска   своего   пути   развития   была   характерна   для   белорусской                                                                              27 культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзиралович (Кончевский).  В   последние   десятилетия   вопрос   культурной   самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями,   которые   сейчас   происходят   в   мире:   расширением   средств массовой   коммуникации   и   информации,   современными   глобализационными процессами,   изменением геополитического пространства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и сохранения собственной культурной идентичности (самобытности).    особенностями   культурной   ситуации, В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке   двух   центров   —   западного   римско­католического   и   восточного православно­византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила   в   основном   локальный   характер   и   основывалась   больше   на принадлежности   к   определенной   территории,   региону («тутэйшыя»),   социальной   группе   (православные,   католики   и   т.д.),   клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной   традиции,   воздействие   различных   культур   и   цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности [5,с.721­722].   местности,                                                                              28 Заключение Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 1. Могилёв  — город на востоке Белоруссии, административный центр Могилёвской   области   и   Могилёвского   района.Впервые   в   письменных источниках упоминается в XIV веке в «Списке русских городов далёких и близких». 2.Графика,   живопись,   фотография,   другие   виды   изобразительного искусства   развиваются   в   русле   современных   визуальных   тенденций. Наблюдается   смешение   и   взаимодействие   стилей,   присущее   европейскому искусству. 3.Действующие музеи г.Могилева. ­Могилёвский областной краеведческий музей ­Могилёвский областной художественный музей ­Музей Бялыницкого­Бирули ­Музей этнографии ­Музей истории города. 4.Архитектурные памятники: ­Архиерейский дворец. ­Городская ратуша . ­Городской театр. ­Крестовоздвиженская церковь и Свято­Крестовоздвиженский (Борисо­   Глебский) собор. ­Свято­Никольский монастырь. ­Храм Трех Святителей.                                                                              29 5.В Могилеве ежегодно проходят такие известные фестивали: «Магутны Божа»,  «Золотой шлягер». 6.У могилевчан, как и у всех белорусов,  сразу два языка имеют статус государственного — белорусский и русский. 7.Могилев— поликонфессиональный город. Белорусская Православная Церковь занимает ведущее место в  религиозной   жизни   района. 8.По состоянию на 1 января 2013 года на территории Могилёвского района действуют 11 религиозных общин православной конфессии, действует 10   православных   храмов,   в   9   приходах   ведут   службу     православные священнослужители.  9.Традиционный   народный   костюм   —   один   из   главных   элементов этнической культуры могилевчан. 10. Праздники г. Могилева: «Купалле», Коляды. Рождество Христово (7 января),   Масленница.   День   защитников   Отечества   и   Вооруженных   сил, Международный   женский   день   8   Марта,   Пасха.   Радуница,   Троица,   День Победы – 9 мая, День независимости ­ 3 июля, Медовый спас, Яблочный спас. 11.Современная   кухня   Могилевщины   разнообразна.   В   блюдах,   как правило, используются местные овощи и злаки, особенно: картофель, свекла, грибы, ягоды. В меню также широко присутствуют: свинина, свиные колбасы, свиное   соленое   сало,   говядина,   птица,  речная   рыба   (форель,   окунь,  карп), молоко и молочные продукты (творог, сметана, сыр). Широко используются лук, чеснок и зелень (укроп, петрушка, кинза, базилик). Из напитков славится водка, квас. 12.Выдающиеся   люди   г.   Могилева:  Белоцерковский   Григорий Яковлевич,   Инна   Афанасьева,   Новиков   Сергей   Валентинович,   Борисенко Евгений Филиппович, Рудник Петр Михайлович, Батура Борис Васильевич, Маслеников Павел Васильевич. 13.Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций   затрудняли   процессы   идентификации   белорусов,   не   давали четких критериев определения культурной принадлежности                                                                              30 Список использованной литературы 1.Борисенко, Н.С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край (сборник экскурсий). Части I—II./ Н.С.Борисенко. — Могилев: Могилев обл. укрупн. тип., 2007. — 832с.  ― 2.География Белоруссии.  3.Магiлёўская ратуша. Гiстарычны лёс i адраджэнне / Аляксандр Агееў,  Мн., 1977.­213 с. Алег Трусаў. — Магiлёў: Магiл. Абл. Узбуйн. друк., 2008. — 144 с.­216 с. 4.Могилёв:   Энцикл.   справ.   /   Белорус.   Сов.   Энцикл.;   редкол.:   И.   П. Шамякин (гл. ред.) и др. — Мн.: БелСЭ, 1990. — 472 с.   5.Энциклопедический   справочник.­   Минск:   Белорусская   советская энциклопедия, 1990. – 890 с.                                                                              31 32

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева

Культура г. Могилева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018