«Культура и психология в спорте и физической культуре»
Оценка 5

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
физическая культура
7 кл
21.02.2018
«Культура и психология в спорте и физической культуре»
Данный материал можно использовать для написания исследовательской работы по "Физической культуре". В материале представлены такие разделы по теме как: "Взаимосвязь физической культуры с различными науками и областями деятельности - психология, история, изобразительное искусство, литература, средства массово информации". Можно добавить и другие науки.
статья по ФКиС.docx
Ромашова Юлия Михайловна,  учитель физической культуры  МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова г. Сургут, Ханты­Мансийский Автономный округ­Югра  «Культура и психология в спорте и физической культуре» Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется  не только образование в области наук и искусства,  но и занятия всю жизнь  физическими упражнениями, гимнастикой.  Платон Понятие   культуры   в   целом   имеет   множество   значений.   Вот   лишь   некоторые: «Культура   как   практическая   реализация   общечеловеческих   и   духовных   ценностей. Культура   как   исторически   определённый   уровень   развития   общества   и   человека, выраженный   в   типах   и   формах   организации   жизни   и   деятельности   людей,   а   также в   создаваемых   ими   материальных   и   духовных   ценностях.   Культура   как   общий   объём творчества   человечества.   Культура   как   совокупность   генетически   ненаследуемой информации в области поведения человека».   Физическая   культура,   также   является   составляющей   частью   культуры. В   социальном   плане   физическая   культура   представляет   собой   обширную   область культурной   деятельности   общества.   Одна   из   её   главных   задач   ­   активное   содействие всестороннему   и   гармоничному   развитию   членов   общества,   их   преобразованию,   то   есть именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане. Физическая культура взаимодействует, как со СМИ, литературой и изобразительным искусством, так         и с психологией. Взаимодействие физической и общей культуры в древности и до наших лет. В древние времена, ещё до нашей эры, чтобы выживать и добывать пищу, надо было быть   физически   развитым,   иметь   превосходство   над   хищниками   и   уметь   выживать в трудных условиях. Мы живем в городах с развитой инфраструктурой, которая уже не требует физического развития   для добывания пищи, зарабатывания денег. В Античные времена   многие   родители   отдавали   своих   детей   заниматься   гимнастикой,   военными искусствами,   что   было   непосредственно   связано   с   общим   образованием,   с   науками и   происходило   в   школе.   Физическому   воспитанию   отводилось   большое   внимание,   не меньшее   чем   гуманитарным   наукам.   Объединению   многих   сословий   служили   и   служат Олимпийские игры. Не секрет, что многие хотят посмотреть эти спортивные состязания, а ещё лучше поучаствовать в них. Олимпийские игры получили свое название благодаря городу, где они проводились ­ Олимпии. Олимпийские игры проводились с 776 до н.э. по 394   н.э. в   Древней   Греции   и  представляли   собой   религиозный   и  спортивный   праздник. Именно тогда спорт получил связь с культурой. Можно назвать это тенденцией, связывать всё с религией и культурой в те времена. Античность послужила переходом от времени, когда главным образом важна была физическая культура, ко времени   культуры. После того,   как   христианство   стало   официальной   религией,   игры   стали   рассматриваться   как проявление язычества, и в 394 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I и     прекратили   свое   существование   более   чем   на   два   тысячелетия.   Современные олимпийские игры были возрождены только  в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Во все времена занятие спортом и наблюдение за его развитием были популярны. В средние века физическая подготовка показывала сословие человека. Человеку высшего сословия   незачем   было   иметь   хорошую   форму.   Со   временем   спорт   перестал   занимать должное место рядом с культурой и науками. Считалось, что если ты занимаешься наукой, ты не можешь профессионально заниматься спортом. Сегодня это не так. Политика нашего, и не только нашего государства стала поддерживать спорт, например человек                со спортивными достижениями имеет привилегию перед другими при поступление в ВУЗ. Это делается для того чтобы образованные люди, которых и так много, были развитыми во всех направлениях. Кто знает, может именно это свяжет общую и физическую культуры снова? Взаимодействие изобразительного искусства и физической культуры. Уже   из   художественных   произведений   раннего   периода   истории   искусства   стали известны   физические   упражнения.   Об   этом   свидетельствуют   древние   скульптуры и росписи на вазах. Бег как самое древнее и простое физическое упражнение впервые был изображен на вазах. Движение показано еще не очень убедительно, так как бегуны ведут бег по   так     называемой   схеме   «коленного   бега»,   т.   е.   почти   касаются   земли   коленом. В  начале  XVI  в. физические  упражнения  вновь становятся  темой для изобразительного искусства. Сначала графика, которая вследствие своей специфики всегда воспринимает новые и необычные сюжеты раньше, чем стенная и станковая живопись. Многие   художники   писали   на   античные   темы,   например,   Г.   Рени   использовал в качестве образца для своей картины «Геркулес и Ахилл» (1620 г.) эллинскую бронзовую скульптуру   борцовской   пары.   Лишь   в   нидерландской   живописи   XVI   и   XVII   вв.   спорт получил   широкое   и   совершенное   в   художественном   отношении   воплощение в изображении катания на коньках. Первой попыткой реалистического и правдивого изображения спортивных событий стали   появившиеся   после   1945   г.   работы   художников   социалистических   стран; в   Советском   Союзе   это,   например,   картина   А.   Дейнеки   «Беззаботная   жизнь»   (1944   г.) и «Футболисты» (1955 г.) Г. Брусенцова; в ГДР — «Шпажисты» (чемпион среди юниоров Т. Клейн, 1958 г.) Р. Краузе. Если   говорить   о   пластике,   то   на   греческих   барельефах   статуй   в   Афинах   конца VI  в. до н. э. также изображены бегуны, борцы и копьеметатели, игроки в мяч с согнутыми палками, напоминающими хоккейные клюшки. Различные   скульптуры   эпохи   Возрождения   ограничиваются   изображением   вновь открытого человеческого тела, не находя в физических упражнениях подлинного источника вдохновения. Скульптуры А. де Фриза «Бегун» и Д. Поггини «Мужчина делает стойку на руках» (бронза, Дрезден, музей «Зеленый свод») изображают неестественные движения, что делает эти произведения сходными с эллиническими изображениями. Первый скульптор, который   обращается   к   спортивной   теме   в   начале   XIX   в.,   А.   Канова   также   целиком   и полностью  следует античным образцам в отношении содержания                                          и художественного оформления своих произведений. Об этом свидетельствует его «Крайг и Демоксен» (2 греческих кулачных бойца) (1802 г., мрамор, Рим, Ватикан). Особого внимания заслуживают также формы прикладного искусства, поскольку они имеют значение в области физкультуры и спорта. К ним относится наряду со всеми видами прикладной   графики   (плакаты,   почтовые   марки,   книжные   иллюстрации,   рекламные проспекты,  значки,   грамоты  и  т.  д.)   прежде   всего  большое  число   спортивных  трофеев, призов и памятных сувениров со спортивной тематикой и спортивными мотивами. Выставка 1 «Спорт   в   изобразительном   искусстве»,   организованная   еще   в   1963   году   в   Лейпциге, экспонируя новые произведения, установила новые масштабы в этой области, сочетающие хорошее  художественное  оформление   спортивных  призов                                                       с безукоризненным изображением исполнения соответствующего спортивного движения. Связь литературы со спортом. Художественное изображение физических упражнений и состязаний встречается уже в греческой и римской литературе. Так, древнегреческий лирик Пиндар сочинял по заказу аристократов хвалебные гимны для победителей общегреческих спортивных состязаний. Бакхимид   и   Симонид   также   писали   хвалебные   гимны   для   победителей   национальных спортивных фестивалей. Боевые спортивные игры изображаются                            и в произведениях Гомера, прежде всего в «Одиссее» и «Илиаде». В X в. у арабов и персов предметом литературного изображения стала игра в шахматы. В   современной   социалистической   литературе   отражение   общественного   феномена «спорт»   приобретает   все   большее   значение.   Однако   в   ней   недостаточно   показана   роль физкультуры и спорта в образовании и развитии личности. Может быть, это звучит, как преувеличение, но физическая культура не могла бы существовать  без литературы.  Книги, пособия,  инструкции  по  занятию  разными  видами спорта   читал   каждый   человек,   который   профессионально   занимается   спортом.   Летние, зимние,   те,   которыми   занимаются   на   улице   или   в   помещении,   те,   которые   требуют специального оборудования или не требуют, травмоопасные или безопасные. Это все про виды спорта. Чтобы правила и какие­то моменты соблюдались непоколебимо в течение нескольких   столетий,   надо   систематизировать   информацию   в   виде   текста.   Но систематизация информации, например о правилах ­ дело обычное, такое же, как летопись в истории.  Более того авторы вдохновляются темой спорта и пишут рассуждения и пояснения уже со стороны философии. Эти книги помогают физической культуре не уйти во тьму и   оставаться   популярной.   Литература   ­   очень   обширная   сфера   деятельности,   я   думаю, в   жизни  человек   прочитал   хоть  одну  книгу,  а   если   книга  попадется   о  спорте,  человек подумает,   не   заняться   ли   ему   этим.   Связь   литературы   и   физической   культуры   ­ односторонняя, то есть литература оказывает услугу по продвижению и увековечиванию в тексте информации о спорте. Связь средств массовой информации со спортом. Соревнования и праздники физкультуры и спорта вызывают сегодня интерес широких кругов населения; газеты, радио, телевидение и кино ежедневно сообщают                      о большинстве   спортивных   событий,   происходящих   во   всех   странах   мира.   Многие спортивные   журналисты   ежедневно   находятся   в   пути,   чтобы   собрать   и   подготовить материал для своих репортажей. Благодаря передачам спортивных известий и репортажам миллионы людей находятся в курсе важнейших спортивных событий. Спортивная пресса фиксирует                       и комментирует рекордные и наивысшие  достижения, показанные  во время соревнований. Важным средством информации является спортивная статистика. В комментариях дается анализ спортивных и спортивно­политических событий. Это помогает читателю более глубоко понять суть происходящего и новые проблемы, а также получить   правильную   ориентировку.   Спортивный   журналист   оказывает   влияние на формирование мнения читательской массы. Знания   читателей   расширяются   путем   регулярной   популяризации   малоизвестных видов спорта, условий соревнований, новых методов тренировки и важных специальных 2 проблем.   Рассказы   очевидцев   и   репортажи   о   зарубежных   поездках   спортсменов способствуют   оживлению   спортивной   информации.   Спортивная   печать   информирует общественность   также   об   успехах   спортивного   движения   стран   и   помещает   сообщения о выдающихся спортсменах. В   целях   пропаганды   спортивная   печать   помещает   отчеты,   репортажи,   интервью и т.д. Она использует все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы привлечь сотни тысяч   любителей   спорта,   заполняющих   в   конце   недели   спортплощадки,   к   активной спортивной деятельности и социалистическому спортивному движению. Фотография   и   кино   за   последнее   время   в   значительной   степени   содействовали быстрому распространению спорта. Темп, жесткость, элегантность и красота спортивного соревнования, которые до сих пор только описывались, получили наглядное изображение с   помощью   фото   и   кино.   Спортивные   фотографии   и   спортивные   кинофильмы   стали составной частью ежедневной печати и кинопродукции. Таким образом, СМИ не только помогают оповестить людей о важнейших событиях спорта, но заинтересовать в занятие спортом, как и книги.  Связь психологии и физической культуры. Психология   подходит   к   физической   культуре   с   нескольких   сторон.   Есть   даже специальная   наука   ­   спортивная   психология.   Первый   аспект   психологии   спорта     ­ индивидуальная   психологическая   подготовка   спортсмена.   Именно   спортивный   психолог работает со спортсменом, позволяя ему решить следующие основные задачи: 1. Повышение   общей   эффективности   тренировочного   процесса   за   счет   выработки нужного   уровня   мотивации,   четкой   ориентации   на   конкретную   цель,   а   также формирования нужных двигательных умений и навыков. 2. Создание   необходимых   психологических   условий   для   достижения   лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия. 3. Грамотная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 4. Психическая регуляция 5. Формирование   личности   спортсмена   для   лучшего   взаимодействия   с   тренером, а также другими спортсменами в команде. 6. Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может «перегореть» еще до старта соревнований. 7. Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты ­ от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных в связи с этим переживаниями. Второй аспект – психодиагностика. Определенный вид спорта подходит определённому психологическому типу, характеру. Исследования   темперамента   боксеров   (Клещев,   Худадов,   1983,   1988),   в   которых изучались характеристики более чем 80 боксеров высокой квалификации (МС, МСМК), позволили авторам выявить следующие особенности: заключающаяся личности к   самовыражению,   контактности   с   людьми,   эффективному   освоению и преобразованию внешней деятельности; 1. Экстравертированность, тенденции       в   3 2. Пластичность (легкость, гибкость приспособления к изменяющимся требованиям деятельности); 3. Невысокий   уровень   эмоциональности   (стабильность   эмоций,   в   большинстве случаев их стенический характер). Третий   аспект   ­   ситуативное   управление   состоянием   и   поведением   спортсмена. Такое   управление   осуществляется   в   тех   случаях,   когда   обнаружены   недостатки в   психологии. Управление   может   осуществляться   за   день   до   соревнований   или   в   день соревнований,   непосредственно   перед   стартом,   в   перерывах   между   соревновательными упражнениями, (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Некоторые считают, что четвёртый аспект ­ гендерная психология в спорте устарела, так как почти во всех видах спорта принимают участие, как и женщины, так и мужчины, и   сложно   определить,   какой   спорт   подходит   каждому   полу,   но   все­таки   гендерная психология имеет место быть.  Психология   –   неотъемлемый   элемент   в   спорте,   позволяющий   исследовать закономерности   формирования   и   проявления   самых   различных   психологических механизмов в спортивной деятельности. Из   всего   вышеизложенного   можно   сделать   следующий   вывод:   со   временем спортивная психология развивается. Это помогает добиться высоких результатов в спорте и   усилить   конкуренцию.     В   последнее   время   появляются   новые   виды   спорта,   и   чтобы разобраться во всем этом многообразии и выбрать подходящий   вид, следует обратиться к помощи спортивной психологии. Культура   и   психология   получила   связь   с   физической   культурой   и   спортом   еще в древние времена, когда все сферы жизни общества были связаны с религией и культурой. С переменой сознания людей физическая культура перестала иметь глубокое отражение в культуре и искусстве. Чтобы люди не забывали о спорте, продолжали заниматься им; и чтобы потомки знали, например, об олимпийских играх XX века, надо воссоздать связь культуры со спортом. Судя по опросу, современное поколение не понимает эту связь, из этого следует, что мало кому захочется писать книги, статьи о спорте; рисовать картины, посвященные физической культуре ­ оставлять отпечаток в истории. Нельзя считать, что физическая культура обособлена, и может развиваться без других сфер. Все, что когда­ либо было связано имеет связь до сих пор. Все рассмотренные мной сферы имеют связь, но, к сожалению, в глазах людей она не прослеживается четко. Список литературы 1. Центр   спортивной   психологии   (2015).Что   такое   спортивная   психология?  Web: http://www.psysports.ru/psycology. 2. История   мировой   культуры   (2009­2010).   Мировая   культура.  Web: http://www.worldsculture.ru/. 3. Физкультура для всех: для детей и взрослых (2010­2015). Физкультура в обществе. Web:http://www.fizkultura­vsem.ru/topic/рекомендации/физкультура­в­обществе/. 4 5

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»

«Культура и психология в спорте и физической культуре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018