Кураторский час.
Тема : «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
( 30 летию Конвенции о правах ребенка)
Цель: продолжить работу по воспитанию правовой культуры обучающихся, обобщить знания об основных правах ребенка; сформировать знания у обучающихся об основных положениях, правах и обязанностях ребенка по Закону о правах ребенка Республики Казахстан
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.
5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
6. Продолжить работу по формированию отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждению детей к защите своих прав;
7.
продолжить
работу по воспитанию уважение к правам других людей.
Задачи:
а) воспитательная: – воспитывать гражданина Р.
К. знающего свои права и обязанности, гражданина с активной жизненной позицией;
б) развивающая: - формировать умение слушать и
слышать, умение припоминать необходимую информацию, формировать умение
анализировать, умение применять теоретические знания в жизненной ситуации, на
практике.
в) обучения – познакомить учащихся с основными
правами и обязанностями, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, помочь
детям осознать, что нет прав без обязанностей и обязанностей без прав
Критерии
оценивания: Приводит примеры прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних
граждан.
Языковые задачи:
Лексика и терминология, необходимая для кураторского часа:
• Конституция
• Конвенция о правах ребенка
• права и обязанности
• обязанности отдельного лица
• права человека
• статья
Словосочетания для диалога и письма:
Конституция ...
Конституция ... гарантии
Права и свободы человека / обязательства заключаются в следующем: ...
Основные права человека и гражданских прав основаны на следующих статьях:
Предудущие знания
Концепция гражданского общества, его основные элементы и институты
Орг. Момент.
Преподаватель: Здравствуйте, дети и уважаемые гости. Я настаиваю именно на обращении дети, а почему каждый из Вас сможет ответить на этот вопрос в конце нашего кураторского часа. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. И поможет нам с вами в определении цели и задач анкетирование.
Класс разбивается на группы по 4 – 5 человек. В каждой группе выбирается лидер. На столах анкеты , ребята должны ответить на вопросы анкеты (5 минут).
Анкетирование.
Анкета
1.В каком году принята Конвенция о правах ребенка?
А) 1989; б) 1991; в) 2004.
2. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия ее членов и особенно детей:
А) школа; б) дом; в) семья.
3. Возможность самому выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы страны и возвращаться – это:
А) право человека на свободу передвижения;
Б) право на жизнь;
В) свобода выбора.
4. Как называется Основной закон страны:
А) конституция; б) уголовный кодекс; в) декларация прав человека.
5. Согласно Конвенции прав ребенка он:
А) как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека;
Б) ограничен в своих правах по сравнению со взрослыми;
В) имеет больше прав, чем взрослый.
6. Ребенок может определять свое отношение к религии:
А) по требованию родителей;
Б) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества;
В) учитывая религиозные традиции государства.
7. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности:
А) иждивенец; Б) товарищ; В) гражданин.
8. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
А) с момента рождения до 18 лет;
Б) с момента рождения до 15 лет;
В) с момента рождения до 16 лет.
9. Ребенок обладает правами:
А) с момента рождения;
Б) по достижении совершеннолетия;
В) с 14 лет.
10. Как называется человек, любящий свою Родину:
А) гражданин; Б) патриот; В) флегматик.
11. Дети могут участвовать в военных действиях:
А) если этого требуют интересы Родины;
Б) если есть согласие родителей;
В) не могут.
12. Как называется человек, получивший от народа право на власть:
А) Председатель Совета министров;
Б) Президент;
В) Народный избранник.
13. Флаг. Герб. Гимн – это:
А) символы государства;
Б) атрибуты праздника;
В) отличительные знаки государства.
14. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства:
А) точка зрения; Б) референдум; В) выборы.
15. Что такое ЮНИСЕФ:
А) Детский фонд ООН;
Б) Юношеская федерация спорта;
В) ООН.
II Ситуация успеха. Целеполагание:
На основе анкетирования по методике «от незнания к знанию» определяется цель и задачи мероприятия.
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. Задача учителя состоит в том, что он подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач кураторского часа.
П: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения обучающихся)
III Объяснение нового материала :
Итак, тема нашего разговора звучит так «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.(презентация1)
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Таким образом, в этом году будет уже 30 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.
Права ребенка закреплены в довольно большом количестве международных документов. Мы с вами рассмотрим два из них: Декларацию прав ребенка 1959 года и Конвенцию о правах ребенка 1989 года. В них – основное содержание прав тех, кому еще не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребенка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»
Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Она ныне является главным международным документом, в котором изложены детские права.
Конвенция ООН о правах ребенка(принята 20 ноября 1989 года)– это не просто призыв, а закон. Документ большой, сложный. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, которые приняли Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое законодательство внутри страны для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. Тогда ребенка впервые назвали и признали субъектом права, который также может рассчитывать на весь спектр прав человека. Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 190 стран, в том числе и Казахстан — 8 июня 1994 года.
Контролирует исполнение положений конвенции — Комитет по правам ребенка. Каждые пять лет Комитет рассматривает доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений конвенции. Казахстан сделал первый отчет в 2003 году на 33-й сессии Комитета ООН по правам ребенка. Тогда по результатам доклада Комитет подготовил пакет замечаний и рекомендаций, при этом отметив совершенствование законодательной базы в области защиты прав детей и развития сотрудничества государственных органов с международными организациями.
Согласно информации на сайте Уполномоченного по правам ребенка, сегодня в Казахстане каждый несовершеннолетний имеет право на:
— право на здоровое развитие;
— право на участие в играх;
— право на образование;
— право на защиту от дискриминации;
— право на защиту от насилия;
— право свободно выражать свои взгляды;
— право на защиту от эксплуатации;
— право на справедливое правосудие.
В отличие от Декларации ее подписывают представители государств и она является обязательной для них. Суть этого международного договора выражена в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».
Она состоит из трех частей. Непосредственно правам в ней посвящена первая часть (40 статей). (На каждой парте лежит распечатка Конвенции ООН о правах ребенка в сокращении, по ходу рассказа воспитателя, дети знакомятся со статьями самостоятельно.)
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок».
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право на заботу родителей и т.д..
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, мнения, на свободу мысли, совести и религии.
Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них…
Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь, пытки и унизительные наказания детей, определяют права детей на защиту во время вооруженных конфликтов и войн.
- Статья 1. . Ребенком является каждый человек до исполнения 18 лет.
- Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
-Статья 3.Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
-Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
-Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
-Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
-Ребенок имеет право на здравоохранение.
-Статья 28. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
-Статья 31. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни. 200
-Статья 32.
Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.
-Статья 37. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.
-Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
-Статья 12, 13, 17. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.
-Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Работа в группах(4-5 человек)
На столах перед вами лежат вырезки из статетей Конвенции о правах ребенка и Конституции Республики Казахстан,литсы А3, фломастеры , цветная бумага.
Задание:используя статьи Республики Казахстан и Конвенции о правах ребенка определите права и обязанности ребенка, государства... создайте свой свод прав и обязанностей.( на создание кластера отводится 10-15 минут, учитель может помогать и направлять работу группы)
Дескриптор: используя статьи Конституции Республики Казахстан , Конвенции о правах ребенка определяют права и обязанности ребенка
От каждой группы выступает 1 ученик с защитой своего кластера( на защиту 2-3 минуты)
Оценивается необычность, креативность создания кластера, правильность отобранного материала.
На жизнь |
На свободу |
На выбор религии |
На здоровое развитие |
Свободно выражать свое мнение |
На образование |
Свобода совести |
Право на личную жизнь |
На имя |
На приобретение гражданства |
На особую защиту |
На отдых |
На культурное развитие |
От дискриминации |
От насилия |
От эксплуатации |
От выполнения работы опасной для жизни |
От незаконного применения и распространения наркотических средств |
Получить образование |
Уважать личную жизнь |
Уважать интересы других |
Соблюдать закон |
Защищать Родину |
Добросовестно учиться |
Уважать взрослых |
Уважать честь и достоинство других |
Несут ответственность за воспитание |
Несут ответственность за детей (их жизнь и здоровье) |
Не должны допускать насилия по отношению к детям |
Участвовать в военных действиях до 18 лет |
Работать на опасной работе |
Обязано защищать детей |
Провозгласило и подписало Конвенцию о правах ребенка |
Обязано защищать детей от физического и психического насилия |
Обязано заботиться о правах ребенка лишившегося семьи |
Должны содержать своих несовершенно летних детей |
Заботиться о престарелых родителях |
V. Практическое применение полученных знаний. Анализ предложенных ситуаций.
Помогаем сказочным героям отстоять свои права.
«Согласно Конвенции о правах ребенка …»
1. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
2. Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
3. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
4. Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)
5. Фрёкен Бок: «Ничего, ничего! У меня и дети, и собаки быстро становятся шёлковыми». Малыш… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от унижения человеческого достоинства.)
6. Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)
7. Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)
8. Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
Ⅵ
Подведение итогов беседы. Рефлексия.
П : наш классный час подходит к своему завершению. Хотелось бы проверить ваши знания. Возьмите пожалуйста ваши анкеты и проверьте насколько правильными были ваши ответы, внесите если нужно изменения.
П: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
П:И в завершении нашей беседы я попрошу расположить Ваши стикеры на нашей лестнице познания.
Литература:
1. Конституция Республики Казахстан
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Никитин А.Ф. Граждановедение.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с.
4. Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся и их родителей и учителей. – 6-е изд., стереотип. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2000. – 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.