МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет повышения квалификации, профессиональной переподготовки, научно-методического и аналитического сопровождения общего образования
Кафедра естественно-математического, технологического образования и ИКТ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Технологическая карта урока»
Выполнили слушатели группы 4.7.3.
«Методические аспекты реализации требований ФГОС ООО, ФГОС СОО на базовом уровне»
Дегтярева Ольга Александровна
учитель информатики ГБОУ «Школа № 30 г.о. Донецк»
Неежмаков Александр Владимирович
учитель информатики ГБОУ «Школа № 76 им. А.Н. Ковачевича г.о. Донецк»
Руководитель итоговой аттестационной работы
Коваль Наталья Николаевна
к.пед.н., заведующий кафедрой естественно-математического, технологического образования и ИКТ
Работа допущена/не допущена__________
(подпись)
Донецк,
2025 г.
АННОТАЦИЯ
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу и результатам обучения, воспитания и развития школьников. Учителю, реализующему Федеральный государственный стандарт на уровне основного общего образования (далее - ФГОС ООО) на основе системно-деятельностного подхода, необходимо по-новому выстраивать процесс учения, выбирать технологии его реализации, учитывать степень взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, нести ответственность за конечные результаты обучения, имеющие главным образом личный смысл для учащегося и «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника» [9].
Содержание технологических карт отражает уровень требований ФГОС ООО к построению системы обучения географии в средней школе.
Цель: создание технологических карт уроков по учебному предмету «Информатика» для учащихся 8 класса.
Задачи:
1) обосновать соответствие разрабатываемых технологических карт уроков требованиям ФГОС, выбор цифровых ресурсов, методов и форм обучения;
2) разработать технологические карты уроков по темам «Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. ПР №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Черепашка», «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм».
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
¾ учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата, используются эффективные методы работы с информацией;
¾ организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
¾ обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» (8 класс)
2.1. Технологическая карта урока по теме «Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. ПР №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Черепашка»
2.2. Технологическая карта урока по теме «Алгоритмы и их свойства»
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Актуальность работы. В ходе введения Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы основного общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса [9, 12].
Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить учебный процесс так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС ФООП, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Объект: процесс преподавания учебного предмета «Информатика».
Предмет: технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» для учащихся 8 класса.
Цель: создание технологических карт уроков по учебному предмету «Информатика» для учащихся 8 класса.
Задачи:
1) обосновать соответствие разрабатываемых технологических карт уроков требованиям ФГОС, выбор цифровых ресурсов, методов и форм обучения;
2) разработать технологические карты уроков по темам «Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. ПР №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Черепашка», «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм».
Методы исследования: теоретические: анализ методической литературы, педагогической практики, систематизация и теоретическое обобщение, рефлексия педагогического опыта; эмпирические: беседы с учителями и учащимися, наблюдение.
В разных источниках даётся разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришёл в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС, ФООП. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения [11].
Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт [10].
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
По теории Т. И. Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое планирование с поурочным [2].
Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Потребность реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность: тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координация всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий [3].
Опытные педагоги, давно практикующие составление технологических карт, рекомендуют придерживаться следующей структуры документа [5,8]:
¾ особое внимание уделяется составлению «шапки». В ней отражают предмет, тему и тип урока, часы, отведенные для изучения тематики раздела.
¾ указывают перечень метапредметных, личностных и предметных результатов занятия и межпредметные связи, опираясь на информацию учебной программы.
¾ вдумчиво характеризуется деятельность учеников и учителя.
¾ перечисляются формы работы на уроке, дидактические средства, используемое оборудование и этапы изучения темы.
Сегодня хорошим уроком, по мнению А.Н. Иоффе, Н.Я. Мороз можно назвать тот, на котором интересно, создана доброжелательная атмосфера и который дает ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности. Поэтому наиболее продуктивным представляется планировать урок с помощью блочной структуры [6].
В структуре технологической карты выделяются блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса [3,7]:
1 блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить):
ü название темы с указанием часов, отведенных на изучение,
ü цель освоения учебного содержания и планируемые результаты,
ü метапредметные связи и организация пространства (формы работы и
ü ресурсы),
ü основные понятия темы;
2 инструментальный блок (какими средствами это достижимо):
ü задачи урока (перечень всех задач урока, выстроив их иерархическую
ü последовательность как программу деятельности на уроке),
ü тип урока определяется его сущностными целями и задачами,
ü учебно-методический комплекс (источники информации, оборудование,
ü дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности ученика);
3 блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции):
ü планирование этапов урока,
ü прогнозируемый результат,
ü задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения,
ü контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов,
ü домашнее задание (на закрепление знаний; на углубление знаний; на развитие творческого уровня знаний; на выработку умений; на выработку и закрепление навыков).
Помимо соблюдения условной структуры таблицы, разработка технологических карт по ФГОС предполагает лаконичность изложения, которая облегчит использование документа во время занятия, последовательность передачи информации. При составлении текста технологической карты важно помнить о развивающей и воспитательной направленности занятия, используя соответствующие формулировки.
Преимущества технологической карты: помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения; детально проработать все этапы урока; конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса; соотносить результат с целью обучения.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счет развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решенными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий[12].
Методы и приёмы работы с обучающимися, основанные в соответствии с требованиями ФГОС, на принципах:
ü деятельностного подхода: основная образовательная задача учителя состоит в организации такой учебной ситуации и подбора таких учебных заданий, которые бы позволяли активизировать собственную познавательную деятельность обучающихся;
ü преемственности и межпредметности: межпредметные связи способствуют реализации принципа научности в содержании обучения; призваны довести до сознания обучающихся идею общности всех предметов и «показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете»;
ü проектной и исследовательской деятельности: способствуют повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
ü практико-ориентированной деятельности: способствует развитию интереса к учебному предмету и направлена на использование полученных знаний в жизненных ситуациях.
При разработке технологической карты по теме «Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. ПР №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Черепашка» было предусмотрено использование следующих видов деятельности:
- раскрывать смысл изучаемых понятий;
- анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;
- создавать, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;
- исполнять готовые алгоритмы при конкретных исходных данных.
Поэтому авторы посчитали наиболее целесообразным для разработки заданий использование сервиса https://learningapps.org/.
Использование сервиса LearningApps для разработки технологической карты урока по новым ФГОС имеет ряд обоснованных преимуществ:
1. Соответствие требованиям ФГОС.
2. Развитие ключевых компетенций учеников.
3. Повышение мотивации обучающихся.
4. Индивидуализация учебного процесса.
5. Возможность оперативной оценки результатов.
Остановимся на каждом моменте подробнее.
ФГОС предъявляют повышенные требования к интерактивному обучению, формированию метапредметных компетенций и индивидуализации образовательного процесса. Сервис LearningApps позволяет создавать разнообразные интерактивные задания, игры и тесты, способствующие развитию познавательной активности учащихся и самостоятельности.
Сервис поддерживает разработку заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД: развитие умения ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать результаты.
- Коммуникативные УУД: стимулирование взаимодействия учащихся друг с другом и учителем посредством совместной работы над заданиями.
- Познавательные УУД: поддержка исследовательской деятельности и критического мышления через выполнение игровых и тестовых упражнений.
Интерактивные формы подачи материала способствуют повышению интереса школьников к предмету, делают процесс обучения увлекательным и привлекательным. Использование мультимедийных элементов и геймификации помогает поддерживать высокий уровень вовлеченности детей в образовательный процесс.
LearningApps позволяет учителю разрабатывать дифференцированные задания разного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Это способствует созданию условий для реализации личностно ориентированного подхода, важного аспекта современных образовательных технологий.
Создание тестов и контрольных заданий на платформе LearningApps обеспечивает быструю обратную связь и возможность анализа успеваемости учащихся в режиме реального времени. Учитель получает объективные данные о результатах обучения и может оперативно вносить коррективы в учебный процесс.
Таким образом, применение сервиса LearningApps для разработки технологической карты урока является эффективным инструментом повышения качества образования, позволяющим реализовать ключевые положения ФГОС нового поколения и обеспечить успешное достижение планируемых образовательных результатов.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
|
Класс: |
8 |
|
Предмет: |
Информатика |
|
Место урока/занятия |
Раздел 2. Алгоритмы и программирование |
|
Тема урока/занятия |
«Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. ПР №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Черепашка» |
|
Уровень изучения: |
основное общее |
|
Тип урока/занятия (укажите тип урока): |
урок открытия новых знаний и освоения умений |
|
Планируемые результаты (по ФРП): |
|
|
Личностные: ценностей научного познания: интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. |
|
|
Метапредметные: Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; (базовые логические действия); прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах (базовые исследовательские действия); выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями (работа с информацией). Коммуникативные УУД: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; Регулятивные УУД: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; (самоорганизация); владеть способами самоконтроля и рефлексии; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям(самоконтроль(рефлексия)). |
|
|
Предметные: раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник. |
|
|
Ключевые слова: алгоритм, исполнитель алгоритма, свойства алгоритма, способы записи алгоритма, блок-схема, программа, дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость, исполнитель Робот, исполнитель Чертежник, исполнитель Черепаха, базовые структуры алгоритмов, цикл, ветвление, линейный алгоритм. |
|
|
Краткое описание: На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость. Определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм. Анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма. Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм. Сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Создавать, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник. Исполнять готовые алгоритмы при конкретных исходных данных.
Необходимы: учебник 8 класс, компьютеры, проектор, интерактивная панель, презентация к уроку «Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма», видеофрагменты с учебными заданиями, интерактивные упражнения. |
|
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организационный момент. Создание спокойной обстановки для восприятия и усвоения материала и создание психологического учебного настроения. Приветствие учащихся. Направляет на восприятие: Просмотр видеофрагмента https://vkvideo.ru/video-43618728_456263259?t=1m33s&ref_domain=yastatic.net
Представьте себе мир, где каждое ваше действие заранее просчитано и идеально спланировано. Где вы можете запрограммировать любые процессы, предсказывая и контролируя каждый шаг. Именно такими возможностями мы обладаем благодаря алгоритмам! И танцующие роботы, которых вы только что увидели тоже двигаются, благодаря алгоритмам. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по миру алгоритмов, изучив их важнейшие свойства и научившись записывать инструкции понятным языком. А главное — попробуем сами создать и запустить собственные программы на компьютере, управляя виртуальным исполнителем Черепашкой.
Вы готовы стать настоящими создателями алгоритмов и увидеть, как ваши идеи превращаются в работающие программы? Тогда вперед! |
Настрой на учебную деятельность. Приветствуют учителя. Занимают свои места. Учащиеся смотрят видео, настраиваются на работу, благодаря вступительному слову учителя.
|
|||||||||
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Создание проблемной ситуации через организацию эвристической беседы: Представьте, что вам поручили написать инструкцию для робота-помощника, который должен перемещаться по лабиринту, собирая предметы и избегая препятствий. Однако робот выполняет команды буквально и не способен сам решать проблемы.
Вопрос: Какие трудности возникнут, если инструкция написана некорректно или недостаточно точно?
Ваша задача — сформулировать требования к идеальной инструкции (алгоритму)
|
Учащиеся принимают участие в эвристической беседе, работают в группах, формулируют требования к алгоритму, затем читают материал по учебнику, анализируют свои ответы и составляют кластер.
|
|||||||||
|
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Формулировка цели и построение плана урока: Учитель просит учащихся сформулировать цель урока. Конкретизирует цель урока, предложенную обучающимися. - Ребята, чтобы ответить на ваши вопросы к уроку, я предлагаю выполнить задания квеста «Выберись из комнаты». (Демонстрируется стартовая картинка Веб-комнаты, объясняются правила игры) Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы пройти эту игру? Учащимся сообщается, что в ходе игры мы составим программы для исполнителя Черепаха. |
Учащиеся формулируют цель урока: - Вспомнить свойства алгоритма? – Повторить способы записи алгоритмов? - Составить программы для исполнителя Черепаха. С помощью учителя предлагают способы достижения цели урока: Мы научимся составлять программы для исполнителя Черепаха, а также составим ключ к двери и сможем выбраться из Веб-комнаты
|
|||||||||
|
БЛОК 2. Открытие нового знания |
||||||||||
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Учитель отправляет ссылку на квест каждой паре учащихся. https://learningapps.org/display?v=p7vbpwnkc25 Преподаватель побуждает обучающихся к самостоятельному поиску знаний, выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации (не дает готовые знания, но участвует в обсуждении, направляет). Цель педагога - дать возможность обучающимся думать, делать, выбирать и учиться самостоятельно. Учитель предлагает каждой группе представить результаты работы над своими заданиями Учитель проверяет выполнение заданий, комментирует ответы учащихся.
|
Учащиеся заходят в веб-комнату и выполняют первое задание квеста. После правильного выполнения задания у учащихся должна появиться первая часть ключа. На каждом этапе квеста идет обсуждение задания игры в парах, выполнение интерактивных упражнений, поиск недостающей информации в предложенных источниках. Информация систематизируется, обобщается, осуществляется выбор наиболее эффективных способов решения каждой из задач в зависимости от конкретных условий. Представители от пар выступают с заданиями.
|
|||||||||
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Учитель предлагает вернуться к главной странице квеста и выполнить второе задание. |
Ученики выполняют второе задание квеста и получают вторую часть пословицы.
|
|||||||||
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Учитель предлагает учащимся выполнить третье задание квеста. А затем выполнить индивидуальное задание по составлению программы для исполнителя Черепаха(каждый получает свою фигуру – квадрат, треугольник, пятиугольник, шестиугольник). |
Выполняют задание учителя. Изменяют программу согласно требованиям. Получают последнюю часть ключа.
|
|||||||||
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Учитель организует работу по выполнению метапредметного задания для исполнителя Черепаха, которое охватывает сразу несколько образовательных областей: информатику, геометрию и искусство. Название: «Создаем древнерусские узоры» Цель: Изучение основ программирования через создание традиционных русских орнаментов. Требования к выполнению: 1. Создай программу, в которой черепаха нарисует простой традиционный русский орнамент (можно выбрать простейший вариант: кружочки и волнистые линии). 2. Программа должна учитывать использование циклов и условий, чтобы сделать рисунок интересным и разнообразным. 3. После успешного выполнения простого рисунка усложни свою работу, добавив дополнительные элементы (цветовую палитру, градиенты или изменения толщины линий). 4. Попробуй создать вариацию своего орнамента путем введения случайных элементов (размеров фигур, цветов или расположения).
|
Учащиеся составляют программу, которая рисует геометрический русский орнамент (например, растительный мотив или солярный символ). Узор должен содержать повторяющиеся элементы, симметричные линии и круговые формы.
Вопросы для размышления: - Какие свойства русского традиционного орнамента ты выделил? - Какое значение имеют повторяющиеся фигуры и симметрия в русской культуре? - Что нового ты узнал о принципах построения алгоритмов?
Оценочные критерии: - Соответствие программы заданному стилю орнамента. - Использование циклов и условных операторов. - Эстетика полученного результата. - Уровень сложности реализованного проекта. Такое задание позволит ученикам не только освоить основы программирования и алгоритмизации, но и познакомиться ближе с русским народным искусством и традициями. |
|||||||||
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Предлагает решить задание ЕГЭ |
Учащиеся решают задание 6 демонстрационного варианта ЕГЭ - 2024 |
|||||||||
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Формулировка задания: Вы — инженер-строитель, задача которого разработать новый парк развлечений. Необходимо построить аттракцион — лабиринт, в котором дети смогут играть и развлекаться. Лабиринт представляет собой замкнутый путь с несколькими поворотами и препятствиями. Что потребуется сделать:
- Напишите программу для исполнителя Черепаха, которая строит этот лабиринт. - Проверьте правильность своей программы с точки зрения длины траектории и соответствия другим требованиям.
Критерии оценки:
- Полностью соблюдены требования по длине и форме лабиринта. - Четкость и ясность написанного кода. - Оптимальность выбранного маршрута. - Способность объяснить процесс написания программы и аргументировать выбор решений.
Это задание развивает ключевые компетенции функциональной грамотности, включая способность формулировать проблему, анализировать условия задачи, планировать шаги её решения и проверять полученный результат. |
Ученики выполняют задание, проверяют, выполняются ли требования: 1. Длина пути должна составлять ровно 1 километр. 2. Траектория должна проходить хотя бы через два полных круга (замкнутых маршрута). 3. Должны присутствовать повороты направо и налево (минимум по одному каждого типа). 4. Лабиринт должен заканчиваться там же, откуда начался.
|
|||||||||
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Теоретический опрос: Вопрос №1: Перечислите пять свойств алгоритма и дайте краткое определение каждому из них.
Вопрос №2: Какие способы записи алгоритма существуют? Чем отличаются словесная форма записи от графической формы?
Вопрос №3: Для чего применяется псевдокод? Является ли псевдокод универсальным языком программирования?
Вопрос №4: Назовите три этапа разработки алгоритма. |
Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы. |
|||||||||
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Предлагает выполнить тестовую работу. Раздаточный материал лежит на парте. На выполнение работы 5 минут. Проверка с помощью ключа на доске. Можно выполнить это задание и на компьютере.по ссылке https://learningapps.org/display?v=pbn7outej25
|
Ученики устанавливают соответствие между программой и рисунком, который получается при выполнении этой программы. Можно выполнить Это задание на компьютере по ссылке https://learningapps.org/display?v=pbn7outej25 |
|||||||||
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||
|
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Учитель организует с учащимися подведение итогов и оценку качества выполнения работы в форме взаимопроверки, самооценки своего труда. Дайте оценку своей работе на уроке: ü Удовлетворён степенью выполнения работы, т. к. выполнял всё без особых затруднений. ü Удовлетворён работой частично, т. к. испытывал затруднения, терял интерес к выполнению заданий. ü Не удовлетворён, т. к. мало что удалось выполнить самостоятельно. — Отметьте, какой этап урока для вас был наиболее интересен. — Удовлетворены ли вы работой в паре и адекватностью оценки вашей деятельности, которую дал одноклассник? |
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
|
|||||||||
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||
|
Повторить свойства алгоритмов, базовые структуры алгоритмов, систему команд исполнителя Черепаха среды программирования КуМир Решить задачу.
Дополнительное задание: Представьте себе, что вы участник команды разработчиков парка аттракционов. Ваша цель — создать привлекательную игровую зону, включающую уникальный лабиринт, предназначенный для развлечения и активного отдыха детей. Для строительства лабиринта используется исполнитель "Черепаха", умеющая двигаться вперед, поворачивать вправо-влево и рисовать линии. Лабиринт должен представлять собой замкнутое пространство с определённым количеством поворотов и препятствий. Задача состоит в следующем: - Написать программу для исполнителя "Черепаха", которая построит указанный лабиринт. - Проверить вашу программу с точки зрения длины траектории движения и соответствия заданным условиям. Что нужно сделать? - Составьте программу для исполнителя "Черепаха", которая создает сложный лабиринт с четкими границами и интересными элементами дизайна. - Продемонстрируйте знание основ программирования и умение решать практические задачи через программирование. - Опишите этапы разработки программы и аргументируйте принятые вами архитектурные и дизайн-решения. Оценочные критерии: 1. Правильность конструкции лабиринта: программа должна точно соответствовать установленным требованиям (количество поворотов, длина путей, сложность прохождения). 2. Четкость и понятность кода: ваш код должен быть хорошо организован, легко читаем и комментирован. 3. Оптимизация пути: убедитесь, что ваша программа рисует наиболее эффективный маршрут, сокращая ненужные передвижения и повторения команд. 4. Способность пояснить ход мысли: способность подробно описать последовательность шагов, предпринятых при разработке лабиринта, и обоснованность выбора конкретного алгоритма. 5. Дополнительные возможности: демонстрация творческого подхода путем добавления уникальных особенностей и интересных деталей в конструкцию лабиринта. Подсказки и рекомендации: - Используйте базовые команды исполнителя "Черепаха": движение вперёд, поворот вправо и влево. Например, команда вперед(100) заставит Черепашку пройти 100 шагов прямо. - Сделайте чертеж лабиринта заранее на бумаге, прежде чем приступить к написанию программы. - Тестируйте программу поэтапно, проверяя каждый элемент лабиринта отдельно. Образец результата: Ваш лабиринт должен выглядеть примерно так (пример иллюстрации):
При выполнении задания постарайтесь показать креативность и оригинальность ваших идей! Это задание эффективно развивает у учащихся способности к решению комплексных практических задач, улучшает навыки программирования и пространственного мышления, одновременно формируя интерес к инновационным технологиям. |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Разъясняет домашнее задание |
Задают вопросы. |
|||||||||
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
|
Класс: |
8 |
|
Предмет: |
Информатика |
|
Место урока/занятия |
Раздел 3. Алгоритмы и программирование |
|
Тема урока/занятия |
Алгоритмы и их свойства |
|
Уровень изучения: |
Основное общее |
|
Тип урока/занятия (укажите тип урока): |
Урок открытия новых знаний и освоения умений |
|
Планируемые результаты (по ФРП): |
|
|
Личностные: Ценностей научного познания: интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. |
|
|
Метапредметные: Познавательные УУД: - базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - базовые исследовательские действия: прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; - работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями, выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Коммуникативные УУД: - общие сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; - совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; Регулятивные УУД: - самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля и рефлексии; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. |
|
|
Предметные: разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных, распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг) |
|
|
Ключевые слова: постановка задач; формализация; алгоритмизация; программирование; отладка и тестирование, выполнение расчётов. |
|
|
Краткое описание: на уроке предусмотрено: учащиеся будут раскрывать смысл изучаемых понятий, связанных с алгоритмами, будут определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм, будут анализировать последовательности команд, чтобы определить, обладают ли они свойствами алгоритма, такими как дискретность, детерминированность, понятность, результативность и массовость, будут определять, какие алгоритмические конструкции могут быть использованы в алгоритме, исходя из выбранного метода решения задачи. Необходимы: компьютер, проектор; презентация "Алгоритмы и их свойства"; карточки с заданиями для практической работы; учебник по информатике; рабочие тетради. |
|
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ
|
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организационный момент. Создание спокойной обстановки для восприятия и усвоения материала и создание психологического учебного настроения. Визуальный осмотр класса: "Доброе утро, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность ваших рабочих мест - учебник на странице 65, тетрадь, ручка, карандаш" - Установление зрительного контакта с каждым учеником - Проверка психологического климата: "Улыбнитесь соседу по парте, настроимся на продуктивную работу" - Четкое озвучивание регламента: "Сегодняшний урок состоит из 4 модулей, мы будем работать как индивидуально, так и в группах" |
Настрой на учебную деятельность. Приветствуют учителя. Пошаговая подготовка: 1. Открыть учебник на указанной странице 2. Подписать число и тему урока в тетради 3. Разложить письменные принадлежности Визуальная и вербальная демонстрация готовности (поднятые руки, устное подтверждение).
|
|||||||||
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Создание проблемной ситуации через организацию эвристической беседы: "Представьте, что к вам в гости приехал друг из другой страны и никогда не видел, как готовят борщ. Ваша задача - составить для него максимально точную инструкцию приготовления. Какие сложности могут возникнуть?" Наводящие вопросы (детализированные): - "Если мы напишем 'добавить соль по вкусу' - будет ли это понятно человеку, который никогда не солил борщ?" - "Можно ли сначала нарезать овощи, а потом поставить воду нагреваться?" - "Что важнее: последовательность действий или их точное описание?" - "Как сделать так, чтобы по нашей инструкции любой человек в любой стране смог приготовить одинаковый борщ?" Визуальное сопровождение: - На доске рисуется схема "Идеальная инструкция" с заполняющимися блоками |
Деятельность учащихся (конкретизированная): - Учащиеся принимают участие в эвристической беседе; - Индивидуальная работа: записать 3 ключевых момента для создания идеальной инструкции; - Парное обсуждение: сравнить свои списки с соседом, выделить общие позиции; - Фронтальное обсуждение: озвучивание 2-3 наиболее значимых моментов от каждой пары.
|
|||||||||
|
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Формулировка цели и построение плана урока: Учитель просит учащихся сформулировать цель урока. Конкретная: "К концу урока каждый сможет дать определение алгоритма" - Измеримая: "Сможем назвать 5 свойств алгоритма и привести примеры" - Достижимая: "Научимся анализировать готовые алгоритмы на соответствие свойствам" - Релевантная: "Эти знания нужны для дальнейшего изучения программирования" - Ограниченная по времени: "Все цели должны быть достигнуты в течение 35 минут" |
Учащиеся формулируют цель урока: - "Я хочу научиться отличать алгоритм от простой последовательности действий"; - "Мне важно понять, как создавать четкие инструкции для компьютера"; - "Я планирую разобраться, почему некоторые алгоритмы работают, а другие - нет". |
|||||||||
|
БЛОК 2. Открытие нового знания |
||||||||||
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация проблемного диалога: "Почему одни инструкции работают, а другие нет?" Разделение на группы А и Б с разными заданиями Координация экспериментальной проверки гипотез Предоставление исторической справки об Аль-Хорезми Формализация понятия алгоритма через 5 свойств |
Работа в группах по анализу разных инструкций, например: 1. Приготовление бутерброда с сыром и ветчиной. - возьмите два куска хлеба; - намажьте один кусок хлеба маслом; - положите на хлеб ломтик сыра; - положите на сыр ломтик ветчины; - накройте вторым куском хлеба; - поджарьте бутерброд на сковороде до золотистой корочки. 2. Решение квадратного уравнения ax2+bx+c=0. - вычислите дискриминант: D=b2−4ac; - если D>0, то уравнение
имеет два корня: x1= - если D=0, то уравнение
имеет один корень: x=− - если D<0, то уравнение не имеет действительных корней. 3. Сборка модели самолета из конструктора. - возьмите основу модели; - прикрепите крылья к основе; - установите хвостовое оперение; - прикрепите двигатель к передней части модели; - установите пропеллер на двигатель; - проверьте, что все детали надежно закреплены. Задача группы: проанализируйте инструкцию и определите, является ли она алгоритмом. Если да, то какие свойства алгоритма она демонстрирует? Проведение сравнительного анализа результатов Формулирование выводов о необходимости точных правил Создание опорного конспекта в тетрадях Участие в обсуждении исторического контекста |
|||||||||
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация многоуровневой проверки: - Уровень 1: "Перечислите свойства алгоритма" - Уровень 2: "Объясните важность определенности" - Уровень 3: "Найдите нарушение свойств в инструкции" Пример инструкции: 1. Возьмите лист бумаги. 2. Нарисуйте на листе круг. 3. Если круг получился неидеальным, сотрите его и повторите шаг 2. 4. Если круг получился идеальным, переходите к следующему шагу. 5. Нарисуйте внутри круга квадрат. 6. Если квадрат получился неидеальным, сотрите его и повторите шаг 5. 7. Если квадрат получился идеальным, переходите к следующему шагу. 8. Нарисуйте внутри квадрата треугольник. 9. Если треугольник получился неидеальным, сотрите его и повторите шаг 8. 10. Если треугольник получился идеальным, завершите работу. Координация взаимопроверки в парах Проведение экспресс-опроса "Микрофон" |
Выполнение заданий трех уровней сложности Взаимопроверка работ в парах Участие в экспресс-опросе: - ответ на задание уровень 1: основные свойства алгоритма: 1. Дискретность: алгоритм состоит из отдельных шагов. 2. Детерминированность: каждый шаг однозначно определен. 3. Конечность: алгоритм завершается после выполнения всех шагов. 4. Результативность: в результате выполнения алгоритма получается результат. 5. Массовость: алгоритм может быть применен для решения различных задач. - ответ на задание уровень 2: свойство определенности важно для алгоритма, так как оно гарантирует, что каждый шаг алгоритма однозначно определен. Это означает, что при выполнении алгоритма всегда будет получен один и тот же результат при одинаковых входных данных. Если бы алгоритм не был детерминированным, его выполнение могло бы привести к разным результатам, что сделало бы его ненадежным и непредсказуемым. - ответ на задание уровень 3: в данной инструкции нарушено свойство детерминированности. Шаги 3, 6 и 9 предполагают субъективную оценку ("если круг/квадрат/треугольник получился неидеальным"), что делает алгоритм неопределенным. Для соблюдения свойства детерминированности необходимо четко определить критерии, по которым будет оцениваться "идеальность" фигур (например, "если круг/квадрат/треугольник не вписывается в заданные размеры, повторите шаг"). Самооценка уровня понимания материала Коррекция знаний на основе обратной связи |
|||||||||
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация кейс-стади: - Кейс 1: "Анализ медицинского алгоритма первой помощи" Представьте, что вы являетесь врачом, который должен разработать алгоритм первой помощи при сердечном приступе. Вам необходимо проанализировать существующий алгоритм и определить его свойства. Задача: проанализируйте алгоритм первой помощи при сердечном приступе и определите, какие свойства алгоритма он демонстрирует. Предложите улучшения, если это необходимо. Пример алгоритма: 1. Оцените состояние пациента: o Если пациент в сознании, переходите к следующему шагу. o Если пациент без сознания, немедленно вызовите скорую помощь. 2. Проверьте дыхание и пульс: o Если дыхание и пульс есть, переходите к следующему шагу. o Если дыхания и пульса нет, начните сердечно-легочную реанимацию (СЛР). 3. Если пациент в сознании и дышит, помогите ему принять удобное положение и обеспечьте доступ свежего воздуха. 4. Если пациент без сознания, но дышит, положите его на бок и обеспечьте доступ свежего воздуха. 5. Продолжайте наблюдение за пациентом до прибытия скорой помощи. - Кейс 2: "Исследование алгоритма работы банкомата" Представьте, что вы являетесь инженером, который должен проанализировать алгоритм работы банкомата. Вам необходимо определить, какие свойства алгоритма он демонстрирует, и предложить улучшения. Задача: проанализируйте алгоритм работы банкомата и определите, какие свойства алгоритма он демонстрирует. Предложите улучшения, если это необходимо. Пример алгоритма: 1. Вставьте карту в банкомат. 2. Введите PIN-код. 3. Выберите операцию (снятие наличных, проверка баланса, перевод средств). 4. Если выбрано снятие наличных: o укажите сумму. o подтвердите операцию. o банкомат выдаст наличные и чек. 5. Если выбрано проверка баланса: o банкомат покажет баланс на экране. 6. Если выбрано перевод средств: o введите номер счета получателя. o укажите сумму. o подтвердите операцию. 7. Завершите работу с банкоматом, забрав карту и чек. Формулировка критериев анализа Модерация обсуждения практических выводов |
Анализ реальных алгоритмов по заданным критериям Выявление потенциальных ошибок и нарушений свойств Участие в обсуждении практических последствий - Кейс 1: 1. Какие свойства алгоритма (дискретность, детерминированность, конечность, результативность, массовость) демонстрирует данный алгоритм? 2. Какие улучшения можно внести в алгоритм, чтобы сделать его более эффективным? 3. Как можно адаптировать этот алгоритм для различных ситуаций (например, для детей или пожилых людей)? - Кейс 2: 1. Какие свойства алгоритма (дискретность, детерминированность, конечность, результативность, массовость) демонстрирует данный алгоритм? 2. Какие улучшения можно внести в алгоритм, чтобы сделать его более удобным для пользователей? 3. Как можно адаптировать этот алгоритм для различных типов банкоматов (например, для банкоматов с функцией оплаты услуг)? Формулирование рекомендаций по улучшению алгоритмов |
|||||||||
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация межпредметных связей: - С математикой: алгоритм решения уравнений Алгоритм решения системы линейных уравнений методом подстановки. 1. Выразите одну переменную из одного уравнения. 2. Подставьте полученное выражение во второе уравнение. 3. Решите полученное уравнение относительно второй переменной. 4. Подставьте найденное значение второй переменной в выражение для первой переменной. 5. Запишите решение системы уравнений. - С биологией: алгоритм определения растений Алгоритм определения растения по его внешним признакам. 1. Определите тип растения (дерево, кустарник, трава). 2. Определите форму листьев (простые, сложные, перистые). 3. Определите цвет листьев (зеленый, желтый, красный). 4. Определите наличие цветков (есть, нет). 5. Определите форму цветков (круглые, звездчатые, колокольчатые). 6. Определите цвет цветков (белый, красный, синий). 7. Сравните полученные данные с каталогом растений и определите вид растения. - С литературой: алгоритм анализа текста Алгоритм анализа текста на примере стихотворения. 1. Прочитайте стихотворение. 2. Определите тему стихотворения. 3. Определите основную идею стихотворения. 4. Определите образную систему стихотворения (метафоры, сравнения, эпитеты). 5. Определите ритм и рифму стихотворения. 6. Сделайте выводы о настроении и эмоциональной окраске стихотворения. Предложение реальных жизненных ситуаций Координация групповой работы |
Разработка алгоритмов для межпредметных задач Анализ жизненных ситуаций через призму свойств алгоритмов Участие в групповом обсуждении границ формализации Сравнение алгоритмов из разных предметных областей - какие свойства алгоритма (дискретность, детерминированность, конечность, результативность, массовость) демонстрирует данные алгоритмы? - как можно адаптировать эти алгоритмы для других ситуаций? |
|||||||||
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Предоставление тренировочных заданий формата ОГЭ: - Задание с выбором ответа Какой из перечисленных алгоритмов обладает свойством результативности? 1. Алгоритм поиска максимального элемента в списке. 2. Алгоритм бесконечного цикла. 3. Алгоритм, который не завершается. 4. Алгоритм, который не дает результата. - Задание с развернутым ответом Опишите алгоритм поиска максимального элемента в списке и укажите, какие свойства алгоритма он демонстрирует. Объяснение методики решения и критериев оценивания Консультация по стратегии распределения времени |
Выполнение заданий в формате ГИА: Ответ к заданию с выбором: 1. Алгоритм поиска максимального элемента в списке Ответ к заданию с развёрнутым ответом: Алгоритм поиска максимального элемента в списке: 1. Установите первый элемент списка как максимальный. 2. Проходите по списку, начиная со второго элемента. 3. Если текущий элемент больше максимального, обновите максимальное значение. 4. Повторяйте шаг 3 до конца списка. 5. Верните максимальное значение. Свойства алгоритма: · Дискретность: алгоритм состоит из отдельных шагов. · Детерминированность: каждый шаг однозначно определен. · Конечность: алгоритм завершается после выполнения всех шагов. · Результативность: в результате выполнения алгоритма получается максимальный элемент списка. · Массовость: алгоритм может быть применен для поиска максимального элемента в любом списке. Анализ предложенного алгоритма на нарушения свойств Оформление ответов согласно критериям оценивания Самопроверка по предложенным эталонам |
|||||||||
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация обсуждения компетенций 21 века: - Критическое мышление: алгоритмы соцсетей Проанализируйте, как алгоритмы социальных сетей влияют на формирование новостной ленты пользователя. Обсудите, как это может влиять на восприятие информации и формирование мнения. - Цифровая грамотность: кибербезопасность Разработайте план действий для защиты личной информации в интернете. Обсудите, какие меры безопасности необходимо предпринять. - Финансовая грамотность: инвестиционные решения Проанализируйте различные инвестиционные стратегии и выберите наиболее подходящую для долгосрочного инвестирования. Обсудите, какие факторы необходимо учитывать при принятии инвестиционных решений. Модерация дискуссии о глобальных аспектах алгоритмов |
Анализ алгоритмов с позиции различных грамотностей - Критическое мышление: алгоритмы соцсетей 1. Как алгоритмы соцсетей определяют, какие посты будут показаны пользователю? 2. Как это может влиять на восприятие информации? 3. Какие меры можно предпринять для более объективного восприятия информации в соцсетях? - Цифровая грамотность: кибербезопасность 1. Какие основные угрозы кибербезопасности существуют? 2. Какие меры можно предпринять для защиты личной информации? 3. Как можно распознать фишинговые атаки и защитить себя от них? - Финансовая грамотность: инвестиционные решения 1. Какие основные инвестиционные стратегии существуют? 2. Какие факторы необходимо учитывать при выборе инвестиционной стратегии? 3. Как можно минимизировать риски при инвестировании? Участие в дискуссии о манипулятивных техниках Осознание важности алгоритмов для жизненных компетенций Формулирование личного отношения к цифровой гигиене |
|||||||||
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация систематизации через графические организаторы: - Предложение создать ментальную карту "Свойства алгоритма" Цель: систематизировать знания о свойствах алгоритма. Шаги: 1. В центре карты напишите "Свойства алгоритма". 2. От центрального узла проведите ветви к каждому свойству: - дискретность - детерминированность - конечность - результативность - массовость 3. Для каждого свойства добавьте примеры и пояснения.
- Демонстрация шаблона таблицы "Сравнительный анализ алгоритмов" Цель: систематизировать знания о свойствах алгоритма. Шаги: 1. В центре карты напишите "Свойства алгоритма". 2. От центрального узла проведите ветви к каждому свойству: - дискретность - детерминированность - конечность - результативность - массовость 3. Для каждого свойства добавьте примеры и пояснения.
Координация работы по установлению межпонятийных связей: - "Как связаны понятия 'алгоритм' и 'программа'?" - "Какая взаимосвязь между свойствами дискретности и определенности?" Проведение обобщающей беседы: - "Что общего у всех изученных сегодня алгоритмов?" - "Какие закономерности вы обнаружили?" Организация создания обобщающей схемы "Алгоритм и его характеристики" |
Создание ментальной карты "Свойства алгоритма" с установлением связей между понятиями - Заполнение сравнительной таблицы: Имена столбцов (Алгоритм, Соблюдение свойств, Нарушения, Последствия нарушений) Имена строк (Приготовление чая, Маршрут до школы) 1. Алгоритм "Приготовление чая": - Соблюдение свойств: Алгоритм обладает свойствами дискретности (состоит из отдельных шагов), конечности (завершается после выполнения всех шагов) и результативности (в результате получается чашка чая). - Нарушения: Нарушений нет. - Последствия нарушений: Нет. 2. Алгоритм "Маршрут до школы": - Соблюдение свойств: Алгоритм обладает свойствами дискретности (состоит из отдельных шагов), конечности (завершается после выполнения всех шагов) и результативности (в результате достигается школа). - Нарушения: Нарушений нет. - Последствия нарушений: Нет. Участие в установлении внутрипредметных и межпредметных связей: - Связь с математикой: алгоритмы вычислений - Связь с русским языком: алгоритм разбора предложения - Связь с жизненным опытом: бытовые алгоритмы Формулирование обобщающих выводов: - "Алгоритм - это..." - "Все свойства алгоритма важны, потому что..." - "Без алгоритмов невозможно..." Создание структурно-логической схемы, отражающей иерархию понятий урока |
|||||||||
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация многоформатной диагностики: - Тест с вопросами разного уровня сложности Уровень 1: 1. Что такое алгоритм? a) Последовательность действий, приводящая к решению задачи. b) Набор данных. c) Программа для компьютера. d) Графическое изображение. 2. Какое свойство алгоритма означает, что он состоит из отдельных шагов? a) Дискретность. b) Детерминированность. c) Конечность. d) Результативность. Уровень 2: 3. Какой алгоритм обладает свойством массовости? a) Алгоритм приготовления конкретного блюда. b) Алгоритм решения квадратного уравнения. c) Алгоритм определения времени восхода солнца в конкретном месте. d) Алгоритм расчета заработной платы конкретного сотрудника. 4. Какое свойство алгоритма означает, что он всегда завершается после выполнения всех шагов? a) Дискретность. b) Детерминированность. c) Конечность. d) Результативность. Уровень 3: 5.Объясните, почему свойство определенности важно для алгоритма. - Карта самооценки с рефлексивными вопросами Обеспечение объективности и дифференциации Предоставление критериев для самопроверки |
Выполнение диагностического теста 1. a) Последовательность действий, приводящая к решению задачи. 2. a) Дискретность. 3. b) Алгоритм решения квадратного уравнения. 4. c) Конечность. 5.Свойство определенности важно для алгоритма, так как оно гарантирует, что каждый шаг алгоритма однозначно определен. Это означает, что при выполнении алгоритма всегда будет получен один и тот же результат при одинаковых входных данных. Если бы алгоритм не был детерминированным, его выполнение могло бы привести к разным результатам, что сделало бы его ненадежным и непредсказуемым. - Заполнение карты самооценки: 1. Что я узнал на уроке? (Я узнал, что такое алгоритм и его свойства) 2. Какие вопросы у меня остались? (У меня остались вопросы по применению алгоритмов в реальных задачах.) 3. Как я могу улучшить свои знания? (Я могу улучшить свои знания, решая больше практических задач и изучая примеры алгоритмов.) 4. Какие навыки я развил на уроке? (Я развил навыки анализа и сравнения алгоритмов.) 5. Как я могу применить полученные знания в будущем? (Я могу применить полученные знания при решении задач в информатике и других предметах.) Самоанализ учебных затруднений и успехов Планирование направлений для улучшения |
|||||||||
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||
|
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Организация многоуровневой рефлексии: - Содержательная: "Какие новые знания приобрели?" - Деятельностная: "Какие виды работы были эффективны?" - Эмоциональная: "Шкала настроения", "Цвет состояния" Использование инструментов рефлексии: - Рефлексивный круг - Синквейн - Письмо самому себе |
Участие в рефлексивном круге с краткими высказываниями Поделиться своими мыслями и впечатлениями о уроке. 1. Учащиеся садятся в круг. 2. Каждый ученик по очереди высказывается, используя краткие фразы, например: - "Мне понравилось, что мы..." - "Я узнал, что..." - "Я бы хотел узнать больше о..." - "Мне было сложно понять..." Пример: - "Мне понравилось, что мы изучали алгоритмы." - "Я узнал, что алгоритм должен быть конечным." - "Я бы хотел узнать больше о применении алгоритмов в реальной жизни." - "Мне было сложно понять, как записывать алгоритмы." Составление синквейна по теме урока Систематизировать знания о теме урока. 1. Напишите одно существительное, которое описывает тему урока. 2. Напишите два прилагательных, которые описывают это существительное. 3. Напишите три глагола, которые описывают действия, связанные с темой. 4. Напишите фразу, которая выражает ваше отношение к теме. 5. Напишите синоним темы урока. Пример синквейна: - Алгоритм - Дискретный, конечный - Решает, вычисляет, находит - Важен для решения задач - Процедура Заполнение "шкалы настроения" и обоснование выбора Оценить свое настроение после урока. 1. Нарисуйте шкалу настроения от 1 до 5, где 1 - плохое настроение, а 5 - отличное настроение. 2. Поставьте отметку на шкале, которая отражает ваше настроение. 3. Обоснуйте свой выбор. Анализ эмоциональной динамики за урок Формулирование личных образовательных результатов |
|||||||||
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||
|
Изучение §2.1, ответить на вопросы в конце параграфа, задание 13 письменно. |
||||||||||
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
|
Объяснение дифференцированного домашнего задания: - Базовый уровень (обязательный для всех) 1. Изучение §2.1: прочитайте параграф и ответьте на вопросы в конце параграфа. 2. Задание письменно: выполните задание 13 из учебника к параграфу 2.1 письменно. - Творческий уровень (дополнительный) Создание алгоритма: разработайте алгоритм для решения задачи, связанной с вашей повседневной жизнью (например, алгоритм приготовления завтрака или алгоритм уборки комнаты). Запишите алгоритм в словесной, графической или программной форме. Разъяснение форматов сдачи и критериев оценивания Базовый уровень 5 баллов: полные и правильные ответы на все вопросы, задание 13 выполнено без ошибок. 4 балла: большинство ответов правильные, задание 13 выполнено с небольшими ошибками. 3 балла: некоторые ответы правильные, задание 13 выполнено с ошибками. 2 балла: ответы неполные или неправильные, задание 13 выполнено с серьезными ошибками. 1 балл: ответы отсутствуют или полностью неправильные, задание 13 не выполнено. Творческий уровень 5 баллов: алгоритм разработан и записан в правильной форме, анализ свойств алгоритма полный и правильный. 4 балла: алгоритм разработан, но запись не совсем правильная, анализ свойств алгоритма неполный. 3 балла: алгоритм разработан, но запись содержит ошибки, анализ свойств алгоритма неполный или неправильный. 2 балла: алгоритм не разработан или запись содержит серьезные ошибки, анализ свойств алгоритма отсутствует или неправильный. 1 балл: алгоритм не разработан, анализ свойств алгоритма отсутствует. |
Выбор уровня и направления домашнего задания Фиксация требований и сроков выполнения Постановка целей для самостоятельной работы Планирование времени для выполнения задания |
|||||||||
Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей федеральных государственных образовательных стандартов.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия: прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности; планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие); достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий; анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала; детализировать содержание занятия; организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой; согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения; реализовывать на практике межпредметные связи.
Создание технологической карты позволяет учителю:
· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
· определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Использование технологической карты педагогом в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:
· использование готовых разработок по темам освобождает учителя от ежедневной рутинной работы;
· освобождает время для творчества учителя;
· обеспечивает реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников образовательного процесса.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества образовательного процесса, так как:
· образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются современные и эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
В результате выполнения работы авторами было обосновано соответствие разрабатываемых технологических карт уроков требованиям ФГОС, аргументирован выбор цифровых ресурсов, методов и форм обучения.
Были разработаны технологические карты уроков по темам «Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. ПР №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Черепашка», «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм». Все поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута. Разработанные технологические карты полностью соответствуют ФГОС нового поколения и могут использоваться для проведения уроков по данным темам.
1. Абрамов, С.А., Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: Методические материалы для учителя / С. - ООО "Центр инновационного образования и воспитания", 2022– 348 с.
2. Давлеткалиева Е.С., Пережогина Л.И., Темиргалиева Р.Т., Ледяева Г.Г., Емельянова Т.П. Критериально-ориентированный подход как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках информатики (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-1. С. 123-125.
3. Конструирование технологической карты как формы итоговой аттестационной работы по курсу «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога». Методическое пособие. Автор-составитель: Полехова Е.В. –СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2021 – 22 с.
4. Копотева, Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. - 99 с.
5. Кувшинова Е.Н. Подготовка будущих учителей информатики к разработке технологических карт уроков в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования/Е.Н. Кувшинова //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2017. Т14. №1. С. 24-33.
6. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2014 - №4. - с.13-27.
7. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по составлению технологической карты урока / А.И. Пивович. - Анадырь, ГАУ ДПО ЧИРОиПК, 2017. 14 с.
8. Мороз, Н.Я. «Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГИПК и ПРР и СО», 2016. -28с.
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-№-287-от-31.05.2021-ФГОС_ООО.pdf (дата обращения: 13.09.2025).
10. Положение о технологической карте урока – URL https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Положение-о-технологической-карте-урока.pdf. (дата обращения: 27.09.2025).
11. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (дата обращения: 28.09.2025).
12. Федеральная рабочая программа (ФРП) основного общего образования «Информатика» для 5–9 классов https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/07/2025_ooo_frp_informatika-7-9_baza.pdf (дата обращения: 28.09.2025).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.