Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"
Оценка 4.8

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
19.01.2017
Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"
Курсовая работа по теме "Методика преподавания интегрированного урока литературы". В данной работе представлены две части: методика преподавания интегрированного урока и примеры интегрированных уроков литературы. “Символизм в художественной культуре России на рубеже XIX – XX вв.”-интеграция русского языка и литературы, истории, музыки изобразительного искусства.
Интегрированный урок литературы..docx
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально­педагогический университет» В г.Михайловке Волгоградской области (ФГБОУ ВПО ВГСПУ) В г.Михайловке Волгоградской области Факультет гуманитарный Кафедра филологии «Методика преподавания интегрированного урока литературы» по специальности 050301 Русский язык и литература курсовая работа «Допущена к защите»                                   Исполнитель:                                                                          Комиссарова И.Ю. (гр.ФФ­4, З) _______________________                           ________________________ «Прошла защиту»                                          Преподаватель: Оценка ________________                           Вершинина М.А.                                                                          старший преподаватель                                                                          ________________________ г.Михайловка 2012 год Содержание Введение Глава I. Методика интегрированного урока………………………………...7 Глава II. Интегрированные уроки литературы ……………………………18 Заключение Библиография Введение Сегодня   стало   понятно,   что   закрытая   от   общества   школа,   как   и   само закрытое   общество,   не   способны   к   развитию.   В   решении   такой   крупной социальной задачи, как выход из состояния закрытого общества, интеграция российского   образования   в   международное   образовательное   пространство, наша   страна   прошла   трудный   и   неоднозначный   путь.   Сохраняя   свою самобытность,   свои   лучшие   традиции,   российское   образование   должно   в полной   мере   учесть   мировые   образовательные   тенденции.   Данное обстоятельство   имеет   непосредственное   отношение   и   к   каждому   учителю: "закрытый" в рамках своего предмета, своей школы, региона и страны учитель достаточно   быстро   останавливается   в   своём   профессиональном   развитии, становится неинтересным сначала для собственных учеников, а затем и для общества в целом. Конкурентоспособность   любой   страны   мира   в   ближайшее   десятилетие будет определяться способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний.   Создание   и   применение   новых   знаний   становится   основным 2 источником   роста   национальных   экономик   и   качества   жизни   большинства людей. Долговременная устойчивость мирового развития сегодня, на прямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире. Именно это становится приоритетной целью для различных национальных систем образования, которые должны: Являться источником технологических и социальных инноваций; Обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущих международных рынках труда; Обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических групп; К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести: Интенсивное   обновление   технологий,   ускорение   темпов   развития экономики   и   общества,   вызывающие   необходимость   такой   организации системы   образования   и   образовательного   процесса,   которая   могла   бы готовить   людей   к   жизни   в   быстро   меняющихся   условиях,   давать   им возможность обучаться на протяжении всей жизни; Переход   к   информационному   обществу   и   значительное   расширение масштабов   межкультурного   взаимодействия,   обуславливающие   особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности; Демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества; Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы не квалификационного   и   мало   квалификационного   труда,   динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в переподготовке работников, в росте их профессиональной мобильности; Возрастание значимости человеческого капитала; Важнейшими   условиями   вхождения   России   в   мировое   интеграционные образовательные процессы, без которых на современном этапе невозможно обеспечить   конкурентоспособность   и   устойчивое   инновационное   развитие отечественного образования, являются следующие: 3 Достижение   качества   и   уровня   образования   на   всех   его   ступенях, эквивалентного мировым образовательным стандартам; Приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами; проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании; Академическая мобильность педагогов, обучающихся и студентов; Равная   доступность   государственных   ресурсов  для   различных   секторов образования; Информатизация   всех   уровней   образования,   расширение   доступа   к образовательным ресурсам Интернета; Расширение   участия   Российской   Федерации,   её   регионов   и   отдельных образовательных учреждений в международных образовательных проектах и программах. В свете сказанного выше, российская школа стоит на пороге рождения нового   урока,   который   основан   на   использовании   различных   областей научного познания. Понятие   "Интеграция"   происходит   от   латинского   integer   ­цельный,   что подразумевает   восстановление   некоего   единого   образовательного пространства, в данном случае ­ пространства предметов изучаемых в школе. Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам ­ одна из наиболее эффективных   форм   познания   мира.   Интегрированный   урок   ­   достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она   активизирует   учебно­познавательную   деятельность   обучающихся, обеспечивает   им   возможность   учиться   самостоятельно   работать   с дополнительными   источниками   информации, образовательные ресурсы Интернет.   широко   использовать Предметом   нашего   исследования   являются   интегрированные   уроки литературы. Объектом   нашего   исследования   является   методика   преподавания интегрированного урока литературы. 4 Целью исследования является доказательство необходимости применения интегрированных уроков в школьной практике. Глава I. Методика интегрированного урока. Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных   причин,  которые   обнаружились   в   процессе   работы   в   средней школе. Одной из важнейших проблем, которая может быть решена в процессе интегрированного   обучения,   является   несогласованность,   разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий литературы, истории, ИЗО, музыки; выработки у них обобщённых умений и навыков. Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного   предмета   определяется   по­разному   —   такая   многозначность научных   терминов   затрудняет   восприятие   учебного   материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко   снимаются   в  интегрированном   обучении,  которое   решает   также   ещё одну проблему — экономии учебного времени. Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение   призвано   отразить   интеграцию   научного   знания,   объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно   было   бы   большим   недостатком   современной   школы. Интегрированное   обучение   позволяет   наиболее   эффективно   показать 5 междисциплинарные   связи   и   естественнонаучный   метод   исследования, используемый на стыке наук. Идеи, методы и принципы интегрированного обучения. Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и   углубление   межпредметных   связей,   которые   являются   аналогом   связей межнаучных,   переход   от   согласования   преподавания   разных   предметов   к глубокому их взаимодействию. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного   урока. Система   интегрированных   уроков лежит   в основе интегрированного обучения. Интегрированный   урок —   это   специально   организованный   урок,   цель которого  может  быть   достигнута   лишь  при   объединении  знаний  из  разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой­либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися   исследуемого   вопроса,   гармонично   сочетающий   в   себе   методы различных наук, имеющий практическую направленность. Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается   на   отдельные   уроки,   не   объединённые   общей   целью;   2)   цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более   глубокого   проникновения   в   суть   изучаемой   темы;   б)   повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.; 3) широкое   использование   знаний   из   разных   дисциплин,   т.   е.   углублённое осуществление межпредметных связей. Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития   учащихся,   то   следует   подчеркнуть,   что   при   таком   подходе гармонично   сочетаются   разнообразные   методы   обучения   (методы 6 преподавания   и   изучения),   используемые   на   стыке   предметов:   лекция   и беседа,   объяснение   и   управление   самостоятельной   работой   учащихся, наблюдение   и  опыт,  сравнение,  анализ  и  синтез;   большое  место   отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому. Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на   достижение   главной   цели   интегрированного   обучения   —   развитие мышления учащихся. 1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка   проблемы,   исследуемой   методами   интеграции,   развивает целенаправленность и активность мышления. 2. Углублённость изучения. Более   глубокое   проникновение   в   суть   изучаемой   темы   способствует развитию глубины мышления. 3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная   реализация   рассматриваемой   проблемы   в   какой­то практической   ситуации   усиливает   практическую   направленность   обучения, что   развивает   критичность   мышления,   способность   сопоставлять   теорию   с практикой. 4. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы,   возможность   выбора   решения   данной   проблемы   способствуют развитию   гибкости   мышления,   развивают   оригинальность   мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления.   За   счёт   стремления   осуществлять   разумный   выбор   действий, отыскивать   наиболее   краткий   путь   достижения   цели   развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления. Результаты интегрированного обучения и его значение. Опыт   работы   по   предлагаемой   системе   позволяет   сделать   выводы   о результатах   и   значении   интегрированного   обучения,   которые   сводятся   к следующему. 7 Интегрированное обучение:  способствует развитию мышления учащихся;  формирует комплексный подход к учебным предметам;  повышает качество знаний учащихся;  повышает и развивает интерес учащихся к школьным предметам;  формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;  расширяет   кругозор   учащихся,   способствует   развитию   творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса.  Типы и формы интегрированных уроков. Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных  уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и  формы этих уроков мы рассмотрим далее. Тип урока: урок формирования новых знаний. Уроки формирования новых знаний конструируется в формах:                    ­урок лекция                    ­урок путешествие                    ­урок экспедиция                    ­урок исследование                   ­урок инсценировка                    ­урок конференция                    ­урок экскурсия                    ­мультимедиа – урок                    ­проблемный урок   Структура урока сочетает этапы: организационный, постановка цели,  актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и  систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего  задания и инструктажа по его выполнению.   Цель урока: формирование знаний – организация работы по усвоению  учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.  Задачи:  ­образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, 8 активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и  так далее.  ­воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование  экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее.  ­развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.  Выделять главное, устанавливать причинно – следственные  связи, приводить  примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами,  схемами и так далее.     Следует разделять традиционные и современные уроки.     Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить  учеников знаниями и строиться в основном, на объяснительно –  иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные  пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.     Современный урок формирования знаний на основе сочетания  разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач.  Используют как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые,  исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи,  мультимедийные курсы, интернет – технологии, другие технические средства  обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы  работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая,  индивидуальная.     На таких уроках создаются большие возможности для решения  познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.     Разновидностями урока формирования новых знаний являются  также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки  закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового  проблемного видения. К перечисленным формам урока можно добавить  семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию. 9 Тип урока:Урок получения новых знаний Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:                   ­урок – практикум                   ­урок – сочинение                   ­урок – диалог                   ­урок деловая или ролевая игра                   ­комбинированный урок                   ­урок – путешествие                   ­урок – экспедиция                   ­урок с мультимедийным сопровождением   Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели,  проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач  стандартного типа, затем реконструктивно­вариативного типа, творческого  типа, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.     Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем  выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и  элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На  этом этапе применяется деференцированно – групповая форма  обучения.   Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока –  творческая деятельность.    Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.   Задачи: ­образовательные:  ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению  приемами, углубить знания о ­воспитательные:  показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность,  способствовать воспитанию природо – и культуроохранного, экологического  сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному  краю; совершенствовать навыки общения. ­развивающие:  научить работать с дополнительной литературой и другими источниками  информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать  10 критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и  делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве  основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и  дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Управляя  учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами  стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется  корректирующие и контрольные функции урока, способствующие  организации учебной деятельности школьников с наибольшей  продуктивностью.     Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря  этому продвигаются к цели оптимальным темпом.     Консультация урока позволяет включать учеников в различные виды  парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую  часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной или  индивидуализировано – групповой форме обучения.     Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который  реализуется не столько за счет эффективного использования идейного  содержания учебного материала, но и за счет организации рационального  общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для  проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.     Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию  самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.     На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и  навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков.  На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их,  учатся их применять в разных ситуациях.     Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру  11 познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым  репродуктивным методам.     Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся  заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь,  поддержку и вносят коррективы в их деятельность.  Тип урока: применение знаний на практике. Основные формы обучения данного типа:                    ­ролевые и деловые игры                    ­практикумы                    ­уроки защиты проектов                    ­путешествие                    ­экспедиции и так далее     Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка  цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование  знаниями, умениями и навыками при решении практических задач,  составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.     На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания,  занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение  домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью  актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение  конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую  направленность.     Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики  составляют характеристику природного комплекса. Изучая вопросы  конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению  объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на  экономические законы, составляют схемы экономического развития своей  области и так далее.     Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа  связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей. 12 Цель данного урока – применение знаний на практике, оперировать  имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки  работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения.   Задачи:                   ­образовательные:  научить применять полученные знания на практике. ­воспитательные:  вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и  экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать  навыки общения. ­развивающие:  совершенствовать умение работать с источниками знаний,  совершенствовать навыки анализа, обобщение и тому подобное, развивать  творческие способности, умение выступать и защищать свою точку зрения,  развивать коммуникационные навыки в группах, развивать познавательный  интерес к окружающей жизни.     Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной,  фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в  разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на  формирование гуманных качеств личности. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует  эффективному развитию творческого мышления.     На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в  экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую  деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются  научные взгляды, целостное мировоззрение.   Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний,  закрепление умений.     Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации  межпредметных связей.   Формы данного урока: ­повторительно – обобщающий урок 13 ­диспут ­игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина) ­театрализованный урок (урок – суд) ­урок совершенствование ­заключительная конференция ­урок – консультация ­урок анализа контрольных работ ­урок беседа ­обзорная лекция ­обзорная конференция     Структура урока строится на сочетании этапов.   Этапы:   организационный,   постановки   цели,   оперирование   знаниями   и способами   деятельности   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях, подведение  итогов   и   формулировка   видов,   определение   и   разъяснение домашнего задания...  Особенности проведения интегрированного урока Нестандартность   урока   требует   большой   подготовительной   работы. Начать   лучше   с   определения   ведущей   цели,   которая   будет   лейтмотивом занятия.   Согласно   цели   определяется   содержание   урока.   Весь   учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза. Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим. Чаще   всего   интегрированные   уроки   проводятся   парой   учителей,   за исключением   начальной   школы.   Хоть   и   в   начальных   классах   могут сотрудничать учителя­предметники. Как подготовить интегрированный урок Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап  урока  расписывается  и   указывается   время,  затраченное  на   этот  этап. Учителя   заранее   продумывают   ход   урока   и   прогнозируют   все   возможные паузы,   связанные   с   наглядностями   и   раздаточным   материалом.   Обычно   на интегрированных   уроках   немало   учебного   оборудования:   от   карточек   до 14 мультимедийного   полотна.   Учителя   работают   в   паре,   и   даже   если   в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им. В   конце   урока   все   ученики   должны   самостоятельно   обозначить   те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. То есть цель должна быть достигнута. На этапе закрепления учителя должны это увидеть, поэтому  упражнения  этого  момента   урока  должны  быть  наиболее  яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы. Уже упоминалась перегрузка, которой, к сожалению, не удаётся избежать некоторым   учителям.   Нагромождение   материала,   наглядностей,   активных видов   работы   утомляют   ребёнка,   и   он   перестаёт   воспринимать   учебный материал.   Наша   цель   –   изучение   темы   в   межпредметном   контексте,   а   не погоня за объёмами знаний. Можно   привлекать   и   учащихся   к   подготовке   интегрированного   урока, заранее   предлагая   им   подготовить   некую   часть   нового   материала.   Таким образом, вы уже делаете урок ролевым. Часто   интегрированные   уроки   проводятся   в   форме   семинаров.   Это распространённая практика. Семинары, в свою очередь, подразделяются на семинар­исследование, семинар­дискуссию и семинар­ «круглый стол». Сегодня   педагогика   склоняется   к   тому,  что   в  основе   интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают   характер   личностно   важных,   близких   каждому   ученику. Стирается   обезличенность   знаний,   на   первый   план   выходит   социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров,   на   адаптацию   к   актуальным   интересам   ученика,   на   личную значимость материала для ребёнка. 15 Глава II. Интегрированные уроки литературы Тема:  “Символизм в художественной культуре России на рубеже XIX – XX вв.”.  Цели:  1) учебная: раскрыть особенности символизма как направления и течения в   отечественной   художественной   культуре   в   переломный   исторический период (рубеж XIX – XX веков); 2)  воспитательная:  продолжить   прививать   бережное   отношение   к ценностям отечественной художественной культуры;  3)  развивающая:  продолжить развивать навыки составления конспектов статей и лекций учителя, составления сравнительных таблиц и диаграмм на основе учебного материала. Задачи: познакомиться   с   понятием   “символизм”   в   мировой   и   отечественной художественной культуре, познакомиться с философскими основами русского символизма,  охарактеризовать   особенности   символистских   литературы,   живописи, музыки и театра, закрепить полученные знания. Ход урока. Как  определить  точнее  символиче­ скую поэзию? Это поэзия, в которой  органически,  не насильственно, сли­ ваются  два содержания: скрытая от­ влечённость  и  очевидная  красота    сливаются так же легко  и естествен­ 16 но,  как в летнее утро воды реки гар­ монически  слиты  с солнечным све­ том. К.Д. Бальмонт. 1.  Символизм   как   течение   и   направление   в   мировой   художественной культуре   (ответственные   –   учитель   русского   языка   и   литературы, План урока. учитель истории). 2. Символизм как течение и направление в русской культуре. а)  Философские   основы   символизма  (ответственный   –   учитель истории). б) Символизм в литературе (ответственный – учитель русского языка и литературы). в)  Символизм в живописи  (ответственные – учитель ИЗО, учитель русского языка и литературы). г) Символизм в музыке (ответственный –учитель музыки). д) Символизм в театре (ответственный –учитель истории). 1. Символизм как течение и направление в мировой художественной культуре. Как   весьма   широкая   категория   понятие   “символизм”   применяется   к искусству   целых   эпох.   В   литературоведении   XX   в.   термин   “символизм” применяется   к   художественным   течениям   конца   XIX   —   начала   XX   вв.   и употребляется   на   правах   синонима   в   ряду   терминов   —   "декадентство", "импрессионизм", "модернизм", "неоромантизм", став наиболее ходким из них в русских и французских работах. В качестве символистов самоопределилась группа французских поэтов в 80­х гг. XIX в., русских — в 90­х гг. Деятели символизма,  а  за   ними   историки   литературы   включали   в  круг   символизма весьма   разнородных   писателей   от   Рембо   до   Клоделя,   от   Минского   до Кузмина, наряду с Уайльдом — Ибсена. Символизм широко распространился в   поэзии   Франции,   Бельгии,   Великобритании,   Германии,   Австро­Венгрии, России, Италии, Польши, Испании.  17 Искусство (живопись,  музыка,оперный театр, танец, скульптура, Искусство слова (поэзия, проза, критика, драма­ тургия, литературове­ Философия Богословие Символизм Символистские   программы   были   тесно   связаны   с   немецкой идеалистической   философией   (И.   Кант,   А.   Шопенгауэр,   Ф.   Шеллинг,   Ф. Ницше),   французской   поэзией   (Ш.   Бодлер,   П.   Верлен,   С.   Малларме), творчеством  поэта, драматурга и романиста О.  Уайльда, основоположника “театра   молчания”   бельгийского   драматурга   М.   Метерлинка,   а   также позднего Г. Ибсена, стоявшего у истоков западноевропейской “новой драмы”. Влияние символизма испытали разнообразные художественные течения 20 в. (экспрессио­низм, сюрреализм, отчасти футуризм).  2. Символизм как течение и направление в русской культуре. а) Философские основы символизма.  Становление философских основ символизма тесно связано с работами религиозного фи­лософа Вл. С. Соловьёва. Соловьёв   Владимир   Сергеевич  [16(28).1.1853,   Москва,   — 31.7(13.8).1900.   с.   Узкое,   ныне   в   черте   г.   Москвы],   русский   религиозный философ, поэт, публицист и критик, сын историка С. М. Соловьева. В 1873 г. учился на историко­филологическом факультете Московского университета, который   окончил   в   1873;   в   1874   защитил   в   Петербурге   магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал".  18 После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра   II   народовольцами)   Соловьев   был   вынужден   оставить преподавательскую   работу.   В   80­е   гг.   выступал   преимущественно   как   проповедуя   объединение   "Востока"   и   "Запада"   через публицист, воссоединение   церквей,   борясь   за   свободу   совести   и   против   национально­ религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В   90­х   гг.   занимался   философской   и   литературной   работой;   переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.  Соловьев   предпринял   попытку   объединить   в   "великом   синтезе" христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Ф.   В.   Шеллинга)   и   научный   эмпиризм.   Соловьев   связывал   философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на земле", понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими   учениями   он   признавал   лишь   относительную общественно­историческую правду. Некоей гармонизации двух исходных тем — космической и социальной — призвана служить метафизика Соловьева: собственно философская доктрина "всеединства" и религиозно­поэтическое учение о Софии (Вечной Женственности, Премудрости Божией). Ключевыми понятиями в философской системе Соловьева были “любовь” и “соборность” (исконная национальная традиция слияния в Боге общего и индивидуального). Стихи  "софийного   цикла",   посвященные   "подруге   вечной"  —  мистической возлюбленной,   продолжили   традиции   Ф.   И.   Тютчева,   А.   А.фета,   А.   К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико­философской исповеди и элементами новой, специфически символической образности.  Вл.С. Соловьев стоял у истоков "нового религиозного сознания" начала 20 в.: богоискательства и религиозной философии С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких,   П.   А.   Флоренского.   Большое   влияние   на   российскую интеллигенцию оказывали также И.А. Ильин, Н.А. Бердяев. В 1909 г. С.Н. 19 Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк выпустили сборник “Вехи”, где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разщрушительных и кровожадных революционных планов.    Самостоятельная работа над материалом пункта плана. 1. Составьте развёрнтуый план статьи “Философские основы символизма”. 2. Подготовьте по нему устный ответ о философских основах символизма. б) Символизм в литературе. В русском символизме существовало  два потока. В 1890­е гг. заявили о себе “старшие симовлисты”: Н.Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов,   К.  Бальмонт,   Ф.   Сологуб   (Ф.   Тетерников).  Их   идеологом   был   Д. Мережковский, мэтром (учителем) – В. Брюсов. В 1900­е гг. на литературную арену   вышли  “младосимволисты”:   А.   Белый   (Б.   Бугаев),   А.   Блок, С.Соловьёв, Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский). Теоретиком этой группы стал А. Белый.  Свои взгляды Мережковский изложил в докладе (1892), затем в книге “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1893). Исходным пунктом раздумий было ощущение неразрешимых духовных противоречий   времени.   Для   их   преодоления   предсказывался   подъём   к “идеальной   человеческой   культуре”   в   результате   открытия   божественной сущности мира. Эту цель должно было очуществить искусство с помощью символов,   выливающихся   из   глубин   сознания   художника   (в   отличие   от реалистического символа – обобщения жизненных явлений). Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: мистическое содержание, символы (образы, обладающие многослойной смысловой структурой; в отличие   от   аллегории   –   однозначного   иносказания   –   символ   представляет собой многозначное иносказание), расширение художественной впечатлительности. Свою   концепцию   он   развил   в   публицистических   статьях   и   трилогии исторических романов “Христос и Антихрист” (1896 – 1905).  20 К. Бальмонт отстаивал иное представление о новой литературе в статье “Элементарные   слова   о   символической   поэзии”   (1900).  Главным   в   ней стало   стремление   к   “более   утончённым   способам   выражения   чувств   и мыслей”,   для   того   чтобы   “огласить”   (“как   бы   против   воли   автора”) таинственный   “говор   стихий”   Вселенной,   мирового.   В   художественном творчестве   усматривалась   “могучая   сила,   стремящаяся   угадать   новые сочетания   мыслей,   красок,   звуков”,   выразить   этими   средствами   начала космоса.  В.   Брюсов   в   статье   “Ключи   тайн”   (1904)   писал:   “Искусство   есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство то, что в других областях   мы   называем   откровением”.   Науке   было   противопоставлено интуитивное   прозрение   в   момент   творческого   вдохновения;   символизм понимался как особая литературная школа. Начало развитию его идей было положено в статьях “Ненужная правда” (1902), “Искусство или жизнь”.  Вяч. Иванов разрабатывал теорию символического искусства как теорию “символического реализма”, требующего от художника “точной копии, верной оригиналу   передачи   того,   что   он   наблюдает”,   без   примесей   преображения явлений жизни: “Истинному симовлизму важна не сила звука, а мощь звука”.   А. Белый  в  статье  “О религиозных переживаниях” (1903)  утверждал “взаимное соприкосновение искусства и религии”. В более поздних работах Белый чётко определил  побуждения “младосимволистов”:  “приблизиться  к Мировой Душе”, “передать в субъективно лирических излиниях Её голос”. На политические события 1905 г. А. Белый отозвался статьёй “Луг зелёный”, где с отсылкой на “Страшную месть” Н.В. Гоголя нарисовал образ­символ России – “спящая красавица, которую некогда разбудят ото сна”. К мистическому постижению души Родины, “сознания современной души” призывал А. Белый, а   свою   концепцию   он   назвал   “религией   жизни”.   Белый   явился   создателем многочисленных символистсских произведений: не только поэтических, но и синкретичных,  соединяющих   черты   различных   жанров  и   родов  литературы 21 (лирика   и   драма),   видов   искусства   (драма   и   музыка),   а   также   романа “Петербург”, в котором была изложена концепция исторического будущего России,   поставлена   проблема   “революция   –   скифство   (цивилизация, созидающее начало) или революция – монголизм (варварство, разрушающее начало)”. С   русской   классикой   символизм   связывает   богатый   пласт   традиций.   В частности,   петербургский   текст,   петербургский   миф   объединяет   А.С. Пушкина (поэма “Медный всадник”), Н.В. Гоголя (“Петербургские повести”), Ф.М. Достоевского (Великое Пятикнижие, особенно романы “Преступление и наказание”,   “Подросток”),   А.   Белого   (роман   “Петербург”).   “Демоническая тема”   связала   символизм   с   творчеством   М.Ю.   Лермонтова.   По­новому зазвучала   тема   города   в   лирике   А.А.   Блока,   осложнившись   темами “страшного   мира”,   темами,   созвучными   идеям   русских   религиозных философов   о   Вечной   Женственности   (цикл   “Стихи   о   Прекрасной   Даме”, стихотворение   и   пьеса   “Незнакомка”).   С   Лермонтовым,   Достоевским, Гоголем   символистов   связывают   тема   и   мотивы   двойничества,   а   тема “Человек и мироздание” – с поэзией А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Полонского.    Большую   роль   в   произведениях   символистов   играла   библейская символика. Само понятие “символ” может быть понято двояко: существует понимание “светское” (Брюсов, Бальмонт) и “духовное” (Вяч. Иванов, Блок, Белый).   Лирика   предоставляла   символистам   большую   творческую   свободу   для экспериментов   со   словом.   Символисты   активно   использовали   такие изобразительно­выразительные   возможно­сти,   как   звукопись,   ритмико­ интонационные   расстановки   слов,   музыкальную   стихию   речи.   Символисты стремились ослабить логическое содержание слова, создать новые ассоциатив­ ные значения. Это вызывало эксперименты с использованием старославянской лексики, неологизмов, непонятных бех предварительного объяснения речевых форм и оборотов. В. Брюсов задался целью “развоплотить слово”, чтобы оно 22

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"

Курсовая работа на тему "Интегрированный урок литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017