Курсовая работа по педагогике
Оценка 5

Курсовая работа по педагогике

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
биология
Взрослым
11.10.2018
Курсовая работа по педагогике
Курсовая работа по педагогике. Итоговая аттестационная работа по теме: «Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения биологии».Психолого-педагогические основы исследуемых понятий. Учёт возрастных особенностей при формировании интеллектуальных умений. Развитие познавательных процессов. Способы и приёмы формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
курсовая работа.docx
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» кафедра методики естественнонаучного образования и информационных технологий Итоговая аттестационная работа  по теме: «Формирование интеллектуальных и  творческих способностей учащихся в процессе  обучения биологии» Работу выполнил:                                                                                                                                        учитель биологии МОУ Мокробугурнинская СОШ                                                                                      Насырова Гулия Илдусовна                                                                                               Научный руководитель:                                                                        доцент кафедры естественнонаучного                                                    образования и информационных технологий, к б.н.                                                                                                            Спирина Е.В. 1 г.Ульяновск 2017                          Оглавление  1. Вступление……………………………………………………….стр. 3­5 2. Основная часть 2.1. Психолого­педагогические основы исследуемых понятий.…стр. 6­8 2.2. Учёт возрастных особенностей при формировании интеллектуальных  умений…………………………………………………………….……стр.9 2.3. Развитие познавательных процессов……………………………стр. 10­12 2.4.Способы и приёмы формирования интеллектуальных и творческих  способностей учащихся………………………………………………стр. 13­29 3. Заключение…………………………………………………………..стр. 29­31 4. Список литературы…………………………………………………стр. 31­32 2 Вступление На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о  повышении профессионального мастерства педагогов. Это не случайно, так как  именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в  системе образования. Специфика современного этапа развития школы  обусловлена новыми задачами, стоящими перед образовательными  учреждениями: ­ гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса; ­ создание условий для свободного развития личности; ­ выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей и, в первую очередь,  личности ребенка как высшей, уникальной человеческой ценности. В свою очередь новые задачи школы обусловлены переменами, происходящими  в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества.  Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на  выпускника школы. Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен  обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно  самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно  счастливым человеком. Ответить на этот вопрос трудно, но крайне необходимо ­ в противном случае ставится под сомнение целесообразность самого  педагогического процесса. Какой человек нужен нашему обществу сегодня?  Каков социальный заказ на выпускника средней школы? Школьное образование  ориентировано на общечеловеческие ценности, поэтому модель выпускника  составляется на основе социального заказа общества и должна отвечать его  требованиям.  Недостаточно иметь хороший разум, главное – хорошо применять его. Р. Декарт Как видно из вышеприведённой схемы, ученик должен обладать большим  набором качеств для того, чтобы оказаться конкурентоспособным на рынке  3 труда. Представление о человеке практически всегда обязательно предполагает оценку его ума. Пожалуй, скорее, чем о характере, о способностях, о настойчивости  люди судят другого, как говорится по уму и творческим способностям. Не  бывает абсолютно бездарных людей, просто, если у человека не проявляются те  или иные способности, значит, они не были развиты. Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) –  способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно  включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая  адаптация к новым условиям. Творчество (креативность) ­ относительно устойчивая характеристика  личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к  решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или  любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Эффективность интеллектуального и творческого развития школьников зависит  от деятельности учителя, его собственного творческого подхода  к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам  обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует  самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач  педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у  одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих  образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно.  Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и  абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более  объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны Для успешного  обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления: ­ высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза,  сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения; ­ высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества  гипотез, идей. ­ высокий уровень организованности и целенаправленности, которые  проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в  использовании обобщённых схем анализа явления. Таким образом, исходя из задач современного образования, которые были  обозначены выше, могу обозначить цель педагогического исследования: 4 ­ раскрыть основные методические приёмы формирования интеллектуальных и  творческих умений школьников. Данная цель требует реализации следующих задач: 1. изучить литературу по данному вопросу и проанализировать теоретические  и психологические основы формирования интеллектуальных и творческих  способностей с целью определения возможности её использования в условиях  образовательного процесса; 2. представить информацию о способах и методах работы по формированию  интеллектуальных и творческих умений у школьников; 3. представить методические находки по данной теме в качестве иллюстрации к  теоретическому материалу. Данное исследование является логическим продолжением предыдущей системы  работы «Воспитание гуманистического мировоззрения учащихся» и включает в  себя новые подходы в связи с новыми подходами к современному образованию. 5 2.1. Психолого­педагогические основы исследуемых понятий Современный человек живет в мире далёком от статики, в мире, где с огромной  скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни:  в геометрической прогрессии растет и ширится объём информации, уходят в  прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменение социальная  ситуация. Простого обладания некоторой суммой знаний в этих условиях явно  недостаточно, повысились требования к таким качествам личности как  открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартной ситуации,  творческое отношение к действительности. Л. С. Выготский говорил о том, что  «... в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое  условие существования» человека. Одной из областей человеческого ума, в  которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное)  мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина  креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность  видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения  проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления  (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково  подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и  скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.  Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить  новые решения старых проблем. Мышление предполагает способность ума разложить изучаемое явление на части и извлечь из них то, что может привести к правильному выводу. О способностях  человека чаще всего судят по результативности его усилий. Народная мудрость  гласит: "У умной головы сто рук". "Голова научит, руки сделают", "Разумный и  6 в пустыне дорогу найдет, а глупый и на дороге заблудится". Но успешность  человека, как в предметной, так и в умственной деятельности зависит не только  от способностей. Не меньшую роль играет умение и привычка думать. Рене  Декарт говорил: "... для того, чтобы усовершенствовать ум, надо дольше  размышлять, чем заучивать". Умения и навыки складываются в процессе  обучения и воспитания: "Учить ­ ум точить". Поэтому нередко в жизни люди,  изначально более даровитые, достигают меньших результатов, а менее  одаренные, но хорошо обученные, у которых, кроме того, сформированы и  необходимые качества характера, оказываются более успешными. Весь процесс обдумывания конкретной задачи, или ситуации, или явления  можно представить в виде трех последовательных этапов. Вначале возникает специфическое состояние, которое можно  назвать напряжением, ­ состояние, происходящее из­за рассогласованности уже  имеющихся знаний, способов действия, схем решения и необходимых  результатов. Затем происходит ориентировка ­ посредством последовательной постановки  вопросов и поиска ответов на них человек осуществляет операции перевода  информации с языка образов на язык символов, понятий и наоборот,  осуществляет поиск недостающих связей в задаче. Третий этап ­ выбор решения: человек перебирает и взвешивает возможные решения. Важнейшее свойство  человеческой психики — активность. Даже во сне мозг ­ непрестанно  воспринимает поступающие сигналы и вырабатывает команды поведения.  Наибольшей активностью сопровождаются сигналы, поступающие из внешней  среды через органы чувств. При этом в сознании отражается наглядно­ чувственная и знаково­конкретная картина окружающего мира. Но сознание  человека способно отделять в этой картине основные и второстепенные  элементы, создавать обобщения, познавать связи и закономерности явлений.  Этот процесс активной познавательной и созидательной деятельности  сознания называется мышлением. Умственная самостоятельность же  определяется как способность, которая состоит в том, что ученик в  совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для  познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их  применения в сложившейся и новой ситуации. . Показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность,  разработанность мышления. Беглость представляет собой способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках, рисунках, способность переходить от  одного аспекта проблемы к другому, используя разнообразные стратегии ее  решения. 7 Оригинальность выражается в способности выдвигать идеи, отличающиеся от  очевидных, банальных или твердо установленных. Гибкость ­ способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать  его новое использование. Разработанность мышления предполагает способность детально  разрабатывать возникшие идеи. Развитие креативности может происходить  только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс  творчества. Творчество — это продуктивная деятельность, порождающая  качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и  общественно­исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества  заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно­ значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное  значение для личностного развития человека и являются фундаментом  успешной жизнедеятельности в будущем. Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать,  необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы не гасла, а  развивалась. Каждый ребёнок имеет право на помощь и адекватное развивающее  воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и  необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно  проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить  необходимо не только приёмам и операциям, но и способам действия. 8 2.2. Учёт возрастных особенностей при формировании интеллектуальных  умений Знать ребёнка – это та самая главная точка, где соприкасаются  теория и практика педагогики. В. А.Сухомлинский То, что учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся надо –  это общепризнанный факт. Вопрос в другом. А как их учитывать? Очень  трудным является учёт в школьном учебнике возрастных особенностей  учащихся, ведь основная работа по предметам филологического цикла строится  на работе с учебником. В приведённых ниже таблицах дана характеристика  учебного содержания для разных ступеней обучения, а следовательно, для  учащихся разного возраста, которая позволяет выявить специфику учебной  информации для учащихся.  Таким образом, в качестве универсальных умений познавательной  деятельности можно рассматривать следующие: ∙  умение определять познавательные проблемы, которые необходимо и  возможно решить в процессе учебной деятельности; 9 ∙  умение определять цели учебно­познавательной деятельности, ожидаемые  результаты, выраженные в структурных характеристиках системы знаний; ∙  умение выбирать источники информации, адекватные целям учебно­ познавательной деятельности; ∙  умение представлять результаты познавательной деятельности в форме,  соответствующей учебной ситуации; ∙  умение самоконтроля и самооценки. 2.3. Развитие познавательных процессов Под познавательными процессами традиционно понимают в психологии  восприятие, представление, воображение, мышление и память. Каждый из этих  процессов в ходе учения не существует по отдельности, а выступает в  уникальном сочетании друг с другом. Характер их сочетания определяется  индивидуальными познавательными особенностями школьника и во многом  спецификой учебной деятельности, которую он реализует. Одним из базовых  механизмов реализации познавательных процессов выступает усвоение как  сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные  процессы, в сочетании обеспечивающие приём, смысловую обработку,  сохранение и воспроизведение принятого материала (по работам С. Л.  Рубинштейна). В психологии рассматриваются основные компоненты  усвоения: ∙  положительное отношение учеников; 10 ∙  чувственное ознакомление с материалом; ∙  мышление как активная переработка полученного материала; ∙  запоминание и сохранение полученного материала. Могу предложить собственный вариант последовательности организации  познавательных действий на уроке. К достаточно близким понятиям данного уровня рассмотрения можно отнести  способ познавательной деятельности, который представляет собой наиболее  универсальную и обобщенную систему организации действий ученика. Способ  реализуется благодаря определенным психическим и логическим операциям,  осуществляемых школьниками. Термин «познавательные операции» вводится мною, чтобы как раз  максимально полно, в динамике изменений проследить индивидуальные  операции внутреннего и внешнего плана действия, которые не удаётся в полном объеме обеспечить описанием в рамках способов познавательной деятельности. Для более глубокого понимания, что собой представляет «познавательная  операция», её следует соотнести с другими уровнями познавательного опыта:  способностями и познавательной деятельностью. Два уровня — способности и деятельность — как раз и связывают  познавательные операции. В этом кроется причина и объяснение. Способности  базируются на познавательных операциях, а они, в свою очередь, являются  операционально­управленческой частью деятельности. По моему мнению, способности являются одним из высоких уровней по  отношению к уровню практических действий, представляя собой скорее  результат их обобщения. Для того чтобы выйти на метауровень, а не остаться на  поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную  характеристику (содержащую поведенческий аспект), которая позволяла бы  качественно различать разнообразные аспекты действий. Конкретный набор и последовательность действий определяют познавательные  операции, постоянное решение которых ведёт к формированию конкретных  способностей. Познавательной операцией можно называть последовательность мыслительных действий, направленных на реализацию результата в учебной деятельности. 11 Под познавательной операцией понимается комплексная динамическая  организация познавательных процессов, которая относительно познавательной  деятельности состоит из чёткой последовательности: ­ репрезентация цели и критерии ее достижения, ­ операции по достижению результата, ­ коррекция процесса деятельности, ­ фиксация получаемого результата. Таким образом, познавательная операция является проекцией динамических  взаимосвязей в познавательной деятельности следующих составляющих: ∙  представление цели; ∙  мотивация; ∙  критерии достижения цели; ∙  основные операции и действия, направленные на реализацию цели; ∙  последовательность операций и действий; ∙  контроль за исполнением познавательных операций и получение  промежуточного результата; ∙  коррекция стадии познавательной операции или представления цели; ∙  критерии прекращения процесса деятельности; ∙  фиксация результата деятельности. Такой способ организации урока предполагает выбор ориентира предстоящей  деятельности, затем организацию на его основе самой деятельности с  последующим анализом и коррекцией познавательной операции и её реализации.  Данная модель организации деятельности на уроке позволяет ученику  задуматься о том, как будет строиться их познавательная деятельность и  дальнейшее обучение. Таким образом, такой вид организации обучения  изначально предполагает принципиально иной уровень познавательной  активности ребёнка. 12 2.4. Способы и приёмы формирования интеллектуальных и творческих  способностей учащихся Дело не в том, чтобы знать много, А в том, чтобы знать самое нужное. Л. Н.Толстой Одна из особенностей современного мира — ускорение изменений,  стремительный рост знаний. По некоторым данным, объем информации в мире  удваивается за каждые 18 месяцев. 13 Нельзя объять необъятное, и чтобы личность смогла быть успешной в быстро  меняющемся мире, она должна уметь выделять главное в любой поступающей  информации, систематизировать ее. Навыки, необходимые для успешной работы с информацией, нужно формировать еще в школе. Формирование у учащихся интеллектуальных умений происходит за счёт  следующих видов деятельности, организуемых на уроке: ∙  постановка вопроса, побуждающего к осмыслению изучаемой информации; ∙  развитие умение выделять в информации главное, составлять план; ∙  обучение логически законченному рассказу; ∙  побуждение к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явлений, свойств, признаков; ∙  обучение порядку самостоятельной работы над новым текстом (информацией,  задачей); ∙  подведение к видению (осознанию, осмыслению) противоречий. ∙  сообщение материал, привлекая учащихся к участию в поиске обоснований; ∙  обучение овладению методами анализа ответов одноклассников. ∙  обучает приемам самостоятельного составления схем, таблиц, гистограмм. ∙  ориентировка на самостоятельную работу. ∙ организация обсуждения выполненных работ. При организации работы по развитию творческих способностей учащихся  использую виды проектной и исследовательской деятельности. Подробнее остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах,  способствующих реализации поставленной цели, а также приведу в приложениях практические примеры реализации работы по данной теме. Использование методических приёмов для реализации поставленной  цели. 14 Реализация поставленных задач идет в двух направлениях: ∙  учебный процесс; ∙  внеурочная деятельность. Могу предложить следующую схему учебного процесса, на которую опираюсь в  своей работе: Социальный заказ школе (общественные цели обучения) Содержание образования как цель обучения Деятельность учителя его средствами Мотивация Деятельность ученика Механизм усвоения Результат усвоения О социальном заказе школе и об основных характеристиках выпускника  общеобразовательного учреждения я говорила выше. Один из компонентов предложенной мною схемы опирается на содержание  образования. В нашем учебном заведении плодотворно внедряется профильное  образование. Работа в профильных гуманитарных классах (, гг.) требует  пересмотра методики преподавания предметов филологического цикла. Ясно,  что учащиеся в современных условиях должны учиться самостоятельно  приобретать знания, получать необходимую информацию на уроке не из уст  учителя или прочитанного материала, а путём решения учебных задач. Решение данных задач провожу, используя методики развивающего обучения.  Познакомившись с педагогическими основами технологий Занкова Выготского,  Давыдова и Эльконина, пришла к выводу, что развивающее обучение надо  рассматривать как основу развития, т. е. в этом случае ученик – не объект  педагогического воздействия учителя. Ребенок должен захотеть изменить себя и превратиться в субъект, способный измениться. Главная цель развивающего  обучения состоит именно в этом. Ребенок должен ходить на урок не только  потому, что от него этого требуют, он должен идти с большим желанием, чтобы  почувствовать себя полноправным деятелем, чтобы получить знания. Это  основная задача учителя. 15 В исследовательском диалоге и ученик, и учитель – полноправные участники, т.  е. и работа учителя должна анализироваться, критиковаться, как оценивается  работа ученика. Коротко изложу принципы занковской системы и свое понимание этих  принципов. 1.  Обучение на высоком уровне трудности. То есть я должна ориентироваться в  работе не на зону актуального развития ребенка, а на зону его ближайшего  развития. Естественным полагаю то, что нужно соблюдать меру трудности,  иначе ребенок может потерять интерес к учению, учение перестанет приносить  ему радость преодоления, положительные эмоции. 2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик, прежде всего, должен изучить  явление, осмыслить понятия, установить их связи. Это поможет, я думаю,  избежать многих ошибок. Только потом приступать к формированию навыков и  тогда оно займет меньше времени и будет более эффективным. 3. Быстрый темп обучения. Этот принцип, как мне кажется, предлагает не  спешку на уроке, а отказ от многократного повторения и даёт возможность для  более глубокого изучения материала, для выявления большего количества его  связей и сторон. 4. Принцип осознания школьниками процесса учения. По­моему, этот принцип  означает то, что ученик должен осознавать, как, за счет чего учебная  деятельность приводит к новым знаниям. Объектом наблюдения должен стать  сам процесс познания. 5. Учитель должен вести работу над общим развитием всех учащихся класса, в  том числе и слабых. Дети находятся на разных уровнях развития. И, как я  понимаю, нельзя подгонять развитие учащихся под одну среднюю мерку. Нужно  стремиться к тому, чтобы раскрылись возможности ребенка, ярко выразилась  его индивидуальность. То есть стремиться к продвижению каждого ученика по  его собственной шкале развития. Не секрет, что успех обучения напрямую зависит от мотивационной сферы  ученика. Мною, как классным руководителем, была самостоятельно на основе  теоретического материала разработана и апробирована схема анализа развития  интеллектуальных способностей и мотивации учащихся в обучении.  Учитывались следующие критерии: Ø  интерес 16 Ø  самоутверждение Ø  общение Среди критериев по развитию учебных умений рассматривались следующие: Ø  усвоение инструкций Ø  включение в работу Ø  ориентация в новом материале Ø  сформированность плана действий Ø  активность на уроке Ø  самостоятельность Ø  работоспособность Ø  устойчивость внимания Анкетирование проходило в 10 классе по всем предметам. Результаты  анкетирования приведены как приложение к этому разделу. Анализ результатов  показал, что После определения теоретических основ следует рассмотреть следующий  компонент предложенной мною схемы «Деятельность учителя его  средствами». Это те методы и приёмы, при помощи которых я добиваюсь на  уроке поставленных целей. Но вначале хочу остановиться на том, что  предшествует уроку ­ подготовка. Определила лично для себя несколько  правил, которые можно объединит формулой «Я иду на урок»: ∙  форма урока должна быть интересной, урок необходимо красиво оформить; ∙  спланировать работу так, чтобы шел диалог учителя с учениками, читателей с  писателем и его героями; ∙  обязательно учитывать индивидуальные особенности учащихся; 17 ∙  урок должен развивать креативные способности учащихся, помогать в  преодолении трудностей ∙  разумно дозировать объем знаний; ∙  добиваться результативности урока («незаконченный урок»: консультации,  зачёты, факультативы). А теперь расскажу о том, как выбор структурных элементов урока и  организация деятельности учащихся обеспечивают достижение поставленных  задач. Представляю вашему вниманию схему данного процесса: 1.Вступительное слово учителя. 2. Постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации. 3. Выбор учениками оптимального варианта решения данной проблемы. 4. Деятельность учащихся по решению проблемного вопроса. 5. Обсуждение мнений. 6. Выводы по уроку. Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что  познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к  изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы,  приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не  кратковременный, а стойкий. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на  содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых  школьники вовлекаются в процесс познания. Основными задачами развития творческой активности являются: 1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса  к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в  процессе обучения. 2) Развитие творческих способностей и познавательной  самостоятельности детей . 3) Формирование компьютерной компетентности  учащихся.  18 4) Развитие интереса к предмету. Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих  компонентов: ­ повышение мотивации обучения; ­ выполнение практических и творческих заданий; ­ решение биологических задач; ­ проведение уроков с применением ИКТ; ­ проведение нестандартных уроков, дидактических игр; ­ осуществление межпредметных связей; ­ практической направленности обучения; ­ создание ситуации успеха; ­ проектно­ исследовательскую деятельность; ­ учет индивидуальных особенностей учащихся. В своей работе опираюсь на следующие инновационные технологии обучения: ­ проблемное обучение; ­ технологию развивающего обучения; ­ личностно­ ориентированное обучение. Используя разнообразные методы и приемы в своей деятельности, работаю на  конечный результат: ­ формирование таких качеств учащихся, как ответственность, настойчивость,  любознательность, стремление к активной познавательной деятельности; ­ выработку умений самостоятельно добывать знания и применять их на  практике; ­ создание ситуации общения на уроке, позволяющая каждому ученику  проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; ­ создание обстановки для естественного самовыражения ученика; ­ развитие устойчивого интереса к предмету; ­ создание ситуации успеха для каждого учащегося; ­ повышение качества успеваемости учащихся. Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии,  добиваюсь положительных результатов.  Главной задачей образования и повышения устойчивого интереса к предмету  является создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться –  повысится и качество образования. Выделяют следующие факторы,  положительно влияющие на устойчивую мотивацию: 1.Содержание учебного материал. 2.Организация учебной деятельности. 3.Коллективные формы учебной деятельности. 4. Оценка учебной деятельности. 5. Стиль педагогической деятельности. 19 Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я  считаю одним из самых важных компонентов урока. И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску  альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий);  эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор  заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения,  самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные  (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.  При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и  индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов  мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого  ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я  стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в  самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе  различные приемы. Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует  работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при  котором даже обыденное становится удивительным.   Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды,  в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в  которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое  возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по  воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не  замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Пример 2. Биология. (7  класс) Тема: «Тип Хордовые. Кл. Птицы». Учитель: Известно, что сова ­ неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь  сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу  мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна Пример 3. Тема: «Тип  Членистоногие. Класс Насекомые». (7 класс) Учитель: Сколько цветков  посещают пчёлы?  В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков  за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может  отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они  будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в  день. Прием «Отсроченная загадка». Пример. Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». ( 7 кл.)  Загадку ( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: ­ На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном.  Это животное не хищник, Но оно поставило под угрозу уничтожения многих  20 животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое  число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на  следующем уроке? ( Дети называю различных животных.)   ­ Это животное ­ …. Впрочем, не будем торопиться ­ продолжение следует…  На следующем уроке откроет секрет : это животное ­ кролик. Да – да, вы не  ослышались ­ кролик!  Прием «Лови ошибку».  Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты  готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч­ся в качестве творческого  задания. Пример. Тема: «Сердце. Как защитить его?» Сердце­ двигатель крови в организме. Это трехкамерный орган, расположенный  в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. Желудочки разделены неполной  перегородкой и поэтому артериальная кровь смешивается с венозной.  Сердечный цикл длится 0, 8 минут. Снаружи сердце покрывает околосердечная  сумка или перикард. Створчатые клапаны обеспечивают ток крови в одном  направлении – из желудочков в предсердия. Веществом, ускоряющим работу  сердца, является ацетилхолин. Стойкое повышение артериального давления от  140/90 мм рт. ст. и выше называется гипотонией. Приемы активизации решения творческих задач должны быть "направлены на  культивирование у обучаемого субъекта личностной и интеллектуальной  рефлексии и на обеспечение их оптимального взаимодействия с предметно­ и  операционально­содержательными компонентами мышления. Этот теоретический вывод о приоритетном развитии рефлексии используется в  настоящей работе. Примеры творческих задач по биологии. 1. У Королевской кобры (самой крупной ядовитой змеи в мире) длина  2. ядовитых зубов достигает 3 ­ 4 см. От укусов погибают не только люди, но и  такие крупные животные, как носороги и слоны... Конечно, кобру можно  неделями не доставать из мешка или корзины, в которых обычно перевозят их ловцы, ведь она может долго обходиться без еды и воды. Но такая змея  запросто прокусит мешок или корзину, и тогда ловцу грозит смертельная  опасность. Как выходят из положения ловцы? Только не надо предлагать  "бронированные" корзины ­ их в джунглях Индии просто нет... Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время  от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро  обнаружить. Строить дорогостоящие обнаружительные системы с многими  тысячами датчиков? А можно ли сделать так, чтобы природа сама  подсказывала место утечки газа? (Здесь возможно большое количество решений, среди которых учащиеся  могут назвать и использование птиц ­ при такой постановке задачи это можно считать контрольным решением.) 21 Ещё один вариант условия: Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от  времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обнаружить.  Строить дорогостоящие обнаружительные системы с многими тысячами  датчиков? А можно ли сделать так, чтобы природа сама подсказывала место  утечки газа? Например, птицы слетались бы к аварийному месту, тем самым  указывая его обслуживающему персоналу... Но природный газ не имеет запаха и  птиц не привлекает. Как быть? (Контрольный ответ ­ добавка в газ  привлекающего вещества.) 3. На снимках, сделанных на цветное фото со вспышкой, зрачки глаз людей  4. часто получаются красными. Это происходит, если их размер в момент  съёмки достаточно велик. Тогда значительное количество света проникает в  глазное яблоко и отражается от его насыщенных кровью внутренних тканей.  Как быть? Рыба иглобрюх обитает на небольших глубинах Индийского океана. Тело  ее усеяно многочисленными шипами ­ видоизмененной чешуей. Обычно иглы  прижаты к телу, чтобы не мешать передвижению. Но в момент опасности  рыба расставляет шипы в разные стороны. Как? Ведь мышцы иглобрюха для  этого не приспособлены. 5. Ответ: при возникновении опасности иглобрюх устремляется к  поверхности воды и, заглатывая воздух в кишечник, превращается в раздутый шар. Шипы при этом приподнимаются и торчат в разные стороны. Рыба  держится у поверхности, вверх брюшком, причем часть тела выступает над  водой. В таком положении иглобрюх защищен от хищников как снизу, так и  сверху. Когда минует опасность, иглобрюх выпускает воздух и тело его  принимает обычную форму. 6. Личинки жуков­щелкунов ­ злейшие враги растений. Ученые Эстонии  предложили использовать ферромоны ­ концентраты запаха (половые  привлекающие вещества). При испытаниях на полях оказалось, что одна  ловушка, заряженная ферромоном, способна очистить от вредителя около  200 га посевов. Но что делать с жуками, попавшими в ловушку? Ответ: ферромоном побрызгали на петуха с местной птицефабрики. Жуки стали ползти к петуху. Курам только это и надо. Лошадь отгоняет насекомых ­ комаров, мошек,.. ­ своим хвостом. Но до  головы хвостом не дотянешься. Как быть лошади? Ответ: лошади становятся так, чтобы отгонять своим хвостом мошек и от  7. 8. 9. головы другой лошади. В коневодческой практике такие позы называют  лошадиным флиртом. 10. Почему гигантские киты питаются мельчайшим планктоном. А весят  десятки тонн? Ответ к задаче «Лентяи» 22 В сутки синий кит поглощает до 4 тонн планктона, для этого у него есть  специальное приспособление ­ цедильный аппарат (так называемый китовый ус).  С его помощью киты отфильтровывают пищу, не затрачивая энергию для поиска  и погони за животными, поэтому быстро набирают вес. Показ фрагмента фильма ВВС «Большие киты» о синих китах, их питании. Таким образом, каждую творческую задачу характеризует целый ряд признаков  разнообразия, что делает возможным индивидуальный подбор задач. При этом  следует учесть успехи ученика при решении той или иной задачи, а также на  сколько разнообразные задачи предоставлялись ранее. Очень часто учителей беспокоят скучающие лица и тоскующие глаза учеников  на уроках, которые устали от заорганизованности, перегрузки. Падает  познавательный интерес к предмету, развивается детский пессимизм и  равнодушие к учебе. Одна из важнейших задач развивающего обучения –  активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и  развития у них навыков самостоятельной работы. В игре человек испытывает  радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится  «взять» высоту и помериться силой и умом с противником. В руках педагога  игра становится элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни  природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей  действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к  овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же  необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в  процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее  изучения. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и  вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует  такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и  интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на  вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому  игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы  человеческой жизни. При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством,  многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом  первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует,  развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и  темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.  Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре  выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не  осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных  проблем. 23 Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена,  в практике школы он используется не достаточно активно. Дидактические игры на уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют особой материальной базы и технической подготовки. Игры требуют  разной степени самостоятельности — от игр «с самим собой», до  состязательных. Роль учителя на таких уроках складывается из следующих  операций: обозначение времени; определение места (расстановка парт, формирование групп); подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, гербарии, демонстрационные  материалы); ролевое распределение; внесение элементов новизны; эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение); общее руководство. Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы  сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе  игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств. В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что  стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность  в принятии решений, представляется возможность отстоять свою точку зрения,  почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников. Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке  биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят  перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия. Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые ролевые и  деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний  с их практическим применением. В этих играх создается напряженная,  конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные  решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации,  противодействия других участников игры . Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзя использовать в новых  условиях, например, в творческой деятельности. Только опыт, наблюдение за  объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на получение новых знаний  и развивает самостоятельное мышление . Само участие ребенка в каком­либо исследовании более важно для развития  творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут  побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию  нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками  24 других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким  образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления. Существует несколько психологических принципов стимулирования  творческого поведения учащихся во время игры. Необходима  доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю  следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и  критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким  образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая  вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их  активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем  самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников . Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют  определенные требования к организации дидактических игр. 1. Игра — форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий  мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать  удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры 4. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности  учащихся. 5. Игра должна быть доступной, цель игры — достижимой, оформление —  красочным, разнообразным. 6. Игры должны соответствовать определенным учебно­воспитательным  задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям  стандарта. 7. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом  подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 8. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и  методике его применения. Исходя из требований можно сформулировать основные цели, которые  преследует игра: вызвать интерес к теме; спровоцировать потребность работы с учебной литературой; направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии  обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры —  её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает  менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть  и образовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в  системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов  к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки­ путешествия) к объяснениям (уроки­исследования) 25 Ещё Архимед признал игру ведущей деятельностью ребёнка. Он впервые  классифицировал её, разделив на естественную и искусственную. К  естественным относятся игры характерные для детёнышей зверей и человека. А  искусственные разделил на детские и результативные. Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате  чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные  личные резервы. В центр выдвигается задача общего психического развития, формирование ума,  воли, чувств детей. Изучение биологии в игровой форме выигрышно вдвойне, потому что  большинство детей от рождения интересуется травками и букашками, а играть  вообще любят все. Так при помощи игры формируется общая биологическая  картина мира, иначе говоря, в содержание включаются и теоретические и  эмпирические знания. Игровые методы многообразны, вариативны: материал может раскрываться как  от общего к частному, так и от частного к общему. Игровые формы динамичны, гибки. Из урока в урок формы могут оставаться,  меняется лишь содержание. Даже в этом случае урок приобретает новый  характер. Подача материала происходит ненавязчиво, в доброй эмоциональной  среде. В современном образовании уроки в зависимости от цели бывают: урок усвоения; урок усовершенствования ЗУН; урок повторения, обобщения; урок контроля и коррекции; комбинированные уроки. В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные  возможности детей, подбираются методические игры. Они могут быть  растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть  фронтальной, групповой или индивидуальной. Контроль как внутренний, так и  внешний . Подбирая и комбинируя методы можно добиться главной цели: вызвать интерес  к теме, спровоцировать потребность работы с учебной литературой, направить  мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. При таком  подходе ребята начинают чётко понимать разницу понятий «оценка» и  «отметка». Заработать отметку очень просто — это всего лишь цифра в  журнале, а вот оценку надо заработать, она может быть устной, минутной, но  очень дорогой, она влияет на самоуважение и самоутверждение. Доверие —  один из самых мощных стимулов. Это влияет на результат игры. В педагогике играм уделено большое внимание. Но чёткого места в системе  урока не определено. Поэтому большое внимание на практике уделяется  адаптации игровых моментов на различных этапах. 26 Выделяют следующие виды игр: Игры­путешествия. Игры­поручения. Игры­предположения. Игры­загадки. Игры­беседы (игры­диалоги). Игры­путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра­ путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает  через необычное, простое­через загадочное, трудное — через преодолимое,  необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых  действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры­путешествия —  усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть­чуть  сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом,  но не замечается ими. Игры­путешествия обостряют внимание,  наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление  трудностей и достижение успеха. Игры­путешествия всегда несколько  романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии  сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами  игры и получить результат: решить задачу, что­то узнать, чему­то научиться.  Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы  детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Игра­путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма  удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке  игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре­путешествии используются многие  способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой  деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда  разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее  решения, содержательный отдых. В состав игры­путешествия иногда входит  песня, загадки, подарки и многое другое. Игры­путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том,  что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью  экскурсии чаще всего является ознакомление с чем­то, требующим  непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру­ путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет  оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке,  но оно является не основным, а сопутствующим. Игры­поручения имеют те же структурные элементы, что и игры­путешествия,  но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их  лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что­то сделать: «Помоги  27 Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у  Незнайки». Игры­предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы  хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой  игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается  в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая  осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются  задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в  соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.  Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно­ доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами,  установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?». Игры­загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки  создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в  праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и  заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок  как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки  является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и  доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или  заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.  Способы построения логических задач различны, но все они активизируют  умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры­загадки.  Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться­доставляет  радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к  анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы,  умозаключения. Игры­беседы (диалоги). В основе игры­беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер  игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре­беседе воспитатель  часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только  сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить  игру. Однако игра­беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого  обучения. Воспитательно­обучающее значение заключено в содержании сюжета­ темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения,  отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на  поверхности»: его нужно найти, добыть­сделать открытие и в результате что­то  узнать. Ценность игры­беседы заключается в том, что она предъявляет требования к  активизации эмоционально­мыслительных процессов: единства слова, действия,  28 мысли и воображения детей. Игра­беседа воспитывает умение слушать и  слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать  внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.  Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует  уровень воспитанности. Основным средством игры­беседы является слово,  словесный образ, вступительный рассказ о чем­то. Результатом игры является  удовольствие, полученное детьми. Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные  игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр:  подвижными, сюжетно­ролевыми и др. Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного  процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение  дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут  воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом. . Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз  опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если  они имели место. Эффективность использования дидактических игр зависит от всех  перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр  обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения. Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет  определенные ограничения. . В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким  уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие  возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и  быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах мы не проводим игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, законов,  явлений, т.к. у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные  действия у них не вызывают затруднения. . Дидактические игры чаще применяем при углублении ранее полученного  материала в 5­6­х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с  удовольствием включаются в игру. . В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение  биологии происходит у учащихся более осознанно. Чаще используем сюжетно­ ролевые игры, т.к. они содержат проф. ориентационную информацию. Для  проведения таких игр требуется более тщательная подготовка как с нашей  стороны, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности, мы используем  их 1­2 раза в год. . При объяснении нового учебного материала мы не увлекаемся большим  количеством дидактических игр, т.к. образовательная значимость темы, ее  29 научность, не должны быть замаскированы игровыми, занимательными  функциями и атрибутами. Очень часто именно они, как более яркий фактор,  останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. При  объяснении нового материала применяем игры с использованием историко­ логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень  развития науки на тот период, и следовали бы логике этого или иного открытия. . Мы не проводим дидактические игры длительные по времени, они утомляют  учеников, т.к. требуют большой отдачи. Лучшего и более эффективного  результата в процессе обучении биологии помогают добиться игры,  непродолжительные по времени проведения (5­10 мин). Это могут быть  анаграммы, монограммы, загадки, игры с сигнальными картами и т.д. Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не  будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более  широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой,  проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся.  Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает  момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким  урокам, когда нет «зрителей», когда все — участники, рождает оптимизм у  самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со  знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно  прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей  педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их  способности и потребности. Заключение Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы  развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в современном обществе. Творческая способность выражается в стремлении учиться, преодолевая  трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных  волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней  активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о  внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении. После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует  множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы  развить творческую способность учащихся на уроках биологии, чтобы  заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить  интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые  30 знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях  может дать в итоге хорошие результаты. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что творческая  способность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом  строит ход урока. Мышление учеников настолько привычно к штампам, что любое задание,  рассчитанное на нестандартное решение или просто неожиданная просьба,  ставит их в тупик и требует больших затрат времени. Развитие  интеллектуальных и творческих способностей поможет школьникам в  дальнейшем сделать свою жизнь интересной и многогранной; избавиться от  стрессов, стать интересным и полезным для окружающих человеком, стать  успешным во всех сферах своей жизни. Для развития данных способностей детей следует решить следующие задачи: 1.  Научить находить решения в нестандартных ситуациях; 2.  Развивать оригинальность мыслительной деятельности; 3.  Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон; 4.  Развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей  работы. Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества,  как созидательной деятельности: 1.  Определенный уровень интеллектуальных способностей; 2.  Аналитические умения; 3.  Быстрота реакции и легкость ассоциирования; 4.  Нестандартность мышления; 5.  Творческое воображение; 31 6.  Развитие интуиции; 7.  Развитие самостоятельности и потребности самоактуализации и расширения  своих социальных возможностей. Главным моментом в этом является собственное творчество учителя.  Невозможно чему – то научить ребёнка, если не умеешь делать это сам. Мне  самой интересно выполнять различные задания творческой направленности. В приложении к работе представлю собственные материалы: это статьи на  различные темы, отражающие опыт работы школы и педагогов. Знаменитый психолог Поль Торренс о творчестве говорил  так: «Творчество ­ это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять  ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить  замок на песке, приветствовать будущее». Работа педагога как раз и направлена на то, чтобы будущее наших учеников  было счастливым. 32 Литература: 1.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании /  М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. – Троицк: Тровант, 2005. – 162 с 2.Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии /  Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с. 3. Гин  А. / Приемы педагогической техники/  «Вита – Пресс», 2005г 4.Душина И.Д, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин /Методика и технология обучения  географии в школе/  М 2004 5.Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс.  Животные//Природоведение. Биология. Экология: 5­11 классы: программы. –  М.: Вентана­Граф, 2010. – с. 49­63. 6. Махмутов М.И., Лернер И.Я., Матюшкин А.Я./Теория проблемного обучения/   М.  1997г 33 7. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство активизации  творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое  наследие. – Липецк: ЛГПУ, 1999. – С. 42 – 49 8. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. /  Г.М. Муртазин. – М.: Просвещение, 1989. – 263 с. 9. Психолого­педагогические ресурсы современного урока», УИПКПРО,  Ульяновск 2009 10. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. Основы общей биологии (68 часов,  2 часа в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5­11 классы:  программы. – М.: Вентана­Граф, 2010. 11. Щукина Г.И. /Концепция  развития познавательного интереса/ М. 1997г. Интернет­ресурс 12 .Проблемный урок по теме «Творческий проект. Этапы выполнения  творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково   34 35

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике

Курсовая работа по педагогике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2018