Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"
Оценка 4.7

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
воспитательная работа
Взрослым
07.04.2017
Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"
В настоящее время понятие "дети группы риска"употребляется довольно часто в педагогике и психологии.Понятие дети группы риска может считаться общепринятым,однако существуют различные его трактовки ,поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.Слово риск означает возможность ,большую вероятность чего-либо,как правило,негативного,нежелательного,что может произойти,или не произойти.Поэтому,когда говорят о детях риска,подразумевается,что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов,которые могут сработать или не сработать.
Вдовиченко.doc
1. Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Факультет психолого­педагогический (заочное отделение) кафедра воспитания, социализации и развития личности КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине: «Методы психологического мониторинга, оценки риска и ресурсов психологического и социального развития несовершеннолетних» Тема: «Дети "группы риска" как особая социальная группа, их общая характеристика и причины отклоняющегося поведения» » Студентки 4 курса, группы ФЗО 3 ППДП                                               Вдовиченко Кристины Вячеславовны                                                                                              Научный руководитель: к. пед.н., доцент кафедры воспитания, социализации и развития личости                                               Катилевская Юлия Александровна Дата защиты «_____» _______________ 2016 г. Оценка «____________________» 2 Ставрополь, 2016 г. Содержание Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1. Дети группы риска как особая социальная группа…………………………6 1.1. Сущность понятия и общая характеристика «детей группы риска»…………...6 1.2. Причины отклоняющегося поведения детей и подростков……………………13 Глава 2. Реабилитационный досуг для детей группы риска, изучение личностных  особенностей подростков группы  риска…………………………………………….21 2.1. Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы, виды…………...21 2.2. Методики изучения личностных особенностей подростков «группы риска»..27 2.3.   Результаты   исследования   личностных   особенностей   подростков   «группы риска»……………………………………………………………………………… …..29 Заключение…………………………………………………………………………….34 Список используемой литературы…………………………………………………...36 3 Введение В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово   «риск»   означает   возможность,   большую   вероятность   чего­либо,   как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому,  когда   говорят   о   детях   группы   риска,  подразумевается,   что   эти   дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.  Речь идет о том, что это риск для общества, который создают дети данной категории. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых   могло   представлять   определенную   опасность   для   окружающих   и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако   в   последнее   время   эта   категория   детей   рассматривается специалистами   прежде   всего   с   точки   зрения   того   риска,   которому   постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д. В любом обществе деятельности по воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависело будущее общества, его процветание. В настоящее время, когда очень остро стоит проблема детской безнадзорности, все больше подростков оказываются предоставлены сами себе и 4 вовлечены в преступный бизнес, с раннего детства начинают пробовать алкоголь и наркотические средства, совершают правонарушения и не успевают в обучении. Детская   безнадзорность   имеет   целый   ряд   причин.   Но   наиболее   остро проблема   безнадзорности   стоит   для   детей   из   неблагополучных   семей.   В   таких   их   низкий семьях   доминирует   аморальный   образ   жизни   родителей, общеобразовательный   уровень,   эмоционально­конфликтные   отношения   в   семье, плохое   материальное   положение,   неполная   семья.   Дети   из   таких   семей,   как правило, проводят большую часть своего времени на улице, рискуя попасть под влияние криминогенных и асоциальных структур. Все это заставляет задуматься о том,   что   от   того,   чем   занимается   подросток   в   свободное   время,   как организовывает   свой   досуг,   зависит   дальнейшее   формирование   его   личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. С такими подростками ведется работа различными организациями, такими как комиссии по делам несовершеннолетних, социально­реабилитационные центры, а так же некоторые культурно­досуговые учреждения, но эта работа не всегда дает положительный   результат.   Потребность   в   совершенствовании   воспитательного процесса   в   современных   условиях   предполагает   поиск   путей   повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить   ее   реабилитацию.   Одним   из   условий   повышения   эффективности воспитательной   работы   является   деятельность,   в   задачи   которой   входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Цель курсовой работы – раскрыть понятие «дети группы риска» как особой социальной группы, выявить  особенности и причины отклоняющегося поведения детей группы риска. Объектом исследования являются особенности и причины отклоняющегося поведения детей группы риска. Предмет исследования ­ реабилитационный досуг для детей группы риска.  5 Для достижения цели, необходимо рассмотреть ряд задач: ­ дать характеристику понятия «дети группы риска» как особой социальной группы;  ­ определить причины и факторы попадания детей в группу риска; ­ рассмотреть понятие досуг, выявить его роль в социализации и адаптации детей и подростков; ­ выделить этапы и виды реабилитационной деятельности; ­   рассмотреть   проблемы   и   перспективы   реализации   программ реабилитационного досуга. Структура курсовой работы.   Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. 6 Глава 1. Дети группы риска как особая социальная группа 1.1. Сущность понятия и общая характеристика «детей группы риска» В настоящее время категория «детей группы риска» является предметом исследования   различных   отраслей   научного   знания,   вследствие   чего   имеет междисциплинарный   характер   изучения,   обусловливающийся   сложностью   и многогранностью этого явления. В   зависимости   от   области   изучения   выделяют   множество   классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска ­ это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внеш­ ним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей: ­ дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико­ патологической характеристики; ­ дети из неблагополучных, асоциальных семей; ­ дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 7 ­   дети   из   семей,   нуждающихся   в   социально­экономической   и   социально­ психологической помощи и поддержке; ­   дети   с   проявлениями   социальной   и   психолого­педагогической дезадаптации. Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием   нежелательных   факторов,   которые   могут   сработать   или   нет.   В данной ситуации  этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный   подход   с   целью   нивелирования   неблагоприятных   факторов   и создания условия для оптимального развития детей. Для   решения   вопросов   оказания   психологической   и   социально­ педагогической помощи и поддержки детям необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику. Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: ­ пьянство одного или обоих родителей; ­   асоциальное   поведение   одного   или   обоих   родителей   (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); ­   отбывание   одним   из   родителей   срока   тюремного   заключения;   лечение одного   из   родителей   от   алкоголизма,   психического   заболевания;   жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);  ­ оставление малолетних детей одних без пищи и воды; ­ отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; ­ побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. Анализ условий жизни таких детей показывает, что невозможно выделить одну   главную   причину,  послужившую   фактором   риска.   Чаще   всего   фиксируют сочетание   многих   неблагоприятных   условий,   которые   делают   невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни. 8 Воздействие   неблагоприятных   условий   жизни   детей   в   семьях   достаточно длительное   время   вызывает   негативные   психические,   физические   и   другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У   детей   возникают   значительные   отклонения,   как   в   поведении,   так   и   в личностном   развитии.   Им   присуща   одна   характерная   черта   –   нарушение социализации   в  широком   смысле   слова:   отсутствие   навыков   гигиены,  неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,   утрата   интереса   к   знаниям,   дурные   привычки   (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.). Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном   развитии   могут   быть   самыми   различными   в   зависимости   от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств   жизнедеятельности.   Их   можно   свести   в   следующие   группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами  и  обстоятельствами, и устойчивые  формы  отклонений  в поведении, развивающиеся   по   тому   или   иному   типу,   обусловленные   неблагоприятными условиями жизнедеятельности вообще. Поведенческие   реакции   вызываются   неблагоприятными   обстоятельствами или   условиями   жизни,   действующими   однократно   или   систематически.   В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются   и   проявляются   постепенно   или   приводят   к   резкому   срыву. Примером   могут   служить   реакции   отказа,   протеста,   ухода,   агрессии.   Форм проявлений этих реакций может быть много.  Но,   если   ситуации   часто   повторяются,   реакции   закрепляются,   возникают устойчивые психологические образования, приводящие к развитию того или иного типа поведения. Существует   несколько   форм   проявления   отклоняющегося   поведения несовершеннолетних. Рассмотрим их как критерии риска. 9 1. Алкоголизация.  Человек   не   рождается   алкоголиком.   Это   всего   лишь предпосылка.   Для   ее   реализации   необходима   определенная   среда   –   это   семья, ближайшее окружение, а так же общество, его институты, в том числе и школа. Проблема подросткового алкоголизма распространена в стране очень широко. По данным   исследования,   проведенного   Министерством   образования   России   в учебных заведениях, лишь 11% подростков не употребляют никаких алкогольных напитков. В то же время 6% учащихся потребляют алкоголь ежедневно, каждый пятый   выпивает   один   раз   в   два­три   дня.   Меняется   природа   подросткового алкоголизма,   в   рамках   которой   серьёзной   социальной   проблемой   становится пивной алкоголизм: 76% всех несовершеннолетних потребляют пиво. Особенность   фармакологического   воздействия   алкоголя   на   психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую   активность,  а   с  другой,  особенно   в   малых   дозах   стимулирует   её, снимая   сознательное   торможение   и   тем   самым   давая   выход   подавленным желаниям и импульсам.  Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка:            ­ Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях она является ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение.            ­ Основной мотив пьянства – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные   стараются   привлечь   к   себе   внимание,   ведут   себя   агрессивно,   нарушая нормы поведения.                      ­ Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте ­ стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости. Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка – признак мужественности и взрослости.    Стиль   алкоголизации   начинает   восприниматься   как   естественный, нормальный,   окончательно   формируя   психологическую   готовность   к 10 некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения.   Со   временем   обнаруживается   жёсткая   структура   группы   с тенденциями асоциальной деятельности. Лидирующая часть группы – лица, которые состоят на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый   член   группы   обречен   на   прохождение   «обязательной   программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями. 2. Употребление   наркотиков.  Чрезвычайно   серьезная   проблема, получившая   большое   распространение   в   современном   мире.   Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии,   т.е.   индивиды   в   этих   группах   лишены   социально­значимых   идеалов   и устремлений,   что   особенно   характерно   для   подростков.   Явление   аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодежь не видит для   себя   достаточно   ясного   жизненного   сценария   становления   и   развития личности. Эти явления сопровождаются  отрицательным  эмоциональным   фоном, дискомфортом,   и   это   последнее   обстоятельство   рождает   у   молодого   человека поиск   новых   средств,   которые   помогли   бы   справиться   с   кризисной   ситуацией. Наркотик, в этом случае, является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта.  Исследования   мотивации   приобщения   подростков   к   наркотикам, проведенные в школах, обнаружили следующие мотивы: ­ они помогают отвлечься от личных неприятностей ­ 50%; ­ все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной» ­ 35%; ­ употреблять наркотик ­ это «круто» ­ 23%; Такая идеология свойственна слабовольным детям, с жизненной позицией ведомого, а не лидера, с низкой самоидентификацией, неуверенным в себе. 3. Агрессивное поведение. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в 11 семейных  потасовках   при  разрешении   конфликтов,  либо  в  избиении   физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся. В   старшем   школьном   возрасте   агрессивность   наблюдается   в   большинстве случаев у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия у юношей обычно отличается   в   следующих   ситуациях:   при   противопоставлении   себя   детям, взрослым, старикам; в конфликтах между молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы. Подростковая   агрессия   ­   чаще   всего   следствие   общей   озлобленности   и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.  Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль   каждого   в   отдельности   при   этом   как   бы   стирается,   личная   моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют   чувство   групповой   солидарности,  доходящее   в  момент   действия   до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. 4. Детская беспризорность и безнадзорность.  Особо сложная категория детей,   ведущая   полностью   асоциальный   образ   жизни   ­   это   беспризорные   и безнадзорные дети. Детская   беспризорность   ­   социальное   явление,   при   котором   происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками   беспризорности   являются:   полное   прекращение   связи   с   семьей, родителями,   родственниками;   проживание   в   местах,   не   предназначенных   для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. Понятие   беспризорности   отличается   от   понятия   безнадзорности.   В Федеральным законе от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних»   даны   следующие определения: 12 1. безнадзорный  ­  несовершеннолетний,  контроль  за  поведением  которого отсутствует   вследствие   неисполнения   или   ненадлежащего   исполнения обязанностей   по   его   воспитанию,   обучению   и   (или)   содержанию   со   стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;  2. беспризорный ­ безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.  Существуют три категории беспризорников: ­ те, кто в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице. Это дети, которые живут на улице более одного месяца; ­ те, кто периодически живет на улице. Жизнь этих детей на улице обычно ограничена   периодом   от   нескольких   дней   до   нескольких   недель.   Дети   этой категории   оказываются   на   улице   на   время   очередных   запоев   родителей алкоголиков, семейных конфликтов, а так же увлеченные уличной романтикой, в которой они довольно быстро разочаровываются; ­ те, кто живет (ночует) дома, но основные потребности удовлетворяет на улице. Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, приходя домой только для того, чтобы переночевать.  Самым   первым   признаком   проявления   безнадзорности   является систематическое непосещение детьми образовательных учреждений, что является прямым следствием отсутствия родительского контроля. Так же  безответственная позиция родителей толкает подростков к неразборчивым дружеским контактам и приобщению через них к групповому отклоняющемуся поведению. Нередко именно родители провоцируют уход детей из дома и увеличивают тем самым детскую беспризорность. По оценкам специалистов, в России ежегодно уходят из дома около  50 тысяч  детей. Их уход связан с различными  формами насилия и жестокого обращения с ними взрослых членов семьи.  В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их   потребности   в   безопасности,   любви,   понимании   и   т.д.   ­   те   же,   что   и   у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей 13 степени.   Уход   на   улицу   вызван,   прежде   всего,   поиском   неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут. Объединение беспризорников в группировки позволяет   им   решить   многие   житейские   и   психологические   проблемы:   жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи.  Итак,   дети   группы   риска   это   та   часть   детей,   которая   в   силу   различных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.   Эти   дети   отличаются   повышенной   чувствительностью   к различным   воздействиям   внешней   среды.   Не   имея   достаточных   личностных ресурсов для того, чтобы сопротивляться негативным влияниям извне, они чаще всего   становятся   зависимыми   от   той   среды,   которая   их   окружает.   Этому способствует также внутренняя установка на сканирование чувств и отношений людей, их окружающих. Их восприятие себя, как правило, характеризуется низкой самооценкой.  Хорошо   приспосабливаясь   в   условиях   «своей»   среды,   они   тяжело адаптируются   в   среднестатистическом   обществе.   Часто   при   всей   имеющейся наглости они ранимы, с низкой самооценкой, низким  уровнем притязаний. Они часто обделены вниманием и поддержкой взрослых, бывают агрессивны. Остается неудовлетворенной   их   базовая   потребность   в   эмоциональном   тепле, привязанности, что крайне негативно сказывается в частности на психологическом состоянии ребенка.   1.2. Причины отклоняющегося поведения детей и подростков В   данном   параграфе   выделим   основные   причины   и   факторы,   которые способствуют  социальной дезадаптации ребенка и попаданию его в рискованную ситуацию.   Их   можно   разделить   на   две   группы:   макросоциальные   и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, 14 включая   его   историю,   культурные   традиции,   мораль   и   нравственные   ценности, политические   и   экономические   проблемы   и   др.   Вторая   группа   –   это непосредственное окружение человека, его семья, друзья, а так же его физическое и психологическое состояние. Рассмотрим каждую группу. Макросоциальные факторы: 1.   Низкий   уровень   жизни   большой   части   населения,   сильный   контраст распределения доходов в обществе.  Среди   малообеспеченных   слоев   наиболее   ярко   выражен   уровень наркотизации,   алкоголизации,   преступности.   Подросткам   из   бедных   семей зачастую приходится совершать преступления, чтобы просто выжить. 2. Дистанцирование школы от детей.  В   настоящее   время   в   большинстве   общеобразовательных   школ   учеба   не становится   для   школьников   деятельностью,   формирующей   личность.   Одной   из причин потери интереса к учебе является утрата чувства ответственности. Анализ процесса обучение показывает, что: ­ целеполагание (что будем изучать) осуществляется авторами учебников и учителями; ­   планирование   (как   изучать   данную   тему)   реализует   автор   учебника, методист, учитель и лишь иногда, в общем порядке ­ ученики; ­ реализация плана ­ ученик с помощью учителя; ­ контроль и оценка результатов ­ учитель, редко сообща с учеником. Получается,   что   целеполагание,   планирование,   оценка   и   контроль   происходит практически   не   принадлежат   ученикам. монополизация   взрослыми   права   на   рефлексию,   а   подросток   становится   Следовательно, исполнителем указаний. Результатом оказывается то, что называют «формализмом знаний».   Поскольку   за   процесс   обучения   отвечает   учитель,   это   порождает пассивность   и   скуку   школьника   на   уроке.   Подросток   воспринимает   себя   как исполнителя, которому не дано выбирать, а поэтому и отвечать не за что. В итоге поведение   оказывается   ситуативным,   зависящим   от   случайных,   временных 15 побуждений,   мотивов,   соответствующих   операциям   и   действиям.   Мотивация, которую   предлагает   традиционная   школа,   ­   это   или   принуждение,   или соперничество, и оба мотива, по меньшей мере, недостаточны. Нагнетающую   обстановку   в   школе   нередко   создают   сами   учителя.   Они зачастую делят учеников на две группы. В первой группе те школьники, кто имеет достаточные   умственные   способности,   на   основе   которых   ими   достигается академический   успех.   Эта   группа   всегда   признанна,   имеет   высокий социометрический статус в школе, и, как правило, для ее членов крайне редким является   отклоняющееся   поведение.   Вторая   же   группа   состоит   из   учащихся   с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой   учебной   поддержкой   семьи,   ­   все   это   объективно   мешает   достичь академического успеха в школе.  Но   так   как   средняя   школа   ориентирована   преимущественно   на   работу   с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого   начала   учебного   процесса   начинает   ощущать   себя   ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом.  3. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах.  Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, которые оставили или окончили школу и не продолжили учебу; о недостатках профориентации,  неправильном   отношении   к   работающим   несовершеннолетним. Все эти явления ­ особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и   он   стремится   доказать   свою   «взрослость»,   ­   способствуют   бесцельному времяпрепровождению   в   свободное   время,   контакту   с   криминогенной   и асоциальной структурой. 4.   Проникновение   в   молодежную   среду   стереотипов   поведения,   не совместимых с общественными ценностями.  16 Это   пропаганда   наркотиков,   культивирование   половой   распущенности, насилия   и   жестокости.   Большую   роль   здесь   играет   СМИ:   фильмы,   сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а так же интернет. Микросоциальные факторы: 1. Семейное неблагополучие.  Данный фактор является решающим, т.к. каким бы ни было общество, семья является   первым   и   важнейшим   социальным   институтом   для   человека,   именно семья   дает   образ   мира,   в   котором   предстоит   жить   ребенку,   именно   в   семье происходит формирование ролевого поведения.  В   семье   ребенок   получает   первые   навыки   общения,   поведения, накапливается первый багаж знаний, формируются первые привычки. От того, в каких   условиях   происходит   воспитание,   зависит   формирование   духовных потребностей,   культурных   ценностей.   Но   не   всегда   семьи   являются благоприятным фоном, для развития ребенка.  Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего,   аморальный   образ   жизни   родителей,   их   низкий   общеобразовательный уровень, эмоционально­конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение, физическое насилие в семье.  Неполная семья так же является негативным фактором, который влияет на ребенка. Обследование, проведённое демографом Е.Б. Бреевой, выявило, что лишь 25% убежавших из дома детей живут в полной семье. Однако не менее тяжёлое положение наблюдается у беспризорников из повторнобрачных семей: с матерью и отчимом проживают более трети всех ушедших из дома. Причём, нередко отчим намеренно создаёт психологическую атмосферу вытеснения ребёнка из семьи.  Автор   отмечает   также   в   качестве   провоцирующего   к   побегу   фактора алкоголизм   родителей,   который   обычно   сопровождается   голоданием   ребенка, обострением   проблем   школьной   успеваемости   и   т.п.   Другой   немаловажной проблемой   является   демонстрация   секса   и   сексуальное   насилие.   Драматизм положения   усугубляется   тем,   что   сексуальное   насилие   происходит   в   семье, 17 которая   по   социальным   нормативам   должна   выполнять   роль   физического   и психологического убежища для ребёнка.  В последние годы в стране принимаются определённые меры, направленные на   укрепление   функции   семьи.   Однако   некоторые   родители   в   силу   своей некомпетентности   в   вопросах   воспитания   считают,   что   ведут   правильный воспитательный   процесс.   Неправильными   являются   так   же   ситуации   гипер­   и гипоопеки в семье:  1. Гиперопека ­ это ситуация, когда родители хотят быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения), доходящая до семейной тирании.   2. Гипоопека ­ это отсутствие должного контроля за ребенком, переходящая в безнадзорность. Безнадзорность  может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть так   же   и   в   силу   объективной   невозможности,   состояния   здоровья   родителей, неполной семьи и т.д. Постоянное повышение уровня психолого­педагогических знаний родителей, поможет   избежать   педагогических   ошибок,   которые   совершаются   многими родителями в благих намерениях.  2. Влияние асоциальных группировок в микросреде.  На разных возрастных этапах развития человека решающим является тот или иной институт социализации. В подростковом возрасте на первое место выходит референтная группа сверстников. У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное   стремление   к   самостоятельности,   эмансипации,   автономности   от взрослых, родителей. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно.  Подобным   образом   активно   формирующееся   сознание   защищается   от внушаемого влияния взрослых. Группа  сверстников, ориентация  на ее нормы и ценности оказывают большое значение в усвоении подростками социального опыта. По   характеру   социальной   направленности   И.С.   Полонский   делит   стихийные группы на три типа:  18 ­ просоциальные или социально­положительные;   ­   асоциальные,   стоящие   в   стороне   от   основных   социальных   проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;  ­ антисоциальные, т.е. социально отрицательные группы.  3/5,   то   есть   большинство   изученных   подростковых   объединений принадлежит к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому   типу   объединением.   В   просоциальных   группах   подростков   объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений и это не должно вызывать беспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков, кафе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь. Совсем   другого   рассмотрения   требуют   асоциальные   и   антисоциальные группы,   которые   должны   быть,   в   первую   очередь,   в   поле   зрения   специальных органов профилактики. Таким   образом,   когда   семья   и   школа   перестает   оказывать   влияние,   в результате   подростки   начинают   усваивать   моральные   ценности   неформальных групп.   Эти   группы   играют   основную   роль   в   формировании   личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.  Все   эти   факторы,   которые   носят   субъективный   характер,   ведут   к значительному   росту   десоциализации   детей,   которая   проявляется   в   утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста. В социальном плане подростковая фаза ­ это   продолжение   первичной   социализации.   Практически   все   подростки   этого возраста ­ школьники, которые находятся на иждивении родителей и государства.  Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости ­ уровень притязаний, возвышающий   положение,   которое   подросток   еще   не   достиг.   Появляется 19 постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому,   требование,   чтобы   с   ним   считались,   уважали   его   мнение.   Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами ­ хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность   и   энергию   на   благо   себе   и   окружающим.   Однако   наряду   с   этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую   подростки   стремятся   добиться   авторитета   с   помощью   отрицательных форм поведения.  К   психофизиологическим   предпосылкам   трудновоспитуемости   можно отнести следующие изменения: 1.   Ускоренное   и   неравномерное   развитие   подростка   в   период   полового созревания:  ­ неравномерность развития сердечнососудистой и костно­мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка; ­   «гормональная   буря»,   вызванная   повышенной   активностью   эндокринной системы   в   период   полового   созревания   и   проявляющегося   в   повышенной возбудимости,   эмоциональной   неустойчивости,   непредсказуемости   настроений подростка; 2.   Изменения   в   характере   взаимоотношений   с   взрослыми,   родителями, учителями,   выражающиеся   в   повышенной   конфликтности   подростка,   что объясняется следующими причинами: ­   конфликт   «моралей»,   когда   мораль   подчинения,   заменяется   моралью равенства; ­   чувство   взрослости,   реакция   эмансипации,   высвобождения   от   влияния взрослого; ­ повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном внимании к мнению сверстников. 3.   Изменения   в   характере   взаимоотношений   со   сверстниками,   как   с представителями своего, так и противоположного пола: 20 ­ активное формирование потребности общения со сверстниками обостряет стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения; ­   половое   созревание,   протекающее   в   подростковом   возрасте,   вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям. Важно   отметить,   что   кризисность   подросткового   возраста   может   быть преодолена   при   условии,   если   учебно­воспитательный   процесс,   воспитательные условия   взрослых   будут   строиться   с   учетом   психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток. Таким   образом,   в   числе   разнообразных   социальных   факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие как: 1.   макросоциальный   фактор,   определяющийся   социально­экономическими условиями существования общества. 2. психолого­педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания. 3.   социально­психологический   фактор,   раскрывающий   неблагоприятные особенности   взаимодействия   несовершеннолетних   со   своим   ближайшим окружением в семье, на улице, учебно­воспитательном коллективе. 4.   личностный   фактор,   который   проявляется   в   активно   избирательном отношении   индивида   к   предпочитаемой   среде   общения,   нормам   и   ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности. 5.   психофизиологический   фактор,   объясняющийся   особенностями подросткового возраста. 21 Глава 2. Реабилитационный досуг для детей группы риска, изучение личностных особенностей подростков группы риска 2.1. Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы, виды Досуг   ­   это   зона   активного   общения,   удовлетворяющая   потребности подростков в контактах. В подростковом возрасте резко возрастает значимость общения со сверстниками и интенсивность связанных с ним эмоций и чувств. Это возраст межличностных влечений, близкой дружбы, первой любви. Объем общения со   сверстниками  и  потребность  в  нем  выходят  у   подростков   на  первое   место, оставляя   позади   общение   с   ближайшими   родственниками   и   с   учителями. Эмоциональные отношения оказывают существенное влияние на развитие психики подростка, выполняя следующие задачи: 1. Формирование   идентичности.   Перед   подростком   стоит   задача обобщения и осмысления всего того, что он знает о себе, построения обобщенной 22 картины мира и поиска своего места в нем. Одним из механизмов формирования идентичности   является   идентификация   с   теми   людьми,   с   которыми   подросток вступает в эмоциональные отношения: уподобление им себя, мысленные попытки поставить себя на их место. 1. Развитие Я­концепции (система устойчивых представлений человека о самом   себе),   формирование   адекватной   самооценки.   Подросток   получает обратную связь от сверстников и взрослых и начинает воспринимать окружающих как своеобразное «зеркало», в котором отражается собственная личность. 1. Преодоление   эгоцентризма   в   социальной   сфере.   Подросток, вступающий в эмоциональные отношения, учится смотреть на самого себя и на окружающую   действительность   глазами   другого   человека,   понимать   мотивы   и переживания окружающих.  Такие   формы   досуга   как   самодеятельное   объединение   по   интересам, массовые праздники ­ благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь   на   социально   принятые   критерии   и   эталоны,   ибо   самосознание социально   по   своему   содержанию,   по   своей   сути   и   невозможно   вне   процесса общения.   Именно   в   условиях   досуга   формируются   общности,   дающие   детям, подросткам   и   юношеству   возможность   выступать   в   самых   разнообразных социальных ролях.  Реабилитационный   досуг   ­   это   деятельность,   направленная   на   активацию личностных ресурсов дезадаптированного подростка, коррекцию его ценностных установок и мотиваций, за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения,   с   целью   восстановления   социального   статуса,   утраченных   или несформированных социальных навыков и последующего успешного включения в   Идея   реабилитационного   досуга   заключается   в   возможности социум. ресоциализации   детей   и   подростков   группы   риска   посредством   расширения   их способностей к адаптации в социуме через переживание нового опыта, социально 23 ориентированного опыта, для получения которого в повседневной жизни у них нет подходящих условий.  Необходимо понимать, что причин девиантного поведения может быть много и не всегда есть возможность их выяснить, но можно предположить, что каковы бы они, ни были, подросток может измениться, имеет шанс на лучшую жизнь.  Существует   огромное   множество   органов   профилактики,   которые выполняют   свои   функции   в   соответствии   со   своим   этапом.   Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, существуют три этапа профилактики: 1. Первичная профилактика. Данный   этап   подразумевает   работу   с   организованными   детскими коллективами   и общественным  сознанием  по   внедрению  идей  здорового   образа жизни. Задачей данного этапа так же является оздоровить среду и оказать помощь подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц. 2. Вторичная профилактика. Этот этап направлен именно на работу с детьми группы риска. На данной стадии   также   осуществляется   нормализация   условий   жизни   и   воспитания, оздоровление   среды.   Вместе   с   тем,   существенно   увеличивается   воздействие   на самого   подростка.   Реабилитационный   досуг   относится   именно   к   этому   этапу профилактики. 3. Третичная профилактика  Данный этап направлен на профилактику рецидива и предполагает работу с несовершеннолетними,   отбывающими   наказание   в   колониях,   а   так   же   после освобождения из них, дабы избежать повторного совершения преступлений. Реабилитационный   досуг   является   отраслью   среди   целого   комплекса профилактических   мероприятий,   и   основная   его   цель   открытие   и   развитие ресурсов   подростка   получив   которые   он   сам   будет   способен   противостоять дезадаптирующим   факторам.  Найти   и   показать   ребенку   хорошее   в   нем,  значит 24 «пролить   бальзам»   на   болезненные   раны   его   души,   подлечить   их.   Поиск   и нахождение   положительных   и   сильных   сторон   личности     ­   это   фундамент,   на котором строится взаимодействие специалиста в работе с «трудным» ребенком.  Реабилитационный   досуг   для   детей   группы   риска   основывается   на следующих принципах, которые делают его уникальным и несхожим с другими профилактическими   программами   и   показывают   определенные   различия   с обычными досуговыми мероприятиями: ­ Добровольность; Данный принцип предполагает получение согласия несовершеннолетнего на участие в реабилитационно ­ досуговом процессе. Педагог может работать только с тем подростком, который хочет работать с ним. «Насильно помочь невозможно». ­ Педагогически организованная среда; Процесс   социально­психологической   реабилитации   ребенка   должен происходить в специально подготовленных условиях, направленных на включение дезадаптированного   подростка   в   систему   гуманизированных   межличностных отношений,   опосредованных   общественно­полезной   деятельностью.   В   работу должны   быть   включены   профессиональные   психологи,   педагоги,   социальные работники;  ­ Позитивная направленность мероприятий; Cама   идея   реабилитационного   досуга   отдает   приоритет   позитивно­ ориентированным воздействиям перед негативно­ориентированными санкциями и наказаниями. Вместо хронических конфликтных взаимоотношений с нормативным социумом   у   несовершеннолетних   вырабатывается   позитивная   личностная направленность. Это достигается путем ориентации мероприятий программы на принятие, поддержку, поощрение.  ­  Дифференцированный   подход   к   реабилитации   различных  групп  детей  и подростков, учет их возможностей, интересов и предпочтений. Предполагается наличие спектра дифференцированных досуговых программ и включение ребенка в ту или иную программу с учетом его реабилитационного 25 потенциала, а так же его личных интересов, увлечений, достоверные сведения о которых можно получить от самого ребенка. ­ Активное и ответственное поведение подростка. В   ходе   реализации   программы   реабилитационного   досуга   воспитанники становятся все более самостоятельными, обучаются принятию и осуществлению ответственных   решений.   Происходит   постепенное   снижение   роли   взрослого   и повышение ответственности подростков. ­ Этапность реабилитационно­досуговых мероприятий. Процесс реализации реабилитационного досуга строится поэтапно с учетом объективной   оценки   реального   состояния   несовершеннолетнего   и   его   Выделяются   следующие   основные   этапы закономерной   динамики. реабилитационной   деятельности:   предварительный   этап,   адаптационный   этап, начальный реабилитационный период, основной реабилитационный период. Можно   выделить   ряд   критериев,   позволяющих   оценить   эффективность реабилитационной работы с детьми группы риска:  ­ Желание ребенка изменить свой социальный статус на более приемлемый; ­ Образование устойчивого подросткового коллектива; ­ Появление на занятиях программы ребят, пришедших по рекомендациям участников группы; ­ Изменения или тенденции к изменениям в иерархии ценностей; ­   Сформированность   навыков   эффективного   взаимодействия,   разрешения конфликтных ситуаций. Виды реабилитационного досуга: 1. Реабилитационный клубный досуг. Программа реабилитационного досуга основана на базе специализированного учреждения ­ клуба, созданного для работы с   детьми   группы   риска,   предполагающая   разработку   целого   комплекса реабилитационных   мероприятий.   Реабилитационная   клубная   деятельность обязательно включает в себя три составляющие: блок психолого­педагогических 26 услуг,   блок   рекреационных   услуг   и   социопедагогическую   реабилитационную среду.  Первый  блок,  психолого­педагогических   услуг,  реализуется   через   занятие техническим, художественным или прикладным творчеством, а так же спортом, туризмом   и   обязательно   включает   в   себя   систему   социально­психологических тренингов. Тренинг ­ это познание себя и окружающего мира, изменение «Я» через общение в доверительной и неформальной обстановке. Задачи тренингов для детей группы риска: ­ Личностное развитие; ­ Сплочение коллектива; ­ Поиск новых способов построения деятельности и решения проблем; ­ Поиск и апробация новых форм взаимодействия; ­ Поиск и апробация новых форм выражения своих чувств; ­ Формирование навыков  анализа  своей деятельности  и постановки  перед собой задач по изменению. Второй   блок,   рекреационных   услуг,   включает   в   себя   досуговые   ритуалы, праздники,   обряды,   конкурсы,   фестивали   т.д.   Реабилитационная   среда обеспечивается   с   одной   стороны,   изменением   педагогических   установок коллектива   учреждения,   при   котором   организован   клуб,   а,   с   другой   стороны, повышением мотивации клиентской группы на успешность и самостоятельность. Мотивацию   подростков   будет   подкреплять   наличие   статусной   структуры   и своеобразной «карьерной лестницы» в стенах клуба.  Подростковый клуб представляет собой как бы самостоятельную детскую республику, где ребята проигрывают, «репетируют» свои будущие взрослые роли. Однако эта автономия относительная, поскольку в центре коллектива клуба все­ таки находится взрослый  ­  воспитатель. В клубе в полной степени реализуется педагогика сотрудничества, что, в свою очередь благоприятно отражается на его психологическом климате. 2. Реабилитационный досуг на базе лагеря во внешкольный период. 27 Реабилитационный досуг на базе лагеря помогает решить следующие задачи: ­ Развитие позитивной ориентации несовершеннолетних; ­ Учебно­педагогическая помощь; ­ Психолого­педагогическая реабилитация; ­ Медицинская профилактика и оздоровление участников; ­   Физическая   подготовка   и   обучение   основам   выживания   участников лагерной смены. Главной   особенностью   лагеря   для   детей   группы   риска   является многодневная оторванность их от социального окружения. Естественным путем формируется психология взаимоотношений, так как интересы группы оказываются в   прямой   зависимости   от   деятельности   каждого.   Подросток   начинает самостоятельно соотносить свои поступки с интересами группы.  3.   Дневная   форма   реабилитационного   досуга   на   базе   любой   досуговой организации. Этот вид реабилитационного досуга не предполагает создание определенной среды,   ориентированной   исключительно   на   детей   и   подростков   группы   риска. Данная категория детей может заниматься в досуговых организация по интересам с   обычными   детьми   и   подростками.   Это   могут   быть   спортивные   секции, театральные студии, школы танцев и др. Реабилитационный эффект достигается при   помощи   особой   тактики   ведения   занятия   педагогами,   использование психологических приемов и методик, внимания к личности ребенка, раскрытие его талантов, акцентирование внимания на успехах ребенка, собственный позитивный пример. 2.2. Методики изучения личностных особенностей  подростков «группы риска» 28 1.  Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Методика   диагностики   общей   коммуникативной   толерантности,   позволяет   диагностировать   толерантные   и   Бойко, предложенная   В.В. интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Согласно   автору   методики,   коммуникативная   толерантность,   или толерантность   в   общении,   подразделяется   на:   ситуативную,   типологическую, профессиональную и общую.  Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному   партнеру   по   общению   (супругу,   коллеге,   случайному   знакомому), типологической ­ отношением к собирательному типу или группе людей.  Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами).  Общая   коммуникативная   толерантность   обусловлена   жизненным   опытом, свойствами   характера,   нравственными   принципами   и   в   значительной   мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности. 2. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля: низкий, средний или высокий коммуникативный контроль. Согласно М. Снайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены,   где   и   как   себя   вести.   Управляют   своими   эмоциональными проявлениями.   Вместе   с   тем   они   испытывают   значительные   трудности   в спонтанности   самовыражения,   не   любят   непрогнозируемых   ситуаций.   Люди   с низким   коммуникативным   контролем   непосредственны   и   открыты,   но   могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые. Тест   имеет   деление   уровней   коммуникативного   контроля   по   следующим градациям:  29 ­ низкий уровень коммуникативного контроля ­ личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и взаимодействии с окружающими, низкой   дифференцированностью   поведения,   что   вызывает   раскованность   во взаимодействии с партнерами по общению;  ­ средний уровень коммуникативного контроля ­ личность характеризуется сдержанностью   и   низкой   эмоциональностью   в   общении,   искренностью   и непосредственностью при взаимодействии с окружающими;  ­ высокий уровень коммуникативного контроля ­ личность характеризуется достаточно   высоким   уровнем   эмоциональной   сдержанности   и   контроля   своего поведения при взаимодействии с окружающими.  3. Методика уровень субъективного контроля Наибольшее   распространение   в   нашей   стране   получила   методика   УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина,   Л.М.   Эткинд.   В   основе   данной   методики   лежит   концепция   локуса контроля   Дж.   Роттера.   Однако   у   Роттера   локус   контроля   считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса   контроля   в   различных,   но   типу   ситуациях.   Это   положение   имеет   и эмпирические   подтверждения.   В   связи   с   этим   разработчики   теста   предложили выделить   в   методике   диагностики   локуса   контроля   субшкалы:   контроль   в ситуациях   достижения,   в   ситуациях   неудачи,   в   области   производственных   и семейных отношений, в области здоровья. Такой  подход  в  целом  представляется  оправданным.  Не  оправданным   же является категоричное утверждение, которое делают не только эти, но и другие авторы   о   том,  что   американская   психология   личности,  американская   традиция исследования   локуса   контроля   основывается   на   представлении   о   его универсальности.  30 2.3. Результаты исследования личностных особенностей подростков «группы риска» С   целью   изучения   личностных   особенностей   подростков   «группы   риска» было проведено эмпирическое исследование среди учащихся МБОУ COШ №11 г. Ставрополя. Объектом исследования выступили подростки 8­9 классов. Практическое   исследование   было   проведено   в   двух   группах   подростков: экспериментальной (15 подростков группы риска) и контрольной (15 подростков без отклонений в поведении). В исследовании были использованы следующие методики: ­ Диагностика коммуникативной установки (В.В. Бойко) ­ Диагностика самоконтроля в общении (М. Снайдер) ­ Диагностика уровня субъективного контроля личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина. А.М. Эткинд). Как   показало   исследование,   высокий   уровень   самоконтроля   в   общении проявляется только у 20% подростков группы риска. Большая часть подростков отличаются неустойчивостью поведения, наличием деструктивных форм общения (рис. 1). Рис. 1. Выраженность уровня самоконтроля в общении В   экспериментальной   группе   на   высоком   уровне   часто   проявляются завуалированная жестокость, негативный опыт общения и открытая жестокость. 31 Это связано с тем, что часто подросток общается со сверстниками такого же типа, что препятствует развитию навыков конструктивного общения с другими людьми. Из рисунка 2 видно, что завуалированная жестокость проявляется у 73% подростков экспериментальной группы и у 20% подростков контрольной группы. Рис. 2. Выраженность завуалированной жестокости Открытая жестокость также выражена больше у подростков группы риска (рис.   3).   Они   не   скрывают   и   не   смягчают   свои   негативные   оценки   по   поводу большинства окружающих. Оценивают людей резко, однозначно и в категоричной форме. Рис. 3. Выраженность открытой жестокости Негативные   оценки   по   поводу   окружающих   могут   быть   объективно обоснованы подростками. Обоснованный негативизм, выражающийся объективно обусловленными отрицательными выводами о некоторых типах людей и сторонах 32 взаимодействия,   характерен   для   большинства   подростков   экспериментальной группы (рис. 4). Рис. 4. Выраженность обоснованного негативизма Негативный   опыт   общения   как   показатель   социальной   ситуации   развития характерен   для   большинства   подростков   экспериментальной   группы.   У подростков контрольной группы уровень негативного опыта общения невысокий. Интегральная   шкала   оценивает   суммарный   балл   по   всем   шкалам.   Если испытуемый набрал выше общего среднего (33), то это свидетельствует о наличии у него выраженной негативной коммуникативной установки (рис. 5). Рис. 5. Выраженность негативной коммуникативной установки Как   видно   из   рисунка   5,   негативные   коммуникативные   установки   четко выражены в экспериментальной группе у 53,3% исследуемых, что на 40% выше, чем у подростков контрольной группы. 33 Как видно из рисунка 6, в целом уровень субъективного контроля в группе подростков группы риска низкий практически по всем показателям.  Показатель   обшей   интервальности,   характеризующий   субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями, в этой группе на 60% ниже, чем в контрольной.   Испытуемые   в   этой   группе   отмечают,   что   большинство   важных событий в их жизни происходит не по их инициативе, а являются результатом действия   внешних   сил   ­   случая,   других   людей   и   т.д.,   они   не   чувствуют ответственности за эти события и не проявляют ее.  Необходимость   постоянно   приспосабливаться   и   заслуживать   хорошее отношение   к   себе   приводит   к   снижению   активного   отношения   к   жизни: собственные ценности, принципы и ориентиры не формируются. Рис. 6. Выраженность уровня субъективного контроля На основе проведенного корреляционного анализа личностных особенностей подростков группы риска были сделаны следующие выводы. 1. Самоконтроль в общении у этих подростков связан с завуалированной жестокостью   и   интервальностью   в   отношении   здоровья   и   находится   с   этими показателями в прямой зависимости. Чем выше самоконтроль в общении, тем ниже интервальность в области неудач. 2.   Завуалированная   жестокость   напрямую   связана   с   негативным   опытом общения.   Чем   выше   завуалированная   жестокость,   тем   ниже   обоснованность негативизма.  34 3. Открытая жестокость находится в прямой зависимости  от негативного опыта общения, общей интернальности. Чем выше открытая жестокость, тем ниже интернальность в области достижений. 4. Негативный опыт общения связан с интернальностью в межличностных отношениях   прямой   зависимостью.   Для   подростков   группы   риска   характерны низкий   самоконтроль   в   поведении   и   общении,   негативные   коммуникативные установки. Полученные   результаты   исследования   могут   быть   использованы   в   работе педагогов,   воспитателей   и   практических   психологов   по   оказанию   психолого­ педагогической помощи подросткам группы риска. 35 Заключение В   данной   работе   были   рассмотрены   вопросы,   которые   освещают   такую немаловажную тему, как проблемы детей группы риска и возможный путь решения этих проблем. Подводя итог, можно отметить следующее. Дети группы риска представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности расходятся с нормами, принятыми  в нашем обществе, поведение детей группы риска трактуется нашим обществом, как отклоняющееся. Среди возможных форм проявления отклоняющегося поведения можно выделить алкоголизацию, наркоманию, агрессивное поведения, противоправное поведение, беспризорность и безнадзорность. Кроме поведенческих особенностей можно выделить  характерологические особенности детей группы риска: низкая самооценка, размытость границ личности, трудности   в   осознании   и   проявлении   своих   чувств,   искаженность   ценностных ориентиров и нравственных понятий и другое.  На формирование отклоняющегося поведения оказывает влияние комплекс факторов,   которые   условно   можно   разделить   на:   макросоциальные   и микросоциальные.   Исключительное   влияние   оказывают   такие   социальные институты,   как   семья,   школа,   а   также   неформальная   группа   сверстников, поскольку   большую   часть   своего   времени   подросток   проводит   там.   Среди основных причин отклоняющегося поведения многие исследователи выделяют так же неорганизованность досуговой системы. Так   же,   можно   сказать,   что  организация   обучения   и   воспитания   «детей группы   риска»   должна   осуществляться   всесторонне,   только   тогда   она   будет эффективна.   Основными   направлениями   деятельности   психолога   являются оптимизация   общения   «детей   группы   риска»   со   сверстниками   и   взрослыми, 36 формирование   у   них   чувства   собственного   достоинства   и   уверенности   в   себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. Большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу.   Социальному   педагогу   важно   знать   о   материальных   и   жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути   решения   и   выхода   из   неблагоприятных   ситуаций.   Он   должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. Завершая  разговор   о «детях  группы   риска»,  уместно  выделить   несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во­первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности   и   точности   выводов   во   многом   зависит   судьба   ученика.   Любая догадка   (например,   о   необходимости   обращения   к   другим   специалистам   за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во­вторых,   необходима   особая   осторожность   и   продуманность   в   тех случаях,   когда   требуется   рассказать   другим   людям   о   проблемах   ребенка.   Для этого   следует   отказаться   от   клинико­психологической   терминологии   и использовать лишь обыденно ­ житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В­третьих,   следует   обращать   особое   внимание   на   особенности   семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным   средством   психопрофилактики,   чем   работа   с   группой   учеников   и   с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 37 Список используемой литературы 1. Воронина   Т.Д.   «Реабилитационный   досуг   для   детей   группы   риска   по социальному сиротству в период школьных каникул» // «Инновационные услуги в профилактике социального сиротства. Опыт Томской области», М., 2010 г.    «Психолого­педагогическая   и   социальная   поддержка   детей   и   молодежи 2. «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы», М. 2009 г.  3. Штейнберг   Е.Б.   «Педагог   и   подростки:   трудности   и   радости   совместного бытия», М., 2009 г.  4. 5. Захаров А.П. «Отклонения в поведении ребенка», М., 2009 г.  Регуш Л.А. «Психология современного подростка», СПб, 2010 г.  6. Дементьява   И.Ф.   «Отклоняющееся   поведение   несовершеннолетних   как следствие семейного неблагополучия», М., 2009 г.  7. Бреева Е.Б. "Дети в современном обществе", М., 2010 г.  8. Платонова Н.М. «Основы социальной педагогики», СПб, 2010 г.  9. Орлова   Л.Ю.   «Методическое   пособие   по   составлению   и   реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников», СПб, 2009 г.  10. Баушева   Л.И.   «Реабилитационная   программа   для   детей   и   подростков,   М., 2010 г.  11. Беличева С.А. Социально­педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». ­ М., 2009 г.  12. Кондрашенко   В.Т.,   Игумнов   С.А.   Девиантное   поведение   у   подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. – М, 2010 г.  38 13. Невский И.Л., Колесова JI. C. Подростки «группы риска» в школе. ­ М., 2009 г.  14. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально­педагогическая поддержка детей группы риска. ­ М., 2010 г.  39

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"

Курсовой проект по дисциплине :"Методы психологического мониторинга,оценки риска и ресурсов психологического развития несовершеннолетних" Тема:"Дети группы риска как особая социальная группа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017