Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"
Оценка 4.8

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
история +1
Взрослым
22.06.2017
Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"
Пояснительная записка В современных обучающих программах, важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребёнок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Они являются основными компонентами мышления. Каждый из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в тесной связи с другими операциями. Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, вкладные мисочки, пирамидки. Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: «Найти все сладкие». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «сладкие». Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Сравнение - логический приём умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Обобщение - это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем сборник занимательных заданий направленных на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, сериации и сравнения. Предлагаемые задания предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности, и индивидуальных занятий с ребенком. Занимательные задания на анализ и синтез для детей 5-7 лет 1. Математической направленности Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя. Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку. Вариант 1. По форме. Вариант 2. По цвету. Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же). «Найди домик каждой фигуре». Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур. Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики». «Перейди через болото». Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет. У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета. Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам. Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции. Цель: развивать умение выделять два существенных признака. Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат. - Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные - круги). - Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру). «Где спрятались восьмёрки?» Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов). Нарисуй недостающую фигуру. Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов. Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры. Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры. Вариант 3. ориентирование на два признака. Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. «Найди и покажи все треугольники». Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме). В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала). «Выложи из геометрических фигур». Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу. Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)». Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей. Вариант 2. Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника. Вариант 3. «Сложи фигуру». Цель: развивать приёмы анализа и синтеза. - Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал? - Покажи лишнюю фигуру. Вариант 4. «Сложи картинку» Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек. Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур. Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали». Птицы 2. Занимательные задания по конструированию Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности, т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует. Выложить из геометрических фигур предметы. Цель: формировать умение конструировать по образцу Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д. Развитию аналитико- синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры, как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» «Найди закономерность и продолжи ряд». Цель: развивать умение выделять существующую закономерность. Вариант 1. «Нарисуй бусы». Вариант 2. «Раздели фигуры». Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. «Выложи из спичек (счётных палочек)». Вариант 1. По образцу Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза Вариант 2. По словесной инструкции. Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез. Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д. Вариант 3. По представлению. Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения. Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д. 3. Занимательные задания по формированию целостной картины мира Определение лишнего предмета. Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта. Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц. - Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается? Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков. - Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему? «Отгадай, какое время года?» «Какие звери раскрашены неверно» Какие фрукты и овощи раскрашены неверно? Назови какого цвета… II Занимательные задания на сравнение для детей 5-7 лет. 1. Занимательные задания математической направленности Сравнение предметов. Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные; На доске – рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног. Беседа: - Чем похожи снеговики? Чем отличаются? - Продолжите мои предложения: а) один снеговик большой, а другой? б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого? в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого? «Найди сходства и различия». Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим. Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине). «Найди с помощью мерки». Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки. «Помоги зайчатам». Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами. Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь. Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая, из двух дверей подойдёт к их домику.» 2. Занимательные задания по формированию целостной картины мира «Найди предмет такой же формы» Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку - форме. Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб? «Самое непохожее». Цель: формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку. (Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку) - Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) - Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие? «Найди и назови». Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов. Вопросы: - Сколько всего фигур? - Чем похожи фигуры? (цветом) - Чем они отличаются? (формой, размером) - Сколько всего больших квадратов? - Сколько маленьких? - Сколько больших кругов? Маленьких? - Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется? «Найди тень». Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия. «Найди и закрась одинаковых рыбок одинаково». Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами. «Где чьё отражение?» Снеговики III Комплекс занимательных заданий на классификацию 1. Математической направленности «Помоги найти гномику свой домик» Материал: домики разного цвета и формы, фигурки гномиков. Задание. «У всех гномиков были свои домики. И мамы, чтобы они не заблудились, пришили им столько маленьких колокольчиков, сколько колокольчиков висело на домике. Каждый вечер гномики возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, гномики не смогли попасть в свои домики». Воспитатель просит детей помочь гномикам найти свои домики. Раскладывая фигурки гномиков в соответствии с количеством колокольчиков, дети группируют их с отвлечением от величины и цвета. Усложнение игры: вместо колокольчиков на доме проставлены цифры, соответствующие количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков. «Заполни аквариумы» Цель: Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств). Материал —аквариумы и количество рыбок в зависимости от задания (по сколько рыб необходимо посадить в аквариумы); рыбки двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин. Задание — рассадить по 5 рыбок в аквариумы, например, так: в один — рыбок с длинными хвостами, в другой — с чешуей прямоугольной формы, в третий — всех красных рыбок. «Садовники» Цель: Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие — на пересечении трех клумб Материал: клумбы, количество цветков в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм. Задание: посадить на одну клумбу 6 цветов с сердцевинкой, на вторую — 6 с круглыми лепестками, на третью — 6 только большие цветы.. «Бабочки» Цель: Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок Материал: три полянки, количество бабочек в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров. Задание: на одной полянке рассадить 7 бабочек с треугольным узором, на другой — 7 немаленьких, на третьей — 7 не желтых. «Машинки» Цель: Определи какие машины не попали в гаражи, какие могут разместиться в двух, трех гаражах? Материал: три гаража, количество машинок в зависимости от задания, двух размеров, трех цветов, четырех видов: легковые, самосвалы, грузовики, цистерны. В одном гараже 4 большие машины, во втором — 4 легковые, в третьем — 4 зеленые. 2. Занимательные задания по формированию целостной картины мира Люди Цель: укажи кто вне комнат, кто может ходить из комнаты в комнату? Материал: три комнаты, количество человечков в зависимости от задания, мужчины и женщины трех возрастов — дети, взрослые, старики; светловолосые, темноволосые, веселые, печальные. В первой комнате 8 мужчин, во второй — 8 детей, в третьей — 8 веселых. Задание 7 «Животные» Цель: распредели по группам. Материал — три обруча, количество животных неограниченно. Классификация по свойствам: виды животных, размер, покров, количество ног, дикие, домашние и др. IV. Занимательные задания на сериацию для детей 5-7 лет. V. Занимательные задания на обобщение VI.Занимательные загадки Дверные ручки Хорошенько посмотри - Есть две ручки на двери. Двери можно посчитать. Раз, два, три, четыре, пять. Будь прилежен. Не зевай. Сколько ручек? Отвечай! (10 ручек) Карандаши Я беру Карандаши. Ты считай, Но не спеши. Вот смотри, Не будь разиней: Красный, Черный, Желтый, Синий. Отвечай - В руке моей Сколько всех Карандашей? (4 карандаша) Квочка Квочка решила Цыплят посчитать. Три петушка, Да курочек пять. А сколько их вместе? Трудно узнать. Она до пяти лишь Умела считать. (8 цыплят) Кренделечки Начинаем отнимать. Кренделечков было пять, А теперь осталась пара. Сколько съела их Тамара? (3 кренделечка) Гранаты За неделю наш Марат Съел четырнадцать гранат. Посчитайте, коль не лень, Сколько их съедал он в день? (2 граната) Бабушкины гуси Есть у бабушки Маруси Кот, коза, щенок и гуси. Кот мурлычет на крылечке. Шесть гусей плывут по речке. Где коза лозу грызет, Щиплет гусь траву осот. Из тарелочки Трезорки Два гуся щипают корки. Посчитайте поскорей, Сколько вместе всех гусей? (9 гусей) Выводки У пеструшки пять цыплят. У крякушки пять утят. - Пять плюс пять,- Спросил Николка,- Это ж вместе будет сколько? (10) Котлеты Папа, мама, братик, я - Вот и вся у нас семья. Все мы любим на обед Съесть по парочке котлет. Сколько маме, каждый раз, Нужно жарить их для нас? (8 котлет) Семья Вот ребята вам задача. На лесной опушке дача. А на даче баба с дедом, Папа с мамой, брат и я. Посчитайте-ка, ребята, Велика ль у нас семья, Если есть еще сестренка Несмышленая В пеленках И отсутствует один Самый старший брат Вадим. (8 человек) Лечение И нужно ж было так случиться - Пять дней Вадим лежал в больнице. А это ведь совсем не шутки - Его кололи трижды в сутки. Зато веселый, не больной, Вернулся он к себе домой. Кто в математике силен? Уколов сколько принял он? (15 уколов) Груши Съели утром Нелли с Ниной По две груши С половиной. Сколько Нина, Вместе с Нелли, Этих груш На завтрак Съели? (5 груш) На даче В сентябре на даче Ксюша В день съедала по три груши. Сколько груш, скажи скорей, Съела Ксюша за семь дней? (21 грушу) Покупка обуви Мы на рынке были - Обувь всем купили. Для Анюты-лапочки Мы купили тапочки. Для Петра и Вовочки Взяли мы кроссовочки. Туфли - для Антошки. Коле - босоножки. Босоножки - папе тоже. Маме - шлепанцы из кожи. Добрый выбрали товар. Посчитайте, сколько пар? (7 пар) Ириски Мы дали Лариске Четыре ириски. Еще три ириски Мы дали Бориске. Потом три ириски Мы дали Лариске, Четыре ириски Мы дали Бориске. Так сколько ирисок Теперь у Лариски И сколько ирисок Всего У Бориски? (Их нет у Лариски И нет у Бориски - Давно уже съели Они Все ириски) Рукавички Едут с горки Три сестрички, На ручонках Рукавички. Подскажите, У сестричек Сколько вместе Рукавичек? (6 рукавичек) Обед Собралась к обеду Вся семья: Папа, Мама, Бабушка И я, И еще сестренка Со щенком, И с котенком Маленький Пахом. А теперь скажите мне, Кто может,- Сколько на столе Должно быть Ложек? (6 ложек) Плоды У трехлетнего Андрюши Было лишь четыре груши. Слив было у Тараса Больше груш в четыре раза. У подружки, у Маринки, Десять персиков в корзинке. А у Валика с Лукой По антоновке одной. Сколько всех плодов подряд Было вместе у ребят? (32 плода) Квадрат Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла) В первом классе В первом классе есть Светлана, Три Андрея, два Ивана. Есть Роман, две Лиды, Зоя, Валентина, Владик, Боря, Три Петра, Захар, Богдан, Две Тамары, пять Татьян. Посчитайте-ка подряд, Сколько в классе всех ребят? (25 ребят) Расческа Было утром у Сережки Тридцать зубчиков в расческе. Восемь зубчиков сломалось. Сколько их всего осталось? (22 зубчика) Арбузы Шалунишка-карапуз За пять груш продал арбуз. Сколько стоят три арбуза У того же карапуза? (15 груш) Книга В книге 26 рассказов И всего 17 сказок. Отвечай, на сколько сказок В книге меньше, чем рассказов? (На 9 сказок меньше) Сапожки Сколько нужно пар сапожек Для семейства осьминожек, Если нету у них дочек И всего один сыночек? (12 пар) Несушки Выло в мае у Андрюши Девяносто кур-несушек. В день такая стая птиц Шестьдесят несла яиц. Но однажды день настал - Шестьдесят он кур продал. Сколько после для Андрюшки В день яиц несли несушки? (20 яиц) Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут? У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек? Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать) Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков? Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую. Оле - не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, А что под березой? Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис? Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя? Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, А черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны? Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
Документ Microsoft Word.docx
Пояснительная записка В современных обучающих программах, важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребёнок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Они являются основными компонентами мышления. Каждый из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в тесной связи с другими операциями. Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, вкладные мисочки, пирамидки. Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: «Найти все сладкие». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «сладкие». Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Сравнение - логический приём умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Обобщение - это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем сборник занимательных заданий направленных на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, сериации и сравнения. Предлагаемые задания предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности, и индивидуальных занятий с ребенком. Математической направленности Занимательные задания на анализ и синтез для детей 5-7 лет 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя. Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку. Вариант 1. По форме. Вариант 2. По цвету. Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же). «Найди домик каждой фигуре». Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур. Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики». «Перейди через болото». Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет. У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета. Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам. Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции. Цель: развивать умение выделять два существенных признака. Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат. - Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные - круги). - Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру). «Где спрятались восьмёрки?» Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов). Нарисуй недостающую фигуру. Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов. Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры. Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры. Вариант 3. ориентирование на два признака. Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. «Найди и покажи все треугольники». Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме). В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала). «Выложи из геометрических фигур». Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу. Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)». Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей. Вариант 2. Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника. Вариант 3. «Сложи фигуру». Цель: развивать приёмы анализа и синтеза. - Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал? - Покажи лишнюю фигуру. Вариант 4. «Сложи картинку» Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек. Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур. Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали». Птицы 2. Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности, т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует. Выложить из геометрических фигур предметы. Цель: формировать умение конструировать по образцу Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д. Занимательные задания по конструированию Развитию аналитико- синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры, как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» «Найди закономерность и продолжи ряд». Цель: развивать умение выделять существующую закономерность. Вариант 1. «Нарисуй бусы». Вариант 2. «Раздели фигуры». Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. «Выложи из спичек (счётных палочек)». Вариант 1. По образцу Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза Вариант 2. По словесной инструкции. Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез. Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д. Вариант 3. По представлению. Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения. Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д. 3. Занимательные задания по формированию целостной картины мира Определение лишнего предмета. Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта. Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц. - Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается? Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков. - Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему? «Отгадай, какое время года?» «Какие звери раскрашены неверно» Какие фрукты и овощи раскрашены неверно? Назови какого цвета… II Занимательные задания на сравнение для детей 5-7 лет. Занимательные задания математической направленности 1. Сравнение предметов. Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные; На доске – рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног. Беседа: - Чем похожи снеговики? Чем отличаются? - Продолжите мои предложения: а) один снеговик большой, а другой? б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого? в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого? «Найди сходства и различия». Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим. Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине). «Найди с помощью мерки». Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки. «Помоги зайчатам». Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами. Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь. Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая, из двух дверей подойдёт к их домику.» 2. Занимательные задания по формированию целостной картины мира «Найди предмет такой же формы» Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку - форме. Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб? «Самое непохожее». Цель: формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку. (Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку) - Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой- образцом) - Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие? «Найди и назови». Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов. Вопросы: - Сколько всего фигур? - Чем похожи фигуры? (цветом) - Чем они отличаются? (формой, размером) - Сколько всего больших квадратов? - Сколько маленьких? - Сколько больших кругов? Маленьких? - Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется? «Найди тень». Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия. «Найди и закрась одинаковых рыбок одинаково». Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами. «Где чьё отражение?» Снеговики III Комплекс занимательных заданий на классификацию 1. «Помоги найти гномику свой домик» Математической направленности Материал: домики разного цвета и формы, фигурки гномиков. Задание. «У всех гномиков были свои домики. И мамы, чтобы они не заблудились, пришили им столько маленьких колокольчиков, сколько колокольчиков висело на домике. Каждый вечер гномики возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, гномики не смогли попасть в свои домики». Воспитатель просит детей помочь гномикам найти свои домики. Раскладывая фигурки гномиков в соответствии с количеством колокольчиков, дети группируют их с отвлечением от величины и цвета. Усложнение игры: вместо колокольчиков на доме проставлены цифры, соответствующие количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков. «Заполни аквариумы» Цель: Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств). Материал —аквариумы и количество рыбок в зависимости от задания (по сколько рыб необходимо посадить в аквариумы); рыбки двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин. Задание — рассадить по 5 рыбок в аквариумы, например, так: в один — рыбок с длинными хвостами, в другой — с чешуей прямоугольной формы, в третий — всех красных рыбок. «Садовники» Цель: Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие — на пересечении трех клумб Материал: клумбы, количество цветков в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм. Задание: посадить на одну клумбу 6 цветов с сердцевинкой, на вторую — 6 с круглыми лепестками, на третью — 6 только большие цветы.. «Бабочки» Цель: Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок Материал: три полянки, количество бабочек в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров. Задание: на одной полянке рассадить 7 бабочек с треугольным узором, на другой — 7 немаленьких, на третьей — 7 не желтых. «Машинки» Цель: Определи какие машины не попали в гаражи, какие могут разместиться в двух, трех гаражах? Материал: три гаража, количество машинок в зависимости от задания, двух размеров, трех цветов, четырех видов: легковые, самосвалы, грузовики, цистерны. В одном гараже 4 большие машины, во втором — 4 легковые, в третьем — 4 зеленые. Занимательные задания по формированию целостной картины мира 2. Люди Цель: укажи кто вне комнат, кто может ходить из комнаты в комнату? Материал: три комнаты, количество человечков в зависимости от задания, мужчины и женщины трех возрастов — дети, взрослые, старики; светловолосые, темноволосые, веселые, печальные. В первой комнате 8 мужчин, во второй — 8 детей, в третьей — 8 веселых. Задание 7 «Животные» Цель: распредели по группам. Материал — три обруча, количество животных неограниченно. Классификация по свойствам: виды животных, размер, покров, количество ног, дикие, домашние и др. IV. Занимательные задания на сериацию для детей 5-7 лет. V. Занимательные задания на обобщение VI.Занимательные загадки Дверные ручки Хорошенько посмотри - Есть две ручки на двери. Двери можно посчитать. Раз, два, три, четыре, пять. Будь прилежен. Не зевай. Сколько ручек? Отвечай! (10 ручек) Карандаши Я беру Карандаши. Ты считай, Но не спеши. Вот смотри, Не будь разиней: Красный, Черный, Желтый, Синий. Отвечай - В руке моей Сколько всех Карандашей? (4 карандаша) Квочка Квочка решила Цыплят посчитать. Три петушка, Да курочек пять. А сколько их вместе? Трудно узнать. Она до пяти лишь Умела считать. (8 цыплят) Кренделечки Начинаем отнимать. Кренделечков было пять, А теперь осталась пара. Сколько съела их Тамара? (3 кренделечка) Гранаты За неделю наш Марат Съел четырнадцать гранат. Посчитайте, коль не лень, Сколько их съедал он в день? (2 граната) Бабушкины гуси Есть у бабушки Маруси Кот, коза, щенок и гуси. Кот мурлычет на крылечке. Шесть гусей плывут по речке. Где коза лозу грызет, Щиплет гусь траву осот. Из тарелочки Трезорки Два гуся щипают корки. Посчитайте поскорей, Сколько вместе всех гусей? (9 гусей) Выводки У пеструшки пять цыплят. У крякушки пять утят. - Пять плюс пять,- Спросил Николка,- Это ж вместе будет сколько? (10) Котлеты Папа, мама, братик, я - Вот и вся у нас семья. Все мы любим на обед Съесть по парочке котлет. Сколько маме, каждый раз, Нужно жарить их для нас? (8 котлет) Семья Вот ребята вам задача. На лесной опушке дача. А на даче баба с дедом, Папа с мамой, брат и я. Посчитайте-ка, ребята, Велика ль у нас семья, Если есть еще сестренка Несмышленая В пеленках И отсутствует один Самый старший брат Вадим. (8 человек) Лечение И нужно ж было так случиться - Пять дней Вадим лежал в больнице. А это ведь совсем не шутки - Его кололи трижды в сутки. Зато веселый, не больной, Вернулся он к себе домой. Кто в математике силен? Уколов сколько принял он? (15 уколов) Груши Съели утром Нелли с Ниной По две груши С половиной. Сколько Нина, Вместе с Нелли, Этих груш На завтрак Съели? (5 груш) На даче В сентябре на даче Ксюша В день съедала по три груши. Сколько груш, скажи скорей, Съела Ксюша за семь дней? (21 грушу) Покупка обуви Мы на рынке были - Обувь всем купили. Для Анюты-лапочки Мы купили тапочки. Для Петра и Вовочки Взяли мы кроссовочки. Туфли - для Антошки. Коле - босоножки. Босоножки - папе тоже. Маме - шлепанцы из кожи. Добрый выбрали товар. Посчитайте, сколько пар? (7 пар) Ириски Мы дали Лариске Четыре ириски. Еще три ириски Мы дали Бориске. Потом три ириски Мы дали Лариске, Четыре ириски Мы дали Бориске. Так сколько ирисок Теперь у Лариски И сколько ирисок Всего У Бориски? (Их нет у Лариски И нет у Бориски - Давно уже съели Они Все ириски) Рукавички Едут с горки Три сестрички, На ручонках Рукавички. Подскажите, У сестричек Сколько вместе Рукавичек? (6 рукавичек) Обед Собралась к обеду Вся семья: Папа, Мама, Бабушка И я, И еще сестренка Со щенком, И с котенком Маленький Пахом. А теперь скажите мне, Кто может,- Сколько на столе Должно быть Ложек? (6 ложек) Плоды У трехлетнего Андрюши Было лишь четыре груши. Слив было у Тараса Больше груш в четыре раза. У подружки, у Маринки, Десять персиков в корзинке. А у Валика с Лукой По антоновке одной. Сколько всех плодов подряд Было вместе у ребят? (32 плода) Квадрат Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла) В первом классе В первом классе есть Светлана, Три Андрея, два Ивана. Есть Роман, две Лиды, Зоя, Валентина, Владик, Боря, Три Петра, Захар, Богдан, Две Тамары, пять Татьян. Посчитайте-ка подряд, Сколько в классе всех ребят? (25 ребят) Расческа Было утром у Сережки Тридцать зубчиков в расческе. Восемь зубчиков сломалось. Сколько их всего осталось? (22 зубчика) Арбузы Шалунишка-карапуз За пять груш продал арбуз. Сколько стоят три арбуза У того же карапуза? (15 груш) Книга В книге 26 рассказов И всего 17 сказок. Отвечай, на сколько сказок В книге меньше, чем рассказов? (На 9 сказок меньше) Сапожки Сколько нужно пар сапожек Для семейства осьминожек, Если нету у них дочек И всего один сыночек? (12 пар) Несушки Выло в мае у Андрюши Девяносто кур-несушек. В день такая стая птиц Шестьдесят несла яиц. Но однажды день настал - Шестьдесят он кур продал. Сколько после для Андрюшки В день яиц несли несушки? (20 яиц) Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут? У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек? Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать) Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков? Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую. Оле - не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, А что под березой? Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис? Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя? Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, А черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны? Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"

Курсовой проект "Занимательное задание как средство формирования логического мышления старших дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017