Квест на тему «Мы против коррупции!» Предназначена для учащихся I курса.
Своей целью игра ставит:
формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся.
Задачи:
1. Развитие умения рассуждать и критически мыслить.
2. Профилактика антикоррупционного поведения.
3.Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности.
4. Содействие развитию коммуникативных качеств личности школьника.
5.Формирование умения работать в группе.
ИГРОВОЙ СЮЖЕТ
В соответствии с полученной на руки маршрутной картой команды по очереди посещают станции, где станционные распорядители задают командам задания, оценивают их выполнение и выставляют заработанные баллы в маршрутный лист. Побеждает команда, набравшая по итогам игры наибольшее количество баллов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Формирование команд. Количество команд в игре не должно превышать количества станций. Составы команд должны быть максимально равнозначными по возрасту участников и их количеству. Количество игроков в командах до 10 человек. Придумается название девиз.
2. Подготовка реквизита. В соответствии с предполагаемым количеством команд заготавливаются маршрутные листы, таблички на двери кабинетов с названиями станций, реквизит на станции.
3. Подготовка распорядителей на станциях. Распорядителями могут быть педагогические работники, получившие необходимую установку и консультацию организаторов мероприятия.
4. Подготовка наградного фонда. Как в любой игре, где предполагается выявление победителя, при подведении итогов должен присутствовать и момент награждения. В качестве наград могут быть как медали по количеству участников команды с символической надписью «Мы – против коррупции!!!», так и сладкие призы и дипломы.
ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ
(выступление организатора конкурса)
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале.
А собрались мы здесь не случайно. 9 декабря проводится Всемирный День борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Коррупция – исключительно негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Важно понимать, что противостояние коррупции – это дело всего общества, каждого из нас.
Познакомимся с нашими командами-участницами игры. Поприветствуем команды.
( Звучат названия команд и девизы).
На каждой станции вашу команду будут ожидать станционные распорядители с заданиями, соответствующими тематике станции. Путеводителем вам будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций. В эти листы станционные распорядители будут вносить заработанные вами на станциях баллы. Имейте в виду, что команда, быстрее всех справившаяся с заданиями, получит дополнительный балл, а у команды, нарушавшей дисциплину, баллы будут сниматься.
В добрый путь! Хорошего вам путешествия и новых необходимых для дальнейшей жизни знаний!
ОПИСАНИЕ СТАНЦИЙ
ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ АРГУМЕНТИРОВАННОГО ОТКАЗА В СИТУАЦИИ ВЫБОРА.
Каждой команде предлагается одна из ситуаций:
● одногрупник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;
● одногрупник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;
● одногрупник просит достать для него большую сумму денег;
Задание: в течение пяти минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося».
Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?
Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина – 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.
Причины коррупции:
– Низкая заработная плата государственных служащих;
– Незнание законов;
– Желание легкой наживы;
– Частая сменяемость лиц на различных должностях;
– Нестабильность в стране;
– Коррупция как привычка;
– Низкий уровень жизни населения;
– Слабая развитость государственных институтов;
– Безработица;
– Неразвитость институтов гражданского общества.
Реквизит: карточки с вопросами и заданиями
Комментарий станционного распорядителя: Вам будут предложены несколько ситуаций, прочитав описание которых, вы должны определить, можно ли их считать примерами коррупции. Также вы должны угадать по описанию понятия само понятие и назвать его. За каждый правильный ответ – 1 балл
1) Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объёме через сбербанк, платит некоторую сумму сотруднику ГИБДД. Сотрудник ГИБДД не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.
(Да, это коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГИБДД нанёс вред государству, которое не получило сумму штрафа).
2) Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определённый процент за содействие.
( Да, это коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара).
3) Злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.
(Коррупция)
4) Принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие.
(Взятка)
5) Послабления и поблажки по службе в угоду приятельским отношениям или родственным связям.
(Кумовство)
Реквизит: карточки с вопросами.
Комментарий станционного распорядителя: Вам будут предложены несколько вопросов, касающихся истории коррупции. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. В Древней Руси по примеру Византии княжеская власть не платила жалованья чиновникам. Их услуги фактически оплачивались за счёт подданных. Особенно пышно расцвело взяточничество в период действия на Руси «системы кормления».
-Что это за «система кормления» и когда она была упразднена?
(«Кормление» - система материального стимулирования чиновников в 14-15 в.в., при которой за выполнение административных и судебных функций они получали в своё распоряжение судебные пошлины и часть налогов с населения, собранных сверх установленных податей в казну, то есть они как бы «кормились» за счёт населения управляемых ими территорий. По существу это была узаконенная форма коррупции. Официально система кормления была упразднена лиши в середине 15 века (1555г).
2.Своим Указом от 22 февраля 1711 года он создал в России высший государственный орган управления страной – Сенат. При Сенате была учреждена служба фискалов, тайная полиция – фактически первый в России специализированный надзорный орган.
-Кто он? Как была построена эта служба?
(Пётр I. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царём и лично ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчинёнными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. При Сенате была создана Расправная палата, которая рассматривала доносы фискалов и ежемесячно докладывала результаты для рассмотрения Сенату).
3 . Что входило в обязанности обер-фискалов?
(В обязанности обер-фискалам вменялось тайно узнавать и высматривать, не занимается ли кто из чиновников злоупотреблением при сборе налогов в государственную казну, как проходит суд и правильно ли судят. Они также должны были следить за тем, кто и что говорит и как себя ведёт, независимо от того, какого человек звания и какой пост он занимает. Обо всех злоупотреблениях обер-фискал должен был сообщать Сенату) 4 Кто был первым обер-фискалом России?
(Первым обер-фискалом России был назначен бывший учитель Петра 1 граф Зотов Никита Моисеевич, его заместителями стали Алексей Нестеров и Степан Шепелев
5. Он обещал вознаграждение тем, кто донесет на казнокрадов, и «кто на такого злодея подлинно донесет… тому за такую его службу богатство того преступника движимое и недвижимое отдано будет; а буде достоин будет, дастся ему и чин его».
- Кто он? Из какого указа эти строки?
(Пётр I. Указ от 23 октября 1713 года «О доношении всяким людям о государственных интересах царскому величеству самому»)
6. Из какого исторического документа эта выдержка?
«А который боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул возьмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или казначее, или на дьяке взятии писцов иск, а пошлины царя, и езд и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взятии втрое, а в пене, что государь укажет».
(Из Судебника 1550 года)
7. В 1715 году Петр I назначает его обер-фискалом. На посту обер-фискала этот человек разоблачил много взяточников и казнокрадов. В делопроизводстве у обер-фискала находилось более 20 дел на высших сановников. Однако в ноябре 1722 года его неожиданно арестовали и жестоко пытали.
-Кто этот человек, который стал жертвой клеветы и пострадал за честное несение службы? ( Алексей Яковлевич Нестеров. Оговорил Нестерова его подчинённый – ярославский провинциал-фискал Савва Попцов. В конце 1723 года Нестерова признали виновным и приговорили к смертной казни через колесование)
8. Из какого исторического документа эта выдержка?
« Суд царя и великого князя судити боярам, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати»
( Из Судебника 1550года)
9. Кто, столкнувшись в начале своего правления с чиновничьим самоуправством, возмущался и писал в своём указе: «Сердце Наше содрогнулось, когда Мы услышали... что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга Мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное... преступление по справедливости должен быть лишен жизни». (Екатерина II)
Комментарий станционного распорядителя: Вы должны назвать литературные произведения, в которых затрагивается проблема коррупции. За каждое названное произведение – 1 балл.
Реквизит: листы бумаги, маркеры, фломастеры, цветные карандаши.
Комментарий станционного распорядителя: Вы должны выпустить листовку «Мы против коррупции». Максимальное количество баллов – 5. Главные требования: емкость изображения, наличие призыва (агитации), эстетичность.
Награждение победителей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ОРГАНИЗАТОРА МЕРОПРИЯТИЯ.
Наше путешествие подошло к концу. Пусть сегодня кто-то не одержал победу. Самое главное – проблема коррупции беспокоит каждого, и хотелось бы, чтобы никто из вас не стал участником данного преступления! Спасибо за внимание. Мы еще вернемся к этой теме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля // Официальный сайт
Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml
2.Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 13.02.2009 г.)
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
4. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.
5.Ампиров К.Ф., Ампирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры учащихся.Ульяновск, 2009
6. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.
7. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
8. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
9. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.
10. ru.wikipedia.org/wiki
11.http://www.calend.ru/holidays/0/0/1685/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.