Квест «Путешествие в царство комнатных растений»
Пояснительная записка
Квест проводится для учащихся 5-7 класса. Можно проводить с учащимися одного класса или в параллели. Организатор занятия прокладывает маршрут для каждой команды так, чтобы они не пересекались и по возможности находились на удаленном расстоянии. В итоге все команды придут в одну точку, где их ждет презентация «Царство комнатных растений» и призы. Данное занятие обязательно проходит с практическим заданием (посадка черенков комнатных растений) и дальнейший уход за ними. Задания для всех команд одинаковые. Длительность пребывания на станции 7 минут.
Станция Мой родны кут (учащимся необходимо, отвечая на вопросы начальника станции, выбрать 3 комнатных растения. Используя интернет, книжные источники узнать и познакомится с родиной растений и найти его в классной комнате)
Станция Загадка (учащиеся разгадывают загадки. Условие: чем больше правильных ответов тем больше баллов приносят на станцию Практическая)
Станция Растения и здоровье (учащиеся встречаются с врачом, который дает рекомендации по выбору в дом комнатных растений. Рассказывает о пользе и вреде растений для здоровья человека. Демонстрирует ядовитые растения)
Станция Практическая (учащиеся садят черенки комнатных растений и создают композицию из комнатных растений для интерьера класса или школы. Растения заготовлены заранее.)
Станция Магическая (учащиеся знакомятся с комнатными растениями, которые имеются в кабинетах школы и чаще всего встречаются при помощи презентации)
Цель: создать условия для формирования у учащихся интереса к растительному миру и разнообразию комнатных растений, стремлению к познанию и самоанализу.
Задачи:
Ø познакомить со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями;
Ø развивать экологическое мышление, формировать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями;
Ø воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.
Оборудование: презентация «Царство комнатных растений»,
карточки: «Правила ухода за комнатными растениями», карточки-задания,
физическая карта полушарий, комнатные растения, карточки с заданиями,
книги о комнатных растениях, вода для полива, палочки для рыхления, ножницы.
Результат: квест способствует формированию экологического мышления, развитию интереса к миру комнатных растений и способности к самостоятельному применению известных знаний и практических умений.
Ход занятия.
I. Вступительная беседа.
Учитель: Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. (К.Жане)
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?
Ответ учащихся
Сегодня мы совершим путешествие в царство комнатных растений и познакомимся с правилами ухода за ними. Комнатные растения с давних времен привлекают внимание людей. Они стали неизменным декоративным дополнением многих помещений. Растения не только украшают помещения, но и позволяют улучшить атмосферу в доме, школе; очищают воздух от пыли, вредных примесей; благотворно действуют на здоровье человека. История комнатного цветоводства насчитывает несколько столетий. Мир комнатных растений чарующий и удивителен. Тысячи цветковых растений растут на нашей планете. У каждого из них свой характер и тайна.
Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года, бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Как выдумаете, почему комнатные растения не могут зимовать на улице? Ответ учащихся
Учитель: Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. Чтобы нам узнать полезную информацию о популярных и редких комнатных растениях мы отправляемся в путешествие.
Команды получают маршруты и расходятся по станциям.
II. Квест
Станция Мой родны кут
Задание 1. Сансевиерия
Это растение неприхотливое к жизненным условиям. Его называют в народе «Щучий хвост» или «Тещин язык» в зависимости от формы листьев. Относят к семейству лилейных. Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
Задание 2. Кливия
Это растении не смотря на то что растет у нас на подоконнике к нам пришло из гор. Ранней весной у него появляется мясистая стрелка на которой множество бутонов ярко-оранжевого цвета. Цветок носит красивое женское имя. Не переносит беспокойство и перемещение по квартире. Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
Задание 3.Сенполия
Это растение в народе зовут фиалка. Так ли это? Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
Задание 4. Синадениум
Это растение называют-растение любви. Когда его отламывают из него течет молочко, но оно не горькое, а сладкое, однако очень вредное. Если растение не полить 10 дней оно резко сбрасывает листья, как бы обиделось и потом долго не хочет расти. Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
Задание 5. Замия.
Это растение в народе называют долларовое дерево. Оно приносит удачу и экономический успех. А если зацвело, значит, ждет большая прибыль денежная. Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
Задание 6. Орхидея
Это растение воздуха и воды. Вместо почвы у него древесная кора. Зато цветет 12 месяцев в году. Цветки с приятным нежным ароматом без воды могут храниться около месяца в стеклянной коробочке, только необходима высокая влажность. А пестрота красок удивляет всех. Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
Задание 7. Нефролепис
Это растение никогда не цветет. Про его цветение только ходит легенда и на праздник Ивана Купалы ждут цветение. Растение имеет шикарные ваи разной формы. Дайте правильное название растению, укажите родину растения, отметив флажком на карте. Найдите в классе или школе это растение.
2. Станция Загадка
1.Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
(Плющ)
2.С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.
(Фикус)
3.Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.
(Кактус)
4.Лист с горбочком,
желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.
(Алоэ)
5.На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится?
(Кактус)
6.Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).
7.Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая….(фиалка).
3.Станция Растения и здоровье.
Врач рассказывает о пользе растений комнатных, рекомендует какие лучше всего иметь дома, в школе и какие не трогать руками, хотя они и привлекательны. Особенно молочайные, ароидные (аморфофаллюс, диффенбахии, антуриум). Учащимся демонстрируются картинки некоторых растений.
4. Станция Практическая
Учащимся предлагают посадить черенки растений и собрать композицию из комнатных растений. Все практические действия на выбор команды.
5.Станция Магическая
Презентация «Царство комнатных растений»
III. Рефлексия
В конце необходимо каждой команде подготовить золотое правило для растений. Составляется ода растениям
Ода «Семь золотых правил»
Выбирайте нас правильно,
Не заливайте,
Предоставьте нам покой,
Создайте влажную атмосферу.
Во время нас лечите,
Научитесь пересаживать,
Группируйте нас и любите.
IV. Подведение итогов.
Учитель: Что интересного и полезного для себя вы узнали на занятии?
Учитель: Для того чтобы вы лучше запомнили правила ухода за растениями, я подарю каждому вот такую памятку:
1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом через два-три дня, а зимой – один - два раза в две недели. Поливайте из лейки, сбоку, а не с верху.
2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.
3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.
Отчет о проведении квеста.
Станция Практическая
Растение Мирт обыкновенный.
Растение Пеларгония (комнатная герань)
Вот такой у нас растет Ванька мокрый (Бальзамин)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.