Оборудование: проекционный аппарат, штатив с муфтой и лапкой, спектральные трубки с водородом, неоном или гелием, источник питания газоразрядных трубок (эти приборы являются общими для всего класса), стеклянная пластина со скошенными гранями (выдается каждому учащемуся).
Цель работы:
наблюдение сплошного спектра, водородного, гелиевого и неонового спектров.
3. Расположите стеклянную пластинку со скошенными гранями горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 45о, наблюдайте светлую полоску на экране – изображение от щели проекционного аппарата.
1. Включите проектор.
2. Поместите у проектора непрозрачный экран со щелью.
4. Выделите основные цвета полученного сплошного спектра и запишите их в последовательности.
5. Повторите опыт, рассматривая полоску через грани, образующие угол 60о. Запишите различия в виде спектров.
Следует иметь в виду, что при индивидуальном наблюдении порядок расположения цветов получается обратный тому, который наблюдается при проецировании спектра на экран.
В глаз наблюдателя из стеклянной пластины со скошенными гранями, составляющими 45о или 60о, идёт расходящийся пучок света.
6. Разместите трубку с водородом в источнике питания газоразрядных трубок.
7. Включите
источник питания.
8. Рассматривайте светящуюся спектральную трубку с водородом.
9. Запишите наиболее яркие линии спектра.
10. Выключите
источник питания.
11. Выньте трубку с водородом из источника питания.
17. Выньте трубку с гелием из источника питания.
15. Запишите наиболее яркие линии спектра.
12. Разместите трубку с гелием в источнике питания газоразрядных трубок.
14. Рассматривайте светящуюся спектральную трубку с гелием.
13. Включите
источник питания.
16. Выключите
источник питания.
23. Выньте трубку с неоном из источника питания.
21. Запишите наиболее яркие линии спектра.
18. Разместите трубку с неоном в источнике питания газоразрядных трубок.
20. Рассматривайте светящуюся спектральную трубку с неоном.
19. Включите
источник питания.
22. Выключите
источник питания.
Сплошной спектр. Рассматривая через стеклянную пластинку со скошенными гранями изображение раздвижной щели проекционного аппарата, наблюдали основные цвета полученного сплошного спектра в следующем порядке: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Это означает, что в спектре представлены световые волны всех длин.
Водородный, неоновый и гелиевый спектры. Наблюдали цветные линии, разделенные широкими темными полосами. Наличие линейчатого спектра означает, что вещество излучает свет только определенной длины волны:
Водородный спектр: фиолетовый, голубой, желтый, красный.
Гелиевый спектр: синий, зеленый, желтый, красный.
Неоновый спектр: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый.
Таким образом, сплошные спектры дают тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также сильно сжатые газы. Линейчатые спектры дают все вещества в атомарном газообразном состоянии. В этом случае свет излучают атомы, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Изолированные атомы излучают строго определенные длины волн.
24. Запишите вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.