Предмет: Физика.
Класс: 8
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Экспериментальные работы учащихся при изучении нового материала.
Лабораторная работа «Изучение параллельного соединения проводников».
Задачи урока:
- образовательные: продолжить формирование навыков работы с амперметром,
вольтметром, умений проводить наблюдения и оформлять результаты эксперимента в виде таблиц;
- воспитательные: добиться понимания учащимися того факта, что справедливость
физических законов можно проверить не только прямым опытом, но и косвенным путем - проверкой следствий, вытекающих из этих законов;
- развития мышления: эксперимент - критерий истины;
- обеспечить понимание того, что объективные данные можно получить только в случае правильных измерений, обеспечив необходимую точность.
Оборудование: Приборы L- микро «Электричество».
Перед учащимися ставится задача: имеется два проводника сопротивлением R1 и R2, соединенные между собой параллельно. Требуется на основе опыта ответить на следующие вопросы:
1. Каково напряжение в этой цепи и на отдельных ее участках?
2. Чему равно сопротивление цепи?
3. Чему равна сила тока в цепи и на отдельных участках?
Для ответа на 1-ый вопрос собираем схему: два проводника сопротивлением R1 и R2, соединенные параллельно, реостат, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ.
1. Собрать схему.
2. Отрегулировать реостатом силу тока в неразветвленной цепи так, чтобы она равнялась 0,6 А.
3. Измерить напряжение на отдельных участках и на разветвлении. Примечание: замыкать ключ надо лишь во время измерений и не оставлять цепь включенной надолго, так как проводники нагреваются и показания приборов в ходе опытов меняются.
4. Отрегулировать реостатом силу тока в неразветвленной цепи так, чтобы она равнялась 1,2 А.
5. Измерить напряжение на отдельных участках и на разветвлении.
6. На основе проделанных измерений сделать вывод: (Uобщ. = U1 + U2).
7. Вычислить сопротивление всего участка, состоящего из двух параллельно включенных проводников (на основе закона Ома).
8. Rобщ. =Uобщ. / Iобщ.;
9. Rобщ 1. =0,8В/0,6А = Ом;
10. Rобщ 2. =1,6В/1,2А = Ом;
11. Выяснить связь между общим сопротивлением и сопротивлением отдельных участков цепи.
12. Что получится, если сложить сумму обратных величин сопротивлений двух проводников? ( + = ).
13. Сделать вывод: = +;
14. Собираем схему. Включая амперметр последовательно в каждый участок разветвления получаем I= I1+I2;
15. Общий вывод: I1R1 = I2R2
Так как на резисторах указаны сопротивления, то легко можно сделать вывод: сила тока в участке цепи обратно пропорциональна их сопротивлениям.
16. Что имеет большее сопротивление – один резистор или два, включенные параллельно?
17. Вывод: включение второго резистора увеличивает общую площадь поперечного сечения, т.е. что сопротивление должно уменьшиться, а сила тока – увеличиться. = +;
18. Из формулы вытекает возрастание проводимости и уменьшение сопротивления при увеличении числа проводников, соединенных параллельно.
19. Вывод: включение новых потребителей уменьшает сопротивление, т.е. увеличивает силу тока (нагрузку), что при включении одинаковых проводников сопротивление уменьшается в соответствующее число раз, что общее сопротивление меньше наименьшего, что включение большего сопротивления (проводника с малой площадью поперечного сечения) почти не имеет общего сопротивления.
20. Параллельное соединение – основной способ включения потребителей тока в сеть.
Литература:
1. Перышкин А.В. «Физика -8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа,2016.-191 с.
2. Перышкин А.В. и др.: Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителя/ А.В. Перышкин, Н.А. Родина – 4-е изд, перераб.- М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.