Лабораторная работа
Раздел: «Это удивительная природа»
Тема урока: «
Что такое почва»
Тема лабораторной работы: «Свойства почвы».
Цель: изучить состав и свойства почвы.
Ход работы.
Лабораторная работа проходит в парах.
Почему почва плодородна?
Выскажите гипотезу и обоснуйте её.
Как это можно доказать? (Провести опыты)
Предлагаю ознакомиться с планом работы исследователя.
План исследования.
1.Изучение внешнего вида.
2.Изучение при помощи лупы.
3.Проведение опытов.
4.Сделаем выводы.
5.Оформим результаты лист исследователя
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ |
|
|
Результаты исследования |
Внешний вид Изучение при помощи лупы |
|
Опыт 1 |
|
Опыт 2 |
|
Опыт 3 |
|
Опыт 4 |
|
Опыт 5 |
|
1. Изучение внешнего вида почвы при помощи лупы.
2. Результаты запишите в лист исследователя.
Опыт 1. (лабораторный)
- В стакан с водой бросим комочек сухой почвы. Что наблюдаем?
-Из почвы выходят
пузырьки воздуха
Вывод: В почве содержится воздух. Запишите в лист
исследователя результаты опыта.
Опыт 2. (демонстрационный)
- Нагреем почву.
-Над почвой установим стекло.
-Что видите на стекле?
-Что доказывает опыт?
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Запишите в лист исследователя результаты опыта.
Опыт 3. (демонстрационный)
- Я продолжаю нагревать
почву. Что вы увидели или почувствовали?
- Мы увидели дым, почувствовали неприятный запах.
- С чем это может быть связано?
- В почве сгорает перегной - слой почвы, который образуется из остатков
растений и животных. Именно благодаря перегною, почва имеет темный цвет. Чем
больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие
считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для
развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это - составная часть почвы - перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Запишите в лист исследователя результаты опыта.
Опыт 4. (лабораторный)
- Возьмите прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел. Это почва
серого цвета. Высыпи в стакан с водой и размешаем. Что вы увидели
- На дне стакана образовался осадок. Почва не растворяется в воде.
- На дне стакана оказался песок, а поверх песка глина.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Запишите в лист исследователя результаты опыта.
Опыт 5. (демонстрационный)
- Почву в стакане с водой тщательно размешиваем.
- Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло.
- Нагреем стекло над огнём свечи.
- Куда исчезла вода?
- Что видите на стекле?
- После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
- Попробуйте предположить, что это.
- После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт. (Это соли)
Дополнение учителя или подготовленного ученика
Этот налет называется минеральные соли, которые растворяются в воде. Минеральные соли необходимы для питания растений. Но их в почве содержится мало. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и с помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.
Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? ( Бактерии)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.