Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 14
Тема: Исследование изохорного процесса (закон Шарля)
Цель: экспериментально установить взаимосвязь давления и температуры газа определённой массы в различных его
состояниях
Оборудование: трубкарезервуар с двумя кранами, манометрическая трубка, термометр, калориметр, измерительная лента,
мерный цилиндр, стержень штатива с муфтой и лапкой, лоток, укладочный короб
Дополнительное оборудование: барометр – анероид (один на класс)
Пояснения к работе
В ходе работы ученики определяют давление и температуру определённого количества газа в двух его состояниях.
Причём во второе состояние газ переводят из первого путём охлаждения при постоянном объёме.
Исследуемым газом является нагретый воздух, находящийся внутри эластичной трубки
резервуара с кранами. Один кран закрывают, другой оставляют открытым. Для нагревания трубку
помещают в стакан калориметра. Укладывать её начинают с закрытым краном виток к витку,
вплотную к стенке стакана. Затем в калориметр наливают тёплую воду. Уровень воды должен
располагаться не более, чем в 510 мм над концом с открытым краном.
Низкий уровень воды над краном необходим, чтобы потом можно было пренебречь
гидростатическим давлением воды при определении давления воздуха в трубке. Температура
тёплой воды не должна превышать комнатную более, чем на 10120С (иначе изменение давления
воздуха в трубке будет значительным, что длины трубки не хватит для его измерения).
При контакте с тёплой водой воздух в трубке станет прогреваться. Протяжённая поверхность трубки обеспечит
равномерный прогрев всего воздушного столба за 1,5 2мин. При нагреве объём воздуха будет увеличиваться и из крана
станут выходить пузырьки (пока температура в трубке не сравняется с температурой воды). Как только выделение пузырьков
прекратиться, кран закрывают.
Воздух, оставшийся в трубке, и будет исследуемым газом в первом состоянии:
Его температура = температуре воды в стакане
Давление при образовании последнего пузырька = атмосферному (барометр – анероид)
Второе состояние получают путём охлаждения воздуха. Верхний кран закрывают, трубку извлекают из воды и в виде
бухты вешают на лапку штатива. Одновременно из воды вынимают и термометр. При контакте с более холодным воздухом
класса воздух в трубке начнёт остывать. Поскольку разность температур по условию проведения опыта небольшая, процесс
охлаждения займёт 67 мин.
Затем трубкурезервуар соединяют с манометрической трубкой, соблюдая такую последовательность. Под лапку
штатива ставят мензурку, куда предварительно налито 1015 мл воды комнатной температуры. Свободный конец
манометрической трубки опускают до дна цилиндра. В верхней части трубку зажимают лапкой штатива, но так, чтобы её
внутренний канал не закрылся полностью, а нижний конец остался бы погруженным в воду. Только после этого
манометрическую трубку с помощью патрубка соединяют с краном трубкирезервуара.
Кран плавно открывают. Давление остывшего воздуха стало меньше атмосферного, поэтому в манометрическую
трубку будет втягиваться вода до тех пор, пока давление водяного столба не скомпенсирует уменьшение давления в трубке.
О выравнивании температур воздуха снаружи и внутри трубкирезервуара можно судить по поведению поверхности
воды, втянутой в манометрическую трубку. Если с течением времени её уровень не меняется, это означает, что достигнуто
температурное равновесие и можно приступать к измерению параметров во втором состоянии:
Температура – по показанию термометра
Давление – по разности атмосферного давления и давления водяного столба, которое рассчитывают, измерив
разницу уровней воды в манометрической трубке и цилиндре.
Ход работы
1.
Р1 – давление воздуха в исходном состоянии
Т1 – температура воздуха в исходном состоянии
hв – высота подъёма воды в манометрической трубке
рв –гидростатическое давление столба воды в манометрической трубке
р2 – давление воздуха во втором состоянии
Т2 – температура воздуха во втором состоянии
2.Измерьте параметры для первого состояния и занесите в таблицу
3.Измерьте параметры для второго состояния и занесите в таблицу
4.Определите отношение давления к температуре для двух состояний
5.Сделайте вывод о том, насколько изменение параметров газа в проделанном опыте соответствуют закону Шарля
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________