Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
11.docx
Лабораторная работа № 12
Тема: Исследование изотермического процесса (закон Бойля – Мариотта)
Цель: экспериментально установить взаимосвязь объёма и давления газа определённой массы в различных его состояниях
Оборудование: трубка – резервуар с двумя кранами, , мерный цилиндр с водой, линейка, измерительная лента, лоток,
укладочный короб
Дополнительное оборудование: барометр – анероид (один на класс), линейка
Объектом изучения является воздух, находящийся внутри прозрачной эластичной трубкирезервуара. В исходном
Пояснения к работе
состоянии он имеет следующие параметры:
Давление = атмосферному (барометр – анероид)
Объём = объёму внутренней полости трубки (измерительной лентой по длине внутренней
полости)
Температура = температуре воздуха в классе
Второе состояние получают путём сжатия. Для этого кран на одном конце трубки
закрывают. Второй кран остаётся открытым. Конец трубки с открытым краном погружают в
мензурку, куда предварительно налили воду комнатной температуры (иначе процесс не буде
изотермическим изза теплообмена водавоздух), так, чтобы её уровень не доходил до края
мензурки на 1520 мм. Кран погружают до дна мензурки.
Через открытый кран в трубку заходит вода и сжимает воздух до тех пор, пока его давление не сравнятся с внешним
давлением. Во втором состоянии параметры воздуха окажутся следующими:
Объём = объёму внутренней полости за вычетом объёма воды, вошедшей в трубку (линейкой измеряют длину столба
воды, вошедшей в трубку. Из измеренной ранее длины трубки вычитают длину столба воды)
Давление возрастёт на величину гидростатического давления столба воды в мензурке (линейкой измеряют разницу
уровней воды в мензурке и в трубке. По формуле для расчёта гидростатического давления жидкости вычисляют давление
столба воды). Давление будет равно сумме атмосферного и гидростатического.
Температура не изменится
Объём внутренней полости трубки определяется произведением площади поперечного сечения на длину. Поскольку
поперечное сечение трубки не меняется, объём воздуха удобно измерять в условных единицах. За эту единицу принимают
единицу длины воздушного столба.
1.Подготовьте таблицу для записи измерений и вычислений
Ход работы
Р1 – давление воздуха в исходном состоянии
L1 – длина воздушного столба в исходном состоянии
hв – разность уровней воды в цилиндре и трубке
рв – дополнительное давление столба воды
р2 – давление воздуха во втором состоянии
L – длина столба воды в трубке
L2 – длина воздушного столба после сжатия
2.измерьте, согласно пояснениям, параметры в первом состоянии и заполните таблицу
3.измерьте, согласно пояснениям, параметры во втором состоянии и заполните таблицу
4.Завершив измерения, находят произведения давления на объём воздуха в первом и втором состояниях.
5.Сравнивая полученные числа, делают вывод о справедливости закона Бойля – Мариотта
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.