Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
6.docx
Тема: Измерение длины световой волны
Цель: получить практические навыки определения длины световой волны с помощью дифракционной решётки
Оборудование: оптическая скамья, рейтер источник света, слайдрамка с дифракционными решётками, слайдрамка с
комплектом масок, линейка с миллиметровыми делениями
Лабораторная работа № 8
Пояснения
В работе используется дифракционная решётка с периодом 1/100 мм или 1/50 мм. Она
является основной частью измерительной установки.
Длина волны определяется по формуле:
d – период решётки
k – порядок спектра
φ
– угол, по которым наблюдается максимум света соответствующего цвета
Поскольку углы первого и второго максимума малы, их можно заменить на
Расстояние а отсчитывают по линейке от решётки до экрана, b – по шкале экрана от щели до
выбранной линии спектра. Тогда
Сквозь решётку, как через окуляр, рассматривают светящееся отверстие на рейтере с
источником света. При этом по обе стороны от отверстия на одинаковом удалении от него
видны яркие, слегка расширенные изображения отверстия (главные максимумы)
1 – решётка
2 – держатель
3 – оптическая скамья
4 – экран (перемещается по скамье) с узкой вертикальной щелью 5
Ход работы
1.Подготовить таблицу
цвет
Красный
Фиолетовый
а, м
расстояние от
решётки до экрана
b, м
расстояние от
щели до первого
максимума
d
k
Период решётки
Порядок спектра
, мλ
длина световой
волны
2.Собрать установку, установить экран на расстоянии 50 см от решётки
3.Глядя сквозь дифракционную решётку и щель в экране на источник света и перемещая решётку в держателе, установить её
так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
4.Вычислить длину волны красного цвета в спектре 1го порядка справа и слева от щели в экране, измерив все величины для
формулы __________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
5.Проделать то же для фиолетового цвета _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
6.Сравнить полученные результаты с табличными данными на цветной вклейке V.1___________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
7.Чем отличается дисперсионный спектр от дифракционного? _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод: В результате проедённой работы я научился (лась) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.