Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 18
Тема: Измерение модуля Юнга резины
Цель: овладеть одним из практических методов исследования упругих свойств материалов
Оборудование: резиновый жгут, стержень штатива с муфтой и лапкой, груз 100 г, линейка
Пояснения
Е=
Объектом изучения является резиновый жгут, который деформируется под действием подвешенного
груза.
Как следует из закона Гука, возникающее в теле напряжение
ε
пропорционально относительному удлинению
/ σ ε – это и есть модуль Юнга
ε
σ
=Е
, откуда
σ=F/S=mg/S
ε=ΔL/L0=(LL0)/L
Площадь поперечного сечения жгута в деформированном состоянии S определяют по площади его
сечения в нерастянутом состоянии S0. Так как объём жгута между метками при растяжении сохраняется,
то имеет место равенство: S0 L0= S L, а значит S= S0 L0/ L
Таким образом, для определения модуля Юнга необходимо измерить массу груза, начальное и конечное
расстояние между метками на поверхности жгута и площадь его сечения в исходном состоянии.
при малых деформациях прямо
, т.е.
σ
Ход работы
1.Сначала измеряют площадь сечения. Жгут наматывают, не натягивая, виток к витку на линейку. Замечают общую длину
намотки. Поделив её на число витков, находят диаметр жгута. Зная диаметр, вычисляют площадь его поперечного
сечения____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
2.Далее жгут подвешивают в лапке штатива и измеряют начальное расстояние между метками __________________________
___________________________________________________________________________________________________________
3.После этого к нижней петле жгута подвешивают груз массой 100 г и измеряют расстояние между метками в
деформированном состоянии__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
4.По результатам измерений, используя приведённые выше формулы, вычисляют модуль Юнга резины __________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
5.Результаты измерений и вычислений заносят в таблицу
S0*106м2
l, мм
E, кг/м2
d, мм
m, кг
N
L0, м
L, м
l длина намотки жгута на линейку
N – число витков
d диаметр резинового жгута
S0 – площадь его сечения в нерастянутом состоянии
L0 – начальное расстояние между метками
L – расстояние между метками в растянутом расстоянии
m – масса груза, подвешенного к жгуту
Е – модуль Юнга
Внимание! Измерять длину растянутого жгута необходимо, выждав некоторое время (34 минуты) после подвески груза.
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________