Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 10
Тема: Изучение химического действия электрического тока
Цель: наблюдать явление электролиза газа и меди, ознакомиться с принципом зарядки аккумулятора, наблюдать явление
гальваностегии
Оборудование: макетная плата, набор для электролиза, источник питания на 4 – 6 В, соединительные провода, соль, медный
купорос, лампа МН 2,5 В0, 068 А, пробирка, коробка спичек
Краткая теория
В электролитах прохождение тока сопровождается химическими действиями. В них ток создаётся атомами или
ионами (группой атомов). Поэтому при протекании тока через растворы электролитов происходит перенос вещества к
электродам – явление электролиза.
В промышленности электролитическим способом получают медь, алюминий, магний, бериллий…..
На явлении электролиза основана гальваностегия – покрытие металлов для предохранения от коррозии трудно
окисляемыми металлами (никелем, хромом), а также для покрытия ювелирных изделий тончайшими слоями серебра и золота.
Для зарядки аккумулятор подключают к источнику постоянного тока. При это в результате химических реакций один
электрод аккумулятора заряжается «+», а другой «».
Ход работы
Наблюдение выделения газов на электродах
Задание 1
1.Соберите цепь по рис 1, где электроды погружены в чистую воду
2.Включите цепь. Ответьте почему лампа не горит, амперметр не показывает
наличие тока _______________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3.В воду добавьте немного соли (2 – 3 г) и, помешивая, следите за лампочкой и
амперметром. Объясните наблюдаемое явление ____________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ рис 1
4.Наблюдайте в течение 1 – 2 мин за выделением пузырьков газа на электродах. На катоде – водород, на аноде – хлор. По
интенсивности образования пузырьков определите, какого газа выделяется больше _________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
5.Выполните задание:
А)убедитесь в выделении хлора по характерному запаху, над анодом
Б)водород накопите в пробирке, установленной вверх дном над катодом, чтобы её
отверстие на 3 – 5 мм оказалось под водой. Обратите внимание, что лёгкий водород,
накапливаясь в пробирке, вытесняет из него воздух. Через 4 – 5 мин пробирку, не
переворачивая, снимите с катода и поднесите к ней зажжённую спичку. Объясните
наблюдаемое явление ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Изучение принципа работы газового аккумулятора
Задание 2
1.Не разбирая установку задания 1, при отключённой цепи выводы электродов на 15 – 20 сек замкните проводом, не вынимая
их из раствора соли.
2.Включите к электродам вольтметр в той или иной полярности и убедитесь в отсутствии напряжения между ними ________
3.Включите цепь. При этом на электродах выделяются газы, лампа горит, амперметр показывает наличие тока ___________
Через 1 – 2 мин выключите цепь и вольтметром измерьте напряжение между электродами. Определите полярность зарядки
газового аккумулятора. Убедитесь, что электрод, включённый к «+» полюсу источника, заряжается «+», а к «» заряжается
«»
4.Разрядите аккумулятор, подключив непосредственно к электродам лампу. Она вспыхивает на мгновение и гаснет ________
5.Повторите опыт пунктов 3 и 4, изменив направление тока (полярность включения источника) в цепи. Что вы наблюдаете? _
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________Наблюдение явления электролиза меди
Задание 3
1.Электроды, использованные в предыдущих заданиях, выньте из раствора соли, ополосните чистой водой и погрузите в сосуд
с раствором медного купороса
2.Соберите цепь по рис 1 и включите её. Следите за лампой и амперметром. Объясните наблюдаемое явление _____________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
3.Через 1 – 2 мн электроды выньте из раствора и рассмотрите их. Какой электрод (анод или катод) покрылся слоем меди? __
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Какой знак заряда имеют ионы меди? __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
4.Погрузите электроды снова в раствор медного купороса и пропустите ток в обратном направлении в течение 1 – 2 мин. При
этом, вынимая электроды из раствора, следите за их состоянием. Как изменился результат опыта? __________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Объясните наблюдаемое явление ______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение явления гальваностегии
Задание 4
1.Вместо очищенного от меди электрода, опустите в раствор медного купороса металлический стержень (гвоздь). В качестве
анода возьмите угольный стержень, на котором остался слой меди в результате опытов задания 3.
2.Включите цепь. Через 1 – 2 мин выключите цепь и рассмотрите электроды, вынув их из раствора. Объясните как и почему
изменились поверхности электродов ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод: В результате проедённой работы я научился (лась) _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________