Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 9
Тема: Изучение односторонней проводимости диода
Цель: узнать, как зависит сопротивление p – n – перехода диода от полярности приложенного напряжения
Оборудование: макетная плата, вольтметр, омметр, лампа МН 6, 30, 3 А – 2 шт, диод плоскостной (КД209) – 2 шт,
источник питания на 4 – 6 В, соединительные провода
Краткая теория
Диоды представляют большой практический интерес. Приставка «ди» означает «два»: она указывает на
существование двух примыкающих друг к другу зон разной проводимости (рис 1)
Условное обозначение видим на рис 2.Треугольник соответствует р –области (анод), а вертикальный
прямолинейный отрезок представляет n – область (катод)Треугольник можно рассматривать как
острие стрелки, показывающей направление тока.
Диод обладает замечательным свойством – он пропускает ток только в одном направлении (от
анода к катоду) рис 3
Ход работы
Задание 1
Измерение сопротивления диода при его прямом и обратном включении
1.Подключите диод к омметру и измерьте его сопротивление. Сделайте вывод прямым или обратным оказалось включение
___________________________________________________________________________________________
2.Измените полярность соединения и вновь измерьте сопротивление диода. Как теперь включён диод?
___________________________________________________________________________________________
3.Сравните прямое и обратное сопротивления диода ______________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4.Определите выводы диода: анод и катод
Изучение прямого включения диода
Задание 2
1.Соберите цепь по схеме (рис 6 и 7) Убедитесь, что лампа HL горит. Объясните почему _______________________________
___________________________________________________________________________________________________________
2.Измерьте напряжение U1 на лампе ________, U2 на диоде ________ и U на участке «лампа – диод» ________. Убедитесь, что
последовательно соединённые лампа и диод делят общее напряжение между собой ________________________________
3.Сравнивая напряжение на лампе и диоде ______________________________________________________________________,
ответьте, что из них оказывает большее __________, а что меньшее __________ сопротивление току
Рис 6 рис 7 рис 8
Изучение обратного включения диода
Задание 3
1.Соберите цепь по схеме (рис 8). Убедитесь, что лампа НL не горит. Объясните почему _______________________________
___________________________________________________________________________________________________________
на диоде ________ и U на участке «лампа – диод» ________. Убедитесь, что
2.Измерьте напряжения U1 на лампе ________, U2
почти всё напряжение приходится на долю диода _________________. Объясните, какое сопротивление оказывает току диод,
включённый в обратном направлении _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Определение сопротивления лампы и диода, включённого в прямом направлении
Задание 4
I, А
Uл, В
Uд, В
Rл, Ом
Rд, Ом1.Соберите цепь по рис 9
2.Измерьте силу тока в цепи и напряжение на лампе _____________ и диоде _____________
3.По закону Ома для участка цепи вычислите сопротивление лампы Rл _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
и диода Rд _________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
4.Даныые занесите в таблицу
Рис 9
Соберите цепь по рис 10 и 11 и объясните:
Задание 5
1.Почему в схеме, собранной по рис 10 лампа НL2 горит ярко, а лампа НL1 тускло (или совсем не горит)?________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
2.Почему в схеме на рис 11 обе лампы светят одинаково ярко? _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Рис 10
рис 11
Соберите схему по рис 12 и укажите путь тока (прямо на схеме стрелками)
Задание 6
Как изменится яркость свечения ламп при изменении полярности питания? __________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод проверьте на опыте ____________________________________________________________________________________
Рис 12Вывод: В результате проедённой работы я научился (лась) _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________