Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 8
Тема: Изучение последовательного соединения проводников
Цель: узнать, как распределяется сила тока, напряжение, сопротивление на последовательно соединённых участках
Оборудование: макетная плата, амперметр, вольтметр, миллиамперметр, лампа МН 6,3 В0,3 А – 2 шт, два резистора
сопротивлениями 30 и 51 Ом, источник питания на 4 – 6 В, соединительные провода
Краткая теория
Последовательное соединение
I = I1 = I2
U = U1 + U2
R = R1 + R2
Параллельное соединение
I = I1 + I2
U = U1 = U2
1/R = 1/R1 + 1/R2
Рис 1
Ход работы
Задание 1
Проверка предположения о силе тока в различных частях последовательной цепи
1.Собрать цепь по рис 2 (а,б)
2.Измерить силу тока, где стоит амперметр и где указаны крестики
3.Результаты занести в первую строку таблицы
4.Сравнить полученные и сделать вывод __________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 2
Проверка предположения о связи общего напряжения с напряжением на отдельных участках
1.Соберите цепь по рис 3
2.Измерьте напряжение U1 на лампе HL1, U2 на HL2 и общее U
3.Результаты измерений запишите во вторую строку таблицы
4.Сравните значения напряжений и сделайте вывод о том, из чего складывается общее напряжение
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
рис 2 б
рис 2а
Рис 3
Задание 3
её участков
Установление взаимосвязи между общим сопротивлением всей цепи и сопротивлением отдельных
1.Используя закон Ома вычислите сопротивления R1 лампы HL1, R2 – лампы HL2, R общей цепи
2.Результаты запишите в третью строку таблицы
3.Сравние и сделайте вывод о том, как соотносятся общее сопротивление цепи и сопротивления отдельных участков ______
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Физическая величина
Сила тока I, А
Напряжении U, В
Сопротивление R, Ом
Лампа HL1
Лампа HL2
Весь участок цепи
вывод
Задание 4
1.Соберите схему по рис 2
2.При отключённом питании исключите из неё одну из ламп.
3.Включите питание. Пронаблюдайте, что произойдёт. Объясните это _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод: В результате проедённой работы я научился (лась) _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________