Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
11.docx
Тема: Наблюдение дифракции света
Цель: провести наблюдение дифракции световых волн на щели с прямыми краями и на краю непрозрачного экрана
Оборудование: оптическая скамья, рейтер – 2 шт, источник света, слайдрамка с комплектом масок, слайдрамка с
комплектом отверстий
Лабораторная работа № 16
Краткая теория
Дифракция – огибание волнами краёв препятствий (присуща любому волновому движению). Наблюдать дифракцию света
нелегко. Дело в том, что волны отклоняются от прямолинейного распространения на заметные углы только на препятствиях,
размеры которых сравнимы с длиной волны, а длина световой волны очень мала.
Пропуская тонкий пучок света через маленькое отверстие, можно наблюдать нарушение закона прямолинейного
распространения света. Светлое пятно против отверстия будет большего размера, чем это следует ожидать при
прямолинейном распространении света.
Ход работы
1.Источник света устанавливают на самом конце оптической скамьи.
2.На рейтере источника света закрепляют слайдрамку с набором масок. Свет от источника должен
проходить сквозь маску в виде щели.
3.Рейтер закрепляют на другом конце скамьи и помещают на него слайдрамку с комплектом
отверстий.
4.В начале опыта используется одинарная щель этой рамки наименьшей ширины. Щель должна быть ориентированна
вертикально. Для удобства наблюдений скамью с собранной на ней оптической схемой размещают наклонно (смотри рис)
5.Наблюдая сквозь щель, как через окуляр, светящееся отверстие маски, закреплённой на источнике света, замечают, что его
изображение вытягивается в горизонтальную полоску, которая ориентированна перпендикулярно краям щели. Полоска
прорезана узкими тёмными вертикальными полосами, представляющими собой минимумы дифракционной картины. Между
минимумами расположены светлые участки.
Сопоставьте яркость соседних светлых участков и убедитесь в том, она плавно уменьшается от середины к краям _________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Центральный участок имеет максимальную яркость, а его угловая ширина вдвое больше угловой ширины побочных
максимумов ________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
6.Установите на рейтере щель другой ширины.
7.Повторите опыт. Что вы наблюдаете? _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
8.Сделайте вывод о влиянии ширины щели на вид дифракционной картины __________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
9.Дифракционные картины от щелей разной ширины сравнивают по расстоянию между максимумами, ширине максимумов и
их яркости ________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.