Лабораторная работа "Знакомство с резисторами" 10 класс

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Иконка файла материала 5.docx
Лабораторная работа № 5 Тема: Знакомство с резисторами Цель:  узнать  о назначении  резисторов,  изучить  условные графические обозначения и маркировку резисторов,  научиться измерять сопротивления резисторов, пользуясь омметром Оборудование: набор из 10 – 15 постоянных резисторов (сопротивления которых выражены в Ом, кОм, Мом), переменный резистор сопротивлением в пределах 100 – 1000 Ом, разобранный переменный резистор, омметр (мультиметр) Краткая теория Резисторы  – это специальные радиотехнические приборы, предназначенные для оказывания сопротивления току. Резисторы применяют для регулирования силы тока и напряжения в электрических цепях. Сопротивления резисторов измеряют в: 1.Омах – Ом 2.Килоомах – кОм  3.Мегаомах – Мом  1 Мом = 1000 кОм = 1 000 000 Ом  1 кОм = 1000 Ом М а р к и р о в к и   р е з и с т о р о в На принципиальных схемах рядом с условным обозначением резистора проставляют значение его сопротивления. 1.Менее 1 кОм записывают как число без единиц измерения (рис 1) 2.От 1 кОм, но менее 1 Мом выражают в кОм и рядом с цифрой ставят букву «к» (рис 2) 3.От 1 МОм и выше записывают как число, добавляя букву «М» (рис 3) Рис 1                                                               рис 2                                                                             рис 3 Буквенно – цифровую маркировку нанося на корпус резистора. Она содержит информацию о сопротивлении и о возможном его отклонении – допуске. Сопротивление обозначают цифрой с указанием единицы измерения: R – это Ом К – это Ком М – это Мом 1.Если сопротивление выражается целым числом, то обозначение единицы измерения ставят после числа:      15R – это 15 Ом      47К – это 47 Ком = 47 000 Ом      10М – это 10 Мом = 10 000 кОм = 10 000 000 Ом 2.Если сопротивление выражается десятичной дробью, меньшей единицы, то вместо нуля целых и запятой впереди цифры располагают обозначение единицы измерения      R12 – это 0,12 Ом      К27  ­ это 0,27 кОм = 270 Ом      М82 – это 0,82 Мом = 820 кОм = 820 000 Ом 3.Если   сопротивление   выражается   целым   числом   с   десятичной   дробью,   то   после   целого   числа   вместо   запятой   ставят обозначение единицы измерения      5R1 – это 5,1 Ом      3К3 – это 3,3 кОм = 3 300 Ом      1М5 – это 1,5 Мом = 1500 кОм = 1 500 000 Ом Таблица № 1 Буквы Допуск, % B 0,1 C 0,2 D 0,5 F 1 G 2 J 5 K 10 M 20 N 30 Цветовая маркировка представляет собой набор разноцветных круговых полос (знаков), нанесённых на поверхность резистора. Маркировочные знаки, как правило, сдвинуты к одному из торцов резистора. Первым считают знак, нанесённый рядом с торцом. Если длина резистора не позволяет сдвинуть маркировку к одному из торцов, последний знак (иногда первый) рисуют в 1,5 – 2 раза крупнее остальных, что на практике выдерживается не всегда. Для  расшифровки  маркировки  служит   таблица  №   2  ,  в  которой  указано,   каким   именно  цифрам  соответствует  каждый цветовой знак. Число знаков может быть 5, 5 или 3 1.Если знаков 5, то они читаются такПервый – первая цифра номинального значения сопротивления      Второй – вторая цифра номинального значения сопротивления      Третий – третья цифра этой величины      Четвёртый – множитель, на который нужно умножить полученное трёхзначное число      Пятый – допустимое отклонение 2.Если знаков 4, то они означают      Первый – первую цифру значения сопротивления      Второй – вторую цифру значения сопротивления      Третий – множитель, на который нужно умножить полученное двузначное число      Четвёртый – допустимое отклонение сопротивления 3.Три знака наносят на резисторы с допусками 20 % и более, которые не маркируются      Первый – первая цифра значения сопротивления      Второй – вторая цифра значения сопротивления      Третий – множитель Таблица № 2 Значение цвета знака Номинальное сопротивление, Ом 1 – я цифра 2 – я цифра 3 – я цифра множитель 1 Серебристый Золотистый Чёрный Коричневый Красный Оранжевый Жёлтый Зелёный Голубой Фиолетовый Серый Белый 2 ­­­ ­­­ ­­­ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3 ­­­ ­­­ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4 ­­­ ­­­ ­­­ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 10­2 10­1 1 10 102 103 104 105 106 107 108 109 Допуск,  % 6 10 5 ­­­ 1 2 ­­­ ­­­ 0,5 0,2 0,1 0,05 ­­­ Резисторы, как и любые потребители эл. энергии, тоже рассчитаны на определённую мощность, которую надо учитывать при использовании их в конкретных конструкциях. Мощность резисторов  обычно узнают   по их размерам (чем больше размер, тем больше мощность) или по надписи на корпусе. На у с л о в н ы х   о б о з н а ч е н и я х   м о щ н о с т и  обозначаются чёрточками, нарисованными на символах резисторов (рис 4): 1.Две наклонные  ­ это 0, 125 Вт 2.Одна наклонная – это  0,25 Вт 3. Одна черта вдоль продольной оси – это 0,5 Вт 4.Одна поперечная – это 1 Вт 5.Две поперечные Переменными  резисторами регулируется громкость и тембр в звукопроизводящих устройствах, контрастность и яркость в телевизорах   ….   Они   имеют   три  вывода,   один   из   которых   связан   с   подвижным   контактом,   скользящим   по   поверхности проводящего слоя. Сопротивление между любым крайним выводом и подвижным контактом зависит от положения движка. Рис 41.По таблице познакомьтесь с примерами расшифровки буквенно – цифровых маркировок (таблица 3)   Задание 1 Ход работы 2.Расшифруйте надписи, нанесённые на резисторах ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ 3.Зашифруйте сопротивления резисторов и их допуск, используя буквенно – цифровую маркировку ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ 1.Познакомьтесь с примерами расшифровки цветовых кодов Задание 2 2.Расшифруйте маркировочные знаки резисторов5 знаков: _________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ 4 знака __________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ 3 знака __________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ 3.Зашифруйте номиналы резисторов, приведённых в таблице 3 __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ Задание 3 1.Ознакомьтесь с внешним видом данных вам постоянных резисторов 2.Определите по маркировкам на корпусах сопротивление и допустимые отклонения 3.Определите сопротивления этих же резисторов с помощью омметра (мультиметра) 4.Вычислите разность ΔR между маркировочным значением Rм и измеренным Rи  5.Объясните несоответствие значений одного и того же резистора Изучение переменного резистора Задание 4 1.Ознакомьтесь внешне с переменным резистором 2.Подключите омметр к резистору как на рис 5 3.Вращая ручку резистора, следите за показаниями омметра. Сделайте вывод_______________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 4.Определите, в каких пределах изменяется сопротивление резистора при вращении ручки от одного крайнего положения до  другого ____________________________________________________________________________________________________ 5.Видоизмените цепь, присоединив щупы к крайним выводам  резистора (рис 6). Повторите действия, описанные в пункте 3  ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ Рис 5 Рис 6Вывод: В результате проедённой работы  я научился (лась) _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________