Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении лабораторной работы в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. Лабораторная работа содержит подробное описание действий учащихся, их порядок, необходимые таблицы и даже формулы. По мере подготовленности учащихся класса учитель выдаёт распечатанный лист, удаляя некоторые подсказки. Полная распечатка выдаётся слабым учащимся. Материал полностью готов к распечатке
Лабораторная работа № 5
Тема: Знакомство с резисторами
Цель: узнать о назначении резисторов, изучить условные графические обозначения и маркировку резисторов, научиться
измерять сопротивления резисторов, пользуясь омметром
Оборудование: набор из 10 – 15 постоянных резисторов (сопротивления которых выражены в Ом, кОм, Мом), переменный
резистор сопротивлением в пределах 100 – 1000 Ом, разобранный переменный резистор, омметр (мультиметр)
Краткая теория
Резисторы – это специальные радиотехнические приборы, предназначенные для оказывания сопротивления току.
Резисторы применяют для регулирования силы тока и напряжения в электрических цепях.
Сопротивления резисторов измеряют в:
1.Омах – Ом
2.Килоомах – кОм
3.Мегаомах – Мом
1 Мом = 1000 кОм = 1 000 000 Ом
1 кОм = 1000 Ом
М а р к и р о в к и р е з и с т о р о в
На принципиальных схемах рядом с условным обозначением резистора проставляют значение его сопротивления.
1.Менее 1 кОм записывают как число без единиц измерения (рис 1)
2.От 1 кОм, но менее 1 Мом выражают в кОм и рядом с цифрой ставят букву «к» (рис 2)
3.От 1 МОм и выше записывают как число, добавляя букву «М» (рис 3)
Рис 1 рис 2 рис 3
Буквенно – цифровую маркировку нанося на корпус резистора. Она содержит информацию о сопротивлении и о
возможном его отклонении – допуске.
Сопротивление обозначают цифрой с указанием единицы измерения:
R – это Ом
К – это Ком
М – это Мом
1.Если сопротивление выражается целым числом, то обозначение единицы измерения ставят после числа:
15R – это 15 Ом
47К – это 47 Ком = 47 000 Ом
10М – это 10 Мом = 10 000 кОм = 10 000 000 Ом
2.Если сопротивление выражается десятичной дробью, меньшей единицы, то вместо нуля целых и запятой впереди цифры
располагают обозначение единицы измерения
R12 – это 0,12 Ом
К27 это 0,27 кОм = 270 Ом
М82 – это 0,82 Мом = 820 кОм = 820 000 Ом
3.Если сопротивление выражается целым числом с десятичной дробью, то после целого числа вместо запятой ставят
обозначение единицы измерения
5R1 – это 5,1 Ом
3К3 – это 3,3 кОм = 3 300 Ом
1М5 – это 1,5 Мом = 1500 кОм = 1 500 000 Ом
Таблица № 1
Буквы
Допуск,
%
B
0,1
C
0,2
D
0,5
F
1
G
2
J
5
K
10
M
20
N
30
Цветовая маркировка
представляет собой набор разноцветных круговых полос (знаков), нанесённых на поверхность
резистора. Маркировочные знаки, как правило, сдвинуты к одному из торцов резистора. Первым считают знак, нанесённый
рядом с торцом.
Если длина резистора не позволяет сдвинуть маркировку к одному из торцов, последний знак (иногда первый) рисуют в 1,5 – 2
раза крупнее остальных, что на практике выдерживается не всегда.
Для расшифровки маркировки служит таблица № 2 , в которой указано, каким именно цифрам соответствует каждый
цветовой знак.
Число знаков может быть 5, 5 или 3
1.Если знаков 5, то они читаются такПервый – первая цифра номинального значения сопротивления
Второй – вторая цифра номинального значения сопротивления
Третий – третья цифра этой величины
Четвёртый – множитель, на который нужно умножить полученное трёхзначное число
Пятый – допустимое отклонение
2.Если знаков 4, то они означают
Первый – первую цифру значения сопротивления
Второй – вторую цифру значения сопротивления
Третий – множитель, на который нужно умножить полученное двузначное число
Четвёртый – допустимое отклонение сопротивления
3.Три знака наносят на резисторы с допусками 20 % и более, которые не маркируются
Первый – первая цифра значения сопротивления
Второй – вторая цифра значения сопротивления
Третий – множитель
Таблица № 2
Значение цвета знака
Номинальное сопротивление, Ом
1 – я цифра
2 – я цифра
3 – я цифра
множитель
1
Серебристый
Золотистый
Чёрный
Коричневый
Красный
Оранжевый
Жёлтый
Зелёный
Голубой
Фиолетовый
Серый
Белый
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5
102
101
1
10
102
103
104
105
106
107
108
109
Допуск,
%
6
10
5
1
2
0,5
0,2
0,1
0,05
Резисторы, как и любые потребители эл. энергии, тоже рассчитаны на определённую мощность, которую надо учитывать при
использовании их в конкретных конструкциях.
Мощность резисторов обычно узнают по их размерам (чем больше размер, тем больше мощность) или по надписи на
корпусе.
На у с л о в н ы х о б о з н а ч е н и я х м о щ н о с т и обозначаются чёрточками, нарисованными на символах резисторов (рис
4):
1.Две наклонные это 0, 125 Вт
2.Одна наклонная – это 0,25 Вт
3. Одна черта вдоль продольной оси – это 0,5 Вт
4.Одна поперечная – это 1 Вт
5.Две поперечные
Переменными резисторами регулируется громкость и тембр в звукопроизводящих устройствах, контрастность и яркость в
телевизорах …. Они имеют три вывода, один из которых связан с подвижным контактом, скользящим по поверхности
проводящего слоя. Сопротивление между любым крайним выводом и подвижным контактом зависит от положения движка.
Рис 41.По таблице познакомьтесь с примерами расшифровки буквенно – цифровых маркировок (таблица 3)
Задание 1
Ход работы
2.Расшифруйте надписи, нанесённые на резисторах
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
3.Зашифруйте сопротивления резисторов и их допуск, используя буквенно – цифровую маркировку
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
1.Познакомьтесь с примерами расшифровки цветовых кодов
Задание 2
2.Расшифруйте маркировочные знаки резисторов5 знаков: _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
4 знака __________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
3 знака __________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
3.Зашифруйте номиналы резисторов, приведённых в таблице 3
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
1.Ознакомьтесь с внешним видом данных вам постоянных резисторов
2.Определите по маркировкам на корпусах сопротивление и допустимые отклонения
3.Определите сопротивления этих же резисторов с помощью омметра (мультиметра)
4.Вычислите разность ΔR между маркировочным значением Rм и измеренным Rи
5.Объясните несоответствие значений одного и того же резистора
Изучение переменного резистора
Задание 4
1.Ознакомьтесь внешне с переменным резистором
2.Подключите омметр к резистору как на рис 5
3.Вращая ручку резистора, следите за показаниями омметра. Сделайте вывод_______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
4.Определите, в каких пределах изменяется сопротивление резистора при вращении ручки от одного крайнего положения до
другого ____________________________________________________________________________________________________
5.Видоизмените цепь, присоединив щупы к крайним выводам резистора (рис 6). Повторите действия, описанные в пункте 3
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Рис 5
Рис 6Вывод: В результате проедённой работы я научился (лась) _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________