Лабораторные работы ОГЭ 9 класс (шпаргалки)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представлен в формате Word и предназначен в помощь при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по физике. Лабораторные работы представлены в готов виде, т.е. тематические лабораторные работы, которые были выполнены учащимися и систематизированы в миниатюрную шпаргалку. Материал полностью готов к распечатке.
Иконка файла материала ГИА лабораторки.docx
Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите установку для  определения оптической силы линзы. В качестве источника света исполь­ зуйте свет от удалённого окна.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите значение оптической силы линзы. Решение:  1)Схема экспериментальной  установки  (изображение удалённого источника света (окна) формируется прак­ тически в фокальной плоскости) изображена на рисун­ ке. 2)  3)  4)         три   бо   ты элек  де   ле   ния ра Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­ единительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите эксперимен­ тальную установку для опре  го тока на ре  че   ско   ­   зи   сто   ре. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Опреде­ лите работу электрического тока за 10 минут.  В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4) запишите значение работы электрического тока. Решение. 1) Схема экспериментальной установки: 2)  3)  4)     ци   же   фи   ен   та   тре  ния   сколь   Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, на­ правляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения ко   эф   ния  между   кареткой   и   поверхностью рейки.  В ответе: 1)   cделайте   рисунок   эксперимен­ тальной установки; 2)   запишите   формулу   для   расчёта коэффициента трения скольжения; 3) укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки; 4) запишите числовое значение коэффициента трения скольжения. Решение. 1) Схема экспериментальной установки: 2)   (при равномерном движении).    ре   ния жёстко  сти пру   Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите установку для из   ме   ны. Опре­ делите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром.  В ответе: 1) cделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины; 3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины; 4) запишите числовое значение жёсткости пружины.  жи  Решение. 1) Схема экспериментальной установки изображена на ри­ сунке. 2)  3)  4)  , следовательно  .    же   три   ния на его концах.  че   ско   го тока в ре    си   мо   сти силы элек   Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соедини­ тельные провода, резистор, обозначенный R2, соберите установку для ис­ следования  за   ви   ре от на  зи   сто   ­   пря   В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика); 3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в рези­ сторе от напряжения на его концах. Решение.  3. Вывод: при увеличении напряжения на концах проводника сила тока в проводнике также увеличивается.      ят   тя   но   ни   го ма    бод   ных ко    ле   ба   ний ни Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему  до   ­ нитью, метровую линейку и секундомер, соберите установку для ис   сле  ва   ния сво  ка.  Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний; 3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени коле­ баний; 4) запишите численное значение частоты колебаний маятника. , следовательно,  , следовательно,  . 3)  4)  . . Решение. 3. t = 42 c; N = 30. 4. ν = 0,7 Гц.      но   сти, вы    де   ле   ния мощ Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­ единительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите эксперимен­ тальную установку для опре    зи   сто   ­ ре. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.  В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта мощности элек­ трического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4) запишите численное значение мощности электрического тока.  е  мой на ре  де   ля  Решение. . . . 1) Схема экспериментальной установки: 2)  3)  4)  Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите установку для из   ме   а  ла, из которо­ го изготовлен цилиндр № 2.  В ответе: 1) cделайте рисунок экспериментальной установки для определения объе­ ма тела;  ре   ния плот  но   сти ма    те   ри         ви   ри   до   но   о  да сво  ри   ка, под    бод   ных ко    си   мо   сти пе   Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите  ва   ния за установку для ис   сле   ле   ба   ний ша   ве   шен   го на нити, от длины нити. Определите время 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трёх случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.  В ответе: 1) cделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и вре­ мени колебаний для трёх длин нити маятника в виде таблицы; 3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных коле­ баний нитяного маятника от длины нити. Решение.  1) Рисунок экспериментальной установки: 2),3)2) запишите формулу для расчета плотности; 3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема; 4) запишите числовое значение плотности материала цилиндра. Решение. 1) Схема экспериментальной установки для опре­ деления объёма тела: 2)  3)  4)  4) Вывод: при уменьшении длины нити период свободных колебаний нитяного маятника уменьшается.    до   сле   еди   пря   ва   тель  ном со    же   ния при по    ви   ло для элек    три   не   нии двух пров­ков. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные прово­ да, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте  пра   че   ­ ско   го на    В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последова­ тельном соединении; 3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с по­ мощью   лабораторного   вольтметра   составляет   0,2   В.   Сделайте   вывод   о справедливости или ошибочности проверяемого правила. Решение. 1) Схема экспериментальной установки: 2) Напряжение на резисторе R1:  U1 = 2,8 В. Напряже­ ние на резисторе R2:  U2 = 1,4 В. Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: U1 + U2 = 4,2 В. 3) С учётом погрешности измерений сумма напряже­ ний на концах цепи из двух резисторов находится в интервале от 3,8 В до 4,6 В. Измеренное значение общего напряжения 4,1 В попадает в этот ин­ тервал значений. Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединённых ре­ зисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов. .  в реостате  Используя источник постоянного тока с напряжением 4,5 В, амперметр, вольтметр, соединённые параллельно резисторы   = 12 Oм и переменный  ползунок которого установлен в произвольном поло­ резистор (реостат)  жении, определите силу тока   путём измерения силы тока, текущего через источник, и напряжения на резисторе   1. Соберите электрическую схему, показанную на рисунке. 2. Установите ползунок реостата примерно на середину. 3. Измерьте силу тока, текущего через источник. 4. Измерьте напряжение на резисторе  5. Определите неизвестную силу тока   В ответе:  1) изобразите схему изучаемой электрической цепи и укажите на ней на­ правления токов, протекающих через резистор  2) укажите результаты измерений силы тока  , текущего через источник, и напряжения  , указав примерную погрешность измерений; 3) запишите закон Ома для участка цепи, содержащего резистор  , опре­ делив, таким образом, силу тока  ; 4) запишите правило для токов при параллельном соединении проводников; 5) используя п. 2—4, получите формулу для неизвестной силы тока   в реостате  6) определите численное значение силы тока  мерения. , оцените погрешность её из­ .  в реостате  ; вычислите силу тока   и запишите её;  на резисторе   в резисторе   и реостат  ; . Решение. 1. Схема электрической цепи: 2.  3.  4.  5.  6.  Погрешность измерения силы тока       можно оценить методом гра­ ниц. Так как значение напряжения лежит в интервале от 4,1 В до 4,3 В, а значение силы тока     может изменяться в пределах от   лежит в интервале от 0,95 А до 1,05 А, то    ≈  до Поэтому результат имеет погрешность  0,05 А, то есть   ≈  ≈     но   сти ма   Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите установку для определения плот  а  ла, из кото­ рого изготовлен цилиндр № 1.  В ответе: 1)   сделайте   рисунок   экспериментальной   установки   для   определения объёма тела; 2) запишите формулу для расчёта плотности; 3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма; 4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.  те   ри  Решение. 1) Схема экспериментальной установки для опре­ деления объёма тела: 2)  3)  4)   ки   тал  Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите установку для определения  вы   ва   ю   щей силы  (силы Архимеда), действующей на цилиндр.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. Решение. 1) Схема экспериментальной установки: 2)  3)  4)         ви   тя   го   сти, воз  ва   ния за  пе   ни рас  до   жи   не, от сте    си   мо   сти силы упру    же   ния пру   Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом из­ мерения 4 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите установку  для  ис   сле   ю   ­ щей в пру    ны. Определите растяже­ ние пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика); 3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.  жи   ни   ка  Решение. 1) Схема экспериментальной установки изображена на ри­ сунке. 2) 3) Вывод: при увеличении растяжения пружины сила упругости, возникающая в пружине, также увеличивается.  же  Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три одинаковых  че   ния свойств груза и направляющую рейку, соберите установку для  изу  силы   тре  ния  между   кареткой   и   поверхностью   рейки.   По­  ния   сколь     ставьте на каретку один груз и измерьте силу, которую необходимо прило­ жить к каретке с грузом, для того чтобы двигать её с постоянной скоро­ стью. Затем поставьте на каретку ещё два груза и повторите эксперимент.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта модуля силы трения скольжения; 3) укажите результаты измерения веса каретки, веса груза и модуля силы трения скольжения при движении каретки с одним грузом и с тремя груза­ ми по поверхности рейки; 4) сделайте вывод о связи между модулем силы трения скольжения и моду­лем силы нормальной реакции опоры. Решение. 1) Схема экспериментальной установки: 2)   (при равномерном движении); 3) Опыт 1:   Опыт 2:   4) При возрастании веса каретки с грузами ( а значит, и модуля силы нормальной реакции опоры) в два раза модуль силы трения скольжения также увеличился в 2 раза. Следовательно, модуль силы трения скольжения прямо пропорционален модулю силы нормальной реакции опоры.        ка   ни   ны.  го   сти, воз  ю   щей в пру  ва   ния  за  до     пе   ни рас  тя     сле   не, от сте  жи    Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и  сти  ви   си   мо  набор   из   3   грузов,   соберите   установку  для ис силы упру    ния пру    же   ­ жи   В ответе: 1) определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамомет­ ром; 2)  сделайте  рисунок экспериментальной  установки.  Укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таб­ лицы (или графика); 3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.  При выполнении задания используется комплект оборудования № 3 в со­ ставе: – штатив лабораторный с муфтой и лапкой; – пружина жесткостью  – 2 груза массой по  – динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н); – линейка длиной 20−30 см с миллиметровыми делениями.  Внимание! При замене какого­либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие измене­ ния в образец выполнения задания.  Н/м;  г; Решение. 1) Схема экспериментальной установки: 2) 3) Вывод: при увеличении растяжения пружины сила упругости, возникаю­ щая в пружине, также увеличивается      до   но   ча   ве   сия ры  ва   ния рав Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для ис   сле   га. Три груза подвесьте слева от оси вра­ щения рычага следующим образом: два груза на расстоянии6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии6 см от оси вращения ры­ чага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положе­ нии.  В ответe: 1) зарисуйте схему экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта момента силы; 3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча; 4) запишите числовое значение момента силы. Решение. . 1) Схема экспериментальной установки: 2)  3)  4)   Примечание. Погрешности прямых измерений: ;  . .    но     зо   ва   ни   ем не    бо   ты силы упру  но  Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамо­  го   сти при  ре   ния ра метр,  соберите установку для  из   ме  рав   ном подъёме гру  зов с ис  го блока.    мер       поль Определите работу, совершаемую силой упругости при подъёме грузов на высоту 10 см.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта работы силы упругости; 3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути; 4) запишите числовое значение работы силы упругости.  движ   по  Решение. 1) Схема установки:  ме   те      ста   точ     в рео      путем из    ник, и напряжения на резисторе  Используя источник постоянного тока с напряжением 4,5 В, ампер­ метр, вольтметр, соединённые параллельно резисторы   = 6 Ом и перемен­ ный резистор (реостат), ползунок которого установлен в произвольном по­  те силу тока  де   ли       ложении,  опре  ре   ния силы   тока, те  ще   го через ис    ку    .  1. Соберите электрическую схему, показанную на рисунке. 2. Установите ползунок реостата примерно на середину. 3. Измерьте силу тока, текущего через источник. 4. Измерьте напряжение на резисторе  5. Определите неизвестную силу тока   В ответе: 1) изобразите схему изучаемой электрической цепи и укажите на ней на­ правления токов, протекающих через резистор  , текущего через источник, и 2) укажите результаты измерений силы тока  , указав примерную погрешность измерений; напряжения  , опре­ 3) запишите закон Ома для участка цепи, содержащего резистор  делив, таким образом, силу тока  ; 4) запишите правило для токов при параллельном соединении проводников; 5) используя п. 2—4, получите формулу для неизвестной силы тока   в реостате  6) определите численное значение силы тока  мерения. , оцените погрешность её из­ .  в реостате  ; вычислите силу тока   и запишите её;  на резисторе   в резисторе   и реостат  ; . Решение. 1. Схема электрической цепи: 2.     3.  4.  5.  6.  Погрешность измерения силы тока       можно оценить методом гра­ ниц. Так как значение напряжения лежит в интервале от 4,1 В до 4,3 В, а значение силы тока     лежит в интервале от 1,95 А до 2,05 А, то     может изменяться в пределах от Поэтому результат имеет погрешность  0,07 А, то есть ≈  ≈   до ≈       ра   лу   чен   же   ния,   по    но   го   с   по    мо   щью   со   Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока,  сле  соединительные провода, ключ, линейку, соберите установку для ис  до   ­ ва   ния   свойств   изоб  ра   ю   щей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15 см.  В ответе: 1) сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для на­ блюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы; 2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или уве­ личенное, прямое или перевёрнутое); 3) сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.  би  Решение. 1) Схема установки: 2) Передвинув экран, получим чёткое изображение: Изображение   получилось   перевёрнутое,   уменьшенное, действительное. 3) Лампа расположена за двойным фокусным расстоянием от центра линзы.      ки   тал   де   ле   ния вы Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите установку для  опре  ва   ю   щей силы  (силы Архимеда), действующей на цилиндр.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;3) укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. Решение. 1) Схема установки: 2) Выталкивающая сила вычисляется по формуле:   2) При равномерном подъёме грузов с использованием неподвижного блока работа силы упругости будет вычисляться по формуле:  где F — сила упругости, h — высота, на которую подняли грузы. 3) Грузы подняли на высоту 1 метр, при этом сила упругости составляла 4 Н. 4) Таким образом, работа силы упругости равна 4 Н  ∙ 1 м = 4 Дж. где ρж — плотность жидкости, g — ускорение свободного паде­ ния, V — объём вытесненной жидкости. 3) При взвешивании цилиндра в воздухе, динамометр показал 10 Н, а при  взвешивании в воде — 5 Н. 4) Таким образом, выталкивающая сила равна 10 Н − 5 Н = 5 Н.      жи   де   ле   ния  жёстко  сти   пру   Используя штатив лабораторный с муфтой и лапкой, пружину, груз массой (100 ± 2) г, линейку длиной 300 мм с миллиметровыми делениями, соберите   установку   для  опре  ны.   Подвесьте пружину за один из концов к штативу. Прикрепив к свободному концу пру­ жины груз, измерьте удлинение пружины  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для определения силы упругости; 3) запишите условие равновесия груза на пружине; 4) измерьте удлинение пружины после прикрепления к ней груза и запишите измеренную величину; 5) определите жёсткость пружины и оцените погрешность её измерения. Решение. 1) Рисунок экспериментальной установки: 2)  3)  4)Погрешность   измерения   удлинения Δl составляет  0,5 мм. 5) Жесткость пружины равна  ≈        ра   тив   три   про   зи   сто   ле   ние ре  че   ское со     R1. Для этого собе­ Определите элек рите   установку,   используя   источник   тока,   вольтметр,   амперметр,   ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помо­ щи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.  В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4) запишите численное значение электрического сопротивления. Решение. 1) Схема установки: 2) Сопротивление в данном случае будет вычисляться по закону Ома:   где U — падение   напряжения   на   резистор, I — сила   тока,   протекающего через резистор. 3) При силе тока 0,3 А напряжение на резисторе составило 3,0 В. 4) Вычислим сопротивление резистора:    тя   ви   сто   ты сво    бод   ных ко    си   мо   сти ча     Используя   штатив   с   муфтой   и   лапкой,   шарик   с   прикреплённой   к   нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите  до   сле  установку  для ис    ле   ба   ­  ва   ния за ний ни  го ма  но     ка от длины нити. Амплитуда колебаний маятника  ни   ят    должна быть малой (не более 10–15°). Определите время для 30 полных ко­ лебаний   и  вычислите  частоту   колебаний   для   трёх  случаев,   когда   длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени коле­ баний для трёх длин нити маятника в виде таблицы; 3) вычислите частоту колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте вывод о зависимости частоты свободных колебаний ни­ тяного маятника от длины нити.  Характеристика оборудования При выполнении задания используется комплект оборудования № 7 в составе:      ша   три   зи   сто   е  мой в ре  бо   ты элек  го тока, со  че   ско     ­ Соберите установку для определения  ра  вер   ре, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ,   реостат,   соединительные   провода   и   резистор,   обозначенный R2 — При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А. Определите рабо­ ту электрического тока в резисторе в течение 5 мин.  В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А; 4) запишите численное значение работы электрического тока. Решение. 1) Схема установки: 2) Работа электрического тока вычисляется по формуле:   где U — падение напряжения на резистор, I — сила тока, протекающего через резистор, t — время, в течение кото­ рого совершается работа. 3) При силе тока 0,5 А напряжение на резисторе составило 5 В. 4) Вычислим сопротивление резистора:   Таким образом, работа равна:        три   про   че   ско   го со    де   ле   ния элек Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­ единительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите установку для опре  ра.   При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А. В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А; 4) запишите численное значение электрического сопротивления резистора.  ле   ния ре  зи   сто   тив    Решение. 1. Схема экспериментальной установки:  2. I = U/R; R = U/I. 3. I = 0,2 А; U = 2,4 В. 4. R = 12 Ом.  де   ле   ния ра Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­ единительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите установку для опре    зи   ­ стор. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А. Определите рабо­ ту электрического тока, протекающего через резистор, в течение 5 минут.  че   ско   го тока, проо    ю   ще   го через ре    бо   ты элек  те   ка   три      В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А; 4) запишите численное значение электрического сопротивления резистора. Решение. 1. Схема экспериментальной установки: 2. А = U∙I∙t. 3. I = 0,5 А; U = 3,0 В; t = 5 мин = 300 с. 4. А = 450 Дж.      бо   ты элек  де   ле   ния ра Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соедини­ тельные   провода,   резистор,   обозначенный   R1,   соберите   установку   для опре    ре.  При   помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электриче­ ского тока за 10 минут.  1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;  че   ско   го тока на ре    зи   сто   три4) запишите значение работы электрического тока. Решение. 1. Схема экспериментальной установки: 2. А = U∙I∙t. 3. I = 0,3 А; U = 3,6 В; t = 10 мин = 600 с. 4. А = 648 Дж. • штатив с муфтой и лапкой; • метровая линейка (погрешность 5 мм); • шарик с прикреплённой к нему нитью длиной 110 см; • часы с секундной стрелкой (или секундомер). Решение. 1) рисунок экспериментальной установки: 2, 3) Длина нити l (м) 1 0,5   № 1 2 Число колебаний Время колебаний n 30 30 t (c) 60 42 Частота колебаний ν = n/t (Гц ) 0,5 0,7 30 30 0,25 3  4) Вывод: при уменьшении длины нити частота колебаний нитяного маят­ ника увеличивается. 1но     зо   ва   ни   ем не    бо   ты силы упру  но  Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамо­  го   сти при  ре   ния ра метр,  соберите установку для  из   ме  рав   ном подъёме гру  зов с ис  го блока.    мер       поль Определите работу, совершаемую силой упругости при подъёме двух со­ единённых вместе грузов на высоту 10 см.  В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта работы силы упругости; 3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути; запишите числовое значение работы силы упругости.  движ   по   Наборы лабораторные Комплект «ГИА­лаборатория» Комплект № 8 • штатив с муфтой • блок неподвижный • нить • два груза массой по (100 ± 2) г • динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) • штатив с муфтой • блок неподвижный • нить • два груза массой по (100 ± 2) г • динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (С = 0,1 Н) Решение. 1. Схема экспериментальной установки: 2.  3.  4.   же   вод   три      R1   и     R2.  не   нии   двух   про  че   ско   го   тока   при   па   Используя источник тока, амперметр, реостат, ключ, соединительные про­  ния силы  те пра  верь вода, резисторы, обозначенные R1 и R2, про   ви   ло сло       элек  лель      ном   со  еди   ни   ­    рал    ков:   В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) с помощью реостата установите силу тока в неразветвлённой части цепи 0,7 А и измерьте силу электрического тока в каждом из резисторов при их параллельном соединении; 3) сравните общую силу тока (до разветвления) с суммой сил тока в каж­ дом из резисторов (в каждом из ответвлений), учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью амперметра составляет 0,1 А; 4) сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого прави­ ла. Решение. 1. Схема экспериментальной установки приве­ дена на рисунке. 2. I = 0,7 A. Сила тока в резисторе R1: I1 = 0,2 А. Сила тока в резисторе R2: I2 = 0,4 А. 3. Сумма сил тока: I1 + I2 = 0,6 А. С учётом погрешности измерений сумма сил тока в резисторах находится в интервале от 0,4 до 0,8 А. Значение общей силы тока (0,7 А) попадает в этот интервал значений. Вывод: при параллельном соединении резисторов общая сила тока до раз­ ветвления равна сумме сил тока в каждом из ответвлений.